Мадонна канцлера Ролена

Ян ван Эйк

Сходу артобстрел изумительными фактами:

1. Красота, яркость, гиперреализм картины шокируют. А ведь это 15 век!

В нынешнее время фотографическое изображение узоров на одежде, орнамента на ковре (ковёр не здесь, он на другой донаторской картине ван Эйка) рождает мысли, что это цифровая обработка (сфотографировали элементы, внесли в программу, распечатали чуть “высветлив” на холсте и тупо раскрасили, в том числе и золотом. Вам нужна была картина “маслой”? Нате, “распишитеся”).

Но здесь 1435 год! Откуда? Как? Природный дар художника.

2. Глядя на картину, кажется, что это эпическое полотно нереально огромных размеров. Но нет. Скромные 66х62.

3. Общее: всех, в том числе и россиян, поражают красота картины и мастерство художника.

Частное: россияне замечают невероятное сходство канцлера со своим президентом. Не думаю, что Ян ван Эйк видел где-то Путина и из уважения к России решил наделить его чертами своего героя.

Значит, канцлер Николя Ролен реально так выглядел. И это подтверждает другой художник Рогир ван дер Вейден. На одной из его картин тоже есть Ролен. Кстати, встречаются различные варианты написания имени как одного, так и другого: Николас Ролин, Роже или Роджер ван дер Вейден. Верьте моему написанию.

4. О канцлере личное чуть позднее. Сама картина относится к так называемым вотивным изображениям.

От латинских слов:

votivus - торжественно обещанный, посвящённый;

votum - жертва, приношение, подношение;

ex voto - по обету;

Это дары (произведения искусства, дорогая посуда, сосуды с благовониями, ценные предметы), приносимые в храм по обету (обещанию), например, за выздоровление, за победу (если “победю”, пожертвую на алтарь золото для оклада Библии), либо с просьбой читать регулярную молитву, либо с благодарностью за что-то.

Ещё картина считается донаторской. Donator - даритель. Это изображение заказчика картины. Он обычно стоял перед Христом, Богоматерью или святыми. Затем картина (см. выше) дарилась храму.

5. Канцлер Николя Ролен являлся обладателем весьма любопытной и обширной биографии. Поэтому кратко:

Это реально существовавшее лицо. Рождён в 1376 году в городе Отён на территории нынешней Франции. В те времена феодальной раздробленности Бунгундия была, можно сказать, отдельной страной, хотя герцог формально являлся вассалом французского короля. И канцлер служил при дворе герцогов Бургундских. Был он не хухры-мухры вам, а всесильным влиятельным министром, первым человеком при дворе. Да, можно сравнить его должность с министром иностранных дел, хотя до него должность канцлера была довольно скромной, что-то вроде секретаря при правителе. Ролен же влиял на политику и соответственно на судьбы Франции и Бургундии. Биографы пишут, что Николя Ролен являлся хитроумным политиком, интриганом, карьеристом, активно множил своё богатство, копил земли и стал обладателем немалой части Бургундии и, забегая вперёд, даже французские территории захапал. Молодец, наша тема. Ещё он был меценатом, любил искусство, покровительствовал живописцам и много строил. Ну прямо приятнейший человек. Невольно вызывает уважение и симпатию. Хотя современники считали его жестоким, неуживчивым, хитрым, изворотливым и беспощадным к врагам. Ну идеальный портрет!

6. Личная жизнь *вжик-вжик бровями*.

Вследствие того, что отец Николя Ролена рано умер, матушка-вдова повторно вышла замуж, но только когда оба её сына стали половозрелыми. Она вышла замуж не за абы кого, а за влиятельного в городе человека, одного из старейшин городского совета. И одновременно с матушкой женились оба её сына на дочерях этого старейшины. Таким образом, новоявленный батя или, точнее, отчим стал заодно тестем Николя.

Но вскоре все три невесты умерли. И Николя Ролен оказался вдовцом, не успев стать отцом. К тому же осиротел, матушка ведь тоже ушла из жизни.

7. Тогда он женился повторно, на Мари дё Лонд. Его первую жену, к слову, звали Мари лё Мере.

Вторая жена была из ещё более богатой и влиятельной банкирской семьи. Она родила Николя четверых детей и тоже умерла довольно молодой. Их сын Жан стал епископом. Сын Антуан - судьёй.

8. Была у Николя Ролена и третья жена. Над её именем чёто ржут. Якобы Игуана, якобы Гигуана. Guigone. Гигон де Сален. Лучше бы её звали Мари.

Она родила ему троих детей. И, в отличие от предыдущих жён, не умерла, а оказалась запечатлена на алтарной картине ван дер Вейдена “Страшный суд” вместе с мужем.

Она была ещё более богатой и знатной, чем первые жёны. Служила фрейлиной при бургундском дворе. С её помощью Николя, и так не последний человек, возвысился того пуще и приобрёл материального богатства и влияния ещё больше.

9. Помимо законных детей у канцлера были бастарды от любовниц.

10. Вскоре после этого выгодного брака Ролена посвятили в рыцари и он стал законным аристократом. Первоначально был выходцем из среднего зажиточного класса.

11. Шутят, что у ван Эйка все, и мужчины, и женщины, похожи на Путина. Таковых женщин я не нашёл, не похожи. Но третья жена Ролена, который у ван Эйка сам похож на российского президента, на картине ван дер Вейдена “Страшный суд”, где она изображена вместе с мужем, похожа на Путина молоденького с постным лицом, а сам Ролен - на Путина старого (фото в комментариях).

12. На картинах канцлер Ролен с модной причёской тех времён, которая напоминает горшок, постриженный выше ушей.

13. Ролен действительно занимался благотворительностью и строил богоугодные заведения. В частности богадельню. Здание существует и в наши дни. Написано, что часть здания - музей. Здесь проводятся ежегодные винные аукционы и фестивали барочной музыки. Другая часть - дом престарелых, как и задумывалось. Вышеупомянутый “Страшный суд” здесь же на алтаре часовни.

При богадельне был основан женский монашеский орден. В богадельне находили приют обнищавшие в ходе Столетней войны люди. Это всё содержалось за счёт Ролена.

Несмотря на предназначение заведения он отстроил его, как музей, не поскупившись на лучших мастеров.

14. Умер канцлер Ролен в весьма пожилом для того времени возрасте 85 лет в 1462 году. До самой смерти к нему обращались за советами герцоги Бургундские, хотя он отошёл от дел, пробыв на посту канцлера около сорока лет.

15. Теперь от личности Ролена вернёмся к картине ван Эйка.

Чёткая структура и масса зашифрованного контента. Исследователи картины сводят с ума своей щепетильностью и дают понять, что ни один штрих не случаен.

Земное слева и небесное справа.

16. Место действия - дворец канцлера, комната для молитв. Столик с молитвословом. За ним стоит на коленях наш герой.

17. На стороне Девы Марии - Небесный град.

На стороне Ролена - сборный пейзаж средневекового города, каким мог быть и Отён. Но надо заметить, что жил канцлер в столице Бургундского герцогства - Дижон. Эти два города разделяет расстояние меньше ста километров.

18. Пальчики младенца продолжают дугообразную линию моста.

19. На мосту - распятие в знак памяти и скорби о гибели бургундского герцога Иоанна Бесстрашного.

20. Двое на набережной. Якобы художник изобразил себя (справа в красном головном уборе) и брата Хуберта, которого уже не было на момент написания картины в живых около десяти лет.

21. На балконе в стороне Девы Марии цветы: розы, лилии, ирисы, колокольчики. Её символы, как утверждают знатоки.

22. На стороне Ролена - сороки (символ тщеславия) и павлины (символ гордыни).

23. Есть версия, что ван Эйк зашифровал в своём творении семь смертных грехов. И все на земной стороне.

Опьянение Ноя на капители колонны - чревоугодие.

Павлин - гордыня.

Адам и Ева на другой капители, а также кролики под основанием колонны - прелюбодеяние.

Каин, убивающий Авеля - зависть и гнев.

Два зеваки - лень.

Кошелёк на бедре Ролена, закрашенный позднее, символизировать может алчность.

24. Буквица на странице книги, как утверждают исследователи, D, начало слова domine, соответственно это утренняя католическая молитва, а значит Дева Мария с младенцем явились канцлеру рано утром.

25. Есть романтическая версия, что канцлер Николя Ролен, уже будучи женатым на третьей жене Гигон, был влюблён в одну красавицу при бургундском дворе и после её трагической смерти заказал портрет любимой Яну ван Эйку.

Мы можем увидеть эту красавицу с золотыми волосами и ангельским ликом на картине “Мадонна в церкви” ван Эйка. Фото в комментариях.

26. У группы "Канцлер Ги" есть песня "Мадонна канцлера Ролена".

27. Кстати, кому интересно совпадение:

Канцлер Ролен не только похож на российского президента, но и родился в такой же год.

Мадонна канцлера Ролена Юмор, Художник, Живопись, Ян Ван Эйк, Картина, Мадонна, Длиннопост
Мадонна канцлера Ролена Юмор, Художник, Живопись, Ян Ван Эйк, Картина, Мадонна, Длиннопост

Лига искусствоведов

430 постов2K подписчиков

Добавить пост