Кто автор главного символа СССР
19 февраля 1885 года в семье московского купца Ивана Васильевича Камзолкина родился сын Евгений, будущий русский и советский художник. Нельзя сказать, что имя Камзолкина известно широким кругам, однако художник оставил заметный след в мировой истории: Евгений Иванович — автор легендарной эмблемы, символа Советской России, а позже Союза Советских Социалистических Республик — скрещенных серпа и молота.
До революции Евгений Иванович проживал в Москве. Окончил училище живописи, ваяния и зодчества, являлся членом Общества Леонардо да Винчи и Московского салона. Помимо живописи Камзолкин занимался фотографией, был участником Международной фотографической выставки в Турине. После Октябрьской революции художник служил в театре Замоскворецкого Совета рабочих и крестьянских депутатов, где изготавливал декорации ко многим спектаклям. С 1920 года Евгений Иванович поселился в городе Пушкино, где стал преподавать прикладное искусство в Пушкинской музыкально-художественной трудовой колонии имени Анатолия Васильевича Луначарского. Также Евгений Иванович стал служить инструктором по рисованию детской колонии «Лесной городок».
Ныне в краеведческом музее Пушкино имеется экспозиция, посвящённая Евгению Ивановичу Камзолкину и истории рождения знаменитого символа. Из рукописных воспоминаний художника, хранящихся в музее, можно подробнее узнать, как рождалась легенда.
В конце апреля Моссовет поручил мне оформить Серпуховскую площадь к 1 Мая. Как мне сказали, Замоскворечье — самый ответственный район: здесь живет до трехсот тысяч рабочих»
Камзолкин создал бригаду из четырех живописцев, пригласив своих друзей по училищу: Сергея Герасимова, Николая Чернышева, Дмитрия Соболева.
Товарищи из Моссовета говорили: может, плуг и молот с наковальней изобразить? Я решил, на свой страх и риск, перебрав уйму вариантов, сделать символом крестьян серп, а рабочих — молот без наковальни. Я сделал несколько набросков и наиболее подходящими счел перекрещивающиеся серп и молот. Мне казалось, что такое сплетение выразительно и звучит как эмблема. Ее я и решил поместить на первомайские стяги и полотнища»
А вот как описал рождение легендарной эмблемы Сергей Герасимов, будущий первый секретарь Союза художников СССР, народный художник СССР:
Мы разостлали на полу мастерской кумачовое полотнище, стали углем на длинных шпильках чертить рисунки. Стоявший рядом со мной Евгений Камзолкин сказал: “А что если попробовать такую эмблему — пожалуй, будет советской?” При этом стал чертить серп, говоря, что это будет означать крестьянство, а внутри — молот: это будет рабочий класс. “Ведь, пожалуй, подойдет”, — сказал он. Мы согласились»
Евгений Иванович даже не представлял какое значение будет иметь этот символ:
Конечно, эту эмблему я рассматривал только как украшение первомайского праздника 1918 года. И у меня и в мыслях не было, что впоследствии она войдет в наш Государственный герб и обойдет весь мир как символ народов мирного труда»
Творческий поиск происходил 29 апреля 1918 года, а уже 1 мая на Серпуховской площади полыхали огромные красные флаги, в верхней части которых красовались золотые скрещенные серп и молот. Новая эмблема получилась настолько удачной, что в июле 1918 года Всероссийский съезд Советов утвердил её как государственную.
Лига историков
13.5K поста50.1K подписчика
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения