gavrilovizbresta

gavrilovizbresta

Пикабушник
Дата рождения: 21 октября
1553 рейтинг 2 подписчика 75 подписок 10 постов 6 в горячем
Награды:
10 лет на ПикабуС Днем рождения, Пикабу!
12

Великая гражданская война

Великая гражданская война Политика, Великая Отечественная война, Гражданская война, 9 мая - День Победы, Длиннопост
Когда проезжал по городу, на главной улице, среди разбитых и полуразбитых домов, увидел уцелевшие вывески. При немцах тут, в Могилеве, водилась кое-какая торговлишка, лепились по магазинчикам вылезшие из подполья лавочники; было здесь и свечное производство, и комиссионный магазин какого-то А. Дуплака, и чье-то, не разобрать чье, потому что полвывески оторвано снарядом, кафе…
Увидел все это и вспомнил двадцатый год — ноябрьский, холодный не по-крымскому день, когда после Перекопа, догоняя бежавших белых, вошли в Симферополь и увидели главную улицу с заколоченными, ободранными, но все же побогаче этих, могилевских, магазинами, лавками и лавчонками с еще оставшимися на вывесках следами всего того, что жило там при Врангеле…
Вспомнил тогдашние свои чувства — молодого, двадцатипятилетнего человека, только недавно взорвавшего старый мир и добивавшего его там, в Крыму. Вспомнил и подумал о том, о чем среди всех военных забот порой забывалось: нет, не просто — мы и немцы! Не только это! Есть еще и свои тараканы, свои клопы! Дохленькие, уж, казалось, так присушенные временем, что одна шелуха осталась, а все же ожившие, сумевшие, открывшие свою небогатую торговлишку. Жили при немцах навряд ли так уж сладко — в страхе и на цыпочках. А все же хоть и на цыпочках, но питали надежду на возвращение старого, разбитого в семнадцатом году… Хоть какого-никакого, на любых условиях…

Текст из посвящённого Великой Отечественной войне романа Константина Симонова «Живые и мёртвые» вынесен в начало статьи неслучайно. Образ комбрига Серпилина (а это его мысли в приведённом абзаце), по объяснению самого автора, стал собирательным образом с типичной биографией для красноармейца в возрасте после 40 лет: когда-то красноармеец Гражданской, воюющий за Советскую Родину и новый мир — ныне красноармеец Великой Отечественной, вновь отстаивающий те же самые ценности.


В нашей с вами современности давно назрела необходимость регулярно подчёркивать преемственность: Гражданская война — Великая Отечественная. К сожалению во многом мы забыли об этом, и потому стали лёгкой добычей в руках ловких манипуляторов от истории. Обратите внимание как часто встречаются "патриоты" для которых Октябрьская революция это предательство, но при этом Сталин, Жуков и Карбышев национальные герои. А трогательная история о бывшем белом генерале Деникине, героически отказавшимся идти в услужение Гитлеру?! Ведь и её вытаскивают из ура-патриотического чулана, специально чтобы развести два этих взаимосвязанных исторических отрезка.


Со всеми этими делами — ранняя биография советских военачальников совершенно не афишируется. Дела Великой Отечественной — пожалуйста: да — воевали, да — руководили, да —творцы Великой Победы. Что было раньше, что было в Гражданскую — молчок. Давайте же мы посмотрим биографии героев, какой выбор они сделали во время великого исторического разлома нашей и мировой истории:


Жуков Георгий Константинович


В императорскую армию призван в 1915 году. С 1916 года на фронте, награждён Георгиевским крестом 4-й степени. Получил тяжёлую контузию. В 1918 году Жуков вступает в ряды Красной Армии, в 1919 году в РКП(б). В Гражданскую войну красноармеец Жуков сражался на Восточном, Западном и Южном фронтах против уральских казаков, под Царицыном с войсками Деникина и Врангеля.


Рокоссовский Константин Константинович


Участник Первой мировой войны как охотник (доброволец). Был награждён Георгиевским крестом 4-й степени и произведён в ефрейторы. После Февральской революции полк, где служил Рокоссовский, присягнул Временному правительству. Согласно Приказу № 1 Петроградского Совета был избран полковой комитет, Рокоссовский произведён в младшие унтер-офицеры. В августе 1917 года награждён Георгиевской медалью 2-ой степени. В декабре 1917 года Рокоссовский добровольно перешёл в Красную Гвардию. В Гражданскую войну Рокоссовский —командир эскадрона, отдельного дивизиона, отдельного кавалерийского полка Красной Армии. С 1919 года член РКП(б).


Шапошников Борис Михайлович


Участник Первой Мировой войны. Показал отличное знание тактики, проявил личную отвагу, за боевые заслуги в 1916 году был отмечен Высочайшим благоволением. В сентябре 1917 года Шапошников произведён в чин полковника. После Октябрьской революции на съезде делегатов военно-революционных комитетов был избран начальником Кавказской гренадерской дивизии. В марте 1918 года Шапошников был демобилизован и через 2 месяца добровольно вступил в Красную Армию, где был задействован на разработке большинства основных директив, приказов и распоряжений по фронтам и армиям. В 1921 году награждён орденом Красного Знамени.


Баграмян Иван Христофорович


Во время Первой мировой проработал несколько месяцев на железной дороге, затем в 1915 году вступил добровольцем в армию. После Февральской революции поддержал армянскую партию «Дашнакцутюн» выступавшую за независимость Армении от России, однако уже к 1920 году присоединился к восставшим против дашнакского правительства. Добровольно вступил в Красную Армию в качестве командира эскадрона 1-го Армянского полка. Принимал участие в установлении Советской власти в Армении и Грузии.


Конев Иван Степанович


Участник Первой мировой войны с 1916 года. Воевал в составе 2-го отдельного тяжёлого артиллерийского дивизиона. В 1918 году, после демобилизации, вступил в большевистскую партию. Был избран уездным военным комиссаром в городе Никольске Вологодской губернии. Воевал в рядах Красной Армии на восточном фронте против Колчака, Дальневосточной армии и японских интервентов на Дальнем Востоке.


Тимошенко Семён Константинович


Участник Первой мировой войны с 1914 года. За храбрость награждён Георгиевскими крестами трёх степеней. Был арестован и отдан под суд после того, как ударил офицера. С 1918 года Тимошенко в Красной Армии. Командовал взводом, эскадроном. Участник обороны Царицына, командир кавалерийской бригады. Был пять раз ранен, но не покидал строя. За боевые подвиги награждён тремя орденами Красного Знамени и почётным революционным оружием.


Карбышев Дмитрий Михайлович


Участник русско-японской войны. В составе своего батальона укреплял позиции, устанавливал средства связи, наводил мосты, вёл разведку боем. Награждён орденами и медалями. В 1906 году по обвинению в революционной агитации среди солдат ему грозили военно-полевой суд тюрьма или расстрел, однако офицерский суд чести вступился за храброго офицера, и Карбышев был лишь отправлен в запас. Участник Первой мировой с первого дня. Награждён орденом св. Анны и произведён в подполковники. Был ранен в ногу. Участник Брусиловского прорыва. После Октябрьской революции, в декабре 1917 года Карбышев вступает в Красную гвардию. С 1918 года в Красной Армии, назначается в Коллегию по обороне страны при Главном военно-техническом управлении РККА. В ноябре 1920 года действует против Врангеля — руководит инженерным обеспечением штурма Чонгарских укреплений и Перекопа.


Малиновский Родион Яковлевич


Участник Первой мировой войны. В 1916 году в составе 1-й бригады экспедиционного корпуса Русской армии сражается на Западном фронте, во Франции. Ранен, после многих приключений во Франции и лечения в госпитале оказывается в Иностранном Легионе. После Октябрьской революции в России Малиновский стремится попасть в Красную Армию: «Бороться с бывшими «хозяевами жизни»», — как он называл старую власть. На родину пробрался самостоятельно. Под Омском был захвачен разъездом красноармейцев и сперва едва не был расстрелян — задержавшие его красноармейцы 27-й стрелковой дивизии обнаружили у него французские награды и книги на французском, и сочли его шпионом. С трудом уговорил их доставить его в штаб, где ему поверили. В составе этой дивизии Красной Армии принял участие в Гражданской войне на восточном фронте против войск адмирала Колчака.


***


Конечно было бы несправедливо не добавить: были случаи разные, как бывшие белые добросовестно воевавшие в Великую Отечественную в РККА, так и бывшие красноармейцы, перешедшие на сторону фашистов (достаточно вспомнить Власова). Всякое было. Однако общую тенденцию все эти частности не отменяют — в Великой Отечественной, как и в Гражданской войне, сошлись в смертельной схватке всё те же силы. «Нет, не просто — мы и немцы! Не только это! Есть еще и свои тараканы, свои клопы!». Как бы не возвеличивали сегодня отказ служить Гитлеру бывшего белого генерала Деникина или оказываемую Советской стране помощь от какой-то части русской эмиграции, не они выиграли битву за Родину, за новый мир. Даже из приведённых выше биографий советских военачальников становится ясно: Красная Армия образца 1918 года и Красная Армия образца 1941 — одна и та же армия, и все попытки отрицания и опорочивания первой можно и должно рассматривать как такое же опорочивание второй. В этом отношении памятник Бандере ничем не отличается от мемориальной доски Колчаку.


Отдельно стоит обратить внимание, какой удар по антисоветчикам всех мастей может нанести тиражирование биографии доблестных военачальников Великой Отечественной. Смотрите: вот герой Дмитрий Михайлович Карбышев — патриот, преданный Родине до конца и зверски замученный фашистами. Почему офицер патриот, рождённый в семье богатых купцов, сразу после Октябрьской революции перешёл на сторону большевиков? Почему такой же поступок совершили другие храбрые люди, сражавшиеся и отличавшиеся в боях в старой царской армии? Каждый такой поднятый вопрос — удар по антисоветской пропаганде.


Безусловно, правящему классу нет никакого дела ни до Первой мировой войны, ни до Великой Отечественной, ни до истории вообще. История используется лишь как инструмент для укрепления своих позиций: власти, прав собственности. Позиции должны оставаться незыблемыми, а значит общественно-политический строй, способный их изменить, исторически должен быть дискредитирован. Тем не менее от внимания правящего класса не ускользает и другой факт: полностью откинуть Великую Отечественную войну, Победу и подвиг советского народа сейчас никак не получится — «народ не готов» (пробным шаром, проверкой является мемориальная доска Маннергейму в Санкт-Петербурге — на её установку последовала очень жёсткая реакция общественности). В этом случае и остаётся один вариант — выхолащивать суть войны и Победы, отделить их от РККА времён Гражданской войны, и по возможности как можно теснее «спаять» с белогвардейцами и эмиграцией.


ИСТОЧНИК

Показать полностью
215

Новосибирским протестом против повышения тарифов ЖКХ рулили не либералы

Данный пост http://pikabu.ru/story/kazna_pusteet__4993165 и комментарии под ним меня крайне удивили, люди оказывается не в курсе, что было два оргкомитета "либеральный" и "коммунистический". Соответственно было два параллельных протеста. Всего проведено 7 митингов: 3 "либеральных" и 4 "коммунистических", а также ряд других акций.

Вот фото с последнего митинга 8 апреля, с очень "либеральным" лозунгом: Капитализм на свалку истории

Новосибирским протестом против повышения тарифов ЖКХ рулили не либералы Политика, Новосибирск, Митинг, ЖКХ, Либералы, Коммунисты, Длиннопост

Поэтому, во избежание однобокости и приписывания либералами всей заслуги себе, я решил выложить точку зрения коммунистов, а именно статью интернет журнала Вестник Бури



Некоторое время назад губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий издал постановление, по которому с 1 июля 2017 года тарифы ЖКХ взлетели бы в среднем на 15%, а на водоотведение и холодное водоснабжение — на 20,1% и 20%. Этот беспредел оправдывался речами об "износе коммуникаций" и т.д. Примечательно, что данное решение поддержала и фракция КПРФ в городском совете г. Новосибирска, за исключением 3 депутатов. Более подробно об этом читайте здесь:


http://sibkray.ru/news/2126/884430/


И вот тут плотину народного терпения прорвало — начались массовые протесты. При этом было образовано сразу 2 оргкомитета. Первый состоял преимущественно из либералов, второй — из представителей социальных движений и левых организаций. Либеральный оргкомитет возглавлял политтехнолог экс-губернатора Новосибирской области Сергея Юрченко Виктор Козодой и пиарщик Андрей Гладченко. Ставку они делали, по большей части, на проведение круглых столов и совещаний с представителями администрации. В то же время, один за другим прошли 7 митингов, самый крупный собрал до 3 тыс человек. Примечательно, что именно на него в качестве "свадебного генерала" пожаловал Алексей Навальный. После чего либеральный оргкомитет по сути развалился. Знамя борьбы подхватили левые и социальные организации, а требования граждан быстро стали пополняться политическими. В частности, требованием отставки губернатора.


Но не митингами едиными жил протест. В апреле, после нескольких месяцев борьбы, активисты пригрозили властям перекрытием центральных улиц близ мэрии Новосибирска. Противостояние готово было вылиться в открытые столкновения в сердце города.


В результате губернатор Городецкий отменил собственное постановление о резком повышении тарифов, анонсировав лишь 4%-ный рост. И хотя это безусловная победа, многие активисты и жители города/области не намерены останавливаться на достигнутом.


Отметим ещё раз, что в решающий момент центральную роль в протесте играли отнюдь не либеральные организации, чья тактика, как правило, сводится к "хождению на митинги как на работу" в целях попадания на Эхо Москвы и "посиделками" с представителями власти. Главная заслуга здесь принадлежит Комитету солидарных действий, куда вошли, в первую очередь, социальные и левые движения: «Пенсионеры — за достойную жизнь!», ассоциация советов многоквартирных домов Новосибирской области, АНО «Альтернатива ЖКХ», местные отделения «РОТ ФРОНТа» и Российского коммунистического союза молодежи. Не без гордости заметим, что и наши постоянные авторы Никита Рыжков и Александр Воронков из РКСМ также приняли самое деятельное участие в организации протестов.


Итак, промежуточный успех есть, движение продолжается. Берём пример!


ВЕСТНИК БУРИ

Показать полностью 1
38

Уничтожали ли большевики русскую культуру?

Культурная утонченность дореволюционной эпохи и бесчинства большевиков, хотевших «до основанья» разрушить старый мир, в том числе и классическую русскую культуру, – таков образ эпохи, который нам навязывают уже более двадцати лет. Однако соответствует ли он действительности? Не более чем другие истасканные мифы, сочиняемые для дискредитации советского строя. В реальности большевики не только не уничтожили русскую культуру – они заложили основу для ее истинного и широкомасштабного распространения.


КОГО ЧИТАЛИ В РОССИИ ДО РЕВОЛЮЦИИ?

Взять, к примеру, тиражи изданий русских классиков до Великой Октябрьской революции. Показатель, как говорится, «железный» и довольно легко проверяемый. Так вот, даже самые массовые тиражи редко доходили до 10 тысяч, а книги были чем-то вроде предметов роскоши, доступных лишь самым привилегированным слоям населения.


Красноречивым показателем является празднование столетнего юбилея Пушкина в 1899 году. Юбилейное академическое (но так и неоконченное) полное собрание сочинений поэта уже в момент своего появления стало библиографической редкостью. Пара тысяч экземпляров на страну со 140-миллионным населением – это даже меньше, чем капля в море. Что касается юбилейных пушкинских брошюр «для народа», то их тираж доходил аж до 10 тысяч. Однако неряшливая печать, дешевая бумага и тенденциозно отобранные тексты, показывавшие Пушкина аполитичным поэтом, сводили на нет даже эти попытки донести классика до массового читателя.


Крупнейшим дореволюционным изданием Пушкина стал 10-томник, выпущенный Сувориным. При тираже в 15 тыс. экз. стоил он полтора рубля. В целом же, как резюмирует Страхов, «дальше города и глубже интеллигенции эти книги все же не шли». На схожую участь быть авторами «для узкого круга» были обречены до Октябрьской революции и большинство других русских классиков. Единственным исключением был, пожалуй, Лев Толстой. Тираж его Полного собрания сочинений, изданного в качестве приложения к журналу «Вокруг света» в 1913 году, достиг астрономических по тем временам 100 тыс. экз.


Кого же читал обычный читатель (если конечно, он был обучен грамоте!) в Российской империи, которую нам рисуют в образе «оплота русской культуры и русского духа»? Когда подобный вопрос задали Льву Толстому, он ответил:

– Матвея Комарова.

Кем же был этот таинственный Матвей Комаров? А был он автором лубочных книжек, таких, например, как «Славный мошенник и вор Ванька Каин». Подобная примитивная (но весьма доступная – ценой всего лишь 3 коп.!) литература расходилась в народе миллионными тиражами вплоть до 1917 года, формировала вкусы и ценности.


Поднимать народ до высокого культурного уровня никто тогда всерьез не брался. Неудивительно, что один французский журналист, спросив в 1911 году у крестьянина, знает ли тот Пушкина, получил в ответ:

– Нет, барин, это, должно, не нашей волости.


Впрочем, низкопробная литература была востребована не только на селе. В городах наиболее распространенными изданиями были песенники, сонники, письмовники и всевозможная «сыщицкая» литература.


После начала Первой мировой войны ситуация еще более ухудшилась. Вдвое (с 2 до 1 тыс.) сократилось число книжных магазинов, а объем издававшихся книг снизился до 50% от довоенного уровня. Свою роль сыграло и то, что российские издательства закупали оборудование и комплектующие к нему за границей (внутри страны они не выпускались), а война перекрыла поставки. «Спрос на художественную литературу резко падал, несмотря на то, что это был «серебряный век» русской литературы, – признают авторы исследования «История русской книги».

К Великой Октябрьской революции русская классика и вовсе оказалась на задворках. Война и экономический кризис, довольно быстро переросший в политический, нанесли сильнейший удар и по книгоизданию, и в целом по культуре. Винить в этом большевиков абсурдно. К моменту установления советской власти ситуация в этой сфере была, мягко говоря, плачевной.


БОЛЬШЕВИКИ И РУССКИЕ КЛАССИКИ

К счастью, тогда, почти сто лет назад, России повезло с правителями, и одной из задач новой власти было провозглашено культурное строительство. Напомним, что происходило это в тяжелейших условиях хозяйственной разрухи и Гражданской войны. Достаточно сказать, что производство бумаги уменьшилось к 1921 году в 10 раз. Несмотря на это, в кратчайшие сроки была создана разветвленная сеть книгоиздания и книгораспространения. Причем в свет выходили не только агитационные издания и периодическая печать. Уже в 1918-1919 годах в Советской России был налажен выпуск художественной литературы. По воспоминаниям Бонч-Бруевича, занимавшего тогда должность управляющего делами Совета народных комиссаров, вскоре после Октябрьской революции В.И. Ленин предложил наркому просвещения А.В. Луначарскому организовать при Наркомпросе издательский отдел и напечатать в большом количестве сочинения классиков.


Такие известные писатели, как В. Брюсов, В. Вересаев, Е. Лундберг и др., организовали в 1918 году серию «Народная библиотека», в которой вышли произведения Льва Толстого, Достоевского, Островского, Чехова, Герцена, Лермонтова. Кроме того, переизданием произведений русских классиков занялся непосредственно Госиздат. В двух сериях («Избранные произведения классиков» и «Библиотека русских романов») вышли произведения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Чехова, Горького.


Приведем конкретные примеры изданий русских классиков, предпринятые в первые годы советской власти. Уже в 1918 году одно из двух государственных издательств — издательство литературного отдела Наркомпроса — провело массовое (тиражом 25-50 тыс. экз. и по дешевой цене) издание книг Салтыкова-Щедрина, Чехова, Белинского, Г. Успенского и ряда других авторов.

В 1919 году Государственное издательство начало работу над выпуском в свет Полного собрания сочинений Пушкина. Редактором, автором вступительной статьи и комментариев стал Валерий Брюсов. В предисловии он писал: «Новое издание «Полного собрания сочинений» А.С. Пушкина… имеет целью удовлетворить насущную потребность русских читателей — получить сочинения величайшего из наших поэтов в издании, позволяющем не только читать, но и изучать его произведения».


К сожалению, из намеченного собрания сочинений вышел только первый том: свои коррективы внесли трудности военного времени. Однако в том же году в уже упомянутой нами серии «Народная библиотека» были изданы сразу несколько книг Пушкина.


Также в 1919 году в той же серии вышел сборник стихотворений Тютчева. В том же году в Петрограде было осуществлено издание Полного собрания сочинений Гоголя.


В 1924-м вышли избранные сочинения Лермонтова в четырех книгах, а спустя два года — Полное собрание сочинений писателя, где тексты произведений были проверены полностью по всем доступным источникам. За последующие 6 лет вышло пять переизданий собрания сочинений.

Особое значение советской властью придавалось изданию сочинений Л.Н. Толстого. В 1928 году, когда в стране отмечался юбилей писателя, было начато сразу три издания: Полное собрание художественных произведений в 12 томах (вышло в том же году приложением к журналу «Огонек»); Полное собрание художественных произведений в 15 томах (завершено в 1930 г.) и Полное собрание сочинений в 90 томах, давшее исчерпывающий свод сочинений, дневников и писем Толстого (завершено в 1958 г.).


Одним из устойчивых мифов, с помощью которых очерняется советская эпоха, является якобы непримиримая позиция, занимаемая большевиками по отношению к Ф.М. Достоевскому. Согласно этому мифу Достоевский в советском литературоведении всячески поносился, а некоторые его произведения (например, «Бесы») были запрещены «советской цензурой». Это не так. Да, часть литературного наследия Достоевского считалась «реакционной» (правда, этот шаблон возник не после 1917 г., а гораздо раньше, еще при жизни писателя), однако произведения писателя печатались в советское время огромными тиражами и без изъятий. В том числе и в первые годы после Октябрьской революции. Например, начатое в 1911 году 23-томное Полное собрание сочинений Достоевского было завершено уже при советской власти (последние тома вышли в 1918 г.). В 1926-1930 годах было осуществлено первое издание художественных произведений и писем писателя на научной основе, включавшее, к слову сказать, и пресловутых «Бесов». А уже в 1935-м этот роман Достоевского вышел отдельным изданием в издательстве «Academia». Всего же в СССР по состоянию на 1981 год произведения Достоевского издавались 428 раз суммарным тиражом более 34 млн экз.


Но главное, что издания русских писателей становились действительно массовыми и доступными не узкому кругу читателей, а широким слоям населения. Конечно, достичь этого моментально было невозможно: еще раз напомним об огромных экономических трудностях, которые испытывала в то время страна. Однако уже в первые годы после Великой Октябрьской революции тираж изданий сначала догнал дореволюционные показатели, а затем многократно их превысил.


В итоге уже в 1927 году книжная продукция советских издательств по тиражу превзошла 1913 год (наиболее высокий по показателям) в 2,8 раза, а по числу названий — в 1,4 раза. Вопреки сложившемуся стереотипу, издания партийной литературы в СССР вовсе не составляли львиной доли публикаций. Да, на первом месте среди авторов находился Ленин (592 млн экз. на 120 языках за 1917-1982 гг.). Однако второе место с не столь существенным разрывом занимал Л.Н. Толстой: 323 млн на 112 языках. Далее следует Пушкин (301 млн на 102 языках), А.М. Горький (208 млн на 98 языках), С.Я. Маршак (202 млн на 96 языках), А.Н. Толстой (167 млн на 80 языках), В.В. Маяковский (144 млн на 84 языках), А.П. Чехов (142 млн на 90 языках) и только потом — произведения Маркса и Энгельса (131 млн экз. на 97 языках). Как видим, среди произведений художественной литературы в Советском Союзе лидировали творения русских классиков.

Необходимо отметить еще один важный факт: если до 1917 года русские классики издавались почти полностью на русском языке, то с приходом советской власти познакомиться с их произведениями смогли и представители других народов, населявших страну (и, кстати, составлявших больше половины ее населения!). Если в период с 1899 по 1916 год тираж сочинений Пушкина на языках нацменьшинств составил всего-навсего 23 тыс. экз., то за 1918-1937 годы их было выпущено более 2 млн на 50 с лишним языках!


ПРИОБЩЕНИЕ К КУЛЬТУРЕ

Однако массовое издание произведений русской классической литературы было бы бессмысленным, если бы, как и в царской России, читать и понимать их мог ограниченный круг — аристократия, интеллигенция, часть мещанства. Огромная заслуга советской власти заключается в том, что она приобщила к русской литературе (да и культуре в целом!) миллионы людей, имевших прежде весьма смутное понятие о Пушкине, Толстом, Достоевском… Распространение грамотности сделало русскую культуру по-настоящему всенародной.


С каждым годом увеличивалось число библиотек. До революции библиотечная сеть была развита слабо, в 1913 году в России было немногим более 12 тыс. публичных библиотек. Существовали они на добровольные пожертвования и нередко находились в неприспособленных помещениях. Уже к 1922 году число библиотек увеличивается почти до 18 тыс., а к 1925 году — до 29 тысяч. При этом они выходят за пределы города. В виде изб-читален библиотеки становятся обыденной реальностью и сельской местности. В 1939 году в СССР было уже около 250 тыс. библиотечных точек всех типов.


Еще одним важным шагом, свидетельствующим об уважительном отношении большевиков к русской культуре, стал план монументальной пропаганды. Ее автором был Ленин, который предложил украсить города памятниками революционерам, гуманистам, писателям, художникам. В результате уже 12 апреля 1918 года был подписан первый декрет Совнаркома о монументальной пропаганде. Утвержденный Лениным список включал 69 имён. Среди них были не только деятели освободительного и революционного движения, но и великие русские писатели и поэты.

Уничтожали ли большевики русскую культуру? Ленин, Культура, Литература, Памятник, Музей, История, Политика, Длиннопост

Претенденты на увековечивание отбирались не по партийным или революционным заслугам (какие революционные заслуги у писавшего иконы Рублёва или автора «Явления Христа народу» Иванова?), а по их гениальности и вкладу в культуру — в том числе русскую культуру!К сожалению, сложные условия, в которых находилась страна, и начавшаяся Гражданская война, не позволили плану осуществиться в полном объеме. Однако даже достигнутые результаты впечатляют. Например, в 1918 году на Цветном бульваре в Москве появляется первый памятник Ф.М. Достоевскому (сейчас он находится в сквере у больницы, названной именем писателя).

Уничтожали ли большевики русскую культуру? Ленин, Культура, Литература, Памятник, Музей, История, Политика, Длиннопост

Вскоре после Октябрьской революции создается сеть музеев, сыгравшая важную роль в популяризации наследия русских писателей. В январе 1918-го Третий съезд Советов принял специальное постановление о развитии музейного дела в стране. В документе особо подчеркивалось значение сохранения культурного наследия и необходимость превратить культурные ценности «в музеи для общенародного пользования и сделать их источником воспитания».

В этом же году открылись музей-усадьба С.Т. Аксакова в подмосковном Абрамцеве, музей И.С. Тургенева в Орле. В 1920 году Ленин поддержал решение об открытии музея-усадьбы имени Ф.И. Тютчева в подмосковном селе Муранове.


В 1921 году открывается музей Л.Н. Толстого в Ясной Поляне. Интересно отметить, что подобная инициатива до революции была сорвана: вскоре после смерти писателя его вдова и сыновья обратились к властям с просьбой приобрести усадьбу в государственную собственность. На заседании Совета министров было решено выкупить Ясную Поляну, однако верх взяла позиция обер-прокурора синода В.К. Саблера и министра просвещения Л.А. Кассо, которые находили недопустимым, чтобы правительство «прославляло своих врагов и обогащало их детей за счет государства». В итоге император Николай II наложил свою резолюцию: «Нахожу покупку имения гр. Толстого правительством недопустимою».


1925 год — Ленинград. Дом на набережной Мойки 12. В этом доме после дуэли умер от ран гениальный русский писатель и поэт Александр Сергеевич Пушкин. Во времена Российской Империи в квартире в этом доме, память о поэте не была увековечена никак — обыкновенная квартира, сдававшаяся в наём. «Русофобы-большевики» решили здесь организовать музей-квартиру Александра Сергеевича.


Другие примеры

1921 год — в Петрограде открывается государственная филармония. Догадайтесь, кому была посвящена первая программа с симфоническим концертом? Правильный ответ: великому русскому композитору Чайковскому.


1923 год — Симеоновский мост в Петрограде получает имя русского литературного критика Белинского. Улица Сергиевская переименовывается в Чайковского. Многие иные улицы бывшей столицы получают имена русских литераторов, композиторов, деятелей искусств. В том же году Екатерининский канал получает имя русского писателя и дипломата (между прочим погибшего при исполнении своих профессиональных обязанностей) Александра Сергеевича Грибоедова. Не правда ли, странно? Зачем «большевикам-русофобам» понадобилось увековечивать имя автора комедии в стихах «Горе от ума», в которой положительный герой более всего негодует от преклонения перед иностранщиной.


1925 год — Ленинградскому фарфоровому заводу присвоено имя русского учёного, писателя и поэта — Ломоносова. Как вы думаете, в честь чего произошло столь значимое событие? Правильно, в честь 200-летия Российской академии наук. Такое вот «большевистское отрицание русской истории».


Примеры можно продолжать. Но все они в конечном итоге подтверждают: единственным периодом, когда русская культура была действительно массовой и общедоступной, является советская эпоха. Ни до нее, когда она была привилегией элиты и признаком кастового превосходства, ни тем более после, когда из миросозерцания людей выхолащиваются духовные ценности, культура не играла той созидательной роли, какой была наделена в период с 1917 по 1991 год. Об этом нужно помнить всегда, когда речь заходит о культуре и ее кризисе в современной России. Возрождение культуры возможно только при условии смены курса с капиталистического на социалистический.


ИСТОЧНИК1


ИСТОЧНИК2

Показать полностью 2
133

Единственная известная в истории женщина – командир бронепоезда

Единственная известная в истории женщина – командир бронепоезда Гражданская война, Девушки и армия, Длиннопост

Людмила Наумовна Мокиевская-Зубок (на фото она в черкеске, стоит слева) была незаконнорожденной дочерью дворянки Глафиры Тимофеевной Мокиевской-Зубок, проживавшей в Чернигове, и Наума Яковлевича Быховского, известного публициста-революционера, вначале народника, а потом члена ЦК ПСР.


Училась в частной гимназии (в казённую гимназию её отказались принять как «незаконнорожденную»), где была одной из лучших учениц. В 1912 году поступила в Психоневрологический институт Петербурга, где уже тогда проявилась её откровенная нелюбовь к существующим в России порядкам. Вскоре она заинтересовалась революционной работой и вступила в партию Эсеров-максималистов.


Из воспоминаний Е.И.Гутман, опубликованных в книге «Без них мы не победили бы»:

Революционная борьба сразу захватывает ее. В октябрьские дни 1917 года она отправляется в штаб революции – Смольный, где организуется оборона только что родившейся Советской республики. Мокиевская вступает в отряд Красной гвардии и снова учится – теперь уже военному делу.


В трудные дни декабря 1917 года народный комиссар по военным делам Николай Ильич Подвойский вручает Мокиевской мандат как комиссару по продовольствию, направлявшемуся в Екатеринослав. Работа очень важная и ответственная.


В январе 1918 года рабочие Брянского завода начали строить бронепоезд. Энергичная и решительная девушка, комиссар по продовольствию Мокиевская стала одним из организаторов этой работы. И когда бронепоезд был готов, Людмилу назначили его командиром.


С 25 февраля 1918 года она – командир красного украинского бронепоезда «3-й Брянский» и одновременно комиссар Брянского боевого отряда рабочих Екатеринославщины. Ее бронепоезд сражается с немецкими войсками и гайдамаками Центральной Рады, с белоказаками-красновцами под Царицыном.  


Антонов-Овсеенко, вспоминая этот период, писал: «С февраля 1918 года Мокиевская командир бронепоезда. Ее бронепоезд в течении всего лета 1918 года не выходил из боев. Он участвовал в подавлении контрреволюционного мятежа в Ярославле, в обороне Царицына, в боях против гайдамаков, немецких оккупантов и петлюровцев на Украине».


В районе Гадяч-Ромны, а затем у Ромодана бронепоезд Мокиевской прикрывал отход наших частей под давлением наступавших войск германских империалистов на Полтаву. В.А.Антонов-Овсеенко писал об этих боях: «Во время эвакуации ст. Ромодан штабной поезд двинулся по направлению Миргорода под прикрытием бронепоезда доблестной т. Мокиевской, до последнего момента задерживавшей натиск германцев.

Наши части, успешно сражавшиеся на харьковском направлении, оказались отрезанными от основных сил Красной Армии. Тогда бронепоезд Мокиевской прорвался к Харькову и вывел из окружения штаб и оборонявшие город советские войска.

Людмила отличалась хладнокровием в боях, самоотверженностью и героизмом. Она была прекрасным примером для всей команды бронепоезда. Она умела находить верные пути к сердцам бойцов. Ее выступления перед ними всегда отличались революционной страстностью и убежденностью. Слова Людмилы Мокиевской были искренни, правдивы, и потому бойцы так были преданы ей, революционному делу, за которое они боролись, и потому так высока была дисциплина на бронепоезде».


К осени 1918 года бронепоезд "3-й Брянский" оказался настолько потрепан в боевых схватках, что его пришлось отправить на ремонт в Нижний Новгород, на Сормовский завод. Ремонт затянулся, и Мокиевская настояла, чтобы ей дали другой бронепоезд. По данным, сохранившимся в Центральном архиве Советской Армии, 22 ноября 1918 года она стала командиром бронепоезда №3 «Власть советам». В.А.Антонов-Овсеенко писал в Центробронь об этом периоде работы Людмилы Наумовны: «Тов. Мокиевская, командуя бронепоездом №3, проявила выдающиеся боевые качества, постоянно держала команду в строгом порядке, все боевые распоряжения выполняла неукоснительно с полным самообладанием».


В феврале 1919 года  Мокиевская одновременно стала ещё и комиссаром. Нужно учесть, что само сочетание должности командира и комиссара было тогда явлением редким и потому свидетельствует о большом политическом доверии, оказываемом бывшей эсерке.



Командир бронепоезда "Власть Советам" в феврале 1919 года.

Единственная известная в истории женщина – командир бронепоезда Гражданская война, Девушки и армия, Длиннопост

По прибытию в начале 1919 года бронепоезд был придан в оперативное подчинение 13-й армии и вёл бои в Донбассе. Деникинская армия рвалась к Луганску. Обстановка была весьма напряженная, требовала сосредоточения всех сил. Туда и был переброшен бронепоезд №3 «Власть Советов».


Особенно жестокие бои разгорелись за узловую станцию Дебальцево, которая несколько раз переходила из рук в руки. 23-летняя Людмила Мокиевская погибла 9 марта 1919 года в бою под Дебальцево. В один из боев из замаскированного укрытия был выпущен вражеский снаряд. Он ударил в будку машиниста, где в это время была Людмила. Её похоронили в Купянске при большом скоплении народа. После прихода белых в Купянск труп Людмилы Мокиевской был вырыт и выброшен на свалку в овраг. Захоронили её заново лишь после возвращения красных.


http://picturehistory.livejournal.com/217240.html

Показать полностью 2
322

Две гвоздики для товарища Сталина

Две гвоздики для товарища Сталина Сталин, СССР, Политика, Текст, Возложение цветов

Пока Кадыров проклинает в Инстаграмме, а в Ингушетии запрещают положительно высказываться о Сталине, неравнодушные товарищи продолжают акцию "2 гвоздики для товарища Сталина", которая в марте пройдет уже в 14-й раз.


5 марта 2017 года мы, простые граждане России, организуем возложение цветов к могиле И.В. Сталина. Мы считаем, что необходимо не только отдать дань памяти Вождю, но и напомнить всем о его великой роли в истории нашей Родины.


Цель акции — организация возложения, а также обеспечение добровольного сбора средств от граждан на приобретение цветов ко дню памяти Иосифа Виссарионовича Сталина, приобретение цветов и возложение этих цветов в г. Москве на Красной площади у могилы товарища Сталина 05.03.2017 года.


Целостность и уважение истории важно для любой страны и народа, не желающих погибнуть и раствориться во времени. История нашей страны – это много веков, на протяжении были не только громкие победы и грандиозные свершения, встречались и провалы и неудачи. Однако ткань истории неразрывна, все эти года и десятилетия политы потом и кровью наших предков, осенены неустанным трудом по строительству и укреплению державы.


Ни один из исторических периодов нельзя вычеркнуть из общенародной памяти и отбросить, как вредный и ненужный. Тем более, если речь идет о периоде небывалого взлета и могущества России – периоде, когда она впервые в своей истории на долгое время стала одной из двух ведущих держав мира – периоде сталинского СССР, неразрывно связанного с фигурой самого И.В.Сталина.


Акция инициирована простыми гражданами России различных политических взглядов без поддержки какой-либо политической партии или движения. Она призвана обеспечить сбор средств от граждан, приобретение цветов и их возложение на Красной площади в г. Москве к могиле товарища Сталина по памятным датам (21 декабря и 5 марта) от имени всех участников. Акция также дает возможность принять участие в возложении гражданам, проживающим далеко от Московского региона или по иным причинам не имеющим возможности сделать это лично.


Акция «Две гвоздики для товарища Сталина» проводится в четырнадцатый раз с момента возникновения в декабре 2010 года. За время проведения всех этапов акции в общей сложности было собрано и возложено более 52000 алых гвоздик, приобретенных на средства участников акции.


http://stalinizator.ru/2gvozdiki-14/


От себя добавлю, что Сталин достоин увековечивания в первую очередь за успехи в деле повышения уровня жизни Советского народа, например, именно тогда забыли, что такое голод раз в 4-5 лет, тотальная безграмотность и отсутствие доступной медицинской помощи. Вот что было главными достижениями той эпохи, а не могущество России. Ведь какой смысл от могущества, если нечего защищать?

Да, конечно тогда было множество ошибок и преступлений, в том числе и по вине Сталина, но пользы Советская власть принесла несоизмеримо больше чем вреда.

Показать полностью 1
165

Сегодня 120 лет со дня рождения маршала Леонида Александровича Говорова

Сегодня 120 лет со дня рождения маршала Леонида Александровича Говорова Гражданская война, Великая Отечественная война, Текст, Длиннопост, Герой Советского Союза

22 февраля 1897 года, в деревне Бутырки Яранского уезда Вятской губернии родился великий советский военачальник, Герой Советского Союза, маршал Леонид Александрович Говоров.


Отец — Говоров Александр Григорьевич (1869—1920) — работал бурлаком, матросом в пароходной компании купцов Стахеевых и письмоводителем реального училища в Елабуге. Мать — Говорова (урожденная Панфилова) Мария Александровна (1867—1919) — домохозяйка. Леонид был старшим из четырёх сыновей.


Окончил реальное училище в городе Елабуга (Республика Татарстан), поступил на кораблестроительное отделение Петроградского политехнического института.


В декабре 1916 года был мобилизован в армию и направлен на обучение в Константиновское артиллерийское училище. В июне 1917 года, по окончании учёбы, произведён в подпоручики и назначен младшим офицером мортирной батареи в составе одной из частей Томского гарнизона. В марте 1918 года демобилизовался и вернулся к родителям в Елабугу, где устроился работать в кооперацию.


В октябре 1918 года Л.А.Говоров в чине подпоручика был мобилизован в Белую армию и зачислен в батарею 8-й Камской стрелковой дивизии 2-го Уфимского армейского корпуса, с марта 1919 года входившего в состав Западной армии. Участвовал в весеннем наступлении армий адмирала А.В.Колчака. В ноябре 1919 года вместе с несколькими солдатами из состава своей батареи покинул часть и, скрываясь, бежал в Томск, где в составе боевой дружины принял участие в восстании против белых властей.


В январе 1920 года добровольно вступил в Красную Армию, командир артиллерийского дивизиона 51-й стрелковой дивизии. В составе Перекопской ударной группы 6-й армии принимал участие в боях против армии генерала П.Н.Врангеля. В 1920 году был дважды ранен. За участие в Перекопско-Чонгарской операции в 1921 году был награждён орденом Красного Знамени.


Получил военное образование: в 1926 году окончил Артиллерийские курсы усовершенствования командного состава РККА, в 1930 году – Высшие академические курсы, в 1933 году – Военную академию имени М.В.Фрунзе и в 1938 году – Академию Генерального штаба.


Служил исполняющим должность помощника начальника артиллерии, с октября 1924 года – помощник командира легкого артполка, с июля 1925 года – командир легкого артполка. С марта 1931 года – преподаватель артиллерийских курсов командного состава. С июля 1934 года – начальник артиллерии Рыбицкого укрепрайона, затем начальник артиллерии 15-го стрелкового корпуса. С февраля 1936 года – начальник отделения в штабе артиллерии Киевского военного округа. С февраля 1938 года – старший преподаватель кафедры тактики и огневой подготовки Артиллерийской академии имени Ф.Э.Дзержинского, с августа того же года – доцент кафедры тактики там же.


Участник советско-финской войны 1939-1940 годов – начальник штаба артиллерии 7-й армии. С августа 1940 года – заместитель генерал-инспектора артиллерии Красной Армии. В мае-июле 1941 года – начальник Артиллерийской академии имени Ф.Э.Дзержинского.


Во время Великой Отечественной войны с 22 июля 1941 года – начальник артиллерии Западного направления, затем Резервного фронта. С 18 ноября 1941 года генерал-майор артиллерии Л.А.Говоров – командующий 5-й армией, участвовавшей в битве под Москвой.


С 25 апреля 1942 года генерал-лейтенант артиллерии Л.А.Говоров командовал Ленинградской группой войск, а с 8 июня 1942 года до июля 1945 года – войсками Ленинградского фронта (с 9 февраля по 31 марта 1945 года он одновременно был командующим войсками 2-го Прибалтийского фронта). Из 900 дней блокады Ленинграда 670 дней приходится на период, когда героической обороной города руководил Л.А.Говоров. Им были разработаны методы и принципы применения артиллерии в операции по прорыву ленинградской блокады – «Искра».


Полководческое мастерство Л.А.Говорова ярко проявилось в наступательных операциях: Мгинской, Красносельско-Ропшинской, Новгородско-Лужской, Выборгской, Нарвской, Таллинской и Моонзундской десантной. С конца 1944 года руководил боевыми действиями по блокаде Курляндской группировки врага.


«За образцовое выполнение боевых заданий Верховного Главнокомандования по руководству операциями войск Ленинградского фронта против немецких захватчиков и достигнутые в результате этих операций успехи» указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 января 1945 года Маршалу Советского Союза Говорову Леониду Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».


С 9 июля 1945 года – командующий войсками Ленинградского военного округа, с апреля 1946 года – главный инспектор Сухопутных войск, с июля 1948 года – командующий Войсками ПВО страны и заместитель Военного министра СССР. С апреля 1953 года - Главный инспектор Министерства обороны СССР. С мая 1954 года – Главнокомандующий войсками ПВО страны и заместитель Министра обороны СССР. Кандидат в члены ЦК КПСС с 1952 года. Депутат Верховного Совета СССР 2-4-го созывов (с 1946 года).


Воинские звания:

комбриг - 5.02.1936

генерал-майор артиллерии — 04.06.1940

генерал-лейтенант артиллерии — 09.11.1941

генерал-полковник — 15.01.1943

генерал армии — 17.11.1943

Маршал Советского Союза — 18.06.1944.


Скончался 19 марта 1955 года в Москве. Урна с прахом захоронена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.


Награждён орденом «Победа» (31.05.1945 - № 10), пятью орденами Ленина (10.11.1941; 2.01.1942; 27.01.1945; 21.02.1945; 21.02.1947), тремя орденами Красного Знамени (1921; 3.11.1944; 15.11.1950), двумя орденами Суворова 1-й степени (28.01.1943; 21.02.1944), орденами Кутузова 1-й степени (29.07.1944), Красной Звезды (15.01.1940), медалями «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», другими медалями, иностранными орденами: орденом Республики (Тувинская Аратская Республика, 3.03.1942), орденом Почётного Легиона (Франция, 1945), Военным Крестом 1939-1945 (Франция, 1945), орденом «Легион Почёта» степени «Главнокомандующий» (США, 1945).


В городе Санкт-Петербург Герою установлены памятник и мемориальная доска (на доме, в котором он жил), его именем названы улица и сквер. В городе Елабуга открыты бюст и мемориальная доска (на здании бывшего реального училища, в котором он учился). Во многих городах России, Украины, Беларуси, Казахстана именем Героя названы улицы.


В 1955-1992 годах имя Л.А.Говорова носила Военная инженерная радиотехническая академия противовоздушной обороны (до 1968 года – Артиллерийская радиотехническая академия Советской Армии) в городе Харьков (Украина).


http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1078

Показать полностью 1
236

Кто автор главного символа СССР

Кто автор главного символа СССР История, Серп и молот, СССР, Длиннопост, Камзолкин, 1 мая, Текст, Опоздал на день

19 февраля 1885 года в семье московского купца Ивана Васильевича Камзолкина родился сын Евгений, будущий русский и советский художник. Нельзя сказать, что имя Камзолкина известно широким кругам, однако художник оставил заметный след в мировой истории: Евгений Иванович — автор легендарной эмблемы, символа Советской России, а позже Союза Советских Социалистических Республик — скрещенных серпа и молота.


До революции Евгений Иванович проживал в Москве. Окончил училище живописи, ваяния и зодчества, являлся членом Общества Леонардо да Винчи и Московского салона. Помимо живописи Камзолкин занимался фотографией, был участником Международной фотографической выставки в Турине. После Октябрьской революции художник служил в театре Замоскворецкого Совета рабочих и крестьянских депутатов, где изготавливал декорации ко многим спектаклям. С 1920 года Евгений Иванович поселился в городе Пушкино, где стал преподавать прикладное искусство в Пушкинской музыкально-художественной трудовой колонии имени Анатолия Васильевича Луначарского. Также Евгений Иванович стал служить инструктором по рисованию детской колонии «Лесной городок».


Ныне в краеведческом музее Пушкино имеется экспозиция, посвящённая Евгению Ивановичу Камзолкину и истории рождения знаменитого символа. Из рукописных воспоминаний художника, хранящихся в музее, можно подробнее узнать, как рождалась легенда.

В конце апреля Моссовет поручил мне оформить Серпуховскую площадь к 1 Мая. Как мне сказали, Замоскворечье — самый ответственный район: здесь живет до трехсот тысяч рабочих»


Камзолкин создал бригаду из четырех живописцев, пригласив своих друзей по училищу: Сергея Герасимова, Николая Чернышева, Дмитрия Соболева.

Товарищи из Моссовета говорили: может, плуг и молот с наковальней изобразить? Я решил, на свой страх и риск, перебрав уйму вариантов, сделать символом крестьян серп, а рабочих — молот без наковальни. Я сделал несколько набросков и наиболее подходящими счел перекрещивающиеся серп и молот. Мне казалось, что такое сплетение выразительно и звучит как эмблема. Ее я и решил поместить на первомайские стяги и полотнища»


А вот как описал рождение легендарной эмблемы Сергей Герасимов, будущий первый секретарь Союза художников СССР, народный художник СССР:

Мы разостлали на полу мастерской кумачовое полотнище, стали углем на длинных шпильках чертить рисунки. Стоявший рядом со мной Евгений Камзолкин сказал: “А что если попробовать такую эмблему — пожалуй, будет советской?” При этом стал чертить серп, говоря, что это будет означать крестьянство, а внутри — молот: это будет рабочий класс. “Ведь, пожалуй, подойдет”, — сказал он. Мы согласились»


Евгений Иванович даже не представлял какое значение будет иметь этот символ:

Конечно, эту эмблему я рассматривал только как украшение первомайского праздника 1918 года. И у меня и в мыслях не было, что впоследствии она войдет в наш Государственный герб и обойдет весь мир как символ народов мирного труда»


Творческий поиск происходил 29 апреля 1918 года, а уже 1 мая на Серпуховской площади полыхали огромные красные флаги, в верхней части которых красовались золотые скрещенные серп и молот. Новая эмблема получилась настолько удачной, что в июле 1918 года Всероссийский съезд Советов утвердил её как государственную.


ИСТОЧНИК

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!