Касабланка / Casablanca 1942

Страна: США

Год: 1942

Режиссер: Майкл Кёртиц

Актеры: Хамфри Богарт, Ингрид Бергман, Пол Хенрейд, Клод Рейнс, Конрад Фейдт, Сидни Гринстрит, Петер Лорре, Ш.З. Шакалль, Мадлен ЛеБо, Дули Уилсон

Жанр: драма, мелодрама

Описание: Они расстались в оккупированной Франции и случайно встретились в Касабланке…

О фильме: «Касабланка» был представлен зрителю в 1942 и в 1943 году вышел в широкий прокат. К тому времени Касабланка уже была освобождена и в ней должна была состояться встреча Рузвельта и Черчилля. К этой встрече и был приурочен показ фильма. Удачный выход фильма никак не компенсировал трудности при его производстве. Никто и никак не мог предположить, что фильм когда-то станет одним из «лучших фильмов всех времен». Снималась простая камерная мелодрама, в которой исторические события проходили лишь фоном. Но звёзды сошлись как нужно и фильм «выстрелил». В основе сценария лежала пьеса Мюррея Бернетта и Джоан Элисон «Все приходят к Рику», которая была продана Warner Bros. За 20 тыс. долларов (солидные деньги по тем временам). В дело вступили Джулиус и Филип Эпстайны, а также примкнувший к ним Говард Кох. Известные сценаристы так рьяно взяли за изменение первоисточника, что сценарий приходилось изменять «на коленке», прямо во время съемок.

Вот как писала Ингрид Бергман (это был всего лишь пятый её фильм): «Работа над «Касабланкой» начиналась из рук вон плохо. Просто с самого начала велись бесконечные споры между Холом Уоллисом и писателями, братьями Эпштейн и Говардом Кохом; каждый день за ленчем [режиссер] Майкл Кёртиц спорил с Холом Уоллисом. В сценарий постоянно вносились изменения. Съемки проходили каждодневно, без всякой подготовки. Нам вручался текст, и мы пытались осмысленно произносить его. Никто не знал, как будут развиваться события в фильме дальше, чем он закончится. Это, конечно же, не помогало нам войти в образ. По утрам мы спрашивали: Кто же мы все-таки? Что мы здесь делаем? На что Майкл Кёртиц неизменно отвечал: «Мы сами пока не знаем, давайте пройдем сегодня эту сцену, а завтра посмотрим, что к чему». Это было нелепо. Ужасно. Майкл Кёртиц не знал, что он делает, потому что и ему был неведом ход сценария. Хамфри Богарт бесился, не имея ни малейшего пpeдcтaвлeния о том, что происходит. А я все это время жаждала узнать, в кого я должна быть влюблена: в Пола Хенрайда (он играл Виктора Ласло) или в Хамфри Богарта (он играл Рика)? «Мы это и сами еще не знаем. Пока просто играй что-то среднее». Но я не отваживалась смотреть с любовью на Хамфри Богарта, тогда бы мне пришлось без всякой любви смотреть на Пола Хенрайда…»

На сырость сценария накладывалось всеобщее уныние от исторических событий, никто не знал, как будет развиваться Вторая мировая война, но гитлеровская Германия была очень сильна в годы съемки фильма.

Но как бы не начинались съемки фильма цепь счастливых случайностей (а скорее всего, талант создателей) вывел фильм на вершину, с которой он будет еще долго светить новым создателям кино.

Как фильм воспринимается сейчас? Трудно сказать, чем именно берёт этот фильм. Может это давит его слава, а может он сам магическим образом притягивает к себе. Смотря его первый раз, я думал только лишь о том, как эта простенькая мелодрама, проходящая фактически в одной локации, могла завоевать зрителя. Но уже при втором просмотре (не подряд, конечно) фильм начал играть глубиной сюжета, отношений между героями и исторической подоплёкой, и я начал понимать, что он будет пересмотрен ещё раз, а может и не раз. «Касабланку» очень трудно рекомендовать, мол, посмотрите, вам обязательно понравится. Он может зацепить сразу, или с повторного просмотра, может вообще не зайти, но попробовать посмотреть стоит.

Факты:

· Когда снимали финал, еще не было до конца ясно, с кем из двух мужчин останется Ильза Лунд — с мужем или с любовником. (Если бы она выбрала любовника, мужа пришлось бы убить, сняв его гибель отдельно — в Голливуде действовал «кодекс Хейса», строгая моральная цензура, законная жена не могла на экране вот так запросто уйти к другому мужчине). Решили снимать два финала. Но один из них так всем понравился, что со вторым решили не возиться.

· Третий автор сценария, Ховард Кох, был автором нашумевшей радиопостановки «Война миров», вызвавшей панику среди миллионов американцев (они поверили в то, что на Землю напали марсиане).

· В 1944-м «Касабланка» получила три «Оскара» — за лучшие фильм, режиссуру и сценарий.

· Ни Богарт, ни Бергман не были первым выбором режиссера. Поначалу на главную роль планировался находившийся тогда в зените голливудской славы актер Рональд Рейган — будущий президент США. А ведущий женский образ должна была сыграть актриса Мишель Морган, потребовавшая гонорар в $55 тыс. Продюсер отказался платить эти деньги, когда выяснилось, что Ингрид Бергман согласна на сумму, вполовину меньше.

· В 80-х годах сценарий картины, смеха ради, разослали по разным голливудским студиям и кинокомпаниям под его первым названием. Многие не узнали в нем «Касабланку» и посчитали, что этот сценарий недостаточно хорош, чтобы по нему можно было снять приличное кино.

KnkD

Всё о кино

19.9K поста58.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.