63

Как управлять заводом и не сойти с ума? (спойлер: никак)

Итак, после первой части возникло несколько вопросов про P&L. Сейчас попробую на них ответить. Но обо всём по порядку.

Эта часть серьёзная - про финансы, бюджеты и стратегии. Но я постарался сделать её максимально угарной.

....................

Как я уже говорил, всё начинается с бюджета. Где-нибудь в сентябре–октябре начинается священное действо — танцы с бубнами и возня вокруг стратегии и планов на следующий год.

Собственник (или совет директоров) с лицом Будды выходит к пастве и задаёт вектор - общие направления и цели. Или не выходит, а просто шлёт Моисея с 10 заповедями или письмо в Outlook’е. Например: «Рост EBITDA на 40% к прошлому году».

Ты такой: «Серьёзно?! То есть в этом году мы в носу ковыряли и не дорабатывали на 40%? Мы же уже выжали всё. Даже берёзовый сок из начальника производства!» Но киваешь и делаешь вид, что да… потенциал ещё ого-го. А как? Он тебя породил, он тебя и уволит…

Короче, задачи, как вы поняли, обычно появляются ни хрена не тривиальные.

И вот садятся несчастные директора со своими командами и начинают репу чесать – что с этим можно сделать?

А сделать, в общем-то, можно не так уж и много:

1. увеличить продажи имеющимся клиентам

Как два пальца, ёпта…

(На деле — не всё так просто. У клиентов бывают лимиты на объёмы закупок у одного поставщика. Да и конкуренты тоже не спят - играют на том же поле и теми же приёмами.)

2. отжимать долю рынка у конкурентов.

Звучит бодро: «Завоюем рынок!»

А на практике — как занять лежак в Геленджике: народу море, все с полотенцами, и в бой идут и бабушки, и дети.

Для этого нужно качать базовый сервис (сроки и качество) - но над этим и так каждый день все работают (якобы). Плюс, демпинг - но на этом EBITDу не вырастишь, как вы понимаете (упадёт и заплачет).

3. поднимать цены, добавляя экстра-сервис и формируя новые ценностные предложения.

В идеале - чтобы и клиент сказал: «Вау!», и конкурент в слезах ушёл в закат.

То есть объяснить, что вы теперь не просто завод, а «экосистема с заботой, как у мамы дома».

(Но вы-то знаете, что у мамы дома всё держится на скотче и вкусных свиных котлетках.)

4. входить в новые продукты и рынки.

Типа «а давайте теперь делать дроны!»

«но у нас же теплицы…»

«и чо?»

«а, ну… ладно»

5. При этом, нужно не забывать о марже.

То есть работать не только с ценами на ГП (которые рынок особо не даст поднять), но и с затратами:

- переменные — сырьё, упаковка, расходники и т.д;

- постоянные — повышать производительность, чтобы больше делать тем же составом.

Другими словами, и сырьё дешевле, и производительность выше, и чтобы при этом рабочие не ушли в монастырь от переутомления.

...............

Вот из этих букв «Ж», «О», «П» и «А» нужно собрать слово «СЧАСТЬЕ», а получается почему-то слово «СТРАТЕГИЯ».

Так и появляются стратегические цели предприятия. Насколько увеличить продажи, сократить сроки офферов, ускорить поставки, повысить производительность, купить оборудование, уволить Кунислава из логистики (ну пожалуйста!) и т.д.

Под это всё нужны ресурсы: люди, площади, станки, техника, услуги психотерапевта для HR и главного механика - ну, обычное дело.

Всё это складывается в фин.модель, делают ТЭО, выводится EBITDA — помесячно и на год.

Конечно же, на неё без слёз не взглянешь. Помимо новых хотелок, есть ещё старые долги: крышу латать, раздевалки чинить, канализацию раскопать, ППРы делать, зарплаты поднимать… Жизнь, в общем.

Ну и начинаются игры в кальмара в цифры. Магия, одним словом. Что-то режется, где-то маржу поднимают, где-то продажи добавляют – до тех пор, пока не получится целевая EBITDA.

Потом идут защиты бюджетов. Это как КВН, только без шуток и с угрозой увольнения.

Всего пара заходов и душераздирающих презентаций - и в добрый путь. С закрытыми глазами и надеждой, что всё это реально можно реализовать.

Дальше на основе стратегии и утверждённого бюджета строятся программы развития по отделам.

Кому что сделать, кого нанять, чему обучить, сколько молебнов заказать — чтобы достичь того, что директор пообещал совету директоров.

Как говорил один из персонажей в Дне Радио: «Я отмазался, теперь ваша очередь…»

Шутка, конечно же. Директору нужно все эти программы тоже принимать, корректировать, усиливать и контролировать. Иначе ничего не взлетит...

И вот все планы написаны, все цифры подбиты – начинается новый год.

И вот здесь можно уже говорить про P&L – шоу (не путать с БДСМ-шоу! Хотя…).

Он же - отчёт о прибылях и убытках.

Он же - ОПиУ.

Он же - «Опа! И Убытки!»

По сути – это оперативный бюджет на каждый месяц. Его план и его факт.

Как говориться: «В теории: теория и практика – это одно и то же. А на практике - нет».

Конечно же, всё пойдёт не так, как запланировано. Как говорил наш знаменитый Тайити (славься имя его) Оно: «Нет ничего важнее планирования, хотя ваши планы – это полная хрень».

Но бюджет, а потом и P&L – это как маяк в тумане. Вектор. Он не спасёт, но поможет не свернуть совсем не туда.

В конце каждого месяца формируется прогноз на следующий.

Сколько продадим? С какой маржой? Что произведём? Что потратим? Сколько заработаем?

И особая строка — «Шеф, всё пропало».

Прогноз показывает – как далеко мы находимся от бюджета. На этом этапе есть последний шанс что-то предпринять и скорректировать. Результат находит отражение в прогнозном P&L.

В общем, P&L построили. Осталось построить реальность под него: все входят в новый месяц и начинают пытаться сделать то, что запланировано. Плюс, реализовывают свои программы развития, амбиции и творческий потенциал.

По результатам месяца — в P&L вносится факт, анализируются отклонения:

Что пошло не так? Почему? Кто виноват? (спойлер: все)

Что будем менять?

Руководители готовят отчёты под заголовком: «Что у нас пошло не так и почему я всё равно молодец», защищают у директора.

Себестоимость есть, прибыли нет, настроение рабочее.

И все вместе думают, что делать. А делать всегда есть что, можете не сомневаться.

И так — по кругу. Год за годом. Цикл кармы завода.

Но чтобы результаты не были сюрпризами и не накрывали, как грипп в середине марта, есть ежедневные и еженедельные срезы. Это как градусник в заднице у завода — показывает: уже пора паниковать или пока можно дожить до пятницы.

Но об этом тогда в следующий раз. Как и то, за что трахают директоров заводов. (Сюрприз!!! Да, их тоже трахают. И ещё как...)

Всё описанное выше не всегда работает в полной мере и в полную эффективность. Где-то обкашляли на словах, где-то договорились, где-то оперативно порешали. Но общий вектор, думаю, понятен.

Пишите – не стало ли повествование слишком занудным? А то я волнуюсь))))

Ну и дайте знать – как у вас?

Часть 1

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества