Саня, давай!
47 постов
47 постов
3 поста
Это вторая часть. Первая здесь: Отличия буржуйского и российского заводов.
В комментариях к первой части народ зацепился за тему качества менеджмента. Ну, то есть — про начальников.
Дааа… тема больная. И мне есть, что сказать по этому поводу.
Наверное, снова пост получится не очень лицеприятным к традициям российского руководства «на кураже и по наитию». Но уж как есть. Опять же – я использую выборку своего личного опыта. Как не крути, а выборка эта очень ограничена. Зато честная.
Плюс, надо делать скидку на то, что западные менеджеры традиционно проходят школу бизнес-образования, корпоративного обучения, знают управленческие практики. У нас же часто начальник вырастает прямо из цеха. Был слесарем — стал мастером. Был мастером — стал начальником. Учебник по менеджменту не читал, зато знает оптимальный угол режущей кромки.
И в то же время, я на своём пути встречал очень и очень профессиональных руководителей из РФ. Такие, что без MBA, но с головой и совестью. Их я объективно считаю образчиком того, каким должен быть менеджер. К сожалению, их пока маловато…
Итак, начнём.
За всё время моего общения с иностранцами я встретил всего одного откровенного долбоёба, которому нужно было выдать веник, каску и направление «на уборку следов собственной деятельности». Не вспомню национальности, кажется, парень был из Голландии. Хотя мог быть хоть страус — мозгов было одинаково. Наверное, единственный в мире абсолютный обладатель отрицательного IQ. По имени Рон.
Хоспади, какую дичь он творил. Не буду углубляться в детали совещаний и решений, расскажу один лишь эпизод, который говорит сам за себя.
Нужно было закупить и установить какое-то жутко объёмное и очень дорогое оборудование, мне кажется, на элеватор (уже всё стёрлось за давностью лет). Поставщик – мировой лидер по производству этого оборудования – сделал проект, дал тех.решения и был готов приступить к изготовлению.
Русские инженеры все в один голос сказали Рону, что нельзя согласовывать этот проект, так как нужна адаптация проектной документации и технических решений в соответствие с нормами, стандартами безопасности, законодательством и условиями эксплуатации РФ.
И что вы думаете? Чувак их послушал? Думаю, из контекста понятно, что нет. «Это мировой лидер!» «Мы не имеем право вносить изменения!» «Они точно лучше знают!» и так далее.
Я прямо на совещании слышал, как плачут СНИПы и смеются инспекторы Ростехнадзора.
Ну, в общем, Рон ничего менять не стал. Проект согласовали, оборудование приехало, поставили, запустили.
И тут — сюрприз!
Разрешения на эксплуатацию нет. Совсем.
Что дальше? А дальше начался классический российский квест:
«Собери 100 подписей, найди три справки, донеси пакет документов в загадочную дверь с табличкой “кабинет 56”».
Порешали, конечно. Компания большая, связи были, кого-то попросили, кому-то занесли, кто-то случайно помог.
Только делал всё это, конечно, не Рон.
Наши ребята таскали бумаги, обивали пороги, договаривались, подписывали, снова подписывали. Производство в итоге запустили (в режиме пуско-наладки или что-то в этом роде), но вместе с этим родился список несоответствий размером с «Войну и мир».
А что Рон?
Уехал домой. С орденом и повышением в должности. Есть ощущение, что те, кто платит ему сейчас зарплату, слегка переплачивают.
Наверное, теперь там преподаёт курс «Как не понимать, но уверенно руководить».
Не знаю, может быть до сих пор вопрос на том заводе так и не решён… Ад не разочарует тебя, Рон.
Второй пример – менее харизматичный. Англичанин Стив. Начинал проект в должности директора по производству. Закончил директором завода.
Весёлый парень. Такой, знаете, корпоративный шут — всегда в хорошем настроении, улыбается, всех приобнимает, а потом случайно подписывает приказ, после которого цех три дня не работает (утрирую).
Часто повторял по-русски: «Gовно вопрос…». Хотя вопросов ему никто не задавал.
Как по мне, так абсолютно ничего не понимал в управлении, много суетился и делал много ошибок. Но этот хотя бы не был вредителем. Старался слушать, с чем-то не соглашался, косячил, но набирался опыта.
Из плюсов – всегда на позитиве, с шутками и прибаутками. Был готов на любой кипишь – от похода в ночной клуб до ночной рыбалки. Дело давно было. Тогда ещё девчонки были падки на иностранцев. А нам – молодым инженерам – только того и надо было, ибо нам тоже могло что-то перепасть, если со Стивом затусить. А затусить он был готов всегда.
Помню, просыпаемся мы в бане… Хотя ладно. Это не в тему…
В целом — парень был норм. Не мешал жить. Просто... не помогал тоже.
Главное — не вредил, и на том спасибо.
В остальных же случаях, встреченные мной экспаты были чёткими пацанчиками с точки зрения менеджмента. Причём не в смысле «начитанные теоретики», а в том, что они реально понимали, как работает система. Без показухи, без «я начальник — ты никто».
Они реально умели управлять.
Слушали, анализировали, считали цифры, спрашивали мнение, не боялись делегировать и обсуждать ошибки.
Не строили из себя гуру, а просто работали по уму.
Наши же… Ну такое. Расскажу в следующий раз – букв получилось неожиданно много. Спасибо, что дочитали!
Отсюда: https://t.me/sanya_davay
Сразу оговорюсь – я не собираюсь петь дифирамбы европейским предприятиям. У меня голос для других жанров. Но да: в ряде вопросов их корпоративная культура похожа на чётко отлаженный оркестр, а наша — пока что на уличный ансамбль, где каждый барабанит в своё удовольствие.
Ясен пень. Компании, которые раньше заходили в Россию со своим производством – это, как правило, были довольно богатые компании. А это значит, что на момент стройки у них уже было по 100-150 лет опыта за плечами, рабочие инструменты, обкатанные системы и много заводов по миру.
В России тоже есть свой опыт, инструменты и системы, но почему-то это всё не про эффективность, а про наебать. Наебать начальника, наебать сотрудника, наебать систему. Фиг его знает – почему? Может, потому что управленцев у нас особо не учат, может менталитет у нас такой, а может слишком поздно мы ушли от Госзаказа к рыночной конкуренции.
Как бы то ни было, отличия есть, и часто они не в пользу российских традиций организации производства.
Но!
Практически в 100% случаев иностранные заводы в России становятся бриллиантами в короне их собственников. Мы уделываем американцев, испанцев, индусов, турков, англичан и прочих по показателям и результатам на раз два. Разве что немцы и японцы не сдают позиций. Эти реально маньяки системы.
В общем, наш человек очень быстро учится и улучшает то, что узнал. Наша смекалка и гибкость мышления позволяют получать очень крутые результаты. Был бы лидер, а не какой-то гений-колхозник…
Ну так вот … про различия.
1. Первое, что бросается в глаза – это отношение к безопасности. Иностранцы в этом вопросе реально психи. Иногда настолько, что хочется уволиться.
- менеджеры по безопасности в офисе (отдельно выделенные люди),
- целые отделы по безопасности на производстве,
- бесконечные туры и обходы,
- аудиты, проверки и отчёты,
- стандарты и регламенты,
- совещания и инструктажи,
- системы замков на оборудовании,
- каскетки, беруши, обувь, одежда, очки, маски, 5 видов перчаток и т.д. – где надо и где не надо,
- безопасный инструмент, ограждения, защиты, разметки и прочее
В общем, безопасность возведена на уровень культа. И это на самом деле даёт результат! Если выполнять хотя бы половину из того, что требуют – вероятность, что ты останешься в живых, резко возрастает. Так что, если хочешь дожить до пенсии — посмотри, как у них всё устроено.
2. Второе фундаментальное отличие назовём, как говорят маркетологи, Job to be done. Это то, что считают результатом хорошо сделанной работы.
На наших предприятиях все считают работу сделанной, если проблему решили в моменте. На иностранных же заводах проблема не считается решённой, если есть хоть какой-то шанс, что она повторится.
Избитый пример со сломанным подшипником.
Мы его просто поменяем и забудем. У иностранцев же считается правильным, если будет найдена причина выхода из строя:
- ему пришло время сломаться? Значит вносим его в систему обслуживания по времени или по состоянию. То есть или меняем его в рамках ППР каждые 3 года, или добавляем в карту диагностики и контролируем температуру, вибрацию, шумы и прочее.
- не было смазки? – создаём карту смазки для этого узла или работаем с дисциплиной (если карта уже была)
- сломался из-за избыточной нагрузки? – копаем в сторону параметризации оборудования или навыков эксплуатации.
- был сильно загрязнён? – создаём стандарт чистки.
- был неправильно смонтирован? – качаем навыки персонала.
- и так далее.
То есть западные заводы строят культуру «стандарта». В России же сильна зависимость от «шаманства» отдельных сотрудников.
Культура «процесс важнее героя» vs «герой важнее процесса». Вот и всё
Другие отличия: особенности управления, работа с персоналом, ориентация на клиента, применение технологий – об этом в следующем посте, если накидаете реакций))).
Отсюда: https://t.me/sanya_davay
Короче, вчера придумал такую хрень для принятия сложных решений.
Называется: «Жизнь-то закончится».
Как работает?
Например, тебе предлагают новую работу.
Ты сидишь, как дурачок, считаешь плюсы-минусы: зарплата выше, но должность хуже. Коллектив хороший, но проект унылый. Вроде хочется — и вроде не хочется.
В этот момент говоришь себе:
«Мне предлагают новую работу... Жизнь-то закончится».
– Если вместо многоточия хочется вставить «зачем?», то ну его нафиг.
– А если вставляется «хули я туплю?», то иди пиши заявление.
Работает и на других темах:
«Переехать в другой город?... Жизнь-то закончится».
«Запустить свой проект?... Жизнь-то закончится».
«Позвать её на свидание?... Жизнь-то закончится».
И всё, решение кристально чистое.
Я пока протестил пару раз. Вроде работает.
Хотя, может, я просто пробовал на уже принятых решениях…
Короче, пишите в комментах, если кому помогло)))
UPD по итогам комментов: если вставляется "на хуя мне всё это?", то вам к психологу))))
Финансовый рычаг. Или как директор берёт кредиты, чтобы ускориться, а потом внезапно оказывается в позе «где мои яйца, Вась?»
Пора заканчивать занудную тему всяких финансов, активов, ебиды и прочей фигни. Последний пост! Дальше будем переходить к оперативке, пьяным слесарям, массовым увольнениям и прочим проблемам))). Но закончить всё-таки нужно, раз начал. Остался последний элемент.
Снова прошу прощения у финансистов - может где и налажал. Пишу, как понимаю...
Итак, мы уже выяснили, что ROE — это то, что реально интересует собственника.
Первая часть — маржа: зарабатываешь ли ты вообще, или просто красиво рассказываешь на планёрках.
Вторая часть — оборачиваемость активов: превращаешь ли ты бабки в оборот или просто собираешь коллекцию мёртвых железяк.
И вот наступает момент истины.
Ты вроде и зарабатываешь, и даже более-менее крутишь активы.
Но в игру вступает магическая штука:
Финансовый рычаг.
Активы / Собственный капитал.
Или по-простому: “На сколько ты подсыпал к своим деньгам ещё и чужих?”
Это та самая магия, которая позволяет директору выглядеть героем на планёрке:
— «Смотрите! У нас ROE 30%! Всё благодаря мне!»
А потом собственник заглядывает глубже и понимает, что 30% — это на бабки банка, которые завтра надо вернуть.
Чем больше ты залез в долги, тем больше вроде бы «масштабировал бизнес».
- Если коэффициент низкий — ты, может, и не блещешь масштабом, зато спишь спокойно.
- Если высокий — ты либо гений и всех сделал, либо клоун, у которого завтра банк заберёт почку.
Чтобы было понятно — опять борщ:
Ты варишь борщ за свои деньги — молодец, честно, спокойно, без нервов.
Но потом думаешь: «А если я возьму кредит и сварю в три раза больше борща?»
- Если борщ разлетелся как пирожки — красавчик, прибыль выросла, ROE улетел в космос, кредит банку вернул.
- Если борщ пригорел, мясо подорожало или клиенты внезапно сели на суши-диету — ты больше не директор, ты теперь раб банка.
Финансовый рычаг — это как водка.
- В малых дозах — весело, бодрит, ускоряет процессы.
- В больших дозах — потеря ориентации, жёсткое похмелье и поза «где мои яйца, Вась?».
Как это выглядит в реале?
Кредит на станок.
«Ща купим робот-станок, он всё сделает сам». Красиво!
Станок приехал, блестит, стоит.
Специалистов на него нет, заказов нет.
Зато есть новый график платежей в банке, а станок работает как дорогой увлажнитель воздуха.
Кредит на оборотку.
«Да мы всё вернём, у нас скоро крупный заказ!»
Заказ реально есть. Но клиент тянет оплату 6 месяцев.
Ты платишь зарплаты из нового кредита.
Потом берёшь ещё один, чтобы закрыть проценты по первым двум.
И вот ты уже сам не понимаешь: где старый долг, где новый, а где просто дырка во времени.
На заводе — производство, в голове — мини-МММ.
Кредит на стройку.
«Сделаем новый цех — и заживём!»
Да-да, только стройка встала, подрядчик кинул, сроки съехали, а проценты-то тикают.
Собственник смотрит и думает: «Может, тебе ещё ипотеку взять на дачу в Сочи, чтобы окончательно закопаться?»
Почему рычаг опасен?
ROE реально может подскочить в космос.
Ты взял кучу долгов — нарастил активы — выжал прибыль.
Собственник хлопает: «Молодец, красавчик, работай дальше».
Но стоит тебе споткнуться (клиент задержал оплату, НЗП заморозило деньги, новый цех не загрузили) — и рычаг превращается в петлю.
Ты уже не директор, а кассир у банка.
Что спасает от позы «где мои яйца, Вась?»
• Считать ROI на каждый кредит заранее. Если ROI < % по кредиту — поздравляю, купил гирю на шею.
• Брать долг под оборотку только тогда, когда оборотка реально крутится. Если дебиторка мертва — кредит тебя похоронит.
• Не вестись на понты: новый цех, ленточки, красивые фоточки в телеге. Собственнику похрен на фоточки. Он хочет, чтобы деньги вернулись быстрее, чем ушли.
В сухом остатке:
Финансовый рычаг — это как турбина на старом КамАЗе.
Если у тебя мотор (маржа и оборачиваемость) нормальный — турбина даст ускорение.
Если мотор сдох — турбина только разорвёт двигатель к чёрту.
Если рычаг работает на рост — ты герой.
Если рычаг работает на то, чтобы залить старые косяки — ты строитель финансовой пирамиды.
В общем, на этом завершаю рассказ про верхнеуровневые цели директора завода.
Ну а дальше будет самое интересное: как директору выжить между банком, собственником и сварщиком, который опять ушёл в запой.
А ещё — Кунислав из логистики снова выгорел, потому что у него неудобная подставка для ног.
Но это в следующий раз, а пока можете просто посочувствовать моей жене — ей всё это приходилось слушать каждый вечер…
Оборачиваемость активов. Или как директор превращает деньги в болото.
Мы уже поняли: ROE — это святой Грааль для собственника.
И первая часть — маржа — это про то, как ты либо зарабатываешь, либо просто красиво рассказал «как надо» на собеседовании.
Но есть ещё одна магическая штука в формуле ROE:
Выручка / Активы.
Она же — оборачиваемость активов.
Или по-простому:
«Сколько рублей выручки приносит каждый рубль, влитый в твои станки, склады и НЗП?»
Не понятно? Для меня это вообще тёмный лес. Объясню, как умею.
Кулинарный ликбез:
Первая часть (маржа) — это как с борщом: варишь за 200 ₽, продаёшь за 180 ₽ - ну ты просто повар-романтик.
А если варишь за 100 ₽ и продаёшь за 200 ₽ → красавчик, есть прибыль.
Помните в предыдущей части? Это про цены и про затраты (закупка по нормальным ценам и высокая производительность). И вытекающие отсюда вопросы мотивации, вовлечённости, эффективной организации процессов и прочее.
То есть — это вопрос: есть ли прибыль вообще.
Вторая часть (оборачиваемость активов) — это другое кино:
У тебя может быть прибыльный борщ, но холодильник забит продуктами на полгода вперёд (и ты решаешь прикупить ещё холодильников), кастрюль куплено в три раза больше, чем нужно, а половина столов пустует.
То есть ты деньги не крутишь, а складируешь.
Это уже вопрос: ты зарабатываешь достаточно на то, сколько бабла вложено в кухню, запасы и оборудование?
Простыми словами:
Первая часть ROE: «Ты готовишь борщ с прибылью или в минус?»
Вторая часть ROE: «Ты держишь кафешку как бизнес или как музей кастрюль и холодильников?»
Пример:
- Завод может держать маржу 10%, но если на балансе висит склад-хоббитская нора, НЗП как кладбище деталей и новые станки простаивают - ROE дохлый.
- А другой завод, с той же маржой, но в 2 раза меньшими активами - покажет ROE в два раза выше.
И вот тут, директор, начинаются настоящие пляски на костях.
Ты гордо рапортуешь:
— “Мы купили новый станок за 200 миллионов!”
— “Мы построили новый цех!”
— “Мы загрузили склад!”
А собственник смотрит на это всё и думает: «А зачем мне твой новый цех, если он жрёт электричество и зарплаты, а выручки даёт как ларёк с шаурмой?»
Где директор обычно сливает оборачиваемость?
НЗП (незавершёнка)
Любимая классика.
Запускаем узлы, когда ещё половины деталей нет.
В итоге цех превращается в музей полуфабрикатов: тут валяются корпуса, там рычаги, тут компрессор стоит уже 3 месяца ждёт, когда его установят в производимое оборудование — и всё это мертвым грузом замораживает десятки миллионов.
НЗП — это не “работа идёт”.
НЗП — это “деньги на кладбище”.
Здесь сыпятся многие. Планирование – вообще сложная штука. А эффективное планирование, да ещё и с преодолением «мы всегда так делали» - совсем задача со звёздочкой.
Запасы
“Ну мы на всякий случай купили всякого разного на год вперёд. Вдруг война!”
Ага, только теперь ты держишь склад, как бункер выживальщика, и весь капитал ушёл в «зато можем не переживать».
Или вот эта вечная перепродажа чужих позиций — “оно же скоро продастся!”
Нет, оно будет лежать до твоей пенсии.
Однако, по складу сырья – надо быть осторожным. Часто он не так уж и плох и может спасти тебя, когда цены взлетят или возникнет дефицит.
А вот на склад готовой продукции нужно смотреть очень пристально. Там может оказаться много хлама, который произвели под извечными лозунгами: «лишь бы оборудование не простаивало» и «всё равно потом продадим».
Дебиторка
Продал, выручку нарисовал, отчёт красивый, все хлопают.
А деньги-то где?
Правильно — у клиента на счёте.
А у тебя в оборотке — дырка.
И твой коэффициент оборачиваемости орёт:
“Ты, дружок, финансируешь чужой бизнес бесплатно!”
Новое оборудование
Красивое, блестит, фоточку в телегу, выложили, ленточку перерезали.
Но оно стоит.
Без людей, без загрузки, без заказов.
И каждый день, пока оно простаивает, ROE пишет на тебя заявление в прокуратуру.
Что спасает оборачиваемость?
Жёсткое планирование по критическому пути - запускаем узел только тогда, когда есть ВСЁ.
KPI на оборачиваемость запасов - склад должен крутиться, а не лежать мёртвым. Особенно ГП.
Мотивация отдела продаж на оплату, а не только на объём - деньги в кассе, а не цифра в Excel.
Контроль загрузки мощностей - купили станок, сначала загрузили, потом хвастаемся. Даже не так – сначала загрузили, потом купили, потом хвастаемся))
И вот в чём фокус:
Собственнику плевать, сколько у тебя железяк, квадратных метров и фоточек нового цеха.
Ему важно одно: “Сколько выручки ты выжал с каждого рубля, который я в тебя влил?”
Если ты не управляешь оборачиваемостью — твои активы превращаются в кладбище.
И ROE будет не показатель, а эпитафия.
В следующей серии:
Финансовый рычаг.
Или как директор берёт кредиты, чтобы ускориться, а потом внезапно оказывается в позе “где мои яйца, Вась?”
Управляемый пиздец
Прошу прощения за выражение! Просто я сейчас в Питере, а тут, как известно, мат употребляют только в научной дискуссии о судьбах Родины. Но на днях был на одном производстве и услышал от рабочего фразу, от которой у меня внутри заиграла симфония Римского-Корсакова: «Прошу меня простить за столь неприглядную характеристику, но у нас тут просто пиздец».
Я дома, ребят…)))))) Хочется обнять всех и выдать каску с надписью: «Не ссы, прорвёмся».
Этим слово, как бы его ни прятали под «нестабильность» или «турбулентность», производственники часто описывают состояние дел на своём предприятии. И не потому, что не любят свой завод. Как раз наоборот! Любят и переживают! Но не знают – с какой стороны ко всему этому подступиться.
А проблема часто заключается в том, что этот пиздец некому возглавить. Поэтому он и происходит.
Нет, формально, конечно, всегда есть оргструктура, начальники, директора. Но никто из них не принимает на себя ответственность и не говорит: «Это делаем. Это — нахрен. Это — потом».
Как говорил знаменитый и всеми любимый израильский учёный: «Обычная проблема организаций в том, что они не делают того, что следует, и делают то, что не следует».
Я бы ещё добавил: «в определённый момент».
Мы всегда ограничены в ресурсах. На производстве это обычно аксиома. И от того, на что направить фокус людей, напрямую зависит, как быстро будет преодолён пиздец, чтобы уступить место следующему.
То, что следующий обязательно будет – это нормально. По сути – это и есть развитие. Мы никогда не будем жить без проблем. Но уровень тех проблем, которые мы в данный момент решаем, определяет уровень нашего развития.
Предприятие, на котором начальник производства ищет заготовку по цеху, будет отличаться от предприятия, на котором начальник производства делает так, чтобы заготовка не терялась.
– «Но у него нет времени!» — закричит кто-то из заднего ряда.
– Да ни у кого его нет, товарищи! Если вы ждёте свободной минутки, чтобы навести порядок — вы его не дождётесь.
Если откинуть всю шелуху от Бережливого Производства, ТОСа, сигм и прочих, то останется всего одного слово: «ФОКУС».
И умение выделять главное (или владение инструментами для этого) определяет крутого руководителя, который возьмёт на себя ответственность сказать: «Это делай, а это не делай». А потом ещё проконтролирует и раздаст люлей, если сделано не было.
Обычно же люди занимаются тем, что создаёт больше шума. Это шум заставляет прерываться даже тех, кто сейчас занимался тем, что нужно. А это только усугубляет пиздец, делая его всё более и более неуправляемым. И этот цикл со временем приводит к тому, что директор по производству едет в Леруа за герметиком вместо того, чтобы заказывать новую линию или открывать новый цех.
В общем, если у вас пиздец – найдите в себе силы его возглавить.
Зачем вам это (или вашему сотруднику)? Вот это очень и очень серьёзный вопрос. У меня нет универсального ответа. Вы что скажете?
Отсюда: https://t.me/sanya_davay
ROE. Или за что директора реально трахают.
Сейчас буду рассказывать некоторые вещи так, как я их понимаю (да простят меня глубокие эксперты). Буду писать без бухгалтерского латинского, на живом производственном. Гуру-финансисты, не бейте тапками. Местами будет криво, допущения лютые, а терминология, как у прораба на допросе.
Это то, как я понимаю вопрос денег в производственном бизнесе. Если прям душит — пишите в комментах. Я очень хорошо воспринимаю критику. Ну, может – забаню. Но разве это важно, когда истина на кону, правильно?
Итак, работу завода ты вроде организовал: цех дымит, тельняшки мокрые, план “выполнен на 103%”. По цифрам – ты Бог роста
Но тут тебе в спину, как холодная отвертка, прилетает вечное: “а где деньги, Билли?”
Почему-то EBITDA никак не встаёт с колен, а на чистую прибыль смотришь, как на сдачу в Пятёрочке.
Ты ещё пытаешься отмазаться:
- “Рынок сложный!”
- “Людей нет!”
- “Конкуренты с демпингом!”
- “Доллар скачет!”
- “Марс ретроградный!”
Но всё это — лирическая прелюдия перед главной любовной сценой.
Но настоящая любовь собственника превращается в ледяной допрос, когда он задаёт единственный, но главный вопрос:
“А зачем мне держать деньги в этом заводе, если на депозите я получаю 16%, и никто мне не звонит в 23:40?”
И вот тут в комнату входит он. Харизматичный, хладнокровный, беспощадный.
ROE (Return on Equity)
На родном:
“Сколько завод приносит на каждый вложенный рубль?”
ROE — это не просто формула.
Это как итоговая сцена в плохом спектакле. Всё, что ты нёс на презентациях – идёт в жопу:
все слайды про “отгрузки по плану” — забыты,
цифры по «росту команды» — да кому ты это вообще рассказываешь.
KPI по "повышению лояльности персонала" — 🤡
остаётся один сухой вопрос: “Ты вообще прибыльный или просто красивый?”
Формула проста, как пельмени:
ROE = (Чистая прибыль / Выручка) ×(Выручка / Активы) ×(Активы / Собственный капитал)
(переводим: маржа × эффективность активов × плечо)
А теперь смотри, директор, что тебя реально делает или спасает:
1. Чистая прибыль / Выручка
Сколько ты оставляешь на каждый рубль.
Если выручка 1 ярд, а чистой прибыли — 15 млн — ну, значит, завод работает. Но не ты.
Скорее всего у тебя:
нарушения сроков → авралы, переработки, штрафы;
закупки “по-быстрому у Василия – мы у него всегда берём”→ Василий тебя давно обул;
переделки, брак, техперсонал, который "сам знает, как лучше" и «зачем напрягаться, и так заплатят», «на подработке получу двойную».
продавцы, которые «мы не можем продавать по таким ценам, конкуренты продают в 2 раза дешевле». Продают в минус, но гордо.
И вишенка на торте:
“Низкая производительность? Да нет, мы просто не успеваем — заказов много!”
Что спасает: цены, затраты, процесс, дисциплина+мотивация.
Цены. Тут продавцы должны научиться продавать не продукт, а ценность. Повышать квалификацию в продукте? Прогнозировать? Анализировать проигрыши? Да ты чё, это ж насилие. Демпинг – единственное, что нас спасёт...
И делать из отдела реализации отдел продаж - это всё ещё твоя проблема.
Затраты. Уже писал про это. Повторюсь:
- Переменные – будут норм, если есть чёткие, прозрачные закупки (тендерные процедуры, «длинные» контракты, оценка поставщиков и т.д.) и хорошая их связка с производством для теста новых материалов.
- Постоянные – практически полностью про высокую производительность.
Процессы – понятно, что должны быть оптимизированы и описаны. Эффективность этой деятельности оцениваешь по KPI. Нет KPI – ну соррян. Как в том анекдоте: «нету ножек-нет и кедиков» - значит будет не оптимизация, а игра в лего без инструкции
Дисциплина. Очень большой и многогранный вопрос. В двух словах не опишешь, но если кратко, то это про кнут, пряник, вовлечённость (свою и персонала) и про ролевую модель. Ну и без команды здесь никуда… (сделаю отдельный пост как-нибудь)
Мотивация. Тонкий и болезненный вопрос – всегда в области конфликта интересов компании и сотрудников. Часто слышал от обывателей фразу: «Платите нормально, и работа попрёт!»
Увы, в 99,9% случаев ничего не попрёт. При повышении зарплаты никто не начинает больше напрягаться. Уже на следующий день: «Я и так слишком до хрена работаю за эти деньги».
Короче, это адская зона.
Платишь больше — эффекта нет.
Даёшь KPI — “нас пытаются наебать”.
— раньше продавцы получали за объём, теперь за маржу — “нас пытаются наебать”
— раньше сварщики курили по 4 часа, теперь сменили нормы — “нас пытаются наебать”
— конструкторы выдавали 5 чертежей в неделю, теперь ставишь план — “нас пытаются наебать”
Короче, всё, что ты делаешь — это "нас пытаются наебать"™
В общем, сложно всё…
Но ROE не волнует.
ROE смотрит, сколько у тебя осталось с миллиарда, а не вот это вот всё.
Про оборачиваемость и финансовый рычаг — в следующем выпуске.
А то и так уже всех подташнивает от финансов. Если вы дочитали — вы уже как 1% директоров.
Остальные в это время в Excelе считают “как бы показать, что отгрузили на 106%”.
Читать с начала: https://t.me/sanya_davay
Когда начал писать продолжение данного цикла, началО опять получаться: «Ой, тяжело быть директором… ответственности много… стрессы… хнык-хнык…». Но поскольку сегодня суббота, подумал, что нужно ответить на вопрос - на хрена люди вообще лезут в это пекло?
Ответ – ништяки, братцы… Ништяки.
Итак, про них.
Зарплата
Конечно же, зарплата директора обычно самая высокая на заводе. Всё зависит от размеров завода и сложности, но всё равно это где-то в районе полумиллиона рублей в месяц – начало вилки, как ухо почесать. А бывает и миллион, и два, и три, и выше… у кого насколько хватит харизмы и безумия.
Бонус
Тоже у всех разный, но если усреднять, то это что-то в районе 30-50% от годового дохода. За перевыполнение планов – повышающие коэффициенты, за невыполнение – обычно ноль: сиди на зарплате… фу таким быть. По факту: выжил – получил. Умер – ну соррян.
Критерии бонуса – это, конечно же, EBITDA, объёмы, эффективность (или производительность), результаты проектов и прочие показатели… всё, что в этом году у шефов в моде.
В принципе, на зарплату директора обычно не жалуются. Она позволяет обеспечить приемлемый уровень жизни, квартиры, машины, отдых в хороших отелях и прочие приятности.
Однако, как я уже говорил в первой части, часто этими прелестями очень сложно насладиться, потому что голова у тебя забита заводскими проблемами, а не объёмом двигателя на новой BMW.
Корпоративное
Автомобиль – очень частое явление. Раньше были хорошие. Те, что видел у знакомых директоров: Волво, Субару, БМВ, Камри, Паджеро и прочие. Практически весь ряд более или менее приличных марок.
Сейчас всё чаще в моде танки. Китайские. Не те, что с башней, а те, что с экраном на полторушку, с подогревом сидений и запахом гречки.
Личный водитель – пореже, но тоже встречается.
Корпоративная карта – вещь прикольная, но требующая отчётов. Всё, что было потрачено на ужины, подарки, развлечения клиентов и прочих партнёров, должно сопровождаться чеками и отчётом.
"Вот тут был стейк, а тут мы клиента уговаривали не сбежать". «А здесь виски 12ти лет – это в администрацию».
Есть секретарша — отдаёшь чеки, она разрулит. Нет — сам страдай с бухгалтерией.
Ах, да… секретарша.
Не та, которая приносит кофе, а та, с которой задерживаются на совещании в пятницу вечером. Что могу сказать? Я, конечно, не такой, но часть правды в этом есть.
Впрочем, справедливости ради, нужно отметить, что секс на работе – это не только про директоров. Это сплошь и рядом на любых ступенях корпоративной иерархии. Чего только не приходилось встречать… И любовные драмы, и драки, и разводы, и жаркие сцены в контейнерах из-под комплектующих и много чего ещё.
Здорово, кстати, вредит рабочему процессу.
Но много и положительных историй со счастливым концом. Что и говорить – свою жену я тоже встретил на работе. Не в контейнере — в офисе. Подарок судьбы)))!
Командировки
Это прикольная часть работы босса. Корпоративный туризм для уставших богов.
В старые времена, когда границы были открыты, мне посчастливилось посетить очень много разных стран за корпоративный счёт. Эти путешествия включали в себя (помимо рабочих вопросов) проживание в хороших отелях, прогулки по близлежащим городам, ужины в прикольных ресторанах и так далее.
А потом выкладываешь фотки с подписью: "важный бизнес-визит в Турин". Никто не верит, и правильно делают.
Было клёво))))
Бизнес-класс.
Справедливости ради, можно отметить, что раньше такое явление было частым. Однако, мне удалось полетать бизнес-классом всего два раза. Остальные путешествия были с народом. В экономе.
Сейчас, я знаю, что многие компании всё ещё себе такое позволяют, но тренд явно негативный…
Личностный рост.
Самое вкусное напоследок. Да, работа директора завода предполагает то, что ты практически всегда недостаточно компетентен в тех или иных вопросах. Никогда не знаешь, где тебя трахнет рынок завтра.
То нужно думать про стратегию, то про продажи, то про производство, то про логистику, то про разработку, то про маркетинг, то… Бесконечное множество «то». И в каждый вопрос нужно погружаться, разбираться, планировать мероприятия.
Никаких тормозов. С одной стороны ад, с другой – непередаваемое чувство победы, когда что-то наконец получилось. И ты орёшь в зеркало: "ДААА, СУКА! Я МОГУ!"
Собственно, ради таких моментов все и работают директорами. Не из-за денег. Из-за них тоже, но money is not driver any more. Хотите верьте, хотите нет: главное - когда всё сложилось. Когда ты не просто выжил, а навалял хаосу и уехал красиво.
В следующий раз о том, как директор выживает в буднях. Там всё непросто и прикольно…