Как меня дед математике учил

Мой родной дед (1904 г.р.) имел четыре класса образования, но детей своих так мотивировал, что  двое его из них стали кандидатами наук  (филологи), а третий - моя мама.
Однажды я, только перешедший во 2-го класс, приехал к деду в гости, и вечером когда в деревне работа уже закончена, он подсел ко мне и спросил: 
- А какой предмет тебе в школе больше всего нравится?
- Математика.
- А реши ты мне, внучек, такую задачку. Три рубля рублями, рубль пятаками, рубль так и пятак, три копейки по копейке и копейка так.
Задумался я, на бумажке циферки сложил и выдал ответ.
- Молодец, вижу умеешь считать, а раз так, вот смотри, - с этими словами дед достал из кармана десять рублей и положил на стол, - этот червонец будет твой если ты решишь еще одну задачку, или угадаешь ответ.

- Решу конечно, у меня по математике в школе одни пятерки и я всю таблицу умножения знаю.
- Тогда слушай. Летела стая гусей, а на встречу ей один гусь, говорит гусь: "Здравствуйте сто гусей!" А гуси ему отвечают: "Нас не сто. Вот если бы нас было столько, да еще столько, да еще пол столько,да еще четверть столько, да еще ты гусь,- тогда нас было бы ровно сто"
Задумался я надолго, день думал два думал, три - не решается задачка.
- Ну нет - так нет, сказал дед, - значит деньги подождут, пока ты задачку решишь.
На те времена, на десять советских рублей, такой шкет как я, мог собрать всех друзей, затарится в магазине конфетами, печеньем, лимонадом и всем что душа пожелает и кутить не один день.  С тех пор, математика стала для меня, не абстрактным скучным предметом, а реальным способом обогащения. Я учил её, что бы следующий раз, разорить деда, а он задавал мне все новые и новые задачи, пока я не понял, что нет предела совершенству. Мне так и не удалось ни разу заработать червонец.))

P.S. Закономерный итог, я стал учителем математики и отработал в школе более 25 лет.

Истории из жизни

35.8K постов73.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.

2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег "Мое", то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом - пересказом готовых историй своими словами.

3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю "пруфами", дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях - это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).

4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.

5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.

6. Помните - сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.

Утверждения же - вроде "пост - дерьмо", есть оскорбление самого автора и будут наказываться.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
197
Автор поста оценил этот комментарий

Если с гусем сотня, без него 99, значит число кратное 3, а раз "четверть столько", значит кратное ещё и 4.

12 - мало, 24 - мало, 36 - вот оно.

раскрыть ветку (117)
222
Автор поста оценил этот комментарий

x+x+0,5x+0,25x+1=100

2,75x=99

x=99/2,75

x=36

раскрыть ветку (59)
106
Автор поста оценил этот комментарий

"Однажды я, только перешедший во 2-го класс, ..."

раскрыть ветку (27)
4
Автор поста оценил этот комментарий

так он бы и первую задачку в этом возрасте не решил

ещё комментарии
10
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Cадись, Эльдар. Пять.

раскрыть ветку (1)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Садись, Эльдар. Ноль пять восемь девять

4
Автор поста оценил этот комментарий

Нкконец-то нормальное решение, а не набор всяких логических выводов на грани с угадыванием.

ещё комментарии
83
Автор поста оценил этот комментарий
Верно! И главное указан ход решения, что то же очень важно
раскрыть ветку (34)
53
Автор поста оценил этот комментарий
Я решил по другому. 100-1=99. Самая малая часть это четверть столько, следовательно у нас 1+2+4+4=11 частей. Делим 99 на 11, получаем 9. Умножаем 9 на 4 и получаем 36 голов в стае.
У меня все плохо с математикой, да?
раскрыть ветку (17)
28
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Я решил таким способом:
X+X+0.5X+0.25X+1=100
2.75X=99
Х=99/2.75
Х=36
Но твой вариант решения лучше тем, что можно в уме посчитать, без калькулятора.
раскрыть ветку (2)
11
Автор поста оценил этот комментарий
Самый простой и логичный вариант. Просто составить уравнение.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Я без калькулятора в уме и в столбик решил. Не потерял ещё навык :)
61
Автор поста оценил этот комментарий
А я просто сложил два столько, пол столько и четверть столько, получилось 2,75. Затем разделил 99 на 2,75, получил 36
раскрыть ветку (12)
27
Автор поста оценил этот комментарий

Как @smile2 Пикабу математике учил.

раскрыть ветку (1)
4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
На пикабу лучше преподают чем у меня в школе(
5
Автор поста оценил этот комментарий

аналогично

1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Блин, а я решил перебором параметра по формуле (столько + столько и т.д.). Никакого аналитического мышления (

раскрыть ветку (6)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Блин, я видимо калькулятор, взглянув на задачу сразу предположил 36, проверил, подходит. Да, да меня в школе не любили, потому как я сразу писал ответ без решения и всегда правильный.

раскрыть ветку (5)
7
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

У тебя зато, наверное, с капчей проблемы?)

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Вот что правда, то правда, раза с 10 только удается и то не всегда...

2
Автор поста оценил этот комментарий

Давай, расскажи нам про свои сверхспособности, а я пока лампу протру и кота разбужу.

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

блин я один что-ли который глядя на пример видит ответ. Люди математики отзовитесь! У меня вот препод по высшей математике такой был и одноклассник. Я думал это распространенное явление.

раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

У меня одноклассник такой же был, пока от ягуара не отупел.

Автор поста оценил этот комментарий

сколько?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Не понял вопроса
12
Автор поста оценил этот комментарий
Я тоже так решил. Самую малую часть берем за Х, получаем:
4Х+4Х+2Х+Х+1=100
11Х=99
Х=9
Далее умножаем на 4 и получаем наше "столько"
13
Автор поста оценил этот комментарий

У вас всех каке-то безумно запутанные способы решения. "Если число такое, значит ответ меньше такого-то, а вот здесь такое число, значит ответ кратен четырем". Зачем все так запутывать это классическая задача на уравнение:

x+x+0.5x+0.25x+1=100

x+x+0.5x+0.25x=99

2.75x=99

x=99/2.75

x=36

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
точно так же решаю всегда))
6
Автор поста оценил этот комментарий

Вот я решил щас за 30 секунд, и чего-то никто мне червонец не спешит давать. Почему-то. Грёбаные 30 лет.

11
Автор поста оценил этот комментарий
Да ну, можно же просто в экселе варианты перебрать)

=B5+B5+B5/2+B5/4+1

раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Тоже заюзал Эксель)

=2*B1+0,5*B1+0,25*B1

А в В1 подставлял варианты

раскрыть ветку (8)
22
Автор поста оценил этот комментарий
Вот они, суровые "программисты на Экселе"
раскрыть ветку (7)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Ну так-то и в Экселе можно программировать ;)

1
Автор поста оценил этот комментарий

Индусский код

2
Автор поста оценил этот комментарий

ну эксель у всех почти есть, а ради одного уравнения ставить себе С++ или какой-нить MathCAD никто не станет))

раскрыть ветку (4)
4
Автор поста оценил этот комментарий
А ещё не почти, а точно у всех есть старый добрый калькулятор ;)
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

и бумага с карандашом ))

1
Автор поста оценил этот комментарий

Писать что-то на листочке?? Это слишком сложно..

2
Автор поста оценил этот комментарий
Wolfram alpha? Просто открыть новую вкладку.
1
Автор поста оценил этот комментарий
А я думал, что считается количество четвертей: столько+столько+полстолько+четверть столько =11 четвертей=(100-1) /11=9 гусей это четверть от общего количества.
1
Автор поста оценил этот комментарий

сомневаюсь что под разными "столько" дед подразумевал одну величину,иначе вы бы выиграли этот червонец еще давно. думаю можно узнать ответ решив вот такое диофантово уравнение в целых числах x+y+0,5*z+0,25*k=99. но я не хочу сейчас этим заниматься,потому что у меня завтра экзамен по дискретке))

2
Автор поста оценил этот комментарий

А почему так долго думали то? Во втором классе до такого хода решения вряд ли можно додуматься, конечно, но методом подбора же можно достаточно быстро решить, благо числа небольшие.

9
Автор поста оценил этот комментарий

Кстати эта задача встречалась в винрарном сборнике

Иллюстрация к комментарию
3
Автор поста оценил этот комментарий
Издалека пошел)) x+x+0.5x+0,25x+1=100
3
Автор поста оценил этот комментарий

Не понял, почему кратное 3?

раскрыть ветку (12)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Потому что если сумма цифр, составляющих число, делится на три, то и число делится на три. На самом деле, с 9-кой та же фишка, так что можно сразу сказать, что число кратно 9-ти, а дальше можно и подбором на промежутке 9 - 50 с шагом 9. То есть 9, 18, 27, 36, 45. В итоге подходит только 36.

раскрыть ветку (11)
4
Автор поста оценил этот комментарий

А при чем тут это? Какая связь между делимостью числа 99 на три (которое является суммой 1+1+0.5+0.25 частей) и делимостью количества птиц на 3?

раскрыть ветку (10)
4
Автор поста оценил этот комментарий

А еще мы знает, что число гусей не может быть дробным. Как и количество гусей, которое прибавлялось. 3, однако, очевидно мало, поэтому сразу берем 9. Далее, по тексту задачи, у нас отваливается 9 (не делится на 2 целочисленно), 18 (не делится на 4), 27 (не делится на 2) и 45 (не делится на 2). В итоге остается 36. Далее проверяем (проверять ответ задачек нас в школе научили намного раньше, чем решать уравнения):

36+36=72

72+36/2=72+18=90

90+36/4=90+9=99

99+1=100

100=100, значит 36 удовлетворяет условию. Вот и решили задачку, примерно соответствующую школьной олимпиаде класс, этак, за третий, без знаний уравнений. Хотя, конечно, ребенку только закончившему 1-й класс это все-равно слишком сурово.

раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ппц грамотеи собрались, еще и @mbentefor в минусах. Вот те та же задача с другими числами:

если бы нас было столько же, еще столько же, еще столько же и еще столько же, да еще 0.95 раз столько же (4.95 в итоге) и еще и ты сам то было бы нас 100. Ответ:20 - не делится ни на 3 ни на 9

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Хух, спасибо. Я не один такой)


П.С. Я без понятия, откуда вышеотписавшиеся взяли число 3, но придумал способ, как его получить. Значит у нас 2х+0.5х+0.25х=99. 2.75х=99. х - это количество в стае. Поскольку количество должно делиться на 4 без остатка (не существует такого числа, половина которого + четверть (дробная!) которого в сумме дают целое), то мы можем сделать так: 2.75*4*у=99. Где у - целое число, равняющееся количеству гусей в стае разделенном на 4. 11у=99. И ВОТ ЗДЕСЬ!!!! Поскольку 99 делится на 3, а 11 - не делится, то у должно делиться на 3! А значит х делится И НА 4, И НА 3. (соответственно варианты - 12, 24, 36, 48 и т.д.).

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну тут даже делимость на 4 не нужно было, просто 2.75=11/4 - не добавляет тройку в разложение на множители => исходное число делится на 9. В то же время 4.95=99/20, и вся девятка содержится в нем => исходное число не должно делиться на 9. Но без этого обьяснения на олимпиаде при проверке решения ставится 0 баллов :)

Автор поста оценил этот комментарий

Кстати с таким же успехом, если 99 делится на 11, почему же тогда 36 не делится XD

Автор поста оценил этот комментарий

Еще раз: при чем здесь 3? Зачем брать числа, кратные трем? Хоть кто-то может объяснить? Чтобы отсеять глупые ответы, переделаю задачку: пусть гусь говорит: "Вот тогда нас будет 111". 111 делится на 3? Да. Но вот ответ - облом - 40...

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

110 не кратно 3.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Ахаха, тогда берите 112 и отнимите самого гуся - получите 111 XDD

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

ага, и 40,(36) гусей в стае...

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Окей, согласен

3
Автор поста оценил этот комментарий

1+1+0.5+0.25 = 2.75

(100-1)/2.75 = 36


хотя для деления пришлось поюзать калькулятор, каюсь :D

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
я и без калькулятора смог )

а этот мужик 25 лет учитель математики)

3
Автор поста оценил этот комментарий
а у меня в уме как-то по другому всё вертелось

столько + столько + столько\2 + столько\4 = 100 - 1

2.75 столько = 99, тут домножим на 4

11 столько = 11* 9 * 4

раскрыть ветку (3)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Эм, а где здесь "по другому"?
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
возможно есть разница между составлением и решением уравнения, и подбором по признакам.
раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Ну ты как бы просто написал вместо х - "столько", а вместо того, чтобы разделить 99 на 2.75 на калькуляторе (или в уме 🙃), перешел от рациональных чисел к целым
1
Автор поста оценил этот комментарий

В 2016 за червонец вряд ли соберёшь друзей, но ты молодец

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку