Инклюзия: за или против.

Я работаю учителем-логопедом в школе, по образованию дефектолог. Это мой первый год работы, профессия желанная, как и работа.
Столкнулась вот с чем.
В начальной школе был выявлен очень слабый ребенок (не буду описывать результаты моего обследования, т.к. необходимо будет пояснить все и получится длинный текст). Тут же этот ребенок был обследован моей коллегой (психологом), которая подтвердила, что у ребенка легкая умственная отсталость. Помимо того, что есть проблемы с неуспеваемостью, ребенок мешает вести уроки, срывает их, мешает одноклассникам.
По новому закону об образовании мы ничего не можем сделать с этим. Да, психолог и я отправили маму на комиссию, где смогут официально подтвердить диагноз и предложить маме отдать ребенка в коррекционную школу, но, к несчастью, это носит характер рекомендации, т.е. по закону родитель сам решает, где ребенок будет учиться. А решает он в пользу массовой школы. Что мы имеем в итоге: с недавнего времени в классах есть дети, которые должны учиться в специализированном учреждении, но вместо этого они сидят в обычных общеобразовательных школах и мешают детям с нормой интеллекта получать знания. Более того, учитель не знает, что делать с таким ребенком, он не получал образование, которое позволяет обучать такого ребенка. А мама ничего не хочет слышать, считая, что это учитель не может научить. И мы тут просто бессильны. Я беру ребенка чаще, чем других детей, пытаюсь заниматься так, как занимался бы дефектолог (вне урочное время), но этого все равно мало, потому что из учебного процесса ребенок выпадает, потому как не в состоянии почти ничего усвоить.
То, что происходит - это так называемая инклюзия, которая нравится людям, не имеющим ничего общего с педагогикой. Она якобы способствует социализации особенного ребенка, учит толерантности и прочее. Я проходила практику во многих учреждениях города, где учатся разные дети. Это были школы для глухих и слабослышащих, слепых и слабовидящих, школы для детей с ДЦП, коррекционные школы для детей с ЗПР (задержкой психического развития) и умственной отсталостью. Детям хорошо там, где есть такие, как они, где есть специалисты, которые ежедневно занимаются с ними! Но закон позволяет родителям, которые некомпетентны в этом вопросе, решать судьбу ребенка, фактически позволяет ставить на ребенке крест. В то же самое время, я знаю девушку с умственной отсталостью, которая закончила специализированную школу, где ее научили превосходно шить (в таких школах делают упор на трудовую деятельность, чтобы человек мог потом найти себе работу). Сейчас она работает в ателье, а еще шьет на заказ, зарабатывает больше, чем я:) Ее мама не только приняла диагноз своего ребенка, но и сделала все, чтобы ее дочь нашла себя в жизни. (Пишу это к тому, чтобы Вы понимали, что выпускники таких школ могут найти себя и получать деньги, которые позволят им быть полноценными членами общества, коими они и являются). Мне хотелось бы призвать всех родителей, которые стоят перед трудным выбором, сделать его не в пользу своего соц.статуса, а в пользу ребенка. Специалисты не имеют голоса, мы беспомощны, хотя хотим помочь. Родители прячутся за своими амбициями, убивая своего ребенка своим выбором. Даже если они имеют диагноз на руках, все равно идут в общеобразовательную школу, где не получают тьютора, которого обещало государство (Почему? Потому что тьютору платят копейки, на которые невозможно выжить), а без тьютора эти дети не могут учиться в одном классе с 30ю учениками, у которых нет таких проблем.
Из инклюзии не получится ничего хорошего, и мне страшно, что до сих пор никто ничего не предпринимает, хотя с каждым годом ситуация в образовании становится хуже и хуже. Люди слышат об инклюзии, как о сказке, которая поможет особенному ребенку стать частью общества (хотя, почему вдруг он не часть общества??) Становится все больше ненависти, которую можно предотвратить, если бы все в полной мере понимали, что несет в себе эта инклюзия и какими могут быть ее последствия как для самого ребенка, так и для тех детей, с которыми он учится.
Да, есть дети, которые и с диагнозом могут учиться в массовой школе. Например, ребенок с ДЦП может перемещаться в коляске, усваивать программу и быть в коллективе - почему бы и нет? Но проблема в том, что на практике такие дети уходят в себя, т.к. чувствуют разницу, переживают ее, в то время, как в специальных школах могут влюбляться, общаться с теми, кто столкнулся с такой же проблемой и может разделить эти переживания. Может быть я не права, но в последнее время эта тема не дает мне покоя.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
Автор поста оценил этот комментарий
я вам про своего рода "инклюзию" расскажу, из личного опыта.

в младшей школе мой класс был элитным. мы были "ашки": 1а, 2а, 3а. детей отбирали специально, работали лучшие учителя. (естественно, об этом я узнал не в первом классе, а намного позже. это был какой-то там педагогический эксперимент, не суть.) разница и в успеваемости и в общей эрудиции классу так к пятому действительно была довольно заметна. но после окончания начальной школы педагогический эксперимент закончился - в средней учителя у нас были совершенно обычные.

и вот кто-то из руководства решил всех новеньких, среди которых было немало оболтусов, которых по причине неуспеваемости или откровенно хулиганского поведения исключали из других школ, направлять к нам. типа, если добавить двоечника в класс отличников, то отличники его поднимут до своего уровня. а случилось ровно наоборот - класс дружелюбно опустился на уровень вновь приходящих оболтусов. успеваемость сильно упала, хулиганы научили нас пить, курить, материться, хамить учителям, прогуливать уроки и вообще в целом забивать как на учебу, так и на собственное будущее. так что к выпускному наш "элитный" класс скатился до вполне себе среднего уровня.

такая вот произошла, "инклюзия"
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
В моей школе тоже "А" класс был лучшим, туда отправляли тех, кто набрал высокий балл на тестировании. К слову, до выпуска класс оставался по всем показателям лучшим. Это не было заслугой учителей, как я считаю. Ребенка со средним и высоким IQ будет учиться на 4,5. Я туда попала в средней школе, спросили, какие оценки, узнали, что всего две 4ки, отправили к "лучшим".
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Так у нужно делать, чтобы было разделение по успеваемости и интелектуальному уровню, кто-то сложные задания щёлкает как орешки, а кому-то 2+2 не понять, разделение нужно, иначе 2-3 таких детей выжмут все силы из учителя, а другие дети не удел останутся. Как-то у нам в класс засунули деточку, а деточка не тянет простейшую задачу не могла решить, краснела, бледнела полурока у доски, задача в одно действие... И зачем это другим детям? Девочка ушла после 1 полугодия в училище и рада была, просто необучаемая в силу способностей, но родители очень хотели в 10 класс... Выучилась она, прекрасный парикмахер, семья и все отлично у неё. Часто родители чудят, а дети подчиняются, а другие мучаются.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку