Инфраструктура развлечений при советском заводе

Каждый день в деревне мы с ребятами придумывали новое развлечение. Например, велосипедные экскурсии на меловые горы высотой с несколько десятиэтажек. Их видно было с любой точки местности. Огромнейшее удовольствие залезть на такую гору и осмотреть все с высоты птичьего полета.

Еще была экскурсия на местный завод, который начинается с одной стороны на горизонте и заканчивается с другой стороны тоже на горизонте. У этого завода потенциал инфраструктуры развлечений был куда покруче чем у любой дискотеки или пятизвездочного отеля. Например, «Горячка».

Горячка - это нечто вроде пляжа, куда сливается горячая вода после остуживания агрегатов завода в реку. Обычная речная вода, которая просто остудила оборудование, сливалась через трубу диаметром примерно метр и на выходе вода занимала примерно по уровню четверть или треть трубы в зависимости от нагрузки завода. Чем глубже внутрь, тем уровень в трубе был выше и сносил сильнее. За счет того что вода была речная, эта труба покрыта тонким слоем каких то водорослей, вроде мха. Мы залазили как можно глубже внутрь трубы, покуда хватало смелости и света в конце туннеля, садились на задницу и вылетали из этой трубы со скоростью бурлящего потока. Купаться в такой горячке можно было и днем и ночью, поскольку завод работал круглосуточно. Вода впадала в нечто вроде бассейна обложенного крупными камнями. Можно было сесть на камень и сидеть просто в горячей воде как в джакузи, для тех кто не любил прокатиться или устал кататься по трубе с водой.

Рядом с этой горячкой был мост и как одно из развлечений были прыжки с этого моста. Так как мы речку исплавали и переныряли вдоль и поперек, мы знали где под водой находились бетонные вертикальные плиты, на которых можно было стоять посередине реки. Поэтому прыгали с моста мы вдали от плит. Но, для неместных такие прыжки могли стать роковыми. Мы же себя чувствовали на этой реке как рыба в воде и, самое интересное, что мы могли придумать, это игра в ловки на многоэтажном мосте, который представляет собой конструкцию для удерживания труб над рекой. Можно было ползать по трубам, на руках под мостом, сверху по канатам и еще миллионы способов. Кто не удержался, падал в воду. Естественно над плитами не рисковали, да и вообще старались не рисковать.

На завод с меловых гор за десяток километров из карьера подавался мел, который обжигался в печах и из него получалась негашеная известь. Это основной компонент очень многих производимых на заводе продуктов. Мел подавался в огромных количествах с помощью подвесных вагонеток.

Выглядят эти вагонетки вот так.

Инфраструктура развлечений при советском заводе Истории из жизни, Завод, Детство в СССР, Аквапарк, Деревенский аквапарк, Джакузи, Длиннопост
Инфраструктура развлечений при советском заводе Истории из жизни, Завод, Детство в СССР, Аквапарк, Деревенский аквапарк, Джакузи, Длиннопост

(фото из интернетов)

Линии для вагонеток:

Инфраструктура развлечений при советском заводе Истории из жизни, Завод, Детство в СССР, Аквапарк, Деревенский аквапарк, Джакузи, Длиннопост

В некоторых возвышенных местах вагонетки проходят низко над землей, что в них можно забраться и покататься. Едут они довольно медленно и чувствуешь себя в такой вагонетке как в танке: никакой амортизации, наблюдение через сливные отверстия для дождевой воды. Если высунуться высоко на столбе можно отгрести в едало металлоконструкциями. На дальние расстояния мы не катались ибо эти вагонетки иногда падают. Когда вагонетка сходит с силового каната и падает, она отстегивается от тянущего провода. Но, как то был случай, когда вагонетка застряла на столбе и не отстегнулась, вывернула весь столб из земли и немного протащила его. Для таких тяжких случаев есть запасная линия, благодаря которой завод не останавливается даже при долгом ремонте.

Что удивляло, эти линии были протянуты даже над домами. И таки было что вагонетка свалилась прямо на дом, несмотря на то, что падали они не очень то и часто.

Как то раз когда мне было 14 лет во время ремонта такой линии мы пошли кататься на силовом тросе для вагонеток. Трос должны были заменить и он висел почти до земли. Десяток ребят такой толстый трос раскачивали, а еще десяток других качались, держась за трос. Чем сильнее трос раскачивался, тем сильнее и дальше от троса мы вылетали. Я вылетел дальше всех и выше всех. Приземляясь вниз головой, я подставил руки и за счет этого не сломал шею. Но, смотреть на правую руку было страшно. Спасибо тем врачам, которые ответственно ее собрали в более менее исходное состояние после двойного перелома со смещением.

Еще из развлечений было посещение слива от гидроэлектростанции, где так же сливалась теплая вода после охлаждения оборудования. Тут воды было уже побольше, чем в метровой трубе. Вода сливалась рекой шириной в несколько десятков метров где в бурлящем потоке так же было удовольствие поиграть в догонялки, гоняясь друг за другом через мост и камыши. Хоть после таких игр мы и возвращались в синяках, но с позитивным настроением.

После развала СССР завод разворовали так, что кроме стен и руин там абсолютно ничего не осталось. Я представить не могу, как за несколько лет можно было вывезти столько добра, которое чтоб оглядеть нужно было провести взгляд слева от горизонта направо до горизонта.

Сейчас на всех предприятиях безопасность, охрана, нигде не сунешся на экскурсию. За каждую сломанную руку назначили ответcтвенного и, теперь, если кто-то себе что-то свернул, то в суде всегда можно найти виноватого кроме себя. Не то, чтобы сейчас это было неправильно, но тогда это было невероятно незабываемо круто.