Генерал Антонов
История забытого генерала Антонова
Вы знаете, что член Ставки Верховного Главнокомандующего Алексей Иннокентьевич Антонов – единственный генерал, получивший «маршальский» Орден Победы?
Маршалом он стал уже после награждения. И более чем заслуженно. Только вот в нашей стране Антонов и его подвиги малоизвестны, можно сказать, многие про него просто забыли или вообще не знают.
Хотя без него, по словам наших историков, многие великие победы Советской Армии на фронтах ВОВ, да и сама Победа были бы просто невозможны
Почти суворовское детство…
Алексей Иннокентьевич родился незадолго до начала ХХ века в Гродно. Был сыном и внуком кадровых военных. Отец не связывал с мальчишкой больших надежд на продолжение династии – больно хилым уродился ребенок. Но много занимался сыном – учил, тренировал физически, ежегодно брал с собой в летние военные лагеря. Он умер, когда мальчику было 12. Через 7 лет не стало и матери.
Алексей, выказывающий яркие математические способности, отлично окончил гимназию в Петербурге, поступил в университет. Но учиться, по бедности, не смог. Пошел работать. В 1916 был призван на Первую Мировую, рядовым.
Прапорщик-скороспелка
Ум не спрячешь… Юношу сразу же отправили на унтер-офицерские ускоренные курсы. На фронте Алексей проявил не только личную храбрость, но и командирские способности. Был награжден Орденом св.Анны, стал помощником полкового адъютанта. Когда Корнилов шел на Петроград, полковое собрание постановило встать на сторону защиты революции.
Антонов в этот период занимался преимущественно организационными вопросами. После Октября демобилизовался, сделав еще одну попытку найти свое место в мирной профессии - поступил в Лесной институт.
Но началась Гражданская, снова мобилизация, бои, стремительный рост по службе – стратегический дар Антонова невозможно было не заметить. Уже в 1920 он становится Начштаба бригады.
Из характеристик того времени:
Энергичен, аккуратен. Пользуется авторитетом. Безошибочно применяет накопленный опыт штабной работы
При мягком характере, настойчив, инициативен, сообразителен, способен умело разобраться в любой обстановке. Дисциплинирован и вынослив в походных условиях. Ценный штабной работник.
Славный боевой путь – Каховка, Сиваш, Керчь. Почетный орден Реввоенсовета и настойчивые рекомендации поступать в Академию: военспец такого уровня без образования – это уже просто неприлично….
«Готов к работе в высших штабах»
Это формулировка из выпускной аттестации. Академия окончена с блеском, попутно получена специальность военного переводчика.
Алексей Иннокентьевич не «полевой командир» – он больше тяготеет к научно-исследовательской, организаторской, преподавательской работе.
И в этом качестве привлекает все больше заинтересованного интереса генералитета. Он и сам станет генералом в 1940. И в том же году – доцентом Военной Академии им.Фрунзе.
Любопытная деталь – Антонов, принадлежащий к поколению, более всего затронутому «сталинскими репрессиями», сам ни разу не был подозреваемым ни по одному делу. Даже в показаниях арестованных ни разу не упоминался.
Быть может, потому что был в принципе чужд интригам и сосредоточен только на том, что действительно понимал и контролировал?
Генерал Штеменко писал в воспоминаниях:
Человек был исключительный. Высочайший уровень знания, огромная культура, общая и военная в особенности. Он имел ровный, мягкий характер, лишенный при этом малейшего признака мягкотелости. Уравновешенность, доброжелательность, даже задушевность соединялась в нем с настойчивостью, требовательностью, твердостью. Был по-деловому сух, скуп на похвалы - только думающие инициативные люди их удостаивались. Выделялся лаконичностью слов и ясностью мыслей.
Маршал Малиновский Р.Я. фронта об Антонове (1942 г.
Он, несомненно, обладал незаурядными организаторскими способностями, гениальным постижением замыслов противника и умением хитроумно разрушить эти замыслы.
НЕВИДИМЫЕ ФРОНТОВЫЕ ПОДВИГИ
Первые полтора года войны генерал Антонов провел в штабах фронтов, замедляющих стремительное наступление гитлеровцев. Именно он, в частности, разрабатывал план Ростовской операции – первого удачного контрнаступления Красной Армии, после которого фронт стабилизировался. Готовил план освобождения Кавказа. Формировал национальные дивизии.
В 42-м Генштаб столкнулся с кадровыми проблемами. Б,М.Шапошников тяжело заболел, и его сменил на посту бывший начальник Оперативного отдела А.М.Василевский. Оперативный отдел залихорадило – за полгода сменилось 7 начальников, пока дело не дошло до Антонова.
Первое время его не привлекали к работе в Ставке.
А сам он всеми силами рвался обратно на фронт.
В ответ на очередной доклад Василевского о ценности Антонова, как штабного работника, способного полноценно сотрудничать со Ставкой по оперативным вопросам, Сталин ответил:
Если судить по даваемым Вами характеристикам тов.Антонов более полезен на фронте, чем в канцелярских вопросах
Антонов на полгода отправился представлять Ставку на Брянском фронте. Координация им действий различных соединений в ходе Острогожско-Россошанской и Воронежско-Касторненской операций обеспечила успех обеих.
После возвращения Антонов становится, фактически ключевой фигурой взаимодействия Ставки с фронтами. Как подсчитали историки, с докладами у Сталина он бывал больше, чем любой другой военный любого ранга и больше, чем все вместе взятые командующие фронтов. Иногда по два раза в день.
Антонов оптимизировал работу Оперативного управления Генштаба, введя универсальную систему рабочих карт, жесткий распорядок рабочего дня, выделив структурные подразделения для выполнения особых задач.
Уважение Сталина
Военные историки утверждают, что столь тесных отношений между Главнокомандующего с генералом больше не было в истории СССР. При планировании любой операции мнение Антонова для Сталина было едва ли не решающим.
Сталин не терпел вранья и приукрашивания в докладах. Например, в 43-м один из командиров на Украинском фронте «слетел» с должности, потому что умолчал о том, что немцы выбили наши войска из одного небольшого населенного пункта. Антонов всегда придерживался проверенных фактов и четких формулировок, чем заслужил безусловное доверие.
Сталин, сам бывший личностью исполинского масштаба, умел видеть гениальность в других. Он высоко ценил стратегический дар Алексея Антонова. Как вспоминал авиаконструктор Яковлев:
Сталин питал к нему несомненное доверие, испытывал искреннюю симпатию. Они проводили многие часы вдвоем, обсуждая текущие военные дела и планируя будущие операции
«Отец» большинства крупных побед
С именем Антонова плотно связаны Курская битва, прорыв Ленинградской Блокады, освобождение Прибалтики и Новгородчины, операции «Багратион» в Белоруссии, Берлинской операции.
Он принимал участие в Ялтинской конференции, где обсуждался вопрос разгрома Квантунской армии после будущей капитуляции Германии. Стратегический план был полностью разработан Антоновым. Настолько четкий, что, когда дело дошло до его реализации – сам Антонов к этому времени уже занимался демобилизацией после Победы, по сути, «переформатированием» РККА в Советскую армию – потребовалась лишь незначительная корректировка. Результат – в течение трех недель СССР покончил с дальневосточным агрессором, причем вернул назад всё, потерянное Российской империей в ходе русско-японской войны.
А еще чуть позже Алексей Иннокентьевич Антонов руководил созданием военного блока стран Варшавского Договора, возникшего в ответ на образование НАТО. На должности начальника Штаба ОВД он служил до конца жизни.
Загадкой остается тот факт, что Антонов стал единственным кавалером «Ордена Победы», не имеющим Звезды Героя.
Почему так произошло?
Ведь непохоже, чтобы личные заслуги этого человека в военных успехах страны были не поняты или недооценены…
По моему мнению основной причиной такого стало то, что в бытность работы в Ставке Верховного главнокомандующего он пару раз убеждал Сталина не принимать предложения Хрущева, в особенносьи в период подготовки к Курской битве, Харьковской операции, освобождение Украины и Крыма, им лично разработана операция Багратион, которую также пытался редактировать Хрущев.
В Википедии пишут, что в ходе операции «Багратион» Советская армия нанесла крупнейшее поражение немецкой армии за всю военную историю Германии, разгромив одномоментно в короткий срок группу армий Центр Вермахта.
Протяжённость фронта операции составила более 1100 километров, глубина прорыва обороны 600 километров.
Общая численность войск составила более 2,5 миллионов человек.
Эта одна из крупнейших военных операций за всю историю человечества.
Статья взята из интернета, непомню из какого ресурса, дополнена личным мнением и фотографияи