Фиванский легион
Добрый день, мои дорогие подписчики.
Как же много воды утекло с момента моей последний публикации – столько разных событий произошло за это «неспокойное» время: хороших и не очень.
И ведь предупреждал меня Nemolodoj "...не торопись, не пиши так часто, сгоришь!"
Точно – выгорело желание писать, тем более после того, как сам ресурс Пикабу (по моему мнению) из интересного чтива (местами) опустился до бесчисленного количества публикаций историй «ниже пояса». Видимо, таковы новые реалии и "нравственная неполноценность" нынче в "тренде"...
Поэтому, очень долгое время я не решался садиться печатать, потому что в голове сидело: «да кому это нужно?».
Но однажды, что-то меня подтолкнуло перечитать свои публикации, ваши комментарии и…
Да вот же!!! Вот им всем это нужно! Столько тёплых слов.
Да, меня не будут «скриншотить» (интересно, так уже можно говорить?), не будет многотысячных рейтингов, но есть же 2226 подписчиков, которые с удовольствием читают очередной эпос по дороге домой, в перерывах на обед, да может и просто «под пивко» или бокальчик вина…
Поэтому, прочь хандра и лень – специально для всех моих читателей выношу на ваш суд свой новый труд.
Как и раньше, считаю необходимым напомнить, что не являюсь профессиональным историком или археологом и ни в коей мере не настаиваю на каких-либо точках зрения – я просто представляю исторический факт или персоналию и аккумулирую вокруг этого события различные мнения.
Ну что, поехали?
Итак, несколько лет назад, гуляя по немецкому Триру, я набрёл на невзрачную с виду церковь Св. Павла или Св. Пауля (Basilica of St. Paulinus – англ., Pfarrkirche Sankt Paulin – нем.), зайдя в которую, был бесконечно поражён её внутренним убранством.
Чувство, которое я испытал попав внутрь, впоследствии ещё ни раз видел на лицах моих друзей и знакомых, которых потом приводил на это место – чувство удивления, перемешанное с неподдельным восхищением, а потом и слезами на глазах, появляющихся после истории мученической смерти римского легиона, изображённой Кристофом Шеффлером на потолке нефа этой базилики.
И вот, спустя годы после моего первого посещения, представляю на ваш суд историческую трагедию под названием:
ФИВАНСКИЙ ЛЕГИОН
Названий у этого легиона Восточной Римской империи несколько: Фиванский, Фивский, Фивейский, Фиваидский (хотя настоящее имя совсем другое, вернёмся позднее к этому) – речь в любом случае пойдёт о том самом легионе, принявшем мученическую смерть во имя Христа.
Мы постепенно разберём с вами все детали этой трагедии (а может быть и просто красивой легенды), породившей с десяток Святых в различных странах Западной Европы.
А начнём с истории, произошедшей несколько позднее описываемых событий - собственно с истории человека, в честь которого и названа церковь Св. Павла.
Часть 1.
Епископ Трирский Павел (Sankt Paulin)
Будущий VI епископ Трирский родился около 300 года н.э. в Аквитании (ныне один из административных центров региона Франции - Новая Аквитания с центром в г. Бордо) в знатной семье.
Получив прекрасное образование, он был рукоположен Св. Максимилианом Трирским (Sankt Maximinus von Trier) в священники и отправился миссионером в Трир (во времена Рима город назывался Августа Треверорум, но, дабы не усложнять текст, я буду приводить современное название – Трир), где Максимилиан в 329 году станет V епископом Трирским
(Bischof St.Maximinus von Trier)
В 346 году, во время путешествия из Константинополя (ныне Стамбул, Турция) в Пуатье (ныне один из административных центров региона Франции - Новая Аквитания), Максимилиан умирает от болезни и новым епископом Трирским в 347 году становится Павел (Пауль, Паулин).
Тут давайте сделаем небольшое отступление на историю раннего христианства.
Несмотря на всю молодость новой религии в ней уже стали появляться различные, непременно конкурирующие между собой, интерпретации христианской веры.
В 318 году между одним из старейшин раннехристианской общины (их называли пресвитерами) в Александрии – Арием и епископом Александрийским – Александром, возник спор по поводу Троицы.
(Св. Александр Александрийский)
Арий, в противоположность общепринятой догме, которая признаёт Бога, как единое существо в трёх формах (Отца, Сына и Святого Духа) утверждал, что идентичность Отца, Сына и Святого Духа является ложной доктриной, поскольку она явно противоречит монотеизму (поклонение только одному Богу). По мнению Ария, Сын Божий, как и Святой Дух занимает лишь подчинённое положение по отношению к Богу-Отцу, а никак не эквивалентное. С точки зрения Ария, Троица, поднятая в догму, является ничем иным, как ересью.
(Арий)
Арий был немедленно осуждён и изгнан из Александрии. Но его учение, «арианство», разрослось на весь Восток и дошло даже до берегов Рейна.
Лишь в 328 году, под давлением нового епископа Александрийского Афанасия (друга и соратника епископа Трирского Максимилиана), Арий отказался от "неверных" суждений, после чего ему было даровано прощение, а в 335 году, после изгнания Афанасия, он вообще был реабилитирован, после чего тут же вернулся в Александрию, вновь активно пропагандируя своё учение.
Он не дожил буквально одного дня до своего официального «воссоединения» с церковью, назначенное императором в Константинополе, в 336 году.
(Св. Афанасий Великий, один из Отцов церкви)
Однако, эти церковные «разногласия» со смертью Ария не закончились. Менее чем через 20 лет арианство получило мощную поддержку от сына Константина Великого – императора Востока, Константинуса II, который в 353 году становится единоличным правителем всей Римской империи.
(распространение "позднего арианства" в Европе)
Решив уничтожить религиозные разногласия, которые мешали полноценно управлять империей, Константинус II собирает в этом же, 353 году, Собор в Арле (ныне французский город в регионе Прованс-Альпы-Лазурный Берег, фр.– Provence-Alpes-Côte d’Azur), вошедшим в историю христианства, как Арльский Собор или Арльский провинциальный Синод. Здесь, неожиданно для всех прибывших епископов, император объявляет об отказе преследования «арианства» и даже больше – заставляет всех присутствующих под страхом расправы, подписать приговор, осуждающий Афанасия Александрийского, непримиримого борца с арианцами.
(Константинус II)
Этот приговор подписывают все епископы, кроме… да, да – епископа Трирского Павла (Пауля). За эту дерзость Трирский епископ был изгнан во Фригию (современная Турция), где и скончался во время своих скитаний в 358 году.
Христианская община города Трир несколько лет добивалась возвращения тела их любимого епископа на берега реки Мозель, однако, соглашения о его перезахоронении удалось добиться лишь в конце IV века.
Тогда же, в конце IV века, для увековечивания его памяти начинается строительство первой церкви.
Местом для строительства было выбрано бывшее тренировочное поле римских войск, так называемое Марсово поле, к северу от городских стен города, где за сто лет до этого и разыгралась кровавая трагедия...
Спасибо огромное всем, кто дочитал.
Памятуя прошлые советы, я решил не выкладывать слишком большие части повествования, а делить их, по возможности, на более мелкие.
Постараюсь выложить вторую часть завтра.
PS: тёплые слова в комментариях позволяют писать быстрее…
И, как всегда небольшой анонс следующей части:
«…пришедший в 284 году к власти император Диоклетиан провёл ряд радикальных реформ для стабилизации империи как внутри, так и снаружи.
Помимо разделения империи на Восток и Запад и введения тетрархии (так называемого «правления четырех») с новыми столицами Никомидия в Малой Азии (ныне город Измит в Турции), Сирмий на Балканах (ныне город Сремска Митровица в Сербии), Милан в Северной Италии и Трир в Северной Галлии, он также расширил армию, набрав мобильную резервную армию, размером в треть действующей.
В то же время Диоклетиан предпринял попытку возрождения государственной религии - древнеримского пантеизма. Он считал, что удары судьбы, обрушившиеся на Римскую империю в последние годы, были выражением гнева древнеримских богов, которые постепенно вытеснялись новыми культами с востока, особенно быстро распространяющимся христианством.
Еще до своего указа от 23 февраля 303 г., в котором все христиане были объявлены врагами государства, он боролся против христианской веры, требуя от всех государственных служащих жертвоприношения идолам в знак их лояльности.
В Египте, где христианская вера уже прочно укоренилась, в дополнение к существующему легиону «Траян» (имеется ввиду II Неустрашимый Траянский легион) были созданы три новых легиона - «Третиус Диоклетиана Фебаеорум» (III Диоклетианов легион), «Примус Максимиана Фебеорум» (I Максимианов легион) и «Секундус Флавия Констанца Фебеорум» (II Надёжный Флавиев легион)…»











