Делаем нативное мобильное приложение с ИИ и бэкендом (Туториал)

Предыдущие статьи:

В этой статье мы рассмотрим все тонкости создания Proof of Concept (PoC) мобильного приложения, построенного с помощью фреймворка SwiftUI и бэкенда с использованием FastAPI. Дополнительно я продемонстрирую эффективные архитектурные паттерны для SwiftUI-приложений, в частности MVVMP в сочетании с принципами SOLID и Dependency Injection (DI). Для android код можно легко перевести на Kotlin с Jetpack Compose.

Зачем нам нужен бэкенд

Кто-то может сказать, что можно просто запихнуть всю логику в приложение, напрямую отправлять запросы в chatgpt и сделать приложение без бэкенда. И я согласен, это действительно возможно, но бэкенд дает несколько важных преимуществ.

Бэкенд служит основой для любого сложного приложения, особенно для тех, которые требуют безопасного управления данными, обработки бизнес-логики и интеграции сервисов. Вот почему надежный бэкэнд имеет решающее значение:

  1. Безопасность: Бэкэнд помогает защитить конфиденциальные данные и токены аутентификации пользователей от атак типа MITM (Man-in-the-Middle). Он выступает в качестве защищенного шлюза между пользовательским устройством и базой данных или внешними службами, обеспечивая шифрование и аутентификацию всех данных.

  2. Контроль над использованием сервисов: Управляя API и взаимодействием с пользователями через бэкэнд, вы можете отслеживать и контролировать использование приложения. Это включает в себя дросселирование для управления нагрузкой, предотвращение злоупотреблений и обеспечение эффективного использования ресурсов.

  3. Интеграция с базой данных: Бэкэнд обеспечивает бесшовную интеграцию с базами данных, позволяя динамически хранить, извлекать и обновлять данные в режиме реального времени. Это важно для приложений, которые требуют учетных записей пользователей, хранят их предпочтения или нуждаются в быстром и безопасном получении больших объемов данных.

  4. Модели подписки и Freemium: Реализация услуг по подписке или модели freemium требует наличия бэкенда для выставления счетов, отслеживания использования и управления уровнями пользователей. Бэкэнд может безопасно обрабатывать платежи и подписки, обеспечивая бесперебойную работу пользователей и соблюдая требования по защите данных.

  5. Масштабируемость и обслуживание: Бэкэнд позволяет более эффективно масштабировать приложение. Логику на стороне сервера можно обновлять без необходимости передавать обновления клиенту, что упрощает обслуживание и ускоряет внедрение новых функций.

По сути, бэкенд — это не только функциональность, но и создание безопасной, масштабируемой и устойчивой среды для процветания вашего приложения.

Объяснение технического стека

  • SwiftUI: Лучший вариант для нативных приложений для iOS после выхода UIKit. Он декларативен и упорядочен, а XCode является незаменимым редактором благодаря эпл. Для android код можно легко перевести на Kotlin с помощью Jetpack Compose.

  • FastAPI: Выбран для бэкенда за его скорость, минимальное количество шаблонов и декларативность, редактируется с помощью превосходного Zed.dev.

  • ChatGPT API: Используется в качестве большой языковой модели (LLM); выбор может меняться в зависимости от необходимости кастомизации.

  • Ngrok: Реализует туннелирование с помощью простой команды CLI для выхода локального сервера в интернет.

Создание приложения для iOS

Теория: Архитектурные паттерны

  1. MVVMP (Model View ViewModel Presenter):

  • Model: Представляет собой структуры данных, используемые в приложении, такие как Question, Answer, Questionary и FilledQuestionary. Эти модели просты и содержат только данные, следуя принципу KISS.

  • View: Отвечают только за представление пользовательского интерфейса и делегируют все данные и логику презентерам. Они не содержат никакой бизнес-логики и спроектированы так, чтобы быть простыми и сосредоточенными на рендере UI.

  • ViewModel: В SwiftUI ViewModel представлена объектом ObservableObject, который служит моделью наблюдения за изменяемыми данными. Здесь нет методов и логики.

  • Presenter: Presenter управляет всей логикой, связанной с модулем (экраном или представлением), но не бизнес-логикой. Он взаимодействует с доменным слоем для выполнения операций бизнес-логики, таких как взаимодействие с API или управление сохранением данных.

  • Domain Layer: Этот слой содержит бизнес-логику приложения и взаимодействует с внешними ресурсами, такими как базы данных, API или другие сервисы. Он состоит из нескольких компонентов, таких как сервисы, провайдеры, менеджеры, репозитории, мапперы, фабрики и т. д.

  • На самом деле, MP в MVVMP является инициалами Марка Паркера, а полная форма — «Model View ViewModel by Mark Parker».

  1. Принципы СОЛИД:

    • Принцип единой ответственности: У каждого класса должна быть только одна причина для изменений.

    • Принцип открытость-закрытость: Компоненты должны быть открыты для расширения, но закрыты для модификации.

    • Принцип замещения Лискова: Объекты суперкласса должны быть заменяемы объектами подклассов.

    • Принцип разделения интерфейсов: Ни один клиент не должен быть вынужден зависеть от интерфейсов, которые он не использует.

    • Принцип инверсии зависимостей: Зависимость от абстракций, а не от конкретики, чему способствует DI.

  2. Инъекция зависимостей (DI): Реализация с использованием DI-контейнера для соблюдения принципа инверсии зависимостей.

Разработка бэкенда

Код бэкенда довольно прост. Эндпоинты (main.py):

Делаем нативное мобильное приложение с ИИ и бэкендом (Туториал) Программирование, Разработка, iOS, Искусственный интеллект, Туториал, Открытый код, Чистый код, Архитектура по, Frontend, Backend, Open Source, Длиннопост

"onboarding" предоставляет список вопросов анамнеза, которые необходимо заполнить при первом запуске приложения. Ответы будут сохранены на устройстве и использованы для персонализированной диагностики в будущем. "doctor" — основной эндпоинт: он генерирует вопросы на основе предыдущих ответов и карты пользователя, либо возвращает результат диагностики.

Модели:

Делаем нативное мобильное приложение с ИИ и бэкендом (Туториал) Программирование, Разработка, iOS, Искусственный интеллект, Туториал, Открытый код, Чистый код, Архитектура по, Frontend, Backend, Open Source, Длиннопост

Промпты:

Делаем нативное мобильное приложение с ИИ и бэкендом (Туториал) Программирование, Разработка, iOS, Искусственный интеллект, Туториал, Открытый код, Чистый код, Архитектура по, Frontend, Backend, Open Source, Длиннопост

Модуль промптов использует GPT-3.5 от OpenAI для генерации ответов на основе пользовательского ввода, анамнеза и заполненных анкет. Он возвращает пользователю соответствующие вопросы и советы по диагностике здоровья. Как видите, ничего сложного здесь нет. Код элементарен, а промпты - просто набор четких инструкций для LLM.

Настройте окружение и запустите сервер с помощью fastapi dev main.py.

Подробности:

Открытие доступа к локальному хосту через Интернет

  1. Зарегистрируйтесь на сайте ngrok.com и получите токен доступа.

  2. Установите ngrok с сайта ngrok.com/download.

  3. Выполните команду ngrok config add-authtoken <TOKEN>.

  4. Запустите с помощью команды ngrok http http://localhost:8080 (при необходимости измените порт).

Подробные инструкции по настройке можно найти в документации ngrok.

Кодим приложение

Я не буду показывать здесь весь исходный код, для этого есть GitHub. Найти его можно по адресу: HouseMDAI iOS App. Вместо этого я остановлюсь только на важных (IMO) моментах.

Начнем с краткого описания задачи: нам нужно приложение с текстовым полем на главном экране, возможностью задавать набор динамических вопросов и показывать ответ. Также нам нужен одноразовый онбординг. Итак, приступим к коду.

Первым делом нам нужны модели, и они довольно просты (принцип KISS).

Делаем нативное мобильное приложение с ИИ и бэкендом (Туториал) Программирование, Разработка, iOS, Искусственный интеллект, Туториал, Открытый код, Чистый код, Архитектура по, Frontend, Backend, Open Source, Длиннопост

Теперь давайте сделаем онбординг. Продолжаем следовать KISS и SRP (Single Responsibility Principle), никакой бизнес-логики в представлениях, только UI. В данном случае - только список вопросов с прокруткой. Все данные и логика делегированы презентеру. Единственное, что здесь интересно, это небольшой вспомогательный метод bindingForQuestion, который, вероятно, должен быть в презентере, но сейчас это не имеет значения.

Делаем нативное мобильное приложение с ИИ и бэкендом (Туториал) Программирование, Разработка, iOS, Искусственный интеллект, Туториал, Открытый код, Чистый код, Архитектура по, Frontend, Backend, Open Source, Длиннопост

Вы будете удивлены, но в презентере также нет никакой бизнес-логики!

Делаем нативное мобильное приложение с ИИ и бэкендом (Туториал) Программирование, Разработка, iOS, Искусственный интеллект, Туториал, Открытый код, Чистый код, Архитектура по, Frontend, Backend, Open Source, Длиннопост

Все по-прежнему simple, stupid и имеет только одну ответственность. Presenter должен содержать только логику своего представления. Бизнес-логика уровня приложения находится вне его юрисдикции, поэтому презентер просто делегирует ее наверх по стэку вызова.

Также можно заметить, что и View, и Presenter не инстанцируют ни одну из зависимостей, а получают их в качестве параметров при инициализации. Это соответствует принципу инверсии зависимостей, согласно которому модули высокого уровня не должны зависеть от модулей низкого уровня, но оба должны зависеть от абстракций. Это обеспечивает гибкость и упрощает тестирование, а также позволяет легко заменять зависимости или внедрять макеты для целей тестирования.

При использовании паттерна Dependency Injection зависимости предоставляются извне класса, а не инстанцируются внутри него. Это способствует развязке и позволяет упростить поддержку и тестирование кода.

Хотя в данном примере протоколы не используются явно, стоит отметить, что протоколы могут играть важную роль в коде, особенно для абстрагирования и облегчения тестирования. Определив протоколы для представлений, презентаторов и зависимостей, становится проще заменять реализации или предоставлять моки во время тестирования.

Если вы рассматриваете возможность использования протоколов в представлениях SwiftUI, необходимо помнить об одном важном моменте. Поскольку View в SwiftUI - это структура, она требует явного указания типов своих свойств. Это означает, что вам придется сделать её дженериком и пробрасывать тип через весь стек вызовов, что приведет к появлению большого количества шаблонного кода.


Однако существует альтернативный подход, предлагаемый MarkParker5/AnyObservableObject.
Эта библиотека работает аналогично родным оберткам свойств SwiftUI, но убирает проверку типа во время компиляции в пользу проверки во время рантайма. Хотя такой подход может внести некоторые риски, их легко снизить, написав элементарные xcode тесты, которые просто инициализируют представления так же, как вы делаете это во время рантайма.

Используя эту альтернативу, вы можете упростить свой код и оптимизировать процесс работы с протоколами в SwiftUI.

Итак, если презентер не содержит бизнес-логику, то где же она? Это задача для доменного слоя, который обычно содержит сервисы, провайдеры и менеджеры. У них всех очень схожее применение, и разница между ними до сих пор является предметом дискуссий. Давайте создадим OnboardingProvider, который будет содержать всю бизнес-логику процесса онбординга.

Делаем нативное мобильное приложение с ИИ и бэкендом (Туториал) Программирование, Разработка, iOS, Искусственный интеллект, Туториал, Открытый код, Чистый код, Архитектура по, Frontend, Backend, Open Source, Длиннопост

Опять же, он выполняет только одну задачу: управление бизнес-логикой процесса onboarding. Такая инкапсуляция позволяет другим классам взаимодействовать с ним без необходимости беспокоиться о деталях его внутренней реализации, что способствует созданию более чистой и удобной кодовой базы.

Теперь давайте соберем все вместе в корне приложения.

Делаем нативное мобильное приложение с ИИ и бэкендом (Туториал) Программирование, Разработка, iOS, Искусственный интеллект, Туториал, Открытый код, Чистый код, Архитектура по, Frontend, Backend, Open Source, Длиннопост

Это приложение SwiftUI устанавливает свое начальное состояние с помощью оберток полей StateObject. Оно инициализирует OnboardingProvider, OnboardingPresenter и HomePresenter в своем методе init. Провайдер OnboardingProvider отвечает за управление данными, связанными с онбордингом, а OnboardingPresenter управляет логикой представления онбординга. HomePresenter управляет главным домашним представлением.

В теле сцены приложения проверяется, нужна ли регистрация на сайте. Если да, то она представляет OnboardingView с OnboardingPresenter. В противном случае она представляет TabView, содержащий HomeView с HomePresenter и, если доступно, ProfileView.

Теперь настало время для домашнего экрана. Логика проста:

  1. Получаем сообщение от пользователя

  2. Используя сообщение, запрашиваем список вопросов из бэкенда

  3. Показываем вопросы по одному, используя встроенную push-навигацию.

  4. Добавляем ответы к запросу и повторяем 2-4, пока бэкенд-доктор не вернет окончательный результат

  5. Показываем финальный результат

Делаем нативное мобильное приложение с ИИ и бэкендом (Туториал) Программирование, Разработка, iOS, Искусственный интеллект, Туториал, Открытый код, Чистый код, Архитектура по, Frontend, Backend, Open Source, Длиннопост

Похоже, я пропустил 4-й пункт... или нет? Поскольку представление не может содержать никакой логики, эту часть выполняет его презентер.

Делаем нативное мобильное приложение с ИИ и бэкендом (Туториал) Программирование, Разработка, iOS, Искусственный интеллект, Туториал, Открытый код, Чистый код, Архитектура по, Frontend, Backend, Open Source, Длиннопост

Он управляет вводом сообщения пользователем и обновляет путь навигации на основе ответов от бэкенда.

При отправке сообщения метод onSend() отправляет его на бэкенд с помощью DoctorProvider и ожидает ответа. В зависимости от типа ответа он обновляет навигационный путь, отображая либо набор вопросов, либо окончательный ответ.

Аналогично, когда заполняется вопросник, метод onQuestionaryFilled() отправляет заполненный вопросник на бэкенд и соответствующим образом обновляет путь навигации.

Здесь есть небольшое дублирование кода между методами onSend() и onQuestionaryFilled(), которое можно было бы отрефакторизовать в один метод для обработки обоих случаев. Однако оставим это как упражнение для дальнейшей доработки.

Модуль Questionary (View+Presenter) почти является копией Onboarding и просто делегирует логику до HomePresenter, поэтому я не вижу необходимости показывать код. Опять же, для этого есть github.

Последнее, что я хочу показать, это две реализации DoctorProvider, единственной обязанностью которых является вызов API и возврат DoctorResponse.

Делаем нативное мобильное приложение с ИИ и бэкендом (Туториал) Программирование, Разработка, iOS, Искусственный интеллект, Туториал, Открытый код, Чистый код, Архитектура по, Frontend, Backend, Open Source, Длиннопост

Первая использует наш бэкенд:

Делаем нативное мобильное приложение с ИИ и бэкендом (Туториал) Программирование, Разработка, iOS, Искусственный интеллект, Туториал, Открытый код, Чистый код, Архитектура по, Frontend, Backend, Open Source, Длиннопост

Вторая вызывает openai api напрямую (подход backendless) и является практически копией модуля подсказок из бэкенда:

Делаем нативное мобильное приложение с ИИ и бэкендом (Туториал) Программирование, Разработка, iOS, Искусственный интеллект, Туториал, Открытый код, Чистый код, Архитектура по, Frontend, Backend, Open Source, Длиннопост

Обе реализации легко взаимозаменяются благодаря инъекции зависимостей:

Делаем нативное мобильное приложение с ИИ и бэкендом (Туториал) Программирование, Разработка, iOS, Искусственный интеллект, Туториал, Открытый код, Чистый код, Архитектура по, Frontend, Backend, Open Source, Длиннопост

Другой пример

Посмотреть пример этой архитектуры в реальном приложении можно в моем проекте TwiTreads на github.com/MarkParker5/TwiTreads

Что делать дальше

  • Интегрируйте аутентификацию и базу данных пользователей в бэкенд. Можете использовать официальный шаблон FastAPI из FastAPI Project Generation.

  • Реализуйте логику аутентификации в приложении.

  • Сосредоточьтесь на улучшении дизайна приложения, чтобы повысить удобство работы с ним. Давайте создавать красивые приложения!

Заключение

Приведенные проекты и ссылки на код служат реальными примерами, чтобы дать толчок вашей собственной разработке. Помните, что красота технологии заключается в итерациях. Начните с простого, создайте прототип и постоянно совершенствуйте его. Каждый шаг вперед приближает вас к овладению искусством разработки программного обеспечения и, возможно, к следующему большому прорыву в технологиях. Счастливого кодинга!


О других интересных проектах периодически пишу в телеграм.


Лига программистов

1.6K постов11.5K подписчика

Правила сообщества

- Будьте взаимовежливы, аргументируйте критику

- Приветствуются любые посты по тематике программирования

- Если ваш пост содержит ссылки на внешние ресурсы - он должен быть самодостаточным. Вариации на тему "далее читайте в моей телеге" будут удаляться из сообщества