COVID КУРЬЕР... Часть 4

Четвёртый заход. Наконец-то про деньги

Яндекс.Еда регулярно рассылает курьерам опросы, часть которых посвящена, как бы бугага это не было, мотивации сотрудников. «Чувствуете ли вы социальную значимость своей работы?» - интересуется чей-то пытливый ум в центральном офисе. «Они там совсем ебанутые?» - отвечают вопросом на вопрос в курьерском чате. Возможно, разлагающие мусор бактерии и осознают личный вклад в функционирование земной экосистемы, но если ты развозишь еду из Макдачки в уебищной желтой сумке за мелкий прайс, то лишь из-за того, что тебе самому жрать нечего.

И вот теперь вкратце расскажу о том, как формируется оплата, но напомню, что я работал именно автокурьером и тут есть отличие от тех, кто пешком или на велике. На уровне теории каждая доставка состоит из следующих этапов: путь в ресторан, получение заказа, путь к клиенту, передача заказа. Теоретически они оплачиваются по отдельности. Получение заказа 50 рублей, передача клиенту еще 50, каждый километр дороги – тоже 50 рублей. Но! Дороги от ресторана до клиента, если вы понимаете, о чем я. Каждая наука уходит корнями в философию, мать познания. Вот и в основе алгоритма распределения заказов между курьерами лежит своего рода категорический императив, моральная максима «не наебешь, не проживешь». Вероятно поэтому автокурьер с незавидной регулярностью оказывается перед необходимостью проехать почти десять километров до ресторана, чтобы потом отвезти заказ на расстояние 800 метров. Соответственно, звонкой монетой ему платят за ноль целых восемь десятых километра, а те десять он проезжает как бы в подарок. И да, отказаться от заказа нельзя. Его можно не принять, но это удовольствие обернется штрафом (речь про плановый слот, но тем не менее). Справедливости ради, средний пробег до клиента 1,5-4 километра, причем случается и больше, да и рестораны не всегда на другом краю города. И тем не менее.

Точно высчитать пробег за смену мне было непросто, потому что я постоянно хватал слоты в самых разных частях города и вообще много катал просто так, для удовольствия. Но однажды во имя науки организовал шестичасовой забег таким образом, чтобы не вышло ни единого лишнего километра. На круг такое: общий пробег примерно 90 километров (где-то прям точные величины с одометра есть, но смысл в таких деталях), в зачет пошли 14. Разница близка к порядковой. Но с другой стороны правила таковы, а не хочешь играть – не садись за стол. Но рублей 400-500 при таком раскладе ты неизбежно тратишь на топливо. А если докинуть все прочие расходы, от ТО до износа покрышек и амортизации, то хорошо, если Яндекс не останется должен. «Хорошо» - потому что не вернет. Но обещанное заплатит в срок, и в этом секрет успеха. В смутные времена ради небольшого, но стабильного дохода люди готовы на многое.

…все это мы обсуждаем с коллегой по имени Куба. Вообще, Куба – это не обязательно ром и Карбиский кризис. Так зовут молодого киргизского мужчину, который вместе со мной начал плановую смену в девять вечера и подъехал по такому случаю на стоянку Макдоналдса на Дмитровке. Вообще-то Куба – сварщик, даже бригадир сварщиков. Пока не закрыли стройки, он работал в Москва-Сити, а после был вынужден сесть на свой Relault Symbol и заняться тем единственным промыслом, который подвернулся. Куба говорит, что на этой работе он вспомнил, что сто рублей это, оказывается, тоже деньги. Еще он говорит, здесь медленно меняешь свою машину на бабло, которые очень быстро проедаешь. Куба надеется, что стройки скоро оживут и ему там отыщется место. У меня начинает звонить телефон, я жму «Принять заказ» и мы наскоро прощаемся.

На этой работе вообще все наскоро. «Принять заказ», «Прибыл в ресторан», «Забрал заказ», «Прибыл к клиенту», «Отдал заказ». «Вы уверены?» - спрашивает интерфейс программы. Конечно, мать твою, я уверен, ебаный робот-бобот, думаю себе я, но нажать можно только кнопку «Да», других не предлагают. Сигналка, стартер, поворотник, первую, улица, двор, если здесь прижмусь, проехать смогут, домофон, лифт, квартира. И все заново. И еще раз. И еще.

Кстати, все эти статусы, которые я перечислил выше, нужно ставить вовремя. Уехал, не нажав «Отдал заказ?» Поздравляю, двигай обратно. Потому если твой телефон знает, где ты находишься, то и Яндекс это знает. Еще нюанс: тебе постоянно напоминают, что ты должен проверять правильность и полноту заказа, но сделать это как правило невозможно, потому что в большинстве случаев ты получаешь запечатанный пакет. Но галки напротив позиций все равно расставляешь, а что делать? Клиентские комментарии к заказам иной раз доставляют. «Запечатайте пакет степлером, чтобы у курьера не было доступа к моей еде», «выберите любую игрушку, НО ТОЛЬКО НЕ ПЕТУХА И НЕ МУЖИКА» (кажется, про хэппи мил речь), «Будьте осторожны! В подъезде работает проститутка с коронавирусом». Комментарии «Азбуки вкуса» тоже милые: «у входа стол, Кур стоит там и ждет, пока вынесут заказ». Кур? Мне потребовалось некоторое время, чтобы понять, что речь обо мне. Попал, как Кур в ощип…

Но вернемся к баблишку. Один заказ - это примерно 200 рублей. Половина за саму доставку, половина за пройденный километраж. Расчет, естественно, очень условный. Скажем, в день написания этого текста я получил отчет, в котором за 4 заказа мне насчитали 700 рублей – с километражем не сложилось. Очень часто возникает ощущение, что тебе определенно недосыпали километров в отчет, но подтвердить эти догадки особенно нечем, а опровержением может служить общеизвестная склонность человека преувеличивать собственные заслуги. Чаевые курьеру можно начислить в приложении, но знаете что? Когда ты работаешь в Яндекс.Еда, бумажка в сто рублей начинает значить для тебя довольно много. Куба был прав, это уже настоящие деньги. Когда вы даете бумажные чаевые, вы делаете чью-то жизнь лучше. Серьезно.

Вообще здесь важно время. Потому что как ты не крути, но 2 заказа это почти час работы. Ехать вроде и не далеко, но пока в ресторане все приготовили, пока на этаж поднялся, пока к машине вернулся, минуты и улетают. В таких условиях должно бы получаться примерно 2500 рублей для 6-часовую смену. Да, но… нет. Напомню, что я работал автокурьером, а эта братия суть есть усиление велосипедной армады. И плановые слоты дают только на вечер, с восьми-девяти часов. И до двух, трех, четырех. При этом после полуночи карета превращается в тыкву и заказы как отрубает. Они есть, но сильно реже. Можно выйти на так называемый свободный слот. Ты открываешь приложение и просто переводишь себя в режим онлайн, но это уже отдельная песня.

Процедура выплаты происходит несколько мучительно. Платят понедельно, однако есть тонкость. На первой неделе ты ничего не получаешь. На второй тоже. На третьей получаешь деньги за первую неделю. Сначала в среду приходит отчет с количеством заработанного. В курьерском чатике начинается волнение и обсуждение. В отчете русским по белому написано, что получение отчета не означает (капсом) немедленного перевода денег. Перевод свершается в четверг и пятницу, но баблишко и не всем падают на карту сразу, поэтому иные принимаются роптать. Иной раз не приходят и в понедельник. Здесь уже слышатся вспышки ярости и требования возмездия. Во вторник деньги, наконец, приходят всем. Народ успокаивается, а там уже и следующая среда. Колесо сансары, так сказать.

По моим наблюдениям, нормальный заработок курьера, обычного, с великом, составляет примерно 10-12 тысяч в неделю, если хорошо работать. Ударный труд позволяет получать до 60 тысяч в месяц, но это уже надо упахаться. Да и то, если будут заказы. Старожилы рассказывают, что далекие времена, когда на свете водились драконы и оборотни, а трудолюбивые гномы доставали из жерла вулкана изумруды размером с тыкву, в Яндекс.Еде можно было зарабатывать 5000 за день. Мои результаты скромнее: дневной рекорд 1900 на одном слоте и 2500, если взять два. Недельные цифры сглаживают пики и позволяют измерить среднюю температуру по больнице:

1 неделя: 6600
2 неделя: 9600
3 неделя: 6200
4 неделя: 7600

Ключ к пониманию этих цифр дает одна деталь: на первой неделе я работал 4 дня. То есть да, пусть и с колебаниями, но отрицательная динамика очевидно прослеживается. Об этом, равно как и о том, почему описанные здесь и ранее реалии имеют разве что историческую ценность, я расскажу в следующем, завершающем посте.

(С) Facebook. Георгий Белов.

COVID КУРЬЕР... Часть 4 Доставка, Курьерская доставка, Еда, Термобокс, Мат, Длиннопост, Яндекс Еда