TJ поговорил с Еленой о списке запрещённых для женщин профессий, а также о сексизме в жизни и в интернете.
1 января 2021 года в России сократился список запрещённых для женщин профессий. Теперь в нём не 456, а 100 пунктов. Россиянки могут свободно служить на корабле, быть парашютистами и трактористами. Среди профессий, исключённых из списка, — машинист. Женщины снова начали работать в поездах московского метро, а 12 января в первый рейс в качестве машиниста пригородного электропоезда отправилась Елена Лысенко-Салтыкова.
Став первой в современной России женщиной-машинистом электрички, она столкнулась с критикой в соцсетях. Комментаторы оскорбляли её и писали, что девушка не может управлять поездом наравне с мужчинами и что должность ей выдали ради пиара. На самом деле Елена с детства мечтала об этой работе и сражалась за неё около 10 лет, о чём она и рассказала специально для TJ.
Фото из личного архива Елены Лысенко-Салтыковой
«Я меняла колодки и вручную прокручивала дизель»«Я меняла колодки и вручную прокручивала дизель»
Маленькой я занималась на детской железной дороге в Кратово. Жила неподалёку и когда нам о ней рассказали в школе, подумала: почему бы не попробовать. Мне с детства нравились поезда, а родители работали на транспорте, поэтому эта тема всегда меня окружала. Во время занятий я совершенно случайно попала в кабину узкоколейного тепловоза. Меня спрятал от дождя машинист-инструктор. Когда я увидела, что внутри, как выглядит кабина, двигатель, я поняла, что хочу быть машинистом.
В обычной ситуации в России, чтобы стать помощником машиниста на электропоезде, достаточно проучиться на курсах полгода после школы. Для того, чтобы стать машинистом, нужен минимум год опыта после колледжа, в сумме — три года. Я хотела поступить в колледж сразу после 11 класса, но меня не взяли.
Мне сказали решить вопрос с вышестоящим руководством: когда оно одобрит эту идею, тогда меня и возьмут. На это я потратила больше полугода и была буквально самой последней зачисленной на курс. Я стояла в форме на линейке первого сентября, ещё не зная, взяли меня или нет. Я стала единственной девочкой на курсе, хотя не первой.
После обучения наступает время практики. К тому времени, как я доучилась, все люди на должностях поменялись. Тех, кто пустил меня в колледж, уже не было, так что никто не готов был пойти навстречу — и я осталась без практики. Полгода проработала слесарем. В физическом плане это сложнее, чем работа на линии, потому что на электропоезде есть много приспособлений, которые упрощают его ремонт и эксплуатацию. А я была на тепловозе: исполняла обязанности слесаря, специалиста по замерам и отчасти бригадира. Я меняла колодки, прокручивала дизель вручную, примеряла шатунные и коренные подшипники.
«Ну ты куда пришла, в детский сад, что ли?»
Работая слесарем, я искала практику. Вышла из колледжа с полным пакетом документов, кроме одного — свидетельства помощника машиниста, из-за которого я, собственно говоря, и пошла туда учиться. Поэтому ходила по столичному узлу и по каждому депо. Сначала — по электровозным, там везде был отказ, потом — по моторовагонным.
Письменный отказ мне написало одно-единственное депо. На словах — это одно, а когда есть документ — к нему уже можно как-то апеллировать. В другом депо мне разрешили пройти практику, но на работу не оставили. Люди отчасти были некомпетентны и не знали, как отказать. Напрямую же не скажешь «ты же девочка», хотя в одном депо было такое: «Ну ты куда пришла, в детский сад, что ли?»
По факту закон не запрещал женщинам работать помощниками машиниста и машинистами. Были ограничения по условиям. Но никто не хотел заморачиваться.
Я уж не говорю о том, что вся эта классификация профессий очень странная. Моя мама — бортпроводник. Их работа более вредная, но почему-то никто не говорит, что девушки не справятся с этой профессией. Наоборот, в основном эта профессия считается женской. Хотя они как раз сталкиваются с такими же сложностями: и физический труд, и шум, и вибрации. Более того — радиация. У нас немного проще, но почему-то считается, что девушкам нельзя.
В этот закон с перечнем запрещённых профессий никто не хотел вчитываться, поэтому это была долгая и странная борьба. Все говорили: «Закон запрещает, понимаете, всё категорично». А там в конце есть абзац, что работодатель имеет право нанять женщину при соблюдённых условиях по охране труда. Были люди, которые даже не знали, есть такой закон или нет. Они объясняли, что у них «нет удобств» для женщин, нас некуда «класть спать», «локомотив тяжёлый» (как будто я его на себе толкаю) и «там одни мужчины».
Видео из тик-тока Елены Лысенко-Салтыковой
«Я поняла, что я не единственная фанатка железной дороги, и предложила собраться вместе»
Через несколько месяцев поисков я услышала о компании АО «Центральная ППК» и попыталась устроиться туда. Удивилась, когда взяли на общих основаниях и без вопросов. Было приятно, даже подумала, что есть какой-то подвох. Мне писали другие девочки, которые тоже мечтали быть помощниками машиниста, и просили рассказать, как у меня это получилось.
Я поняла, что я не единственная такая фанатка железной дороги. У меня был опыт написания писем руководству железных дорог и в Минтруда, я общалась с Юлей Юровой — первой женщиной-помощником машиниста. И я предложила собраться вместе. В 2018 году мы с Юлей создали инициативную группу. Рассказывала девочкам, что нужно писать и куда обращаться. Мы стали отправлять письма во все инстанции, каждая — своё, чтобы их было больше. Мы писали свои истории: почему выбрали железную дорогу, что уже сделали для приближения к мечте, в чём заключается проблема, приводили примеры. Я сравнивала нас с бортпроводниками и их трудовыми условиями.
Некоторым из нас пришли официальные ответы о том, что закон пересмотрят. И в том же 2018 году его пересмотрели. Правда, в силу изменения вступали только с 1 января 2021 года. Так что впереди было ещё три долгих года. Так как закон пересматривали несколько раз, мы боялись, что всё это забудется и никто ничего не примет, поэтому ждали, затаив дыхание. И после отмены ограничений стали самыми счастливыми девушками на железной дороге.
Естественно, я выполняю все те же обязанности, что и мужчины — инструкция была написана вне зависимости от пола машиниста.
Большинство участниц нашей инициативной группы сейчас работают на линии помощниками машиниста. Уверена, что девчонки не остановятся и пойдут дальше. За один день нельзя стать машинистом: например, у меня были экзамены по теории и практике для оформления документов. Первая поездка, в которую я официально поехала как машинист, состоялась 12 января 2021 года.
«Женщины водят машины давно, но до сих пор есть стереотип о „бабе за рулём“»
Меня критикуют с самого начала моей «борьбы», то есть на протяжении десяти лет, поэтому отчасти я к ней привыкла. Но новость о том, что я поехала машинистом, вызвала фурор. Это распространялось в интернете с невероятной скоростью. Мне стали присылать сообщения и отмечать в комментариях. Их было так много, что у меня завис телефон.
В этом ролике Елена зачитывает комментарии к новости о том, что она стала машинистом. Видео из тик-тока Елены Лысенко-Салтыковой
С таким количеством нападок мне раньше не приходилось сталкиваться. Меня это сильно расстраивало, я просто не понимала — за что? Я ведь такой же человек, как и все остальные. Много хейта было связано с тем, что люди банально не понимают, как так — только что разрешили женщинам становиться машинистами, и я сразу поехала. О чём все сразу думают? О том, что обычно говорят про девочек, когда они добиваются каких-то своих целей. Не удивлюсь, если я на свои накопленные куплю BMW и услышу аналогичные суждения.
Я решила прочитать эти комментарии в видео, потому что когда ты пишешь — это одно, а когда это звучит голосом — совсем другое. Грубо говоря, человек испачкал лицо, а ты ему даёшь зеркало: «Посмотри, как ты испачкался». Здесь то же самое. Не скажу, что у меня был какой-то запланированный посыл. Скорее — импульс: «Посмотрите, что вы творите».
После того, как я сняла несколько видео, рассказала о своём пути, мне пришло очень много поддержки. Не ожидала, что за меня встанет столько людей. Если негативных сообщений я получала около двух тысяч в сутки, позитивных было по несколько десятков тысяч. Мне делали комплименты и говорили «спасибо». Мир оказался не таким злым.
Безусловно, следующим девочкам-машинистам будет проще. Как минимум те, кто идёт учиться сейчас, поступает сразу, без препятствий. И с практикой у них нет проблем. Со временем и общество привыкнет, хотя женщины водят машины очень давно, но до сих пор есть стереотип о „бабе за рулём“. Всё это не быстро, но, я уверена, со временем пройдёт.
«Мы хотим иметь это право — попробовать»
Я думаю, что списка запрещённых для женщин профессий не должно существовать. Мы добивались возможности работать не для того, чтобы соревноваться с мужчинами. Речь идёт о нашем праве выбрать себе профессию и попробовать. И распоряжаться этим должны мы, а не государство, мужчины или общество. Да, много говорят о вредных профессиях. Но, ребята, курить тоже вредно, почему-то женщинам не запрещают курить.
Фото из личного архива Елены Лысенко-Салтыковой
Представьте, что в каких-то городах химпроизводства — градообразующие. А среди оставшихся в списке 100 профессий есть как раз ограничения на такую работу. И что, женщинам, получается, оставаться без работы? Всем идти кассирами в «Пятёрочку»?
Либо есть ещё другая ситуация, с которой я тоже сталкивалась: женщину трудоустраивают по одной должности, а платят, как за другую. Среди шахтёров была такая история, что девушка выполняла то, что считается «мужскими» обязанностями, а ей платили как кладовщику. Я всё больше и больше с таким сталкиваюсь, хотя думала, что это изжило себя.
По Конституции мы имеем право сами выбирать профессию, и нам должны платить за неё одинаково: что мужчинам, что женщинам. На это мы, в том числе, опирались, когда объясняли, что мы не красивая игрушка, не инкубатор, не приспособление на кухне. Мы люди, и мы тоже хотим пробовать себя в других профессиях. Мы хотели иметь это право — попробовать.
Это где? В МО? У нас до сих пор электрички с деревянными сиденьями ездят.
У нас есть.
С меня однажды удивлялась молодая коренная петербурженка, почему у нас в городе нет метрополитена.
У вас - это в Омске?
Буржуи, у меня даже в машине нет вставок из дерева, а у вас все сидения деревянные, экологичные.
Вроде такие ездили Нахабино-Подольск, но могу ошибаться
Это не Иволга, это старичок ЭП2Д
Да это вроде не машина чтобы свежий поезд старичком обзывать. Модель в производстве с 2015
Ну уж очень разница поколений значительная. Всё-таки Иволга первый действительно новый электропоезд за 60+ лет в России и СССР, не считая лицензионных "ласточек", а ЭП2Д эволюция аж ЭР1 1957-го года.
Москва/МО.
Это старичок ЭП2Д. Сейчас на пригородные маршруты идут тверские Иволги, в них вот так
На первом диамтере Иволги-2, они даже покруче
Они везде есть
Ещё ласточки встречаются
Зависит от направления. Курское одно из самых продвинутых.
Ярославское, по мне, самое отсталое.
Самое продвинутое - Ленинградское. Там вообще только Ласточки давно ездят. Но там своя пассажирская компания отдельная. А на Курском то, что обслуживает конкретно диаметр Подольск - Нахабино нормальное, а вот если сесть на тульскую, к примеру, электричку - попадаешь в прошлый век.
Ну хотя бы деревянных сидений я на Курском не видел лет 15 уже. А на Ярославке вполне :)
Я на ярославском езжу регулярно с 2011 года. Деревянных сиденьев не помню, это что-то из детства.
Я ж писал "за 15 лет", в 2007 точно ещё были.
у нас на Горьковском направлении ни одной такой не видел.. зато часто встречаю эл-ку, которая едет с одной открытой створкой двери) тупо не закрывается
Зато заряд слабым (по современным меркам) током, куда более щадащий режим для батареи.
Согласитесь, было бы неприятно получить конфуз вроде возгорания телефона в салоне самолёта)
Лично мне вообще иногда кажется, что чем более низким током и при низкой температуре я заряжаю батарею, тем больше времени она отдаёт заряд. Хотя я конечно понимаю, что скорее всего это просто ошибочное ощущение, ибо никаких логичных, физических объяснений этого наблюдения я не вижу
Почти все современный модели имеют этот СУПЕР ЧАРДЖ, ну если проще, то суй не пересуй энергию, за 15-30 минут заряжается до 100%. Так что ИМХО низкие токи только мешают, да да я от физики далек, просто свое мнение пишу)
Где-то QC реально необходим, например в том же общественном транспорте или на остановке, где нужно за очень короткое время как можно больше успеть зарядить севший телефон, а где-то в этом насилии токами под 10А (на батарее, а не зарядке) нет никакой необходимости. Нифига заряжать телефон квикчарджем за 20 минут, ставя телефон на ночную зарядку, или в том же самолёте?)
В самолете с собой нет зарядки 220в?
Толку с этого QC, если все наплодили кучу своих стандартов.
Ну это вполне логично, QC медленнее собственных стандартов.
При этом обычно если устройство на железе квалкомм, то поддержку QC полностью не исключают.
С него почти всё заряжается. Даже Huawei 18 ватт с него забирает, хотя суперчарж у них свой на 40.
Был же уже на эту тему пост недавно, явно не вчера придумали
Ну usb не вчера. А в демиховские электрички конкретно стали недавно ставить. До этого зарядки только в Ласточках и Иволгах встречались.
Была одна модификация эп2д с зарядками, но встречалась редко и в основном на экспрессах
Да поставить куда угодно можно. Вон в Ярославль ходит (ходила?) сидячка с розетками 220В при креслах.
Делайте ставки, через сколько времени начнут залеплять жвачкой.
Про уличные терминалы оплаты тоже говорили что побьют. Так и тут, что-то пострадает, но основная часть выживет. У нас вот в парке сделали уличные зарядки для электросамокатов и прочего транспорта. Круто же!
Да я не спорю что круто... Мне просто кажется что нужно начинать с культуры использования общих вещей, а не с улучшения этих самых вещей.
У нас идут по простому пути. Просто начинают с использования этих вещей)
Ты людей по себе не суди и все ок будет.
Мои суждения никак не влияют на объективную реальность. К моему большому сожалению.
Как вариант. Но я лично за вменяемые штрафы.
Когда плавать научатся, тогда и воду наливать?
Что же, вещей общественного пользования нету нигде, что ли?.. Да вся электричка это одно сплотшная вещь общественного пользования. Или для того чтобы учиться не изгаживать то, чем сам пользуешься, нужны исключительно usb-зарядки? Не очень понял метафоры просто, что тут бассейн, а что вода.
Ну, да. Не только электричкой и не только зарядки, понятное дело... Нужно сначала обеспечить, чтобы новое не загаживалось, а после этого это новое ставить. Потому как иначе этот процесс непродуктивен.
Ну, например камеры, расследования по факту порчи имущесства, увеличить штрафы за порчу имущества. Для начала. Вообще много чего можно придумать в этом ключе - например, социальный рейтинг пассажира, ну, по тому же принципу что коэффициенты на цену страховки в зависимости от ваших косяков. Не говоря уже про пропаганду и другие возможности масс-медиа.
Но мне кажется, что сначала нужно определиться, ЧТО делать, т.е. чего именно хочется добиться, какую именно цель нужно достичь, а потом уже решать, как именно. По этому я и говорю сначала про цель, и, как я вижу, с этой целью многие не согласны.
Ну давайте подумаем, что нужно делать и нужно ли, если никто ничего и так не ломает.
Блин, эти USB сейчас даже на улице в открытом доступе стоят и живы. И электрички, куда более навороченный и современные ездят и ничего в них не сломано.
Да, есть отдельные уёбки, но их мало и ради них что-то делать сверх того, что есть (а камерами и так всё утыкано) - нафиг надо, не окупится.
Ну крышечки в трамваях пропали. Правда и непонятно зачем они там
Крышечки такой конструкции и на домашней технике, если есть, часто не выживают. Уж очень оно хлибкое да и просто в руках пожамкать хочется :)
Чтобы ничего не сломали и не спиздили, повесить камеру... А её сломают или спиздят
USB-зарядки давно уже везде на транспорте. В метро, в автобусах, в трамваях, на автобусных остановках. И что, везде залеплены жвачкой?
Не везде, а в Москве.
В обычных русских городах такое далеко не всегда есть.
Так и картинка в посте из Москвы или ближнего Подмосковья.
Если нажать ответить - комментарий видно полностью
Приветствую! О проблеме известно, исправим только после рефакторинга
Не знаю, я последний год в общественном транспорте не езжу особенно. До этого видел тенденцию, что все новое очень быстро закрашивается граффити, поджигается зажигалками, залепляется жевачкой, обблевывается содержимым желудка, и на что еще хватит фантазии у отдельной категории людей.
Бывало, что порт нерабочий, правда, но почему - это уж не знаю.
Что же, это очень хорошо. Быть может и правда культура несколько поднялась, не знаю.
Что же, если это помогает, я только за.
Год назад в метро и автобусах usb-зарядки тоже были уже.
Где и что вы видели, подожженное зажигалкой последний раз?
Нет, они были в редких эп2д, в основном на рэксах. Сейчас вообще во всех появились, где-то в начале января
туда отлично входит шайбочка или ключь и огонёчек прикольно так гаснет :(
вандалы они такие...
Везёт. У меня на казанском направлении вместо usb пока только вонючие и бздёхающие бичи с бомжами расплоставшиеся в пьяном угаре по все лавке. На самом деле даже хрен с этим usb и прочими свистелками-перделками. Пусть лучше запустят специальную зондер-команду, которая будет ходить по вагонам и выпиливать с них прямо на ходу всех этих бичей бухих.
У вас есть электрички? 😁У нас переодически то сокращают, то вводят новые маршруты.
ну кому зарядки в электрички, а у нас вообще пригородный маршрут закрыли. Теперь на дачи - только по вкрай убитым дорогам на вкрай убитых автобусах. А, да, в автобусах ни то что зарядок - там терминалов оплаты нет у кондукторов, таскай с собой 107 рублей
И даже QC. Круто!
А quick charge только для хуавеев или ещё кто-то поддерживает?
QC это стандарт квалкома. У хуавеев SuperCharge насколько я помню
У самсунга есть адаптив фаст чардж. Совместим с QC.
У мтк, насколько я знаю, есть тоже своя технология быстрой зарядки. Я не знаю, совместима ли она с QC.
Тут жзабавная ситуация получается. "Быстрая зарядка" - и явление, и название технологии.
Я, если честно, не уверен, про что из этого спрашивал тот, кому я ответил)
Про технологию спрашивал. Я с SuperCharge походу перепутал, как yeks сказал
Хоть и аккуратно приделали, сами ЭП2Д по сравнению с Иволгами, которые ездят на том же Курском направлении выглядят колхозом и прошлым веком уже
Но при этом они тупо удобнее Иволги из-за наличия большего количества мест
Смотря откуда, куда и когда ехать. В час-пик здоровому молодому мужику с тех мест все равно никакого толку, не говоря о том, что они тесные (более-менее нормально помещаются 3+2 как в старых Аэроэкспресс ах, а 3+3 это для дрыщей летом). А в Иволге хоть постоять можно.
Вот только здоровых молодых мужиков это треть от общего потока в лучшем случае. Да, доехать условное Пенягино-Тушинская норм, можно. А вот Нахабино-Каланчевская уже заебешься стоя ехать.
Проблема в том, что Иволга изначально для МЦК проектировалась, где весь круг 50 минут.
Ну и в тамбурах эп2д спокойно 5 велосипедов помещаются, ещё и место остаётся ходить мимо. Где там стоять-то нельзя?
Конечно прошлым, это ж модификация эд4м, которая модифицированная эр2т, которая модифицированная эр2, которая немного модифицированная эр1, которую придумали в больше полувека назад))
Так и есть
Никто не крутит. Этих зарядок у каждого по пачке.
Ну ты даёшь. У тебя телефон первый день что-ли? Две дома, одна на работе и одна в сумке если в дороге надо подзарядится.
Дай угадаю, ты не москвич и до работы у тебя 15 минут?
Чёт ты не то говоришь. У тебя один шнурок или одна зарядка?
Именно. Но только не говори что по Москве на машине перемещается. Так только имбецилы и дегенераты поступают.
Именно
Но зарядка у меня одна. ЧЯДНТ
Как нибудь проспишь, а тефон не заряжен. Вот и читаешь газеты что, не было?
Ну... Нет, не было %)
Пушто перед сном я кидаю телефон на зарядку в 100% случаев. Привычка)
Дай угадаю. У тебя нокия 3310?
Дай открою тебе тайну. Это плитка для туалета 😁
Уже больше года как появились.
(Картинка с двумя спайдерменами)
Юсб в прошлом году только появились на диамтере
Это фигня, вот у нас на Ленинградском вокзале сплошь и рядом нанотехнологии в чистом виде.
Жду пост удивления, что в самолетах тоже есть такие
Можт быть в Дании, Швейцарии, Финлянди, Швеции... Но никак не в стране белокожих негров.
Не знаю как в вашей стране негров, но в Москве этими usb-зарядками давно каждый столб утыкан. Скоро в общественных туалетах из унитаза гнездо usb будет торчать.
А в остальной не Москве каждый угол утыкан собачьим гавном, попробуй, сделай замечание жывотному с животным... юсб в электричках у них...
На картинке электричка курского направления Московской железной дороги. Такие ходят до Подольска, который аж вторая остановка от, собственно, Москвы.
А собачье говно тут не при чем. Я эту субстанцию по всему миру видел и не только в углах.
Через терминал зарядки могут телефон взломать. Дело такое.
Обреж линии данных в шнуре, оставь только питание.
Обрежьте у кабеля провода, отвечающие за передачу данных, оставьте только те что 5V и GND. И нет уязвимости.
Так и не нужны нахер никому эти обычные пользователи. Это же надо найти незакрытую уязвимость (а она зависит от версии андроида, драйверов, бутлоадера а они у всех разные), причем чтобы работала без действий пользователя (а есть такие?), сделать эксплойт, залить его на какой-то компактный компьютер, этот компьютер притащить в электричку и где-то приладить, подключить к usb-разъему (к скольким из тысячи в поезде удастся?) и ждать, что именно к этому разъёму подключится владелец телефона с конкретной версией ОС без конкретного патча безопасности раньше, чем "закладку" найдет электромонтер в депо.
И ради чего это? Ради 5 тыр с карточки спербанка, которые можно и так снять одним телефонным звонком?
Чем опасна зарядка?
Уже не раз попадались кабели зарядки, в которых китайцы оставляли только 2 провода для питания.
Вовсе не обязательно. Есть кабели без линий данных. QC не будет, а свои 0.5-1А получите
Комплектные ломаются быстро или дома остаются, ходят с ашановскими, которые как-раз частенько из китайских соплей и шпагата.
Но про "обычных юзеров" тут
#comment_191709847
Они действительно быстро выходят из строя. В аэропортах многие не работают
Почему во всем остальном транспорте не сломали?