263

Честно о чип-тюнинге

Поскольку я уже много лет работаю в этой сфере и постоянно отвечаю людям на одни и те же вопросы, решил рассказать подробнее о том, что это такое и как это всё устроено. Возможно кому-то пригодится эта информация и поможет не совершать ошибок.


Как правило, под «чип-тюнингом» подразумевают внесение определённых изменений в прошивку автомобиля с целью увеличения мощностных характеристик автомобиля, отключения определённых компонентов, реже для устранения заводских недочётов или снижения расхода топлива.


Тут сразу оговорка для тех кто считает, что любое заводское программное обеспечение на автомобилях идеальное и инжинеры «не дураки», поэтому любые вмешательства излишни. Так вот автомобиль - это продукт, выпускаемый автоконцерном, продукт со своими плюсами и минусами и те же «не дураки» частенько выпускают обновления ПО для автомобилей, естественно для устранения недочётов, выявляющихся в процессе эксплуатации. Бонусом ко всему этому - маркетинг и экология, диктующие определённые условия для создания и настройки двигателей. Не стоит забывать и о том, что автомобиль придумала одна организация, изготовила блок управления двигателем другая, ПО написали одни люди, а другие «подружили» блок управления двигателем с другими системами автомобиля - поэтому я частенько встречаю заводские недоработки в заводских прошивках.


Теперь собственно о самом чип-тюнинге.


Калибровка автомобильных прошивок - по сути определённый вид творчества, подразумевающий под собой внесение изменений в работу двигателя. То есть как художник видит - так оно и поедет. Подход разных калибровщиков иногда очень серьезно отличается - одни пытаются выжать из мотора максимально возможную мощность, другие аккуратно правят ПО так, что бы разгонялся автомобиль хоть немного лучше, но настройки не сильно отличались от заводских. Оба описанных подхода имеют право на существование. Однако, иногда лично мне встречаются прошивки, в которых точно видно, что люди не слишком-то утруждали себя пониманием процессов, происходящих в ДВС. Более того, ПО различных блоков управления двигателем (в дальнейшем - ЭБУ) устроено абсолютно по-разному, и настраивается всё иногда совсем по-разному. Пример - VAGовский двигатель 1.6MPI, который при минимальных железных отличиях имеет совершенно разные блоки управления и электронные компоненты. Ну или мерседесовский OM651, который при схожих модификациях на одной и той же модели авто может иметь разные топливные системы и ЭБУ, логично что и прошивки для блоков delhi и bosch абсолютно разные.


Большую роль играет так же и то, что кто-то относится к своему делу творчески и нацелен на результат, а кто-то просто имеет желание быстро и просто заработать.


Многих волнует вопрос - что же стоит прошивать?


Кто-то считает что «чип-тюнинг» это удел всяких 63AMG, а кто-то считает, что после чип-тюнинга hyundai solaris точно превратился в болид F1😀 На самом деле потенциал для программных доработок есть потчи у любого мотора, вопрос только в полученном результате, который не всегда зависит от марки и престижности авто.

Атмо или турбо? Или может только дизель?

Как правило, на турбобензиновых и турбодизельных моторах можно получить существенную прибавку в мощности одним лишь чип-тюнингом, а с доработкой механической части и соответствующей настройкой - еще больше мощности и крутящего момента. Но и на атмосфреных бензиновых двигателях иногда можно добиться вполне ощутимых положительных изменений в динамике авто и субъективных ощущений от эксплуатации.

Добавляет перспектив еще и подход маркетологов - многие автопроизводители продают разные «версии» двигателей с разной мощностью, но абсолютно одинаковых по «железу». Skoda Rapid в версиях 90 и 110 лошадиных сил - яркий тому пример. Мощность просто ограничена программно в ЭБУ, конструктивных отличий в моторах НИКАКИХ. Современные легковые дизеля, хоть и стали куда более эффективными и форсированными, с каждым новым экологическим классом становятся всё более «задушенными», что так же оставляет потенциал для доработок.


Крутящий момент/мощность/разгон - куда смотреть?


Обычно, при выборе организации или мастера, многие ориентируются именно на эти показатели. Спешу вас расстроить - довольно часто показатели мощности после тюнинга у разных организаций исключительно расчётные и в реальности ваш авто их не покажет. Если же мы имеем дело с реальными графиками с диностенда - то стоит в первую очередь стоит обращать внимание на их геометрию, а уже потом на максимальные цифры. Может быть я кого-то и удивлю, но иногда авто с меньшими максимальными показателями будет ехать быстрее от нуля до сотни, чем с бОльшими. Вопрос не только в том, что бы добиться большого крутящего момента, но и в том, что бы его сохранить максимально долго. Сам алгоритм замера на диностенде такой - включаем передачу с передаточным числом, близким к 1 и крутим мотор с холостых до отсечки. Таким образом получаем максимальную нагрузку на двигатель и пиковые показатели, к которым мы все привыкли. Вот только на дороге автомобили не ездят исключительно в таком режиме, поэтому часто приходится вносить определённые корректировки в софт уже после дорожных испытаний.


Безопасен ли чип-тюнинг?


У любого мотора есть свой предел прочности, но многое зависит и от того, кто настраивает, и от того, кто ездит. Иногда некоторые изменения в софте могут наоборот, продлить жизнь мотору. Яркий тому пример - снижение рабочей температуры охлаждающей жидкости и как следствия, масла на некоторых двигателях или снижение температуры в камере сгорания на мотрах ecoboost. В остальном - если ваш тюнер понимает, что делает а вы соблюдаете регламент ТО и не пытаетесь выжать все соки из турбо-мотра на 92м бензине - существенно ресурс мотора и его компонентов не изменится, а может и увеличится в определённых случаях. То же самое справделиво и для тюнинга коробок DSG - при правильной настройке сцепление может проездить дольше, но это уже отдельная тема для разговора.


Чип-тюнинг как бизнес


А теперь о грустном. О том кто и что делает.

Те, кто занимаются чип-тюнингом обычно делятся на две категории - те, кто работает с прошивками и те, кто просто их записывает в авто. Комбинаций в этой сфере может быть много и разных. Хорошая раскрученная организация может использовать какой-нибуть ужасный и кривой софт от непонятного автора и гаражные мастера могут сотрудничать с вполне адекватными калибровщиками. Лучший вариант - когда одна и та же организация или мастео делает софт и работает с вашим авто + работает с железом при необходимости, проводит диагностику и тд. Поскольку прошивать машины часто прибыльнее, чем менять масло и колодки, то многие осваивают новые услуги. Приехали вы на СТО - а тут вам помимо замены колодок еще и сделали чип-тюнинг, вот только кто делал софт для вашего авто - как правило тайна. Может быть мастер что-то скачал на форуме или купил за пару тысяч рублей на специализированном сайте - никто вам не расскажет. Самые наглые может быть расскажут вам о своих «немецких» или еще каких прошивках или поведают легенду о самом мощном «заводском» софте. Наикрутейший пример - чип-тюнинг у официального диллера. Да-да, некоторые и таким грешат. То есть вы сделали тюнинг прямо у диллера, а он потом закроет на это глаза при гарантийных обращениях. Ну а чё - нештатную магнитолу получше диллер может же вам продать, чего бы и не прошить сразу.


Чип-тюнинг можно встретить где угодно - вот только в профильном техцентре bmw специалисты скорее всего могут проконтролировать работу своего калибровщика

Вообще, да же в профильных организациях работает не так много энтузиастов, готовых полноценно настроить вашу машину - обычно у всех уже имеются готовые «консервы» - отработанные прошивки, без индивидуальных корректировок под вашу машину, с которыми машина точно поедет лучше, пусть и не так, как могла бы. Обычно выглядит всё это так - приехали, прошили, заплатили и уехали. Более того, некоторых клиенты сами не захотят тратить мининум пол-дня на качественную настройку - залили что-то за пол-часа подешевле и здорово.

Так же есть и энтузиасты, готовые провести с вами неограниченное количество часов на дороге, снимая логи и внося определённые изменения в прошивку, заставляя машину ехать максимально правильно во всех режимах.

Цены на чип-тюнинг очень сильно разняться, но цена не всегда гарантирует качество. Особенно, когда что-то пошло не так. Ну например, вас не устроил результат. Частного мастера с форума вы может просто не найдёте потом, а крупная организация может вам сказать что-то вроде «мы таких машин уже сделали 500штук, у всех все хорошо, а у тебя нет, разбирайся сам». Манибек в некоторых фирмах предусмотрен именно для того, что бы избежать проблемных случаев и уберечь своё время. Ровно как и оберегат от потребителей-экстремистов, которые будут безбожно тратить время мастеров и менеджеров по пустякам.


Лояльность мастера играет важную роль во всём этом процессе. Кто-то учтёт ваши пожелания и сделает несколько версий прошивок под ваши нужды, а кто-то только сможет рассказать сколько лет он этим занимается и какой он молодец. Думаю, дальше объяснять не стоит. Частно из-за каких-то неисправностей автомобиль может просто не справляться с повышенной нагрузкой и это не значит, что виновата в этом прошивка и те, кто работал с вашим автомобилем. Допустим у вас уже «уставшая» турбина - при стандартной мощности она еще справляется, но при программном увеличении наддува она уже не способна выдать нужные показания. Вот тут хороший мастер найдёт и укажет вам на неисправность, даст необходимые реккомендации. Ровно как и нормальный клиент их воспримет и выполнит необходимые работы. Лично я частенько отказываю в подобных услугах, если автомобиль заведомо неисправен, а его хозяин не особо это понимает - «ну едет же!»


Еще важно понимать, что если авто неисправен и потерял былую динамику - волшебная прошивка ничего не исправит, можно только навредить.

Честно о чип-тюнинге Чиптюн, Тюнинг, Прошивка, Авто, Честность, Взгляд изнутри, Бизнес, Длиннопост

Автомобильное сообщество

14.5K пост37.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Добро пожаловать в автомобильное сообщество!

У нас запрещено:

-Публикация видео с тематикой ДТП (исключение: авторский контент с описанием).

-Нарушать правила сайта.

-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.

-Рекламировать что бы то ни было.

-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).

-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.

У нас разрешено:

-Создавать интересный контент.

-Участвовать в жизни сообщества.

-Предлагать темы для постов.

-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.

-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.

-Изображать коняшку при комментировании.

Подробнее
Лучшие посты за сегодня
6122

Учителя, рассказавшего о зарплате, обвиняют в экстремизме

Учителя, рассказавшего о зарплате, обвиняют в экстремизме Учитель, Нищие, Экстремизм, Несправедливость, Негатив, Длиннопост
Учителя, рассказавшего о зарплате, обвиняют в экстремизме Учитель, Нищие, Экстремизм, Несправедливость, Негатив, Длиннопост
https://kursk-izvestia.ru/news/178664/
Показать полностью 2
4606

Будьте терпимее

Будьте терпимее Толерантность, Юмор, Мат, Скриншот, Гомофобия, ЛГБТ, Геи
Показать полностью 1
4393

Опять «умная» лента на пикабу

4064

Полезный совет, если прорвало стояк с водой

Полезный совет, если прорвало стояк с водой Потоп, Затопление, Кран, Стояк, Шланг
Показать полностью 1
3991

"Елена, алё!" Продолжение

Показать полностью
3831

Я тоже душнила

Показать полностью
3426

В стопицотый раз про умную ленту

3302

Белые пары в телевизионной рекламе

Белые пары в телевизионной рекламе
3203

Как поднять 59 миллионов из "воздуха". Бизнес-инструкция

Как поднять 59 миллионов из "воздуха". Бизнес-инструкция Власть, Коррупция, Политика
3110

Богатеем

Богатеем Новости, Телепередача Наша Russia, Бедность, Мемы
Показать полностью 1
2991

Продайте нам квартиру по той цене, которую мы хотим!

Показать полностью
2850

Старая истина

Старая истина Скриншот, Комментарии на Пикабу, Отношения
2746

И как быть онкобольным?

2628

Начальник, поехали уже быстрей!

2522

Ответ на пост «"Елена, алё!" Продолжение» 

2472

Конечно)

Конечно)
2329

Какая наука, такие и учёные...

Какая наука, такие и учёные...
2323

Хм...

Хм... Мадс Миккельсен, Картинка с текстом, Мат
Показать полностью 1
2089

Похоже

Похоже
2033

Жан Рено

Жан Рено Жан Рено, Актеры и актрисы, Знаменитости, Было-стало, Фильмы, Леон
Показать полностью 1
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: