Бизнес в 18 лет [ч.3]

Наткнулся я на интересное и выделяющееся объявление по продаже интернет-магазина. Размещено оно было на сайте брокерской конторы, находящейся в Москве (сам я из другого региона). Доверия это добавляло. Фирма гарантировала, что проверяет весь бизнес, который размещает у себя на сайте для продажи. Является посредником в сделке, находит клиента (не только через свой сайт, но и размещаясь на досках объявлений) и помогает в проведении сделки. Условия обговаривают со сторонами, договора составляют, разрешают споры и прочее. За всё это берут аж 100 тысяч рублей (сейчас уже 150) при стоимости сделки до 1 млн. рублей, а свыше - уже процент, не помню какой. Это к слову, если кто-то из читателей захочет продавать бизнес через агентство, то заранее будет знать средние расценки.


Возвращаясь к интернет-магазину. Первичная информация о бизнесе мне понравилась, владелец обещал в описании предоставить подтверждения финансовой доходности. Да и выглядело всё конкретно. Штат из трёх сотрудников (для небольшого интернет-магазина это нормально), написаны ежемесячные расходы на рекламные компании, посещаемость 500 уников в сутки, по ключевым запросам попадает в ТОП10 Яндекса (регион поиска Москва), наработанная клиентская база в 6000 человек, на рынке уже 3 полных года, размещается в Яндекс.Маркете, владелец обещает целый месяц обучать и помогать. В общем, деталей хватало для того чтобы подумать. К тому же, сфера бизнеса не была банальной. Не всякие там "интернет-магазин Apple" или "Продажа кроссовок из Китая", которые плодятся как грибы. Это был ювелирный интернет-магазин. Ну и прибыль соответствующая - 300 тыс. в месяц (Оборот около полутора миллионов). Ценник тоже не хилый - 1 млн. рублей. Окупаемость выходит 3-4 месяца, что очень хорошо, если конечно правда.

Стал думу думать. Деньги всё таки большие, нет у меня таких сейчас. С другой стороны, я никогда не мелочился, и та же пекарня из моего первого поста стоила 850 тыс. рублей, но там я торговался и старался сбить цену до совокупной стоимости всего оборудования. Можно дать такой же совет всем. Если владелец бизнеса не может предоставить подтверждение финансовых результатов, договоров с контрагентами, каких-то других конкретных бумаг и цифр, то бизнес его стоит столько, сколько стоит всё имущество. Конечно, это грубо, но для мелких и "мутных" организаций такая оценка подойдёт. Можно оценивать перспективы, но перспективы это перспективы. При смене руководства, появлении каких-то подводных камней, о которых нельзя было узнать до покупки, возможность перспектив резко пропадёт. Если эти возможности были у старого владельца (с его опытом и знаниями, знакомствами и деньгами), не факт что будут у тебя, в новой для тебя сфере и почти без денег (ведь ты львиную долю потратишь на покупку бизнеса и будешь большим молодцом, если хоть что-то заложишь на оборотные, рекламные и просто страхующие средства).

Деньги найти я смог. Так сложилось, что вокруг меня достаточно много владельцев всяких фирм. Повезло познакомиться с одним-двумя, а остальные как по цепочке появились. В принципе, ничего сверхъестественного. У одного из таких знакомых и поинтересовался о денежном займе. Объяснил на что, показал объявление, стал с ним советоваться по всем вопросам, да и не только с ним. Следующим этапом было общение уже с брокером и владельцем бизнеса. К слову, тогда мне было 17 лет и вот-вот должно было исполниться 18, когда бы я стал полностью дееспособным.
Связался с брокером, который занимался этим объявлением. Мы договорились созвониться по скайпу с владелицей, ей оказалась девушка возрастом до 30 лет. Связь была ужасная, сидела она в скайпе с телефона, но кое как поговорить удалось. Поспрашивал что она готова предоставить для подтверждения доходности. Запрашивал выписку с расчётного счёта, товарные накладные с кассовыми чеками, хотел полазать по админке сайта, а так же взять тестовый период пользования на неделю-две. На всё это она согласилась, но и ей и брокером был предложен специальный формат проверки. Так как всё это является коммерческой тайной, то требовалось подписать предварительный договор, в котором прописываются условия, что покупатель выплачивает 10% от суммы объекта независимой стороне (бизнес-брокеру), после чего проверяет все критерии, которые строго прописываются в предварительном договоре. Далее три ситуации:

1. Если критерии устроили, то покупатель доплачивает оставшиеся 90% от суммы и приобретает объект по основному договору.
2. Если критерии не устроили (не оправдались), то покупатель получает свои 10% обратно, а продавец-лжец кусает локти.
3. Если критерии сошлись, но покупатель всё равно отказывается в дальнейшем приобретать объект (увидев всю коммерческую тайну), то эти 10% ему не возвращаются, а передаются продавцу.

Что лично я прописал в договоре. Вообще, нужно было намного больше писать, но для этого требовались знания толкового веб-мастера, а не "школьника". Я указал два пункта в предварительном договоре: это подтверждённая прибыль за предыдущий месяц в 250 тыс. рублей и приход в корзину сайта за неделю заказов на 50 тыс. прибыли. Помимо этого, на словах договорились показать мне этих самых 6000 клиентов в базе, передать все договора с контрагентами (курьерские службы и поставщики) для ознакомления, написать карточку сотрудников с телефонами. Возможно было ещё что-то, но я уже не помню.
Ошибка была допущена в том, что я оценивал объект только как бизнес. Ну прибыль, договора, база клиентов и сотрудники. На деле упор нужно было делать на сайт. Но для этого требовались некоторые профессиональные знания. Люди, к которым я обращался за помощью, отвечали банальностями. Когда мне нужно было узнать по сайту, мне говорили ничем не подкреплённые мнения из разряда "Да тебя кинут", "Ювелирку никто не покупает, тем более через интернет", "Сейчас кризис", "Логотип стрёмный какой-то...". По хорошему, нужно было изучать различные подключенные метрики (например, Яндекс.Метрика), и именно их данные вписывать как контрольные в предварительный договор. Допустим, написано было в объявлении "500 уников в день" (т.е. сайт посещает в сутки 500 различных ip-адресов пользователей), то именно это и должно было быть в метрике. Так же там показывается, например, глубина просмотра, среднее время на сайте, может быть подключен веб-визор (показывающий действия пользователей) и много чего другого. Дело в том, что даже эти 500 уников могут быть левыми людьми, не ЦА (целевая аудитория). Этот показатель может быть накручен либо специально (например, использованием "дорвеев", т.е. всяких перенаправляющих спам-страниц), либо случайно, если рекламные компании, закупка ссылочного окружения и SEO-продвижение (оптимизация сайта для поисковиков) проводились криво. По итогу, все эти люди могут случайно попадать на сайт, либо не находить быстро то, что хотели. Отсюда низкая глубина просмотра страниц и малое время посещения, низкая конверсия (отношение успешных заказов к количеству посетителей). Одним словом - мне как новичку в веб-мастеринге было тяжело ориентироваться в этих вопросах.

Вытекает важный совет - не воспринимайте бизнес только как "бизнес", т.е. продажу товаров или услуг. Воспринимайте это как набор различных надёжных инструментов и факторов, приводящих к экономическому результату. Следовательно, при покупке или планировании своей деятельности, вы должны думать именно об инструментах, а не общей картине. Может это и звучит банально, но давайте разберём вопрос на другом примере.
Возвращаемся к той самой пекарне, которую я хотел купить в первом посте. Тогда была описана причина отказа от покупки тем, что не смог бы работать по ночам, контролируя производство свежего хлеба для утреннего развоза. Но была ещё причина - это несоответствие производства пожарным, электротехническим и прочим стандартам. Повезло, что был знакомый директор по производству, который и занимается вопросами охраны труда, монтажа электропроводки, пожарной безопасности и прочим. Он накидал критериев по которым проверить производство, что я и сделал. Выяснилось, что проблем можно получить в будущем много, а главное, что здание в целом конструктивно не очень подходит под производственные цели.
Возвращаемся к нашему разделению, что есть просто абы какая продажа товаров и услуг, и что есть профессиональные инструменты, которыми это осуществляется. Денег можно заработать и без грамотного подхода, даже не открывая юридического лица и не неся никакой ответственности. Но тогда вы рискуете через какое-то время получить по шапке от тех или иных структур (налоговая, МЧС, росфинмониторинг, роспотребнадзор и прочее). И нам такой бизнес покупать не за чем.

Завершу пост тем, что все прописанные условия предварительного договора были выполнены. Увидел товарные накладные за прошедшие месяцы, посчитал прибыль и оборот, полазил по админке сайта, засёк заказы за неделю, получил все договора с почти десятью контрагентами. Хотя так и не получил документ с клиентской базой и информацией о сотрудниках, но решил что данных уже достаточно для решения. Продолжение следует :)

Ссылка на первую часть: https://pikabu.ru/story/biznes_v_18_let_5448654
Ссылка на вторую часть: https://pikabu.ru/story/biznes_v_18_let_ch2_5451572

Бизнес

2.4K постов32.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".


Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.