Лофотены: продолжение... и завершение...
Решаю остановиться на ночлег у пляжа Flakstad. В прошлый раз останавливались там: в соседнем кемпинге. И недалеко приметили удобную парковку с хорошим туалетом. Впереди вижу довольно большой город, это Ramberg, тоже известный своим красивым пляжем с белоснежным песком. Перед пляжем имеется круглая парковка, и я сворачиваю к ней. Выхожу, замечаю вымощенную дорожку к воде и спускаюсь по ней на песок. Солнце все также прячется в облаках и поэтому довольно свежо. На пляже почти никого, только несколько парных фигур людей вдалеке. Песок пляжа, как и на Сенье, совершенно белый и очень мелкий. Вода очень красивого цвета: даже серое небо не убирает бирюзовый цвет. Пройдя немного вперед по песку, возвращаюсь обратно на стоянку: уже довольно поздно, а нужно найти место для ночлега и приготовить ужин.



Еду дальше. Вскоре вижу знакомую бухту и пляж. А перед ними: просторная парковка с туалетом. От дороги парковка отделена травянистым холмом – чтобы шум машине не слишком доставал. Я проехал к дальнему въезду и свернул налево с дороги. Проехал мимо большого туалета по направлению к столикам. Недалеко от туалета стоял кемпер и пожилая пара, судя по всему, тоже ужинали. Выбрал место подальше и встал на ночлег. Первым делом отправился умыться. Туалет чистый, горячая вода есть. Затем стал готовить нехитрый ужин, расположив горелку и припасы на столике. Все хорошо, только вся стоянка была загажена то ли овцами, то ли крупными морскими птицами. Поэтому приходилось смотреть, куда ставить ногу. Но деваться некуда. Приготовив еду, я тут же за столом поел, а чай пить отправился в машину.
Завершив все дела на сегодня, решил перед сном посмотреть какой-нибудь фильм в планшете. Потом вспомнил про Евгения и позвонил ему. Судя по его словам, он устроился гораздо лучше: снял домик в недавно покинутом мною Рамберге. Ужинал он тоже в местном ресторане. Услышал это, я невольно бросил взгляд на усеянную какашками стоянку. Евгений звал в гости, но мне уже не хотелось возвращаться в Рамберг. Завершив разговор, я, все же, немного посмотрел какой-то фильм и уснул.
Третий день на Лофотенах
Проснулся как всегда рано. Умылся и позавтракал. Скорее всего, в кемпере еще спали, поэтому старался не шуметь и не хлопать дверями. Ночью на стоянке пристроились на ночлег еще несколько машин. Пока готовил завтрак, к туалету подъехал старенький форд. Водитель форда: девушка, на хрупких плечах, которой лежит уборкой туалетов. Она отперла дверь кладовой, достала оттуда принадлежности для уборки и отправилась работать. А мне пора было в путь, меня ждал городок Reine и вершина Reinebringen прямо над ним. Погода не изменилась, но кое-где среди облаков виднелось голубое небо. Может, повезет?
До Рейне - рукой подать. Впрочем, живописные дороги Норвегии совершенно незаметно скрадывают время. Навигатор привел меня к тоннелю сразу после поворота в сторону Рейне. Насколько помню, начало тропы было сразу за тоннелем. Проезжаю тоннель и вижу слева искомое место. Но для разворота мне пришлось проехать еще с километр вперед. Наконец отыскав подходящее место, развернулся и поехал обратно, к началу тропы.
Подъезжаю к тоннелю уже с обратной стороны и беру правее, на грунтовку. Но грунтовка неожиданно заканчивается и упирается в металлический отбойник. Понимаю, что если меня здесь подопрут другим автомобилем, то уже не смогу выехать. Решаю воспользоваться альтернативным вариантом: вернуться через тоннель к Рейне и оставить машину там, на парковке. Сдаю назад и снова еду через тоннель. Метров через 300 после тоннеля вижу справа парковку перед мостом к городу. Тут же были и пристани для небольших судов.
Машин было мало, и я без труда нашел место. Переодеваюсь, надеваю рюкзак, вешаю фотоаппарат и иду к началу тропы уже с другой стороны. Путь лежит вдоль шоссе за отбойником, затем шоссе уходит в тоннель, а дорожка идет вдоль скалы. Пройдя еще метров 300 вдоль скалы, вижу меж кустов сход с нее в сторону склона. Свернув, сразу упираюсь в табличку, предупреждающую, что подъем на Рейнебринген опасен из-за возможных оползней почвы и схода камней и что дальнейший путь только на свой страх и риск. Спасибо, конечно, что предупредили, но ведь нас не испугать. Снизу к табличке кто-то скотчем прилепил записку о том, что утеряна фотокамера и просьба нашедшему позвонить по такому-то телефону. Отмечено, что камера была в зеленом чехле. Да уж среди зеленого склона, в зеленом чехле, найти ее будет непросто.
Лезу наверх. Крутизна начинается практически сразу с дороги. Тропа хорошо заметна среди зеленой травы и мелких кустиков. Постепенно склон становится все круче, а более-менее крупные деревья остались внизу. Карабкаюсь, часто хватаясь за корни и редкие стволы корявых низкорослых березок. Кажется, что крутизна градусов 50. Делаю частые остановки, а легче все равно не становится. Пожалуй, это самый крутой подъем, который мне попадался. Пологих участков нет от слова совсем. Сравним разве что с прошлогодним подъемом на Кейпен: тогда не нашли тропу и пришлось взбираться по почти вертикальному травяному склону. Но тот подъем был небольшим, всего метров 40, правда на руках в тот раз у нас была еще и собака. А тут практически до самой вершины такая крутизна. Тропинка сильно петляет и иногда стали попадаться большие валуны, торчащие из-под травы и мха. Слышал, что должен быть участок с веревками, но вот уже преодолел половину пути, а его все нет. Оглядываюсь вниз во время очередной остановки: шоссе красиво обегает берег фьорда и через небольшой мостик бежит дальше - за дальнюю скалу справа.



Вдруг слышу чьи-то голоса. Сначала решил, что они звучат сверху, но прислушавшись, понимаю, что меня кто-то догоняет. Желание оказаться первым на вершине придает мне силы, и я с новой энергией лезу дальше. Небо все такое же серое и постепенно я залезаю в эту пелену. Но на этой высоте она еще не такая густая и ветер часто ее рвет на клочки. Вроде голоса не приближаются. Наверное, преследователям так же тяжело, как и мне. Справа вырастает огромная скала и тропа обходит ее левее. Склон становится более пологим, но ненадолго. Затем рывок по почти вертикальному склону и я на вершине.
Переведя дух, иду к краю скалы, за которой должен лежать Рейне. И.. не вижу его: внизу все затянуто серой мглой. С досады нахожу ящик с журналом и записываюсь, пока не подошли конкуренты, которым я не дал себя обогнать. Снимаю рюкзак и решаю налегке пройти по тропе влево: посмотреть, что там и заодно убить время, за которое, может, погода станет яснее. Тропинка идет по самому гребню вершины. Ни вправо, ни влево ступить уже невозможно: сразу скатишься с 600-метровой высоты. Впрочем, куда катиться, совершенно не видно и это довольно досадно. И что творится впереди и позади – тоже совершенно туманно. Но я упорно лезу дальше. Иногда приходится влезать на довольно высокие зубцы, а потом спускаться с них с обратной стороны. Конца этой тропе по гребню горы не видно, да и погода остается прежней, поэтому решаю вернуться назад.








Вернувшись, замечаю, что моих преследователей двое – мужчина и женщина. Ниже замечаю еще две пары, которые уже на подходе к вершине. Здороваюсь, и обмениваемся традиционными вопросами, кто откуда. Эта пара оказалась из Испании. Видать на время сбежали из своего пекла в прохладную Норвегию. Я решил еще немного подождать погоду, а пара начала спуск вниз. Но через несколько минут я, все же, решаю, что ждать нечего и иду вслед за ними. Очень обидно, что виды с Рейнебринген настолько неудачны сегодня. Судя по фото более удачных туристов, они потрясающие - под горой целая россыпь островов. На одном из них даже имеется футбольный стадион. Оставляю себе на будущее хотелку еще раз забраться сюда при хорошей погоде. Метров через 100 замечаю, что пара моих новых знакомцев отдыхают сидя на траве у тропы. Еще раз попрощавшись, я обхожу их и иду дальше. Спускаться по крутому склону не намного легче подъема, но все равно процесс идет быстрее.
Вот и конец спуска, выхожу на дорогу. Утерянной фотокамеры я так и не нашел, хотя смотрел иногда по сторонам. Возвращаюсь к машине той же дорогой. На стоянке уже много машин, свободных мест всего пара-тройка. Переодеваюсь и достаю термос с кофе. Пока утолял жажду и голод, подошла пара, с которой я разминулся на склоне. Оказывается их арендованная машина стоит рядом со мной. Снова улыбаемся и машем друг другу руками. Вскоре они отъезжают и я вслед за ними. Вспоминаю, что хотел купить домой норвежского коричневого сыра – Брюност, поэтому ищу магазин по пути.
Показалась небольшая деревушка и вижу магазин. Останавливаюсь и решаю купить помимо сыра еще чего-нибудь вкусненького. Особенно хочется свежего лосося, т.к. у меня припасены одноразовые грили и он был бы очень кстати. Однако свежей рыбы, как и нужного сыра, в магазине не оказалось, поэтому я купил молочных продуктов, хлеба и каких-то сладостей. У девушки на кассе решил спросить, где можно купить рыбки и она сказала, что ее следует искать дальше по дороге, в соседнем городке. Не очень поняв, где именно, все же отправляюсь в ту сторону. Тем более что мне по пути. Проезжаю несколько небольших деревушек, но ничего похожего на рыбный магазин не вижу. Но вот, переехав очередной мостик на маленький островок Сакрисёй, слева замечаю пристань и знакомый желтый домик. Вспоминаю, что именно здесь и брали рыбу в прошлую поездку. Паркуюсь и захожу в магазин. Вокруг стойкий запах вяленой трески. Витрина-холодильник находится в самом конце магазинчика и там уже стоят покупатели. Я же пока осматриваю товар. Слева блистеры с вяленой треской, холодильник с мороженным и лоток с засоленным лососем. А там, где касса и пара покупателей на льду под стеклом лежит свежая рыба. Рыбы много всякой, есть также рыбный фарш и стейки из мяса кита. Рассматриваю все это, пока обслуживают стоящих передо мной покупателей. Подходит моя очередь. Беру пару стейков из лосося, пакет с вяленой треской и упаковку с соленым лососем. Справа от прилавка с кассой стоят столики, где можно заказать всю рыбную продукцию – супы, местные «бургеры» и т.д.. Вижу уже знакомую пару испанцев, которые собираются уплетать те самые местные бургеры. Машу им рукой и те кивают в ответ, но я тороплюсь на свой, не менее вкусный, ужин. Еду дальше.
Проезжаю знак, обозначающий через километр парковку с удобствами, и сбавляю скорость, чтобы не проскочить ее. Вот и она. Парковка действительно большая и удобная: впереди расположен большой туалет, рядом с ним место для слива отходов автодомов. На другой стороне шоссе, напротив стоянки высокая скала с явно искусственно срезанным под 90 градусов склоном. На скале, почти у самой вершины, установлена огромная металлическая конструкция, изображающая стилизованный драккар с викингами. От дороги стоянка скрыта неширокой лесополосой, а от фьорда – травянистым холмом, в котором вижу несколько проходов к морю. Делаю полукруг, доехав почти до дальнего конца стоянки, и развернувшись, останавливаюсь у одного из таких проходов. Кроме меня на стоянке ни души. Иду к туалету. Рядом стоит информационный щит, на котором карта коммуны и различная туристическая информация. Вижу дверь с указателем для инвалидов и обхожу туалет слева. На этой стороне еще две двери – одна для мужчин: по опыту догадываюсь, что там только писсуар. На второй висит табличка, обозначающая принадлежность для обоих полов. Захожу туда. Внутри все отделано нержавейкой, пол – из линолеума. Слева - раковина и зеркало. Вода из крана – горячая. Сам «трон» тоже из нержавейки. Все чисто, есть туалетная бумага и бумажные полотенца.








Закончив свои дела, иду в сторону машины, но по пути сворачиваю в один из проходов к фьорду. За холмом оказалась асфальтированная дорожка вдоль небольшого обрыва к фьорду. Со стороны воды установлены перила, а со стороны холма – уютные беседки с столами и скамьями. Каждая беседка примерно на 6 человек и она как бы врезана в холм. Вот и место для ужина. Прохожу дальше вдоль беседок и сворачиваю к машине.
Меню на ужин, на выбор: стейк из свежего лосося на гриле и вареная картошка или вареная картошка со свежим лососем на гриле. По-моему, совсем неплохо, правда в качестве повара, официанта и клиента ресторана приходится выступать самому в одном лице. Притаскиваю из машины все припасы и приступаю к готовке. Сначала разжигаю гриль и пока прогорают угли достаю рыбу и посыпаю ее приправой. Затем мою и чищу картошку, потом ставлю ее на огонь. Угли тем временем тоже готовы и я раскладываю на решетку оба кусочка рыбы. Пока еда готовится, щиплю потихоньку хлеб и смотрю в сторону моря. По дорожке прибежала любопытная трясогузка: совсем как наша. Я стал скатывать шарики из хлеба и бросать ей. Птичка сначала испуганно шарахается от них, но потом быстро подбирает. Играем с ней, пока готовится рыба и варится картошка. Переворачиваю рыбу: ждать совсем недолго, а слюнки текут, сил нет. Тыкаю ножом картошку: тоже на подходе.
Еще пара-тройка минут и я с аппетитом уплетаю все это великолепие. А птичка все крутится вокруг, выпрашивая крошки. Угощаю ее. Плотно поужинав, убираю все за собой и иду к машине. Вспоминаю, про не купленный сыр. Он точно будет в Свольвере, столице Лофотен: там большой супермаркет – Rema 1000, но я не был уверен, что он не закроется к моему приезду. Поэтому решаю переночевать здесь, чтобы не искать снова удобный ночлег, а с утра купить в магазине все, что нужно. Потом уже можно править к дому.
Еще совсем не поздно, поэтому решаю поваляться и посмотреть какое-нибудь кино в планшете. Снял и убрал обувь, потом надел резиновые шлепанцы – их можно оставлять у машины, когда буду залезать внутрь, в заднюю часть, где оборудовано спальное место. Заодно навел кое-какой порядок и заправил водой канистры из большой фляги. Закончив все дела, залез внутрь. Лежу, смотрю кино. В какой-то момент слышу и ощущаю, какой-то шум на крыше авто. Приоткрываю дверь и успеваю заметить, как с крыши машины вспорхнула птичка. Наверное, это та самая, что ужинала со мной. Я достал пакет с остатками хлеба и покрошил немного на асфальт рядом с машиной: наверное, трясогузка не наелась и потому клянчит еще. А может она птенцов кормит или запасы делает – кто знает. Досмотрев фильм, вышел немного прогуляться перед сном. Смотрю, кто-то еще заезжает на парковку. Может на ночлег, а может справить надобности. Нагулявшись, отправляюсь спать.
Четвертый и последний день на Лофотенах
Снова ранний подъем... иду в туалет. По пути замечаю две большие фуры, которые появились ночью. Сейчас они, скорее всего, еще спят. Закончив свои дела, иду готовить завтрак. Пока возился, замечаю, как к туалету подъезжает уже знакомый форд с девушкой-уборщицей. Похоже, я обзавожусь здесь старыми знакомыми.
Пора в путь. Сажусь, стараясь не шуметь, и тихонько уезжаю с гостеприимной стоянки. Погода снова солнечная и стало обидно, что вчера она была совсем не такой и не дала мне возможность полюбоваться на Рейне с вершины горы. Теперь еду на Северо-Восток, в сторону Нарвика, где большой мост переведет меня на материковую Норвегию. А по пути у меня – Свольвер и вкусный «Брюност». До Свольвера совсем недалеко, но где находится магазин, я забыл. Помню, что рядом с ним большой автосалон Тойота или Ниссан. Доехав почти до конца города, разворачиваюсь и еду обратно. Заезжаю на парковку у заправки Шелл и ищу по навигатору магазин Рема. Вот он, совсем рядом. Выезжаю с парковки и еду дальше до кругового перекрестка, на нем сворачиваю направо, проезжаю под горной аркой (просто язык не повернулся назвать тоннелем). И сворачиваю снова направо. Наконец впереди вижу знакомую парковку перед магазином. Оставляю машину и иду в магазин. Сыр нахожу быстро и беру несколько кусков. Заодно взял йогурт и сладостей в дорогу. Йогурт съел сразу на парковке и двинулся к Нарвику. До Нарвика ехать долго, но дорога красивая, погода – тоже. На какой-то момент снова возникло чувство досады, что вчера не повезло с погодой в Рейне. Еду не спеша, соблюдая скоростной режим, т.е. максимум 90 км/ч.
По пути сделал несколько остановок: просто полюбоваться открывшимися видами или интересными местами. Первую сделал ради красивого обзора с ровного плато на фьорд с одинокой высокой горой, торчащей из воды. Залез на большой плоский камень и сделал пару фото. Заодно сфотографировал металлическую метку, вбитую в камень. Скорее всего, метка геодезическая. Вторую остановку сделал на смотровой площадке у озера. Сама площадка располагалась на мысу с высоким холмом. Наверх вели деревянные помосты с периллами. Вместе со мной на парковке у площадки было несколько машин и большой автобус с немцами. Но несколько снимков сделать удалось. Третью сделал с большой стоянки для отдыха. Она примечательна необычными столами, расположенными по принципу террас. Стоянка расположена на возвышенности и вид с нее тоже очень красив. На ней нет туалета, но я заметил следы строительных работ на ее краю. Так, что вскоре туалет и вода на ней будет.






Недалеко от моста и Нарвика заметил справа от шоссе какой-то обелиск и найдя место для разворота, вернулся к нему. Оказалось, что это памятный знак: установленный на камень звездообразный поршневой двигатель летающей лодки-разведчика, которая разбилась где-то недалеко в 1947 году.





Еду дальше. Мост на материк уже виден: он довольно большой, пожалуй, с ним по величине сравним мост в Тромсё. Пытаюсь на ходу сфотографировать мост со стороны, но это плохо удается, т.к. нужно следить за извилистой дорогой. Наконец въезжаю на мост. Впереди едут два кемпера и я тащусь за ними. Вот и остались позади красивейшие, какие я только видел, острова. Грустно покидать их, но делать нечего. После моста сворачиваю на парковку у кафе с магазином: для того, чтобы сделать фото моста и острова. Прощай Лофотены, впереди уже не будет фьордов.






Обратная дорога к дому уже не так интересна. Впрочем, до границы со Швецией еще есть на что посмотреть. Во-первых: огромный Тролль у какой-то придорожной кафешки, во-вторых: огромные ветряки на плато у горного озера. У второго места я остановился, заметив металлическую стелу у парковки, усыпанной щебенкой. Кроме меня там остановилась еще пара машин.



Подошел к стеле. Это памятный знак о том, что здесь находился лагерь военнопленных во время Второй мировой войны. Надпись шла на двух языках: норвежском и английском. В начале надписи были упомянуты 6 тыс. югославских военнопленных и около 100 тыс. советских. А затем все повествование уже велось о страданиях югославов. Про моих соотечественников больше не было ни слова. Пленные здесь трудились на прокладке горных дорог, и Норвегия признавала часть вины за причиненные им страдания и утраченные жизни. Впрочем, как я подозреваю, все эти извинения касались только югославов.
Чуть дальше стелы виднелось озеро, на противоположном берегу которого стояли ветряки. Слева в озеро по камням стекал ручей. Я немного походил по камням этого плато и отправился дальше. Сейчас я находился на высоте около 500м, и на этом плато было множество небольших озер. Почти у всех стояли домики для рыбаков. Насколько я знаю, эти озера могут быть частными и ловить там без разрешения запрещено. Но рыбная ловля меня и так не прельщала. Постепенно дорога стала сбрасывать высоту, а горы становились все ниже. Незаметно подъехал к границе со Швецией. Проехал ее также незаметно – даже останавливаться не пришлось, просто сбавил ход до 30 км/ч.
В целом ничего не изменилось, только немного другие дорожные знаки. Справа на склоне горы проложена железная дорога, которая уходит в полутоннель. Шоссе так же петляет, но вскоре участки становятся все прямее. Помню по прошлому году, что после небольшого шведского городка Абиску должна быть хорошая парковка с туалетом на высоком берегу большого, вытянутого вдоль шоссе, озера - Турнетреск. Насколько знаю, это одно из крупнейших озер Скандинавии и самое крупное горное озеро этого полуострова. Решил там сделать остановку на обед и съесть последний кусок лосося. В прошлом году на этой стоянке останавливались на ночевку. В дальнем ее углу справа был съезд на небольшую поляну. Сама полянка нависала над бурным потоком впадавшей в озеро речушки. В тот раз прибыли уже в полной темноте и не было времени обследовать все место. Быстро установили палатку и легли спать. Только наутро нашли теплый туалет с водой и стационарный мангал со столом.
В этот раз прибыл на место в разгар дня. Облюбованное в прошлый раз место было занято, но и смысла его занимать не было, т.к. ночевать я не собирался. Проехал по полукругу до противоположного края парковки и расположился там. Разложил походный стол и разогрел гриль для рыбы. На нем же запек картошку. После еды решил влить в бак запас бензина из канистры: смысла его возить уже не было. Немного отдохнул после обеда и тронулся в путь. Маршрут лежал к шведскому городу Кируна. Дорога тянулась по горному плато на высоте около 300м. Слева все еще разливалось красивое озеро, а справа – горная гряда из пологих и, по-видимому, очень старых гор. В основном дорога была совершенно прямой и только изредка делала небольшие виражи. Вскоре справа вдоль дороги потянулась железная дорога, но поездов на ней не было видно. Местность совершенно дикая, машин тоже мало в обе стороны. Через пару часов стали попадаться признаки цивилизации и вскоре показалась Кируна. Это промышленный городок и, насколько знаю, тут производится добыча железной руды: Кируна является крупным производителем железа в Швеции.
Пришлось перестраиваться под городской, неторопливый, темп езды. Посмотрел на указатель топлива и решил заправиться на окраине города – на Шелл. Всем автопутешественникам рекомендую поступать в этом месте так же – далее очень большой перегон и мало заправок. Бензин стоит примерно столько же, сколько в Норвегии и курс местной кроны почти такой же – ну, может, чуть меньше. Заправившись, тронулся дальше. Трасса Е10, проходящая сквозь город, ведет через множество круговых перекрестков: можно сбиться со счета. Наконец, город позади и снова вокруг пустота и безмолвие. Правда, машин стало больше. Путь теперь лежит к изголовью Ботнического Залива, где проходит граница с Финляндией. Незадолго до границы Е10 заканчивается и маршрут уже идет по трассе Е4 до самого Торнио, а далее – уже по Е8. Тем самым в Торнио замыкается большой круг, и обратный путь идет уже по знакомой трассе, по которой я прибыл почти неделю назад. Теперь в обратном порядке будут мелькать Оулу, Миккели и Лапеенранта.
Граница с Финляндией снова проходит по мосту, и снова отмечаю немного другие дорожные знаки. Примерно на полпути, когда стало темнеть, нашел стоянку: опять же, на которой останавливались в прошлом году. Только в тот раз на ней не ночевали. Парковка была просто огромной и, судя по разметке на асфальте, на ней могли останавливаться «большегрузы». Тут же был большой теплый туалет с водой и несколько беседок с мангалами. Я устроился недалеко от туалета и приготовил ужин. Пока возился, подъехала большая фура и встала на отдых невдалеке. Несмотря на усталость, спать не хотелось, и я решил немного прогуляться. Впрочем, гулял я не долго: хоть стоянка и была огромной, но особо смотреть было не на что. Поэтому я вскоре вернулся и забрался в машину. Посидел, послушал музыку и улегся спать.
Встал, уже привычно рано и, решив, что позавтракаю позже - по пути, пустился дальше. Снова потянулись длинные скучные финские перегоны. Иногда разнообразие вносили более-менее крупные населенные пункты, но таковых было мало. Но постепенно дорога стала оживляться: сказывалось близость к границе. И российские номера стали попадаться все чаще. Лапеенранту проезжаю стороной по скоростной трассе. Вскоре сворачиваю с нее на шоссе к МАПП Брусничное. По пути останавливаюсь в Дизас-Фиш – купить рыбы и чего-нибудь перекусить. Машины у магазина уже все питерские.
Отсюда до границы уже рукой подать. Несколько минут и я занимаю очередь перед КПП. На этом можно ставить точку, путешествие закончено.
Терперь - точно Конец.