Автострахование в Ирландии
Данный пост о страховании в Канаде сподвиг меня написать о дорогой страховке по другую сторону Атлантического океана. Достаточно дорогой, чтоб государство решило вмешаться в процесс.
Уже ровно год я живу в Ирландии - стране замечательной во всех отношениях, если не упоминать об обязательном страховании авто. Обязательно страхуется не само авто, а водительская ответственность перед третьими лицами, остальное добровольно.
Здесь я немного расскажу о собственном опыте страхования и немного коснусь вопроса получения прав, ибо эти темы связаны.
Практически на любом ирландском форуме, местном или иммигрантском, есть тема об автостраховании и о том, что последние несколько лет цены на страховку растут, страховые компании обнаглели, машину невозможно застраховать и прочее. Набор жалоб, я бы сказал, стандартный для любой страны – люди не любят обязательных платежей. Но по моему мнению, местные цены действительно высоки, а условия страхования навевают мысли о доступности велосипеда и бесплатности пеших прогулок.
Итак, мой опыт.
Дано: машина категории "B" - литровая Киа Пиканто 12 года, два водителя категории "L" (об этом смотри ниже, в разделе о правах).
Из чего складывается стоимость моей страховки в Ирландии (проценты указываю точно, суммы в евро округляю, актуальных котировок не знаю):
3300 евро базовая ставка
-35% бонус за безаварийность 1 год (признали страховку из Германии)
-150 евро за оформление через инет
+12.7% разных налогов и сборов
+30 евро страхование лобового стекла (опционально)
Итого 2200+ евро и я очень этому рад!
Эта страховка включает в себя ответственность перед третьими лицами + пожар и угон. Другие найденые предложения были дороже или сильно дороже и лежали в диапазоне от 2500 до 3500 евро в год только обязательной страховки. Еще один интересный момент – страхуется, прежде всего, моя ответственность, а не автомобиль, поэтому со своей страховкой я могу управлять другой машиной сходного класса. Все, что мне нужно, это – получить "добро" в страховой компании по телефону и взять с собой диск. Такую возможность предоставляют не все компании. Любая машина должна иметь доказательство техосмотра, страховки и оплаты дорожного налога. Каждый из этих пунктов подразумевает наличие сертификата и маленькой карточки, которая называется "диск". Диски размещаются на лобовом стекле:
Если вас остановит Гарда (местное название полиции), то первым делом они будут проверять диски. Техосмотр стоит 35 евро. Я его еще не проходил и ничего не могу сказать об этом. Дорожный налог зависит от уровня выброса CO2 и объема двигателя и стартует от 170 евро в год (120 евро при нулевом выбросе).
Цена страховки – не единственная проблема. Так, я не могу застраховать машину старше 10 лет и дешевле 3000 (ну, ё-маё! В Германии я покупал развалюшку за пятьсот-тыщу евро и менял его через год). Я не до конца понял - причиной этому являются мои ученические права или что-то другое. На форуме ирландцы жаловались на проблему со страхованием машин старше 15 лет. Компании дифференцируют ставку по многим параметрам – цена, возраст, тип машины, годовой пробег, возраст, профессия и пол водителей, их количество. Моя жена с ученическими правами и без официальной работы не могла найти доступное по цене предложение. Для нее один из вариантов – иметь второго водителя в полисе (что мы и сделали, второй водитель – я. Тоже ученик, но с официальной работой). Короче, условия страхования – тема мутная и разбираться в ней можно долго. Я на этом её закрою.
Для сравнения, несколько лет до этого я страховал машину в Беларуси за 650 евро по Каско (бонус за безаварийную езду 5+ лет). В Германии платил за машину в первый год 820 евро только ответственность, второй год - 680 евро. Машины были разные, но цена уменьшилась, в основном, из-за накопившегося за год бонуса). Белорусский бонус никого в Германии, как и в Ирландии, не заинтересовал.
Когда твоя страна кого-то не интересует
Местные жители, знакомые мне, которые имеют многолетние страховые бонусы, платят по 500-700 евро, но и их коснулись повышения цен за последние два года. В среднем +100 евро.
Приехавшие из Украины знакомые год назад не имели бонуса и попали на полную ставку - 3000+.
Друг-ирландец попался пьяным за рулем и теперь должен платить 5000+ в год.
Это похоже на некий национальный вид спорта - раз в год искать лучшие условия страхования, потому что привязка к одному страхователю себя не окупает и цена растет из года в год без видимых причин. Особенно много жалоб озвучивают студенты и те, кто только начинают свой водительский путь – базовую ставку в 3000 может позволить себе не каждый. Это играет на руку каршэринговым сервисам – пользование ими становится в некоторых случаях более дешевым по сравнению с содержанием собственной машины. В оправдание высоких цен на страховку, страховые компании говорят об отсутствии прибылей и гигантских выплатах. Приводят в пример выплаченные суммы в десятки тысяч евро, но это не стандартные случаи – такие суммы складываются после многолетних судебных процессов и в итоговую выплату включаются все судебные издержки.
Кроме того, налоговая отчетность страховых компаний показывает прибыли. Многочисленные жалобы на рост страховых комиссий стали причиной обвинения страховых компаний в картельном сговоре, и привели к началу расследования их деятельности. Расследование идет, а цены растут.
Получение водительских прав в Ирландии
Стандартный алгоритм:
1. теоретический экзамен – получение временных ученических прав. Обучение в школе для этого не требуется, учишь сам и приходишь сдавать.
2. минимум пол года езды с опытным водителем слева (тут правый руль) и значком "L" спереди и сзади + 12 часов обязательного практического курса. С временными ученическими правами так же нельзя выезжать на автомагистрали.
Ирландская мама учит дочу водить машинку. Осторожно! Жэстачайший акцент в наличии.
3. практический экзамен – получение полных прав.
4. два года езды со значком "N" – можно ездить по всем дорогам.
5. полноценный водитель – можно бухать за рулем (на самом деле – нет) (на самом деле чуть алкоголя в крови можно уже после шага 3).
Если у свежеприехавшего "ирландца" есть права другой страны, то путь до шага 5 можно сократить. Если это права "правильной" страны, то их можно просто поменять. С белорусскими правами такой вариант не работает, единственное преимущество – можно не ездить пол года с ученическими правами, но получить их и пройти 12 часов практики прийдется все равно.
Задавайте вопросы. Если знаю - отвечу, если не знаю - выдумаю ответ.
Поросятам Петрам на заметку – обычные ученические права позволяют так же обучаться вождению трактора (тут радуется один Лукашенко).
Баянометр ругается на некоторые картинки.
Жизнь пикабушников за границей
5.5K постов36.2K подписчик
Правила сообщества
— Уважайте себя и членов сообщества — в глубоком смысле этого слова
— Поддерживайте мир во всем мире: мы искренне надеемся, что раз уж пикабушники живут по всему миру, здесь мы сможем избежать политики
— Чувствуйте себя как дома, даже когда вы вне дома :)
Запрещены: публикация политических постов, оскорбления пользователей, осуждение обстоятельств переезда авторов, развязывание конфликтов на почве политики, провокации в сторону авторов ("Что, сбежал с Родины? Испугался?", "Свалил и хорошо, туда тебе и дорога", "Да это всё пропаганда галимая" и так далее): за нарушение — предупреждение и сокрытие комментария, при непонимании — бан.
// на данный момент постить в сообщество могут пикабушники с рейтингом 25+. Иной премодерации нет и не ожидается.