Asteroids - Стоит ли в это играть? [0008/1001]

Здравствуйте, товарищи!

Я очень сильно задержался с продолжением изучения списка игр из книги "1001 video games you must play before you die" и уже не совсем уверен, что успею поиграть во все игры перед тем, как, собственно, умру, но пока я ещё жив - давайте посмотрим на летающие каменюки в легендарной аркадной игре Asteroids.


Видеоверсия для тех, кому интересно, но неохота читать гору текста, ниже.

Asteroids (рус. Астероиды) — это аркадный космический шутер, разработанный Лайлом Райнсом и Эдом Логгом, выпущенная в ноябре 1979 года компанией Atari. Игра стала одной из самых известных хитов золотого века аркадных видеоигр. Было продано более 70 000 аркадных автоматов, а после игра была портирована и на домашние консоли и компьютеры от Atari. Впоследствии игра стала вдохновением для многих других видеоигр.

Asteroids - Стоит ли в это играть? [0008/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Atari, Аркадные игры, Видео, Длиннопост

В наши дни видеоигры, как правило, имеют сложный сюжет, объёмных персонажей и саундтрек практически кинематографического качества. В них есть эпическая драма, хорошие диалоги и синематики, а также тщательно детализированные миры.

Так вот. Ничего из этого в Asteroids нет. В них есть только векторные валуны, бессердечная физика, летающие тарелки, и, вот, в принципе, и всё. Ну и ещё, вы играете треугольником. Несмотря на всё это, Asteroids - чемпион Atari по съеденным монетам, и даже сегодня остается чем-то большим, чем простой пыльный ящик в углу аркадного зала.

На момент выхода резкие векторные изображения и взрывы астероидов делали игру весьма привлекательной в глазах современников. Да и сейчас, в своей простоте, он смотрится вполне себе неплохо, подмигивая своим экраном в аркадных залах уже более современным подражателям, которые уже вряд ли смогут достигнуть его высот.

Asteroids - Стоит ли в это играть? [0008/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Atari, Аркадные игры, Видео, Длиннопост

Однако не одна только выручка игры важна. Гораздо важнее её качество. Asteroids всё ещё неплохи для того, чтоб провести потных полчаса времени, разнося куски космической материи в пыль и уворачиваясь от приближающихся обломков, осторожно двигаясь по экрану и карауля изредка проносящуюся мимо летающую тарелку.

За этот отточенный игровой опыт мы должны поблагодарить Эда Логга, ветерана Atari - как перфекционист, он привёл к идеалу всё - от физики игры до шрифта в таблице лидеров. И это мастерство заметно во всех аспектах игры.

Asteroids - Стоит ли в это играть? [0008/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Atari, Аркадные игры, Видео, Длиннопост

Игра была придумана во время встречи Логга и Райнса, которые решили использовать оборудование, разработанное Говардом Делманом, ранее использовавшееся для игры Lunar Lander . Asteroids были основаны на незавершенной игре под названием Space, его физическая модель, схема управления и элементы игрового процесса были заимствованы из Spacewar! , Computer Space и Space Invaders и доработаны методом проб и ошибок. Игра отображается на векторном дисплее в двухмерном представлении, охватывающем обе оси экрана.

Asteroids - Стоит ли в это играть? [0008/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Atari, Аркадные игры, Видео, Длиннопост

В первоначальном дизайне игры тарелки должны были начинать стрельбу, сразу же, как только они появлялись, но это было изменено. Кроме того, они могут нацеливаться только на корабль игрока на экране - прицелиться через границу экрана они не могут. Такое поведение допускает «скрытую» стратегию, при которой игрок остается у края экрана напротив врага. Сохраняя в игре всего один или два камня, игрок может стрелять через границу и уничтожать блюдца, чтобы бесконечно накапливать очки с небольшим риском быть уничтоженным. Операторы аркад начали жаловаться на потерю доходов из-за этого эксплойта. В ответ Atari выпустила исправленный EPROM.и из-за воздействия этого эксплойта Atari (и другие компании) изменили свою политику разработки и тестирования, чтобы попытаться предотвратить появление таких эксплойтов в будущих играх.

Asteroids - Стоит ли в это играть? [0008/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Atari, Аркадные игры, Видео, Длиннопост

Райнс задумал игру как смесь Computer Space и Space Invaders - позаимствовав двумерное перемещение из первой и простую и понятную идею уничтожить все угрозы из второй. В незаконченной игре был огромный неразрушимый астероид, и Райнс спросил Логга

"А почему бы не сделать игру, в которой ты стреляешь в камни и взрываешь их?" - и в итоге Логг описал концепт уже известной нам игры.

Оборудование для игры было разработано компанией Delman. В отличие от многих других игр здесь был установлен векторный монитор, и сама графика также векторная - то есть состоит из линий, а не пикселей. Изначально Райнс хотел, чтобы игра была сделана в привычной нам растровой графике, но Логг предложил использовать векторный монитор, так как более высокое качество мониторов позволило бы прицеливаться намного точнее.

Сердце автомата - всё тот же всем известный и легендарный MOS 6502 для выполнения кода игры и процессор векторной графики высокого разрешения QuadraScan, разработанный самой компанией Atari.

Asteroids были портированы на все 8-битные компьютеры Atari, а также на консоли Atari 2600 и 7800. Порт для 5200 находился в разработке, но так и не был опубликован.

Порт игры на Atari 2600 не умещался в стандартный картридж объёмом 4КБ и Asteroids стали первой консольной игрой, использующих переключение банков памяти для увеличения размеров рома до 8 КБ

Asteroids - Стоит ли в это играть? [0008/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Atari, Аркадные игры, Видео, Длиннопост

В итоге Asteroids смогли обойти по прибыли все другие аркадные игры, включая Space Invaders, и принесли Atari около 150 миллионов долларов с продажи автоматов, а аркадным залам порядка полумиллиарда прибыли с монет. Некоторым залам пришлось устанавливать увеличенные ящики для монет в автоматы с этой игрой.

Игра получила множество восторженных отзывов и обзоров от критиков. На фоне успеха оригинала было выпущено несколько продолжений, но успеха оригинала ни одно из них не повторило.

Интересный факт - в возрасте 12 лет Илон Маск создал Blastar - игру, вдохновленную Space Invaders и Asteroids, опубликованную для персонального компьютера Commodore VIC-20 в 1984 году

Asteroids - Стоит ли в это играть? [0008/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Atari, Аркадные игры, Видео, Длиннопост

Пройдёмся по геймплею игры.

Цель игры - уничтожить астероиды и летающие тарелки. Игрок управляет треугольным кораблем, который может вращаться влево и вправо, стрелять прямо вперед и двигаться вперед. Как только корабль начинает двигаться в каком-либо направлении, он будет продолжать движение в этом направлении некоторое время без вмешательства игрока, если только игрок не применит тягу в другом направлении. Корабль в конце концов останавливается, если не нажимать кнопку движения. Игрок также может отправить корабль в гиперпространство, в результате чего он исчезнет и снова появится в случайном месте на экране с риском самоуничтожения или появления в астероиде.

Каждый уровень начинается с нескольких больших астероидов, дрейфующих в разных направлениях по экрану. Границ у экрана нет - долетев до края экрана астероид или корабль игрока появляется с другой стороны экрана и продолжает двигаться в том же направлении.

Когда игрок попадает в астероиды, они разбиваются на более мелкие и быстрые, соответственно, в них становится труднее попасть. Астероиды меньшего размера приносят больше очков. На экране периодически появляются две летающие тарелки - «большая тарелка» стреляет беспорядочно и плохо, в то время как «маленькая тарелка» часто стреляет по кораблю. При достижении 40 000 очков большие перестают появляться и по мере увеличения очков игрока маленькая тарелка начинает стрелять более прицельно и точно. После того, как экран был очищен от всех астероидов и летающих тарелок, появляется новый набор больших астероидов, таким образом, начинается следующий уровень. Игра усложняется, пока счет не достигнет диапазона от 40 000 до 60 000. Игрок начинает с 3-5 жизнями в начале игры и получает дополнительную жизнь за каждые 10 000 очков. Игра продолжается до последнего потерянного корабля, и на этом заканчивается.

Управление в игре реализовано с помощью 5 кнопок - поворот налево или направо, передвижение вперед, стрельба и прыжок в гиперпространство. При первом взгляде на раскладку видно, что реализация далеко не самая удобная. Я бы переработал, но имеем то, что имеем, игре больше 40 лет, придираться к этому не совсем корректно.

Asteroids - Стоит ли в это играть? [0008/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Atari, Аркадные игры, Видео, Длиннопост

Честно, мне игра не очень зашла. Да, я понимаю, это классика, это знать надо, это любить надо, легенда, огромные продажи, вот это вот всё, но нет. Ну не покорила она моё сердце так, как этого заслуживает. Меня хватило примерно на час, после чего я к ней возвращаться не собираюсь. По крайней мере, на эмуляторе - оригинальный автомат, или же версию на Vectrex я бы пощупал с огромным удовольствием чисто из интереса как оно смотрится на настоящем векторном дисплее.

Ну или, если вдруг, у меня появится осциллограф и я смогу запустить его на нём - то это будет первое, что я сделаю. Но это я размечтался, вероятность такого крайне мала.

Asteroids - Стоит ли в это играть? [0008/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Atari, Аркадные игры, Видео, Длиннопост

Моё первое знакомство с самой концепцией игры состоялось в середине девяностых. И, конечно же, не на аркаде, а, как и у многих, в замечательной игре Battletoads and Double Dragon на клоне фамикома. У меня даже была настоящая, лицензионная Dendy Junior. И там мне этот уровень всегда не нравился, если честно - после удобного платформерного управления физика Asteroids очень сильно выбивает из колеи. Но уровень небольшой, проходится легко, а сейчас я уже и про ракеты знаю, так что теперь я его даже люблю, наверное. А вот оригинальная игра мне и до сих пор кажется слегка скучноватой. Да и сложная она. Мой рекорд - три раза зачистить экран, дальше я уже окончательно терял концентрацию и проигрывал окончательно. Люди, установившие мировой рекорд в Asteroids меня пугают. Последний рекорд был установлен 5 апреля 2010 года Джоном Макаллистером, набравшим более 41 миллиона очков во время 58-часового стрима.

Asteroids - Стоит ли в это играть? [0008/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Atari, Аркадные игры, Видео, Длиннопост

Несмотря на то, что игра лично мне не очень понравилась - я её однозначно рекомендую.

Да, она скучновата, через полчаса уже надоедает слегка, да и сложная она, но ознакомиться с ней нужно обязательно.

Если есть возможность посмотреть на оригинальный автомат - то даже вдвойне, ведь это не только самая продаваемая и успешная аркадная видеоигра за всю историю человечества, но и интересный образчик инженерного искусства - векторные дисплеи в массах были огромной редкостью. Я векторный дисплей видел лишь однажды, в музее Яндекса на консоли Vectrex и остался впечатлен. Пользуясь случаем, рекомендую обязательно посетить ребят, там очень интересно

А вот сама игра, опять же, повторюсь, не так интересна.

Просто посмотреть - да, играть по 58 часов, набирая хайскор - увольте.

Да и время убить, мне кажется, лучше чем-нибудь из наследников данной игры. Например в Geometry Wars. Это не умаляет величия оригинала, нет. Просто наследники самую малость веселее на мой вкус.

Asteroids - Стоит ли в это играть? [0008/1001] Ретро-игры, Видеоигра, Atari, Аркадные игры, Видео, Длиннопост

У меня смешанные чувства после написания текста. Я умом понимаю, что игра отличная, понимаю, что Asteroids оставили огромное наследие, понимаю, что в те времена конкурентов нет, да и сейчас они выглядят нормально. Понимаю, что физика игры и инерция - это фишка игры и это нормально и круто, но душа не лежит, уж простите.


А если у вас другое мнение - то для обсуждения я порекомендую зайти в наш телеграм-канал, в котором мы делимся апдейтами о новых роликах и статьях, да и просто общаемся на разные околоигровые и не только темы.

Спасибо за внимание!

Уголок ретрогеймера

2.4K постов11.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

(Ранняя альфа-версия правил) -Да не будет создано здесь отдельных постов об играх, вышедших изначально менее 15 лет назад (возможно временная формулировка).

-Не оскорбляй других пользователей.

-Не спамь.

-Все вопросы по поиску каких-то определённых игр задавайте здесь: http://pikabu.ru/story/pomoshch_po_poisku_kakoyto_opredelyon...

-Спросить совета про то, во что поиграть можно здесь: http://pikabu.ru/story/posovetuyte_vot_kakuyu_igru_5005075