Серия «Веложизнь»

Трещотка год спустя

Всем привет! Решил написать об опыте использования дополнительного подшипника в трещотке спустя год, после того как его поставил. Расскажу легко ли разобрать/обслужить втулку с такой модификацией и свой общий вывод. Сразу небольшой дисклаймер: втулка под кассету лучше и решает проблему принципиально, с этим я не спорю. Пост для тех, кто не готов морально или материально менять втулку или колесо в сборе со всеми вытекающими дополнительными деталями. Делюсь своим опытом, чтобы хоть кто-то не повторил некоторых моих ошибок. Ссылка на пост как ставил подшипник в первый раз тут: Подшипник в трещотку.

Итак, поехали. Наступила весна и соответственно время предсезонного обслуживания велосипедов. Решил перебрать втулки, почистить от старой смазки и заменить ее на новую. Съемник вставляется вот до такой глубины, дальше мешает подшипник. С усилием трещотка откручивается, но до конца не сходит - остается висеть на подшипнике в натяг.

Трещотка год спустя Ремонт техники, Велосипед, Подшипник, Ремонт, Велосипедист, Рукожоп, Поломка, Длиннопост

Съемник входит не до конца, но этого достаточно для зацепления

Далее откручиваю контргайку и конусную гайку (с помощью конусного ключа) с противоположной стороны, т.е. со стороны ротора тормоза.

Трещотка год спустя Ремонт техники, Велосипед, Подшипник, Ремонт, Велосипедист, Рукожоп, Поломка, Длиннопост

Откручиваем вот эти гайки

Дальше извлек ось вместе с трещоткой на ней, протащив ее насквозь через втулку. Получилось вот так.

Аккуратно выбиваю ось с подшипником из трещотки молотком и теперь можно приступить к обслуживанию. Чищу шарики насыпного подшипника и его чашки, никакого износа по сравнению с прошлым годом не диагностирую. Промываю трещотку от пыли и старой смазки (фото в чистом виде не сделал).

Делаю ревизию оси: она нисколько не погнулась - дополнительный подшипник работает. Проехал за прошлый сезон от 500 до 1000 км (точнее не могу сказать - не было велокомпьютера). 50% пришлось на грунты и лесные дорожки с корнями, ось с подшипником всё выдержала. Экстрима не было, но и жалеть особо велосипед не жалел.

Трещотка год спустя Ремонт техники, Велосипед, Подшипник, Ремонт, Велосипедист, Рукожоп, Поломка, Длиннопост

Ровная, как и была

Смазываю новой смазкой. От литола отказался - перешел на новый уровень, так сказать. Хотя про него ничего плохого сказать не могу. Смазывал им в прошлом году все 4 велосипеда в семье и нигде нет ни намека на коррозию или какое-либо подклинивание. По совету самопровозглашенных экспертов в Ютуб заказал вот такую смазку. Она кальций-сульфатная, на вид более липкая чем литол. Вязкость похожая.

Трещотка год спустя Ремонт техники, Велосипед, Подшипник, Ремонт, Велосипедист, Рукожоп, Поломка, Длиннопост

reinWell RW-29

Собираю втулку обратно, с регулировкой до такого состояния. Но как в прошлом году накрутить трещотку не могу. Видно сказывается то, что все-таки немного подзамял резьбу на втулке в прошлый раз.

Трещотка год спустя Ремонт техники, Велосипед, Подшипник, Ремонт, Велосипедист, Рукожоп, Поломка, Длиннопост

Трещотка не хочет наживляться и закручиваться

Разбираю обратно и собираю по-другому. Вначале закручиваю трещотку, потом забиваю ось через нее, а в конце закручиваю конусную гайку и контргайку со стороны ротора. Регулирую конуса и кажется, что все прекрасно - крутится колесо легко и ничего не люфтит.

Выезжаю в небольшую, километров 7, пробную поездку и понимаю, что что-то не так. Есть какие-то лишние шумы и ощущения от вращения педалей в заднем колесе. Подумав, понял, что поспешил и собрал в неправильном порядке. Подшипник в трещотке не давал оси двигаться при затяжке конусов, соответственно регулировка вышла некорректная.

Думаю, что делать и решаю разбить отверстие в трещотке под подшипник, чтобы он заходил без натяга. Токарного станка для этого нет, решил попробовать сделать это напильником и понимаю, что затея глупая. Так можно точить целую неделю. Заказываю и жду шарошку по металлу для дрели - вот такую. Ну и заодно решил и подшипник новый заказать и поставить.

Трещотка год спустя Ремонт техники, Велосипед, Подшипник, Ремонт, Велосипедист, Рукожоп, Поломка, Длиннопост

Шарошка

Когда она пришла, то получилось все достаточно быстро. Разбил около половины глубины отверстия внутри трещотки (можно было еще немного больше). Не знаю видно ли это хорошо на фото ниже.

Трещотка год спустя Ремонт техники, Велосипед, Подшипник, Ремонт, Велосипедист, Рукожоп, Поломка, Длиннопост

Трещотка после шарошки

После этого собираю и регулирую всё в "нормальном" порядке, как это делается и на втулке без этого дополнительного подшипника. Люфта нет, крутится колесо немного легче чем в прошлом году, благодаря разбивке отверстия.

Выводы. Подшипник реально работает, ось не гнется. Конструкция получается более надежной, гораздо меньше рисков сломать ось. Крутится колесо немного труднее, чем без подшипника, соответственно, накат явно неидеальный. Сразу нужно растачивать/шлифовать отверстие в трещотке. Получается гораздо легче ее установить, не будет рисков замятия резьбы на втулке и будет лучше накат. Если бюджет не позволяет перейти на кассету, то рекомендовал бы такое решение. Главное не повторяйте моих ошибок, делайте сразу правильно.

Цены для тех, кому интересно. Смазка - 586 рублей, набор шарошек - 191 рубль, подшипник - 120 рублей. Итого 897 рублей, расход на разовое обслуживание рублей 150, при условии, что набор шарошек и смазка не одноразовые, еще пригодятся.

Всем удачного сезона без поломок и травм.

Трещотка год спустя Ремонт техники, Велосипед, Подшипник, Ремонт, Велосипедист, Рукожоп, Поломка, Длиннопост

Сезон открыт

Показать полностью 12

Подшипник в трещотку

Всем привет! Пишу продолжение для моего прошлого поста о замене оси втулки под трещотку заднего колеса велосипеда. Вот ссылка на этот пост если кому-то интересно: Меняем заднюю ось велосипеда

Вначале небольшое отступление по итогам замены оси. Для ЛЛ: все сделал тогда правильно, но это никак не помогло. Смазка нормально работает, никаких проблем с ней не выявил. Подшипники насыпные отрегулировал хорошо (этого момента боялся на самом деле больше всего) все крутится как надо и при этом не люфтит. Полученный опыт использовал потом для замены смазки на трех велосипедах жены и детей и все прошло как по маслу. Изъян во всем этом один, как и предупреждали многие комментаторы, новая ось погнулась снова и произошло это после одной-двух непродолжительных поездок. Никакого экстрима при этом не было даже близко, максимум это неспешная езда по лесным дорожкам с корнями.

Причина гнутой оси - конструктивный недостаток втулок под трещотку, где имеется слишком большое расстояние от опорного подшипника до дропаута со стороны этой самой трещотки со звездами. Ниже нарисовал картинку как это выглядит. Для втулок под кассету таких проблем нет, так как "правый" подшипник устанавливается в барабане в непосредственной близости от "правого" дропаута.

Подшипник в трещотку Велосипед, Ремонт техники, Ремонт, Велосипедист, Рукожоп, Поломка, Подшипник, Длиннопост

Когда покупал велосипед не знал таких особенностей, что бывают втулки под трещотку и кассету и в чем разница. Сейчас считаю, что производители велосипедов вводят в заблуждение покупателей, указывая допустимый вес велосипедиста для втулок под трещотку 100–110 кг. На мой взгляд, максимум должен быть указан 65–70 кг. Кардинально решить проблему можно с помощью покупки новой втулки под кассету, переспицовкой колеса и покупкой самой кассеты. Стоить это будет, начиная от 4500–6000 рублей и далее в бесконечность. Для себя этот вариант пока отложил на будущее, т. к. поменять это все и поставить новую 7ск кассету выглядит маразмом и думаю если уж переспицывоваться, то переходить хотя бы на трансмиссию 3х8, либо 2х9, а это требует еще больше компонентов под замену и будет еще дороже.

Итак, рассмотрел 3 возможности:

  1. Ездить на гнутой оси не меняя конструкции

  2. Заменить втулку и решить проблему кардинально

  3. Установить дополнительный подшипник под трещотку

Именно этот третий вариант я и выбрал, отложив замену втулки до момента, когда изношу трансмиссию капитально и уже тогда заменю все вкруг.

Запчастей для этой модификации потребуется немного. В первую очередь это сам подшипник, тип 6900. Я взял 6900 2RS с резиновыми уплотнениями, можно и 2Z с металлическими, кому что нравится. Подшипник не должен передавать вращение и нагрузку от ездока, а лишь мешает оси изогнуться в критичные моменты.

Подшипник в трещотку Велосипед, Ремонт техники, Ремонт, Велосипедист, Рукожоп, Поломка, Подшипник, Длиннопост

Далее понадобится новая ось, так как предыдущая согнулась. В этот раз взял ось немного дороже, в описании упоминалась высокопрочная легированная сталь, что внушило дополнительного оптимизма. Конусные гайки на ней были без металлических пыльников, думал переставить их со старой оси. Но сюрприз-сюрприз старые гайки не подошли по резьбе, в итоге аккуратно выбил и переставил сами пыльники, тут все подошло.

Подшипник в трещотку Велосипед, Ремонт техники, Ремонт, Велосипедист, Рукожоп, Поломка, Подшипник, Длиннопост

Разобрал втулку и вытащил ось, как это сделать можно почитать в моем прошлом посте. Опять же сюрприз, что на новой оси контргайки немного уже (компенсировал это впоследствии шайбой), как и дистанционная втулка под трещотку. Обнаружил это не сразу, а немного позже. Нам требуются заменить старую дистанционную втулку на подшипник и что-то еще так, чтобы общая длина осталась неизменной. В качестве чего-то еще я выбрал шайбы и подогнал их в размер с помощью напильника. Получилось вот это, микроны естественно при этом не ловил.

Подшипник в трещотку Велосипед, Ремонт техники, Ремонт, Велосипедист, Рукожоп, Поломка, Подшипник, Длиннопост

Собрал все это и установил на колесо и только тут понял, что получилась нерабочая конструкция. Шайбы слишком широкие и при затяжке всей конструкции касаются, как внутренней, так и внешней обойм подшипника. Соответственно, его вращение блокируется.

Подшипник в трещотку Велосипед, Ремонт техники, Ремонт, Велосипедист, Рукожоп, Поломка, Подшипник, Длиннопост

Первым делом хотел уменьшить диаметр шайб, прилегающих непосредственно к подшипнику. Но делать это с помощью напильника показалось слишком уж долгим и нудным. Тут то и пригодилась втулка от новой оси, которая уже старой. Ее было гораздо проще подточить до необходимого размера.

Подшипник в трещотку Велосипед, Ремонт техники, Ремонт, Велосипедист, Рукожоп, Поломка, Подшипник, Длиннопост

Вот так получилась ось в сборе. Слева возле контргайки та самая шайба для компенсации того, что новая контргайка более узкая.

Подшипник в трещотку Велосипед, Ремонт техники, Ремонт, Велосипедист, Рукожоп, Поломка, Подшипник, Длиннопост

Собираем все заново и ставим на колесо. В этот раз все крутится без проблем. Подшипник в итоге поставил на немногое другое место на оси. В варианте с шайбами он при примерке наполовину торчал из трещотки, а в таком варианте он ближе к ее середине.

Подшипник в трещотку Велосипед, Ремонт техники, Ремонт, Велосипедист, Рукожоп, Поломка, Подшипник, Длиннопост

Для затяжки и регулировки конусов приобрел обновку - специальный конусный ключ. Старый ключ семейник, который использовал в первый раз очень мягкий и начал быстро облизываться. Новый ключ показал себя хорошо, использовал его много раз, как писал выше для других велосипедов.

Подшипник в трещотку Велосипед, Ремонт техники, Ремонт, Велосипедист, Рукожоп, Поломка, Подшипник, Длиннопост

Теперь немного о монтаже подшипника непосредственно в трещотку и зазорах/натягах. На ось он одевается в резьбовой его части и соответственно люфтит. В мою трещотку он входит с натягом, необходимо его подбивать. Видел, как на Ютубе у ЛехиПсков, как подкладывает жестянку под внутреннюю обойму, чтобы не было люфта и растачивает трещотку (на токарном станке) под внешнюю обойму чтобы там люфт/зазор уже был. Делается это потому, что при работе без нагрузки на ось подшипник не должен вообще быть задействован во вращении. Он только страхует ось при изгибающих нагрузках. У меня нет токарного станка, поэтому решил, что какая разница пусть у меня будет люфт/зазор по внутренней обойме, а не внешней.

Просто так трещотку не закрутишь из-за натяга по подшипнику. Подбивал ее чуть-чуть через брусок молотком и понемногу закручивал от руки. Последние части оборота закручивал уже с помощью съемника и ключа, из-за того, что теперь подшипник в середине трещотки, то есть немного места под съемник. В итоге все собралось, ура.

Подшипник в трещотку Велосипед, Ремонт техники, Ремонт, Велосипедист, Рукожоп, Поломка, Подшипник, Длиннопост

Что же получилось по итогу. Подшипника теперь три и это гиперстатично. Трещотка далеко неидеально соосна втулке и в итоге ось вращается тяжелее. Велосипед катится/педалируется немного труднее чем на новой не гнутой оси без подшипника, но гораздо легче чем на гнутой оси. Пишу этот пост намеренно спустя более чем месяц эксплуатации, чтобы уже было все проверено на своем опыте. Проехал за это время, наверное, больше 300 км по самым разным дорогам и ничего при этом не ухудшилось. Ось не погнулась, вращение не ухудшилось, даже наоборот по ощущениям все приработалось и стало легче крутиться (либо тешу себя надеждой, что стал тренированней).

Если у кого-то возник вопрос как теперь все это разобрать для обслуживания и смазки, то это не очень трудно. Откручиваем контргайку и конус со стороны дискового тормоза, а затем выбиваем ось в сторону трещотки.

Ну и конечно же посчитаем затраченные копеечки на все это удовольствие. Ось 409 рублей, подшипник 160 рублей, конусный ключ 359 рублей. Затраты на сам ремонт - 577 рублей (8 рублей по традиции добавил на смазку для насыпи). Затраты всего вместе с ключом - 936 рублей.

На этом всё, всем всего самого хорошего, никаких поломок на дороге, а только приятных поездок!

Подшипник в трещотку Велосипед, Ремонт техники, Ремонт, Велосипедист, Рукожоп, Поломка, Подшипник, Длиннопост
Показать полностью 11

Меняем заднюю ось велосипеда

Всем привет! Расскажу, как менял ось заднего колеса своего велосипеда. Но вначале небольшой дисклеймер: я ни мастер по ремонту велосипедов, ни эксперт и не претендую на то, что нужно делать именно так, а просто описываю свой личный опыт и надеюсь кому-то это будет полезным.

И так погнали. Велосипед у меня бюджетный - Stinger Evo и покупался для возможности покататься вместе со своими детьми по окрестностям без особого фанатизма и экстрима. Спустя 2 сезона эксплуатации я обнаружил, что ось заднего колеса погнулась (вес мой если что около 85–90 кг). С этой проблемой я ушел в зиму и этой весной перед началом сезона решил ось заменить.

Вначале, естественно, снимаем заднее колесо, оно крепится на эксцентриках и описывать здесь думаю нечего. Колесо принес домой и отмыл его в ванной, чтобы с комфортом разбирать его далее на кухне. Первым делом нужно открутить вот эту гайку на фото и вытащить весь эксцентрик в сборе в другую сторону.

Меняем заднюю ось велосипеда Ремонт, Рукожоп, Поломка, Ремонт техники, Велосипед, Ремонт велосипедов, Подшипник, Длиннопост

У меня он из-за деформации оси, так просто руками, не вышел, не стал его тянуть силой и продолжил разбирать дальше (хотя можно было его просто подбить молотком до упора и дальше вышел бы легко).

Меняем заднюю ось велосипеда Ремонт, Рукожоп, Поломка, Ремонт техники, Велосипед, Ремонт велосипедов, Подшипник, Длиннопост

Для дальнейшего разбора нужен съемник трещотки, и он был заказан заблаговременно. Выглядит он вот так.

Меняем заднюю ось велосипеда Ремонт, Рукожоп, Поломка, Ремонт техники, Велосипед, Ремонт велосипедов, Подшипник, Длиннопост

Вставляем съемник во внутрь трещотки, берем большой ключ (в моем случае это был газовый ключ) и с некоторым усилием выкручиваем против часовой стрелки трещотку со звездами.

Меняем заднюю ось велосипеда Ремонт, Рукожоп, Поломка, Ремонт техники, Велосипед, Ремонт велосипедов, Подшипник, Длиннопост

Фото без трещотки я не сделал, поэтому придется воспользоваться тем, что уже было, но с новой стрелочкой. Далее нужно открутить вот эту гайку ключом на 17 и снять дистанционную втулку.

Меняем заднюю ось велосипеда Ремонт, Рукожоп, Поломка, Ремонт техники, Велосипед, Ремонт велосипедов, Подшипник, Длиннопост

Ниже фото того, что уже сняли слева направо и сверху вниз: трещотка со звездами в сборе, съемник трещотки, пружина эксцентрика, гайка эксцентрика, контргайка крепления оси колеса, дистанционная втулка под трещотку.

Меняем заднюю ось велосипеда Ремонт, Рукожоп, Поломка, Ремонт техники, Велосипед, Ремонт велосипедов, Подшипник, Длиннопост

Затем откручиваем гайку с конусом (на ней же есть металлический пыльник), которая поджимает шарики в насыпном подшипнике и вытаскиваем ее в противоположную сторону.

Меняем заднюю ось велосипеда Ремонт, Рукожоп, Поломка, Ремонт техники, Велосипед, Ремонт велосипедов, Подшипник, Длиннопост

Всё, теперь осталось вытащить шарики с обоих сторон и хорошенько почистить чашки подшипников и сами шарики от остатков старой смазки и пыли. Произвел осмотр и не обнаружил износа, либо дефектов на чашках и шариках.

Меняем заднюю ось велосипеда Ремонт, Рукожоп, Поломка, Ремонт техники, Велосипед, Ремонт велосипедов, Подшипник, Длиннопост

Вот так выглядит ось после разбора (эксцентриковое крепление еще не выбил), изгиб видно невооруженным взглядом. Заранее я новую ось не заказывал, т. к. боялся заказать что-то не то. Обмерил старую ось, посмотрел, как именно она выглядит и только после этого выбрал для заказа новую. Старую ось при этом пока не выбрасывал.

Меняем заднюю ось велосипеда Ремонт, Рукожоп, Поломка, Ремонт техники, Велосипед, Ремонт велосипедов, Подшипник, Длиннопост

Для вас не прошло почти нисколько времени, а для меня прошла неделя и я получил новую ось. Не стал заморачиваться с модернизацией и выбором оси лучшего качества, заказал почти такую же от Stinger (длина 145 мм, диаметр 10 мм), т. к. перебирал все это в первый раз и на 1 сезон мне ее точно хватит с избытком. Если погнется и эта, то для следующей замены подумаю о замене на что-то другое. Возможно, стоит взять ось под крепление на гайки, а не эксцентрик. Она не будет полой и должна быть прочнее. Либо поискать подольше ось более именитого бренда из лучшей стали.

Меняем заднюю ось велосипеда Ремонт, Рукожоп, Поломка, Ремонт техники, Велосипед, Ремонт велосипедов, Подшипник, Длиннопост

Ось пришла в комплекте с новыми чашками и шариками в сепараторе. Выбивать старые чашки и ставить новые не стал по причине отсутствия их износа. Ставить новые шарики в сепараторе вместо просто насыпных также не стал. В первую очередь из-за того, что нет их износа, а во вторую, потому что шариков в сепараторе 7, а без него 9. 7 шариков по идее будут чуть легче крутиться, но решил, что 9 будут надежнее и крепче.

Меняем заднюю ось велосипеда Ремонт, Рукожоп, Поломка, Ремонт техники, Велосипед, Ремонт велосипедов, Подшипник, Длиннопост

Теперь погнали все это собирать обратно. Вначале выставляем гайку и контргайку со стороны дискового тормоза на таком же расстоянии от конца оси, как все было и на старой (вот поэтому ее не выкидывал слишком рано). Далее с помощью ключа на 17 и тонкого велосипедного ключа (для гайки с конусом, т. к. там шлицы под прорезь 16 мм) стягиваем между собой гайку и контргайки.

Меняем заднюю ось велосипеда Ремонт, Рукожоп, Поломка, Ремонт техники, Велосипед, Ремонт велосипедов, Подшипник, Длиннопост

Далее понадобится смазка для подшипников, от обилия выбора и советов в интернете у меня зарябило в глазах. Проводить научную работу по исследованию всего разнообразия смазок желания не было, поэтому остановился на старом добром Литоле-24. Он именно для подшипников, работает в температурах от -50 до +130 градусов Цельсия, а также водоотталкивающий. Может вроде как собирать пыль, но подшипники прикрыты пыльниками. Поэтому решил, что для велосипеда его свойств более чем достаточно. Выбрал вот такой от Газпромнефти.

Меняем заднюю ось велосипеда Ремонт, Рукожоп, Поломка, Ремонт техники, Велосипед, Ремонт велосипедов, Подшипник, Длиннопост

Плоской отверткой намазюкал литола в чашки, а затем туда легко ставить шарики и они не выпадают при этом.

Меняем заднюю ось велосипеда Ремонт, Рукожоп, Поломка, Ремонт техники, Велосипед, Ремонт велосипедов, Подшипник, Длиннопост

Поверх шариков нанес еще один слой смазки, чтобы не было ни в коем случае ее недостатка.

Меняем заднюю ось велосипеда Ремонт, Рукожоп, Поломка, Ремонт техники, Велосипед, Ремонт велосипедов, Подшипник, Длиннопост

Далее у нас одна из самых тонких и ответственных операций - затяжка второй гайки с конусом. Затянуть ее нужно так, чтобы колесо легко вращалось, но при этом не было бы люфта (совсем небольшой допустим, его можно устранить чуть позже). Не забываем поставить дистанционную втулку и законтрить. Если остался небольшой люфт, то устраняем его стягиванием контргайки на контргайку, при этом очень важно чтобы не забыли до этого стянуть обе пары гайка-контргайка, иначе очень быстро износятся подшипники.

Меняем заднюю ось велосипеда Ремонт, Рукожоп, Поломка, Ремонт техники, Велосипед, Ремонт велосипедов, Подшипник, Длиннопост

С помощью съемника ставим трещотку со звездочками на место, вставляем эксцентриковое крепление и возвращаем колесо на велосипед. Погода была не очень, поэтому на пробу прокатился совсем чуть-чуть, все работает хорошо.

Меняем заднюю ось велосипеда Ремонт, Рукожоп, Поломка, Ремонт техники, Велосипед, Ремонт велосипедов, Подшипник, Длиннопост

Что получилось по деньгам. Съемник 284 рубля, ось 312 рублей и Литол-24 320 рублей. Если считать затраты непосредственно за ремонт, то оценил бы в 320 рублей (смазки пусть будет на 8 рублей для круглого счета). Если всего, то 916 рублей, но это считаю неправильным. Съемник и смазка пригодятся для дальнейшего ремонта и обслуживания 4ех велосипедов в семье (подшипники в принципе надо регулярно разбирать и менять смазку). Поэтому их цену правильно было бы распределить на все будущие работы, но число их неизвестно.

На этом у меня всё, всем удачи на дорогах и приятных поездок на своих железных конях.

Показать полностью 17
Отличная работа, все прочитано!