Серия «Полет в Тегеран»

Как мы в Тегеран на бизнес- джете летали (часть 3/3)

Всем привет из Вануату! Заключительная часть рассказа про рейс в Тегеран, почитайте, а в следующем посте мы с вами вернемся на Тихоокеанские острова, мне есть что вам рассказать :)

...

По прибытию в отель, встречающий портье помог нам отвязаться от просящего лишний доллар назойливого таксиста я решил, что слишком устал для ужина и бухнулся спать, проспав всё, включая завтрак (о чем, конечно же пожалел, так как 2/3 экипажа потом спорили у кого он был вкуснее)

Выезд был запланирован за 3 часа до вылета с расчетом, что мы за час доберемся до порта и за полтора часа будем на борту. Добирались мы действительно час, а вот формальные процедуры заняли еще почти столько же. К слову, от экипажа потребовалось только сдать паспорта, все остальные бумажки, разрешения и прочее брал на себя хэндлер.

Еще одна несвойственная в современном мире (но распространённая НА российской деревне и, почему-то, в Сочи) функция экипажа – это таскать через все кордоны пассажирскую и экипажную еду, заказанную в ресторане. Обычно ее доставляют в порт, передают в кейтеринг, а те уже доставляют на борт самолета. В Тегеране же еду везли на отдельном такси из нашего же отеля. В одном такси экипаж с чемоданами, в другом 9 пакетов еды. И эти 9 пакетов просто выдали нам перед входом в порт. Ну а дальше корзина-картина-картонка, рентген на входе в порт, ренген на выход на перрон, загрузить в машину, загрузить на борт…

На борт в итоге мы попали за час до вылета, подготовка с учетом того, что мы были заправлены по прилету, заняла буквально 15 минут, но это наша подготовка. Бортпроводнику же нужно обычно гораздо больше времени, чтобы разложить все 9 пакетов еды в вестибюле по полочкам, подготовить вэлком-тейбл и навести красоту.

Тут был заключительный сюрприз от наших Иранских друзей – они просто привезли пассажиров на борт, без предупреждения, и пригласили их к нам самостоятельно. Готовы мы их принять или нет никого не волновало. Позже я понял почему – как только пассажиры сели на свои места и их багаж был загружен, они попросили закрыть трап и опустили шторки на окнах. Шампанское было открыто в момент покидания кортежем стоянки у самолета)

Далее запуск и ночные 3 часа 20 минут на север. На видео взлет из Тегерана. Пилотирование справа, связь-контроль слева

Показать полностью 1

Как мы в Тегеран на бизнес- джете летали (часть 2/3)

Всем привет с Вануату! Продолжаю небольшой рассказ и 3х частей про наш рейс в Тегеран осенью 21го года

... Проснулся через пару часов, увидел сообщение от нашего бортпроводника, мол, я внизу. ХМ, странно, я был уверен, что у меня еще как минимум 30 минут, договаривались же на 1530, а сейчас 1500, так показывает рабочий телефон. А айфон, который сам обновляет время 1530.. так я познакомился с разницей во времени в полчаса. Говорят, есть еще в 15 минут. Очень непрактично!

На 2/3 экипаж к выходу был готов через 5 минут, остальная 1/3 предпочла остаться в номере..

Внизу на ресепшн я попросил поменять мне доллары, на что мне сказали, что мы, конечно, поменяем, но лучше это делать снаружи, так как курс у нас не очень, 26 тысячь, или десятков тысяч за доллар.. Где снаружи не уточнили и какой, самое главное, нужен курс – тоже. Но мы решили, что раз уж нам так явно дают понять что менять нужно “outside”, то пойдём-ка мы аутсайд.

Как мы в Тегеран на бизнес- джете летали (часть 2/3) Авиация, Иран, Тегеран, Путешествия, Длиннопост, Видео, Вертикальное видео

Из денег были только 5 однодолларовых купюр у коллеги и моя 100-долларовая купюра, занятая ранее у оставшейся в отели трети нашего бравого экипажа. Я набил в гугл мапс exchange, он предложил часовую прогулку в сторону центра. Ну, пошли.

Тем временем где-то за смогом был закат и меня не смутил он, пока через час прогулки (хорошо – вниз!) не оказалось, что exchange и рядом стоящие банки закрыты.. я увидел в глубине банка охранника, и жестом спросил, точно ли они-таки закрыты. Тот жестом показал на закат.. теперь понятно, солнце-то зашло…

Было принято решение ловить машину с руки. Всё как полагается, мальчик стоит на обочине, девочка ловит мотор. Останавливаются сразу и даже образуется очередь из желающих подвести. Первый был таксист с шашечками, я подошел и сказал, что нам нужно в дворец Голестан. По абсолютно пустому взгляду стало понято, что ни “палас”, ни «Голестан», ни (громко !!ПАЛАС ГОЛЕСТАН!!! ему ни о чем не говорят, но жестом пригласил нас сесть в машину. Я набил наш адрес в навигатор, показал ему и сказал 5 долларов (Витя, ну кто начинает торговаться с all-in??). Он посмотрел, сказал «трафик» и показал 7 долларов. Мы дали понять, что больше нет. Нам не поверили, но продолжили движение, которое уперлось в очередную пробку. Таксист почмокал, сказал еще раз 7 долларов, получил отрицательный ответ, высадил и встал неподалеку. Когда увидел, что мы, всё-таки, ловим другую машину, сдал назад и предложил довести, но теперь уже за 6 долларов. Наверное, он тоже подумал, что вряд ли на свете есть дурак, который начинает торговаться со всей имеющейся суммы….

Секунд через 30 остановилась машина отечественного, Иранского производства с парой Иранцев на переднем сидении, мужчина за рулем, она справа. Мы показали им в навигаторе куда мы хотим и достаточно быстро договорились на устраивающую обе стороны цену. Пара была в возрасте 55-60 лет и достаточно бурно что-то между собой обсуждали, смеялись и в целом выглядели очень радостными. Как в последствии оказалось, они очень давно не видели иностранцев, и уж тем более не подвозили.

Потом в их общении настала пауза, мужик, продолжая лавировать в этом дорожном хаосе, открыл на телефоне Коран и минут 5 молился, изредка поднимая взгляд на дорогу.

Как мы в Тегеран на бизнес- джете летали (часть 2/3) Авиация, Иран, Тегеран, Путешествия, Длиннопост, Видео, Вертикальное видео

Помолившись, он решил позвонить своим внукам дабы похвастаться пассажирами, то есть нами. И внуки, возраста, наверное, лет 7-ми очень быстро нашли способ общения с нами, высылая сообщения на английском, но проблема была в том, что он не мог передавать обратно наши ответы. Нашелся второй способ: они сказали деду открыть у себя на телефоне гугл переводчик и голосом переводить с фарси на русский и передавать нам телефон для обратного перевода. Как только эта функция была освоена, наш водитель сообщил нам, что его внуки очень (очень-очень) хотят нас видеть у себя в гостях и не желаем ли мы. При чем это было так гостеприимно-настойчиво-мило, что нас буквально спасла отмазка, что у нас в Тегеране всего один вечер и мы правда хотим посмотреть город, но спасибо!

Примерно в этот момент произошло наше первое дтп – за приглашениями в гости мы случайно подрезали мотоциклиста. Точнее не случайно, там все друг друга подрезают, просто этот не увернулся. Слабак!

Наш водитель получил от злого мотоциклиста кулаком по капоту, и все поехали дальше. При этом вообще ничего не поменялось, а жена водителя даже головой не покачала...

Где-то через час мы доползли до искомого дворца, с нами распрощались, сделали вид, что не хотят наших денег и мы пошли узнавать, что там дворец (конечно, закрыт). В этот момент раздался дикий визг тормозов и удар. Оказалось, что наша парочка сдала назад в поток и едущий в этом потоке пикапчик не смог увернуться. Слабак!

Посмотрев, что никто не умер, участники дтп разъехались.

Дворец находится в центре, напротив главного базара, и так как из развлечений у Иранцев только еда и шоппинг, то базар это место вечернего скопления. Баров нет, алкоголь – харам, вместо него всякие курительные и жевательные вещества. Цирроз разменяли на пародонтоз... На базаре мы нашли англоязычного местного молодого парня, который нам объяснил где стоят менялы и как туда добраться. Оказалось- рядом, на площади.

Как мы в Тегеран на бизнес- джете летали (часть 2/3) Авиация, Иран, Тегеран, Путешествия, Длиннопост, Видео, Вертикальное видео

Менял по периметру было рассредоточено человек 30, но как только они поняли, что мы принесли с собой бизнес – все они скопились вокруг нас. Теперь была задача объяснить, что я не хочу менять все 100 долларов, а только 20… я даже по-французски пробовал, но меня как будто не хотели понять и совали мне 25 миллионов (или 2.5 миллиона) реал за мои 100. Ну не было у человека сдачи в долларах.

В итоге из толпы вышел человек-в-очках, толпа расступилась перед ним, он говорил по-английски. Быстро всех построил, собрал у всех имеющиеся доллары, отдал мне 80 и 5 миллионов (или 500 тысяч) реал.

Над бортпроводником они сжалились, разменяв ее доллары на уже деноминированную валюту, без лишних нулей.

К слову, курс оказался гораздо лучше, чем в отеле. Мы выиграли почти доллар на 40, разменяв у менял…

На базаре удивило огромное количество китайской хрени, буквально московский рынок Садовод. Но при этом очень много фруктов и орехов. Платки и шали тоже попадались, но далеко не Дубай. А вот местные ковры стоили как-то невероятно дорого, идея купить коврик за несколько долларов провалилась

3 спелых граната на рынке стоили доллар, большой пакет орехов-фисташек тоже около доллара.

Как мы в Тегеран на бизнес- джете летали (часть 2/3) Авиация, Иран, Тегеран, Путешествия, Длиннопост, Видео, Вертикальное видео

Был соблазн съесть местной шаурмы или кебаба, но она не нашла консенсуса всех участников, и мы поехали обратно.

Такси было найдено тут же, но в этот раз у нас был простор для торга, и мы вышли на цену в эквивалент 4х долларов в местных реалах, показав таксисту адрес. Уже позже, поняв куда он нас везет, таксист попытался поднять цену на 30%, но получил отказ...

В этой поездке, на отечественном авто с пробегом в 820 тысяч километров на одометре, мы впервые увидели полицейских. Они пытались регулировать движение на сложном перекрестке. Но, такое ощущение, что их видел только я, водители, в свою очередь, их просто игнорировали и продолжали соваться в дырки сквозь и поперек потока. В этой поездке я видел как все едут по круговому движению по-английски. Зачем объезжать «круг вокруг», если тебе нужно просто повернуть налево..

Далее будет короткая заключительная часть, спасибо всем, кто дочитал! Ну а если есть те, кто переживает куда же делись рассказы с Вануату - не переживайте, самолет вернулся с ТО и мы снова летаем, так что скоро всё будет:)

Показать полностью 4 1

Как мы в Тегеран на бизнес- джете летали (часть 1/3)

Всем привет с Вануату! Пока тут небольшой перерыв в полетах я решил поделиться с подписчиками одним из рейсов с предыдущей работы на джете, который я своё время описал, но никуда не выкладывал.

Прилет в Тегеран (Мехрабад)

Заход на полосу 29R, местность горная заход только южнее аэропорта, на севере горы. Сам аэропорт находится на превышении около 1200 м над уровнем моря.

Погода +12 и индустриальный смог с дальностью видимости 3000 метров. Ниже будет видео с захода и посадки.

Видно, что город разросся вокруг старого аэропорта (всего их 3) и финальная часть захода происходит над городом. Жаль, что была слабая видимость, получилось бы красивое видео) Но, говорят, там всегда так, город достаточно сильно загажен. Полоса длиннющая, 4 км и с достаточно сильным наклоном. Разница между торцами аж 40 метров.

После посадки сразу понимаешь, что стана очень авиационная (кстати, больше 300 аэропортов на >80млн населения), перонны забиты очень разной техникой, как региональными atr (при чем относительно свежими) и bae146, так и средне и дальнемагестральными самолетами. При этом нужно понимать, что страна под санкциями с 80х и вся техника им достаётся так или иначе в обход этих санкций через дружественный Китай и других соседей.

На видео с посадки видно количество самолетов на перроне

Кстати, когда я был по предыдущей работе в гостях у главы управления гражданской авиации Таджикистана, он мне предлагал поучаствовать в поставке парочки 737 из сша в таджикистан для дальнейшей передачи в Иран (о деньгах не беспокойся, друг)

После посадки нас встретил лидировщик, старый пикап и супервайзер на пежо 405) Если самолеты они хоть как-то достают, то с машинами полная беда, это будет видно уже в городе. В Иране по лицензии Пежо делают упомянутые 405 (машина еще конца 80х), тут они называются пежо парс и 206, производство которых сам концерн уже очень давно прекратил. Так же встречаются машины из дореволюционных 70х (что странно, судя по их манере езды, машины тут должны жить пару лет максимум) и два местных бренда Khodro и Saipa. На обоих мне в последствии получилось прокатиться)

Как мы в Тегеран на бизнес- джете летали (часть 1/3) Самолет, Авиация, Иран, Тегеран, Путешествия, Видео, Длиннопост

Единственные новые европейские машины, которые я видел – это те, которые встречали наших, видимо, не простых, пассажиров и около отеля, в котором мы ночевали (Espinas Palace Hotel) и который считается лучшим во всём Иране.

После высадки пассажиров была обычная процедура по работе с супервайзерами и службами бортпитания, заправка самолета (тут залить Хокер на 3000 литров стоило 1800 долларов, это с учетом обслуживания и пр. Для спавки, только подгон заправщика во внуково-3 стоит 25 или уже 30тр).

Был эпизод с моим непониманием местных реалий) По дороге на рейс я посмотрел старый выпуск «вокруг света» про Тегеран, где Кожухов рассказывает про достаточно жёсткие ограничения по форме одежды для женщин и чуть ли не запрет на ношение галстуков для мужчин. По прилету я сдернул галстук, а вот наша бортпроводница платок нацепить не успела, и общалась с !!!мужчинами!!! из службы бортпитания без платка. Когда они вышли, ей был сделан выговор, но, как оказалось, зря. В последствии в городе мы видели, что платки уже носят не все, хиджабов не видно, видели и курящих дам за рулем авто.

Мы закрыли самолет, от пломбировки отказались (всё-таки тут правда не воруют под страхом лишиться конечностей) и поехали на паспортный контроль. Старый порт выглядел очень похожим на старый шереметьево-2, или даже паспортный контроль сейчас в Жуковском. Всё в серо-коричневом стиле модернизма 70х, достаточно пошарпанного вида.

Как мы в Тегеран на бизнес- джете летали (часть 1/3) Самолет, Авиация, Иран, Тегеран, Путешествия, Видео, Длиннопост

На моём паспорте во всём порту отрубили свет и, видимо, резервное питание на таможенников не рассчитано, поэтому погранец пожал плечами и сел играть в шарики на телефоне. На мой вопрос, долго ли мы тут будем стоять, наш хэндлер сказал что с этим раньше не сталкивался, а вот погранец явно рассчитывал на долгое ожидание. К слову, оно продлилось не больше 10ти минут, но я себе представил что бы творилось на пассажирском паспортном контроле в случае такого сбоя)

Поездка до отеля через весь город заняла в утренний час пик больше часа, и в ней уже стали очевидны 2 вещи – 1я это невероятно опасная манера вождения ВСЕХ участников дорожного движения. Это даже не Махачкала. Махачкала по сравнению с Тегераном – это Швейцарская деревня с ограничением в 20кмч. А второе – дороговизна интернета. Навигатором тут пользуются буквально 1 минуту посмотреть весь маршрут и основные заторы (спойлер: заторы – везде), потом они теряются (3 поездки из 3х – терялись) и потом просят пассажира посмотреть у него гугл мапс (3 поездки из 3х просили)))

В отель, не смотря на всеобщие признаки бюрократии, заселились очень быстро. Правда, оставив на ресепшн паспорта. Лобби и номера шикарные, из окна 16го этажа сквозь смог видны горы. Кстати, местная главная гора называется Эльбурс (не путать с Эльбрусом) с пиком 5610м.

После заселения я отправился на пару часов поспать ибо был очень ранний подъём.

Спасибо всем, кто дочитал, в следующем посте будет больше фоток и колорита)

Показать полностью 2 1
Отличная работа, все прочитано!