Серия «Минутка бесполезной информации»

Минутка бесполезной информации №10 (заключительная). Это знак (свыше) + авторская пунктуация

Всем привет!

Дисклеймер: я решила писать о чем-нибудь из своей работы. О каких-нибудь мелочах, которые для корректора или редактора не мелочи. Чтобы не тратить много времени, я буду брать эти мелочи из своей головы как помню, поэтому буду ошибаться. В интернете этой информации полно, кому надо — проверит/найдет. Если в чате есть филологи, корректоры, редакторы, можете пнуть или поправить.

! Все это не обязательно и не нужно, когда вы пишете отчет на психологическую группу, пост в соцсетях или анализируете разговор. Необходимо в книге, докладе/презентации на конференции, статье на сайте, короче в чем-то более официальном что ли. Хотя и это не 100%. Кажется, Джойс написал своего «Улисса» вообще без знаков препинания (здесь могу соврать, инфа не сотка).

Минутка бесполезной информации №10. Это знак (свыше↑) + авторская пунктуация

Язык — это знаковая система

Слова, которые мы говорим, слышим, пишем, читаем, что-то означают. Предмет, действие, качество. Люди так договорились, что вот такой набор звуков означает вот такой смысл. Почему стул это стул? Нипочему. Связи между словом и его значением в основном нет. Да, есть звукоподражательные слова — ку-ка-ре-ку, гав-гав, дин-дон и т. д., — но чаще слово и значение никак не связаны.

Наука, которая изучает знаковые системы, называется семиотика. Язык не единственная система знаков. Мы пользуемся многими знаковыми системами. Они нужны нам для того, чтобы общаться, коммуницировать.

Другие знаковые системы

Знаки в любых знаковых системах делятся на три группы (в первых двух между знаком и предметом есть прямая или косвенная связь):

1) иконки, когда знак = предмет. Действие знака основано на подобии (например, человечек идет = пешеход). Сюда же относятся, как я понимаю, и фотографии: мое фото = я;

2) индексы — знак косвенно указывает на предмет (дым → огонь, солнце → день, самолетик → аэропорт);

3) символы — знак и предмет никак не связаны. Люди произвольно договорились о значении знака (зеленый свет — иди, красный — стой; белое платье невесты как символ невинности; красные гвоздики как символ памяти о погибших; четное количество цветов на похоронах; полосы пешеходного перехода как символ, разрешающий переход в определенном месте; значок валюты, корзина на рабочем столе, кивок головой в знак согласия и т. д., и т. п.).

Волей-неволей мы должны знать знаковые системы, которые используются там, где мы есть, чтобы не попасть в неловкую или опасную ситуацию.

Авторская пунктуация

Не все авторы любят, когда им наступают на горло. Точнее, этого не любит никто. И не все готовы терпеть это наступание — некоторые просто так не сдаются. Вот для таких настойчивых авторов и придумана такая штука как авторская пунктуация.

Она бывает разная:

— автор имеет свой любимый набор знаков, которым чаще всего пользуется. Он может употреблять их в каком-то своем дополнительном значении, может придавать им совершенно другой смысл, но он не выходит за пределы существующих правил;

— автор нарушает правила, он делает так, как никто не делает и как неправильно делать, но он отстаивает свое право на свою точку зрения. Он прав и все!

Когда вы станете известным автором и вас будут целовать во все открытые и закрытые места, вас будут любить со всеми вашими ненужными запятыми и нескончаемыми многоточиями. Что бы вы ни делали, с вами будут носиться как с яйцом Фаберже. И, конечно, у вас будет своя авторская пунктуация.

А пока вас еще ни разу не издавали, подумайте, стоит ли рьяно бороться за каждую запятую, ведь все силы уйдут в гудок. Поверьте, вы успеете отомстить редакторам и корректорам. Когда вы станете известны, то сможете описать все смешные истории, связанные с ними, в своих книжках.

Конечно, я могу ошибаться, и вполне возможно, а может быть, только так и возможно, что сначала ты настаиваешь на своей точке зрения, а потом становишься известным писателем. ОК.

Всё! Минутка бесполезной информации закончена. Спасибо за невнимание!

Показать полностью

Минутка бесполезной информации №9. Наращения

Всем привет! Продолжаю бесполезное.

Дисклеймер: я решила писать о чем-нибудь из своей работы. О каких-нибудь мелочах, которые для корректора или редактора не мелочи. Чтобы не тратить много времени, я буду брать эти мелочи из своей головы как помню, поэтому буду ошибаться. В интернете этой информации полно, кому надо — проверит/найдет. Если в чате есть филологи, корректоры, редакторы, можете пнуть или поправить.

! Все это не обязательно и не нужно, когда вы пишете отчет на психологическую группу, пост в соцсетях или анализируете разговор. Необходимо в книге, докладе/презентации на конференции, статье на сайте, короче в чем-то более официальном что ли. Хотя и это не 100%. Кажется, Джойс написал своего «Улисса» вообще без знаков препинания (здесь могу соврать, инфа не сотка).

Возможно, мое желание ограничится только этим постом, ну и ладно.

Минутка бесполезной информации №9. Наращения

Жуткая тема: теория читается быстро, а применять (для меня) сложно.

Черт, я вроде как редактор, а пишу о корректорском. Это говорит о том, что я непрофессионал. Ну и ладно.

Зачем цифрам нужны наращения? Чтобы мы различали на письме порядковые и количественные числительные. Вот 1 космонавт — это первый или один? Конечно, можно догадаться по контексту, но контекст не всегда помогает. Поэтому на письме придуманы наращения. Тогда понятно, кто первый, а кто один: 1-й космонавт и один космонавт. Почему написала 1 словом? По редполитике на предыдущей работе у нас было принято, что одна цифра от 0 до 9 пишется словами, а то, что больше — цифрами. Так и на мой взгляд лучше — цифра не торчит в одиночестве. Хотя можно и 1 космонавт написать (но все же могут появиться сомнения — человек не написал наращение или это действительное количественное числительное?).

Как правильно и где наращивать? Не всегда наращения нужны, например они не нужны в календарных датах. Мы не пишем 2-го августа 2023-го года (тем более здесь в конце какое-то иго-го получается). Но нам знать все тонкости и не нужно.

Главное — где нужно наращивать и какими именно буквами?

Где наращивать? Если захотите нарастить (неважно, наращивают в этом случае вообще или нет) правило простое:

  • если числительное отвечает на вопрос какой (какая/какие/какое), то оно порядковое — какое-то по порядку. Наращение нужно. Какой — 24-й урок;

  • если числительное отвечает на вопрос сколько, то оно количественное. Наращение не нужно. Сколько — 24 урока.

Чем наращивать? Я для себя поняла так (на самом деле правило чуть сложнее, но оно меня запутывает, поэтому, если хотите знать верное правило, проверьте в интернете):

  • если число заканчивается на согласный, наращиваем им — в 25-м, 25-й;

  • если число заканчивается на гласный, наращиваем вместе с предыдущим согласным — 25-го;

  • если число оканчивается на два гласных, наращиваем одним гласным — 25-я.

Важно! Не присоединяем лишних букв — не 25-ого, не 25-тым и не 25-тую.

Максимум в наращении должно быть две буквы.

Если я здесь что-то наврала, поправьте, пожалуйста, те, кто лучше понимает🙏

Всё! Минутка бесполезной информации закончена. Спасибо за невнимание!

Показать полностью

Минутка бесполезной информации №8. Ударение и неправильности

Всем привет!

Продолжаю бесполезное.

Дисклеймер: я решила писать о чем-нибудь из своей работы. О каких-нибудь мелочах, которые для корректора или редактора не мелочи. Чтобы не тратить много времени, я буду брать эти мелочи из своей головы как помню, поэтому буду ошибаться. В интернете этой информации полно, кому надо — проверит/найдет. Если в чате есть филологи, корректоры, редакторы, можете пнуть или поправить.

! Все это не обязательно и не нужно, когда вы пишете отчет на группу, пост в соцсетях или анализируете разговор. Необходимо в книге, докладе/презентации на конференции, статье на сайте, короче в чем-то более официальном что ли. Хотя и это не 100%. Кажется, Джойс написал своего Улисса вообще без знаков препинания (здесь могу соврать, инфа не сотка).

Возможно, мое желание ограничится только этим постом, ну и ладно.

Минутка бесполезной информации №8. Ударение и неправильности

На днях я случайно узнала, что правильнее говорить в первую очередь обре́зание, а обреза́ние это уже дополнительно. Вот ни разу за свою жизнь не слышала никакого обре́зания. Думаю, что и вы тоже.

Орфоэпия, наука о правильном произношении вообще, и акцентология, наука о правильном ударении, в частности, — сложнейшие для меня разделы языкознания. Я долгие годы говорила зво́нит — так говорили домашние. Да и вообще многое я говорила так, как привыкла с детства. Если тебе все время говорят «одень тапочки», «одень кофту», то трудно начать говорить надень. До сих пор путаюсь, хотя знаю правило. Тюль у меня была женского рода, по аналогии с мышь, рожь. Но она) таки мужского. Короче, правильное произношение и употребление слов было и остается моей болью.

По поводу ударения я завидую полякам: у них ударение одноместное — всегда стоит на предпоследнем слоге. Представьте: схо́дил я в мага́зин и ку́пил моло́ка. В русском же языке ударение и разноместное — может стоять на любом слоге, и подвижное — в одном слове может стоять в разных местах при изменении формы слова.

Интересно, что раньше, читая Пушкина, я думала «ну понятно, это Пушкин, ему все можно». Когда видела, что ударение не на тот слог или слово как-то изменено. Я считала, что это Пушкин так вольно обращается с языком, он же великий поэт, и этим пользуется🙈 Но нет — так тогда говорили.

Время идет, произношение и слова меняются, а привычки остаются

Звони́т или зво́нит

Кушать или есть

Одеть или надеть

Ложить или класть

И многие другие «ошибки»

Оказывается, мы не случайно ошибаемся. Так было правильно. Об этом я узнала только год назад (что это не просто безграмотность и все тут). Дочь меня познакомила с лингвистом на Ютубе. Лингвистика для меня, как логика, — трудна для понимания. Автор канала рассказывает, на мой взгляд, сложные вещи. Но очень интересно его послушать и узнать, что вы не случайно ошибаетесь. Так правильно говорили раньше и продолжили или продолжают говорить в вашем окружении, когда правила уже изменились (это я так поняла).

Бесполезные ссылки:

— Если нужно посмотреть правильное ударение, есть орфоэпический словарь Аванесова (словарь уже старенький, есть, наверное, и поновее, но мы учились по этому) https://povto.ru/russkie/slovari/orfoepicheskie/orfoepichesk....

— Если интересно узнать о том, что вы не случайно ошибаетесь, есть канал лингвиста Микитко сына Алексеева (очень колоритный и умный персонаж). У него в разделе «Речевой нюанс» 14 видео об этом https://www.youtube.com/channel/UCLZfKxphbzV4dxTByxSFFCg

— Еще меня поразил рассказ Микитко о себе: как в школе/универе он изучал латинский, греческий и другие языки — упорство и методичность, ум и талант необыкновенные. Если интересно, посмотрите его видео «Мой путь к торжеству языкознания». Вот точно человек не терял зря времени.

Всё! Минутка бесполезной информации закончена. Спасибо за невнимание!

Показать полностью

Минутка бесполезной информации №7. Дизайн

Всем привет! Продолжаю бесполезное.

Дисклеймер: я решила писать о чем-нибудь из своей работы. О каких-нибудь мелочах, которые для корректора или редактора не мелочи. Чтобы не тратить много времени, я буду брать эти мелочи из своей головы как помню, поэтому буду ошибаться. В интернете этой информации полно, кому надо — проверит/найдет. Если в чате есть филологи, корректоры, редакторы, можете пнуть или поправить.

! Все это не обязательно и не нужно, когда вы пишете отчет на психологическую группу, пост в соцсетях или анализируете разговор. Необходимо в книге, докладе/презентации на конференции, статье на сайте, короче в чем-то более официальном что ли. Хотя и это не 100%. Кажется, Джойс написал своего Улисса вообще без знаков препинания (здесь могу соврать, инфа не сотка).

Возможно, мое желание ограничится только этим постом, ну и ладно.

Минутка бесполезной информации №6. Дизайн

Для дизайна есть дизайнер, и кажется зачем мне об этом писать? Но мне просто хочется.

Я уже писала, что у всего есть автор, и мне кажется, что это все дизайнер. Даже писатель — это тоже дизайнер, это ведь он придумывает, как все будет расположено, что за чем пойдет и почему именно так. Даже у крышки, об которую вы все время обжигаете пальцы, тоже был/есть дизайнер.

Когда я училась в универе, мы в группе скидывались на подарки. И мне подарили шкатулку. Потом ребята рассказывали, что когда выбирали ее, то поприщемляли себе все пальцы. Но все же они ее купили и подарили мне (спасибо, нахуй). Открыть крышку не прищемив себе палец было просто невозможно. Лучшее, что можно было сделать с этой шкатулкой, думаю, выбросить немедля. Но я зачем-то долго ее хранила — ведь это подарок. Кажется, она продолжает где-то стоять у мамы, и думаю, редко кто в нее заглядывает. У этой шкатулки тоже был дизайнер. Не знаю, пробовал ли он хоть один раз открыть ее своими руками или нет.

Лет 10 назад, когда я просто знала, что есть такое слово «дизайнер», но не задумывалась об этом, у меня появилась карта Альфа-банка. И личный кабинет на их сайте. Это был первый раз, когда я поняла, что есть дизайн, и он офигенен. На первой станице сайта банка были горы, леса, сияло небо, качались цветы и чувствовалось, как дует ветерок. Я впервые в жизни поняла — вот он, дизайн. И заинтересовалась — а кто же сделал это чудо? Внизу страницы стояло — Студия Артемия Лебедева.

https://img.artlebedev.ru/alfabank/site5/alfabank-site5-main... (вот, кажется, та версия, которая меня тогда так поразила).

Конечно же, я пошла на их сайт, нашла там Ководство и прочитала его все, от начала до конца https://www.artlebedev.ru/kovodstvo/sections/.

Понятное дело, что сейчас, когда мы видели Крым и рым во всех смыслах, наверное, это не может поразить так сильно. Но тогда мое сердце просто пропало.

Всё! Минутка бесполезной информации закончена. Спасибо за невнимание!

Показать полностью

Минутка бесполезной информации №6. Разоблачение

Всем привет! Продолжаю бесполезное.

Дисклеймер: я решила писать о чем-нибудь из своей работы. О каких-нибудь мелочах, которые для корректора или редактора не мелочи. Чтобы не тратить много времени, я буду брать эти мелочи из своей головы как помню, поэтому буду ошибаться. В интернете этой информации полно, кому надо — проверит/найдет. Если в чате есть филологи, корректоры, редакторы, можете пнуть или поправить.

! Все это не обязательно и не нужно, когда вы пишете отчет на психологическую группу, пост в соцсетях или анализируете разговор. Необходимо в книге, докладе/презентации на конференции, статье на сайте, короче в чем-то более официальном что ли. Хотя и это не 100%. Кажется, Джойс написал своего Улисса вообще без знаков препинания (здесь могу соврать, инфа не сотка).

Возможно, мое желание ограничится только этим постом, ну и ладно.

Минутка бесполезной информации №6. Разоблачение

Я неграмотна. Когда в 2019 году я придумала, что мне нужно стать редактором (не понимая даже того, что редакторы бывают разные), я вдруг обнаружила, что школьные четверки и пятерки (звуки ржания филологов) остались в прошлом, я ни черта не помню, я путаюсь в орфографии и особенно в пунктуации. Я забыла даже и то простое, что было в школе. И я ничего не знаю! Это, конечно, был сюрприз.
И что было делать? Пришлось эту мою неграмотность как-то скрывать.

Здесь я должна уточнить, что о правилах языка люди договариваются. Они не зарождаются сами, как мыши в грязном белье. Правила строятся учеными-филологами на закономерностях развития языка. Язык живет своей жизнью, и чтобы люди могли понимать друг друга, есть определенный порядок как и что писать/говорить. Не всегда все правила соблюдаются на 100%, есть исключения, есть «так исторически сложилось», есть варианты, есть трудности — и есть живой разговорный язык. В школе нас учат однозначно (я так думаю, хотя не знаю, как сейчас в школе), упрощенно, чтобы мы не утонули в глубинах собственного языка и могли писать, не задумываясь надолго над каждым словом.

Что я делала и делаю с 2019 года, чтобы казаться грамотной:
— прошла репетитора онлайн на сайте грамота.ру;
— прошла диктанты на сайте орфограммка.ру;
— участвую в Тотальном диктанте (звуки ржания филологов), вернее, продолжаю участвовать с 2020 года — оказывается, в 2017 году я получила там двойку и успокоилась на три года;
— прошла весенний интенсив по ЕГЭ из 12 занятий;
— сейчас учусь в универе, и это помогает мне знать, где искать нужную информацию.

Какие инструментами я пользуюсь в своей работе (до 2019 года я понятия не имела о них):
— сайтом «Академос» — это ресурс ИРЯ РАН (Института русского языка), он постоянно обновляется. Например, если ввести *2022, то можно узнать, какие новые слова кодифицированы, т.е. есть внесены в словарь и правильно пишутся именно так;
— сайтом «Грамота» — там есть раздел Справка и обсуждения, как пишутся те или иные слова или фразы, где нужен ли тот или иной знак. Не всегда там все верно, есть противоречивые ответы, но все-таки и в этом есть польза. А еще корректоры — люди упоротые, иногда они могут даже и звонить по какому-либо особо сложному вопросу в ИРЯ, там есть дежурная справочная служба;
— сайтом «Орфограммка» — это платный ресурс (не помню, кажется, там можно и бесплатно что-то попробовать). Это спеллчекер — программа, которая помогает находить в тексте ошибки разного рода, даже и стилистические и ошибки в типографике. Я им пользуюсь в качестве второго мнения и хорошей подсказки, когда сама не обратила на что-то внимание. Понятно, что программа не заменит знания, нужно проверять то, что она подсказывает. Но для меня это хороший помощник;
— сайтом НКРЯ (Национальный корпус русского языка) — это продвинутый ресурс с огромными возможностями; я, конечно, пользуюсь им примитивно, как могу. В нем собраны большие объемы текстов: классические, устные, газетные, поэтические и т. д. И когда возникает затык, я иду туда смотреть, например, есть ли сочетание такого-то слова с таким-то — говорят ли так вообще. Понятно, что зафиксированы и ошибки. Но хотя бы можно посмотреть варианты по разным годам и текстам.

Конечно, есть справочники Розенталя, Лопатина, Мильчина, есть Грамматика 80 в двух томах из 700 страниц. Но справочник Розенталя, каюсь, прочла на 80%, Мильчина отрывками, Грамматику 80 совсем чуть-чуть.
На этом думаю сегодня остановиться.

Всё! Минутка бесполезной информации закончена. Спасибо за невнимание!

Показать полностью

Минутка бесполезной информации №5. Крик, выделения и ссылки

Всем привет!
Продолжаю бесполезное.

Дисклеймер: я решила писать о чем-нибудь из своей работы. О каких-нибудь мелочах, которые для корректора или редактора не мелочи. Чтобы не тратить много времени, я буду брать эти мелочи из своей головы как помню, поэтому буду ошибаться. В интернете этой информации полно, кому надо — проверит/найдет. Если в чате есть филологи, корректоры, редакторы, можете пнуть или поправить.

! Все это не обязательно и не нужно, когда вы пишете отчет на психологическую группу, пост в соцсетях или анализируете разговор. Необходимо в книге, докладе/презентации на конференции, статье на сайте, короче в чем-то более официальном что ли. Хотя и это не 100%. Кажется, Джойс написал своего Улисса вообще без знаков препинания (здесь могу соврать, инфа не сотка).

Возможно, мое желание ограничится только этим постом, ну и ладно.

Минутка бесполезной информации №5. Крик, выделения и ссылки
Caps Lock, Caps, капслок, капс, делает буквы заглавными, или прописными. В интернете так повелось, что НАПИСАНИЕ ОДНИМИ ЗАГЛАВНЫМИ воспринимается как крик. Поэтому на вопрос: «ТЫ ГДЕ?» — можно получить ответ: «Не кричи на меня!».
Лет 10 назад, когда я начинала писать в блоге на сайте «КРОСС Екатеринбург», я не знала об этом и почему-то решила, что руководитель КРОССа Галина Сергеевна Китаева плохо видит)) мелкие буквы. И я несколько рядов комментариев отвечала ей капсом. Она спросила меня, что меня заставляет писать одними заглавными. В итоге выяснилось, что я просто не знаю правил поведения в интернете (ну, и еще, как обычно, «делаю другому удобно»).

Минутка бесполезной информации №5. Крик, выделения и ссылки Гайд, Инструкция

Особенного выделения удостоились ссылки. Вообще-то по правилам они всегда подчеркиваются и выделяются синим/голубым цветом. Не всегда правило это соблюдается, и тогда ссылку бывает трудно найти. Цвет ссылки, по которой мы перешли, должен меняться, чтобы мы видели, где мы уже были. Обычно он меняется на фиолетовый, но все эти настройки зависят от требований, которые пропишет верстальщик. Иногда ссылку подчеркивают просто черным, и это путает людей. Думаю, у каждого из нас было такое, что он пытался тыкать на обычное подчеркнутое слово, принимая его за ссылку.

Всё! Минутка бесполезной информации закончена. Спасибо за невнимание!

Показать полностью 1

Минутка бесполезной информации №4. Шрифт

Всем привет! Продолжаю бесполезное.

Дисклеймер: я решила писать о чем-нибудь из своей работы. Какие-нибудь мелочи, которые для корректора или редактора не мелочи. Чтобы не тратить много времени, я буду брать эти мелочи из своей головы как помню, поэтому буду ошибаться. В интернете этой информации полно, кому надо — проверит/найдет. Если в чате есть филологи, корректоры, редакторы, можете пнуть или поправить.

! Все это не обязательно и не нужно, когда вы пишете отчет на психологическую группу, пост в соцсетях или анализируете разговор. Необходимо в книге, докладе/презентации на конференции, статье на сайте, короче в чем-то более официальном что ли. Хотя и это не 100%. Кажется, Джойс написал своего Улисса вообще без знаков препинания (здесь могу соврать, инфа не сотка).

Возможно, мое желание ограничится только этим постом, ну и ладно.

Минутка бесполезной информации №4. Шрифт

По умолчанию в большинстве текстовых редакторов установлены шрифты Arial или Times New Roman, ну еще Calibri иногда. А вообще-то шрифтов огромное множество. И обычно мы (я-то раньше точно) не задумываемся о том, что все шрифты кто-то создал. Глупо, но я также не задумывалась и о том, что и всю абсолютно музыку кто-то создает, даже звонки на телефонах. Так вот, у всех шрифтов есть авторы — и вообще у всего, что сделано человеком, есть авторы. И за использование некоторых шрифтов, оказывается, нужно платить. Обычно в крупной компании за тем, какой шрифт где используется, следит дизайнер. Я о шрифтах знаю немного, помню, что есть сайт с бесплатными шрифтами fonts-online.ru. Понятно, что обычному человеку об этом не стоит заморачиваться, но знать не помешает.

Зачем нужны разные шрифты? А у них разные характеры. Есть шрифты спокойные, уверенные. Есть будто придуривающиеся. Есть вычурные. И приятные для чтения. И противные (для меня). Когда-то в детстве, когда я ходила в библиотеку и не имела никакого понятия о шрифтах, а тем более об их авторах, я выискивала книги, которые приятно читать. Да, конечно, автор имел значение. Но если книга была с каким-то противным мелким частым шрифтом, я не хотела ее читать. Здесь можно побаловаться с разными шрифтами и цветами, увидеть характеры разных размеров и видов шрифтов https://design-exercises.ru.

Когда мне попадается небольшой текст, в котором встречается много разных шрифтов одновременно, мне всегда интересно, что случилось с автором, что заставило его все эти шрифты применять (а иногда параллельно и разные размеры, отступы и цвета). Стыдно признаться, но у меня в таких случаях возникает чувство, будто автор был пьян, поэтому устроил в тексте веселуху, развлекался и колобродил изо всех сил.

Для глаза приятнее, когда в таком тексте нет большого буйства красок, размеров, шрифтов, стилей. Достаточно, на мой взгляд, двух, максимум трех шрифтов: один для заголовков, другой для текста, например. Можно и вообще одним обойтись.

Но, опять же, если вы художник, экспериментатор и «вы так видите» — конечно, вам можно все.

Всё! Минутка бесполезной информации закончена. Спасибо за невнимание!

Показать полностью

Минутка бесполезной информации №3. Иерархия и что-то там еще

Всем привет! Продолжаю бесполезное.

Дисклеймер: я решила писать о чем-нибудь из своей работы. Какие-нибудь мелочи, которые для корректора или редактора не мелочи. Чтобы не тратить много времени, я буду брать эти мелочи из своей головы как помню, поэтому буду ошибаться. В интернете этой информации полно, кому надо — проверит/найдет. Если в чате есть филологи, корректоры, редакторы, можете пнуть или поправить.

! Все это не обязательно и не нужно, когда вы пишете отчет на психологическую группу, пост в соцсетях или анализируете разговор. Необходимо в книге, докладе/презентации на конференции, статье на сайте, короче в чем-то более официальном что ли. Хотя и это не 100%. Кажется, Джойс писал своего Улисса вообще без знаков препинания (здесь могу соврать, инфа не сотка).

Возможно, мое желание ограничится только этим постом, ну и ладно.

Минутка бесполезной информации №3. Иерархия и что-то там еще

В тексте тоже есть иерархия
Главное, конечно, это название (книги, статьи, доклада). Из него понятно, о чем будет речь. Иногда название обманывает: ждешь серьезной информации, а попался на ерунду. Заметьте, на какое название новости вы реагируете и что потом читаете в тексте. Не всегда ожидания оправдываются. Иногда новости просто нет. На тренинге по журналистике нас учили, что в новости вся информация должна быть дана в заголовке. Прочитав заголовки, мы уже можем знать, что случилось (и если не интересно или не нужны подробности, то дальше можно и не читать). Но часто, чтобы читателя заманить, название текста делают каким-нибудь интересным. Раньше я часто попадалась на заголовки, что кто-то умер (эта инфа интересует всех, кроме умершего).

После названия идут части всякие, главы, разделы. Потом абзац. Предложение. Слово, слог, буква. Даже знак препинания многого стоит. Вы можете написать «?» — и вам ответят «!». Вы поймете друг друга.

Иногда какое-нибудь особо рьяное название главки лезет поперек названия главы или даже огромной части. И мешает мне понимать, где главное, а где второстепенное. Тогда я укрощаю наглеца: изменяю настройки заголовка — делаю его меньше и убираю выделение. И он становится на свое место, и в тексте начинается порядок.

Как я работаю с текстом
Может быть, неправильно, но работу с текстом я начинаю именно со структуры. Нет, не так. Сначала я с текстом знакомлюсь. Поэтому начинаю с «мелочей»:
— убираю двойные пробелы (это вот такая штука вместо штуки вот такой — а, черт)) здесь их не видно, программа их автоматически убирает, поэтому здесь вы их не увидите, но в ворде и гуглдоке их нужно убирать);
— убираю буквы Ё, если они не нужны;
— заменяю среднее тире или дефис на обычное тире (редко у кого на клавиатуре есть нормальное тире, поэтому часто вместо — ставят - или –);
— проверяю через поиск, не вкралась ли в кириллицу латиница (С и C — видите разницу? а она есть).
Это навскидку. Еще потом в процессе работы сверяю имена, фамилии, названия, чтобы Петя Иванов в начале не стал Ваней Петровым в конце. Что-то еще делаю, но сейчас не помню, что именно.

Затем я размечаю заголовки по уровням: первого, второго, третьего, реже четвертого и совсем редко пятого уровня. Часто разметка уже стоит, но иногда надо и самой ее выделить. После разметки уровней в Навигации я вижу, как устроен текст, и это меня как-то особенно успокаивает и настраивает на работу.

Потом я пробегаю текст с помощью Корректора. Это такой помощник в ворде, который указывает на ошибки и подсказывает варианты исправления. Иногда он подчеркивает просто незнакомое ему слово, тогда, если оно часто встречается, можно добавить его в словарь ворда. Иногда он подсказывает смешное или даже дикое. И может не заметить бессмыслицы, если слово вообще-то в языке есть, но оно не подходит в таком сочетании или в таком виде. Поэтому Корректор — это хороший помощник для того, чтобы познакомиться с книгой, понять, как она написана, много ли простых или сложных ошибок. А дальше все надо делать самому.

Поэтому дальше я читаю текст вслух, так легче отлавливать ошибки или сложно/непонятно поданную информацию.

Знаки препинания
Точка, запятая, восклицательный и вопросительный знак не отделяются пробелом от слова.
Так правильно: Мама. Мама, Мама! Мама?
Так неправильно: Мама . Мама , Мама ! Мама ?
Конечно, если вы сделаете пробел, ничего вам за это не будет, только где-то будет плакать очень нервный корректор.

Со знаками №, % я и сама путаюсь. Кажется, это зависит от редполитики конкретного издания, где-то пишут слитно №1, 100%, а где-то № 1 и 100 %.

Всё! Минутка бесполезной информации закончена. Спасибо за невнимание!

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!