Минутка бесполезной информации №6. Разоблачение

Всем привет! Продолжаю бесполезное.

Дисклеймер: я решила писать о чем-нибудь из своей работы. О каких-нибудь мелочах, которые для корректора или редактора не мелочи. Чтобы не тратить много времени, я буду брать эти мелочи из своей головы как помню, поэтому буду ошибаться. В интернете этой информации полно, кому надо — проверит/найдет. Если в чате есть филологи, корректоры, редакторы, можете пнуть или поправить.

! Все это не обязательно и не нужно, когда вы пишете отчет на психологическую группу, пост в соцсетях или анализируете разговор. Необходимо в книге, докладе/презентации на конференции, статье на сайте, короче в чем-то более официальном что ли. Хотя и это не 100%. Кажется, Джойс написал своего Улисса вообще без знаков препинания (здесь могу соврать, инфа не сотка).

Возможно, мое желание ограничится только этим постом, ну и ладно.

Минутка бесполезной информации №6. Разоблачение

Я неграмотна. Когда в 2019 году я придумала, что мне нужно стать редактором (не понимая даже того, что редакторы бывают разные), я вдруг обнаружила, что школьные четверки и пятерки (звуки ржания филологов) остались в прошлом, я ни черта не помню, я путаюсь в орфографии и особенно в пунктуации. Я забыла даже и то простое, что было в школе. И я ничего не знаю! Это, конечно, был сюрприз.
И что было делать? Пришлось эту мою неграмотность как-то скрывать.

Здесь я должна уточнить, что о правилах языка люди договариваются. Они не зарождаются сами, как мыши в грязном белье. Правила строятся учеными-филологами на закономерностях развития языка. Язык живет своей жизнью, и чтобы люди могли понимать друг друга, есть определенный порядок как и что писать/говорить. Не всегда все правила соблюдаются на 100%, есть исключения, есть «так исторически сложилось», есть варианты, есть трудности — и есть живой разговорный язык. В школе нас учат однозначно (я так думаю, хотя не знаю, как сейчас в школе), упрощенно, чтобы мы не утонули в глубинах собственного языка и могли писать, не задумываясь надолго над каждым словом.

Что я делала и делаю с 2019 года, чтобы казаться грамотной:
— прошла репетитора онлайн на сайте грамота.ру;
— прошла диктанты на сайте орфограммка.ру;
— участвую в Тотальном диктанте (звуки ржания филологов), вернее, продолжаю участвовать с 2020 года — оказывается, в 2017 году я получила там двойку и успокоилась на три года;
— прошла весенний интенсив по ЕГЭ из 12 занятий;
— сейчас учусь в универе, и это помогает мне знать, где искать нужную информацию.

Какие инструментами я пользуюсь в своей работе (до 2019 года я понятия не имела о них):
— сайтом «Академос» — это ресурс ИРЯ РАН (Института русского языка), он постоянно обновляется. Например, если ввести *2022, то можно узнать, какие новые слова кодифицированы, т.е. есть внесены в словарь и правильно пишутся именно так;
— сайтом «Грамота» — там есть раздел Справка и обсуждения, как пишутся те или иные слова или фразы, где нужен ли тот или иной знак. Не всегда там все верно, есть противоречивые ответы, но все-таки и в этом есть польза. А еще корректоры — люди упоротые, иногда они могут даже и звонить по какому-либо особо сложному вопросу в ИРЯ, там есть дежурная справочная служба;
— сайтом «Орфограммка» — это платный ресурс (не помню, кажется, там можно и бесплатно что-то попробовать). Это спеллчекер — программа, которая помогает находить в тексте ошибки разного рода, даже и стилистические и ошибки в типографике. Я им пользуюсь в качестве второго мнения и хорошей подсказки, когда сама не обратила на что-то внимание. Понятно, что программа не заменит знания, нужно проверять то, что она подсказывает. Но для меня это хороший помощник;
— сайтом НКРЯ (Национальный корпус русского языка) — это продвинутый ресурс с огромными возможностями; я, конечно, пользуюсь им примитивно, как могу. В нем собраны большие объемы текстов: классические, устные, газетные, поэтические и т. д. И когда возникает затык, я иду туда смотреть, например, есть ли сочетание такого-то слова с таким-то — говорят ли так вообще. Понятно, что зафиксированы и ошибки. Но хотя бы можно посмотреть варианты по разным годам и текстам.

Конечно, есть справочники Розенталя, Лопатина, Мильчина, есть Грамматика 80 в двух томах из 700 страниц. Но справочник Розенталя, каюсь, прочла на 80%, Мильчина отрывками, Грамматику 80 совсем чуть-чуть.
На этом думаю сегодня остановиться.

Всё! Минутка бесполезной информации закончена. Спасибо за невнимание!