Минутка бесполезной информации №3. Иерархия и что-то там еще

Всем привет! Продолжаю бесполезное.

Дисклеймер: я решила писать о чем-нибудь из своей работы. Какие-нибудь мелочи, которые для корректора или редактора не мелочи. Чтобы не тратить много времени, я буду брать эти мелочи из своей головы как помню, поэтому буду ошибаться. В интернете этой информации полно, кому надо — проверит/найдет. Если в чате есть филологи, корректоры, редакторы, можете пнуть или поправить.

! Все это не обязательно и не нужно, когда вы пишете отчет на психологическую группу, пост в соцсетях или анализируете разговор. Необходимо в книге, докладе/презентации на конференции, статье на сайте, короче в чем-то более официальном что ли. Хотя и это не 100%. Кажется, Джойс писал своего Улисса вообще без знаков препинания (здесь могу соврать, инфа не сотка).

Возможно, мое желание ограничится только этим постом, ну и ладно.

Минутка бесполезной информации №3. Иерархия и что-то там еще

В тексте тоже есть иерархия
Главное, конечно, это название (книги, статьи, доклада). Из него понятно, о чем будет речь. Иногда название обманывает: ждешь серьезной информации, а попался на ерунду. Заметьте, на какое название новости вы реагируете и что потом читаете в тексте. Не всегда ожидания оправдываются. Иногда новости просто нет. На тренинге по журналистике нас учили, что в новости вся информация должна быть дана в заголовке. Прочитав заголовки, мы уже можем знать, что случилось (и если не интересно или не нужны подробности, то дальше можно и не читать). Но часто, чтобы читателя заманить, название текста делают каким-нибудь интересным. Раньше я часто попадалась на заголовки, что кто-то умер (эта инфа интересует всех, кроме умершего).

После названия идут части всякие, главы, разделы. Потом абзац. Предложение. Слово, слог, буква. Даже знак препинания многого стоит. Вы можете написать «?» — и вам ответят «!». Вы поймете друг друга.

Иногда какое-нибудь особо рьяное название главки лезет поперек названия главы или даже огромной части. И мешает мне понимать, где главное, а где второстепенное. Тогда я укрощаю наглеца: изменяю настройки заголовка — делаю его меньше и убираю выделение. И он становится на свое место, и в тексте начинается порядок.

Как я работаю с текстом
Может быть, неправильно, но работу с текстом я начинаю именно со структуры. Нет, не так. Сначала я с текстом знакомлюсь. Поэтому начинаю с «мелочей»:
— убираю двойные пробелы (это вот такая штука вместо штуки вот такой — а, черт)) здесь их не видно, программа их автоматически убирает, поэтому здесь вы их не увидите, но в ворде и гуглдоке их нужно убирать);
— убираю буквы Ё, если они не нужны;
— заменяю среднее тире или дефис на обычное тире (редко у кого на клавиатуре есть нормальное тире, поэтому часто вместо — ставят - или –);
— проверяю через поиск, не вкралась ли в кириллицу латиница (С и C — видите разницу? а она есть).
Это навскидку. Еще потом в процессе работы сверяю имена, фамилии, названия, чтобы Петя Иванов в начале не стал Ваней Петровым в конце. Что-то еще делаю, но сейчас не помню, что именно.

Затем я размечаю заголовки по уровням: первого, второго, третьего, реже четвертого и совсем редко пятого уровня. Часто разметка уже стоит, но иногда надо и самой ее выделить. После разметки уровней в Навигации я вижу, как устроен текст, и это меня как-то особенно успокаивает и настраивает на работу.

Потом я пробегаю текст с помощью Корректора. Это такой помощник в ворде, который указывает на ошибки и подсказывает варианты исправления. Иногда он подчеркивает просто незнакомое ему слово, тогда, если оно часто встречается, можно добавить его в словарь ворда. Иногда он подсказывает смешное или даже дикое. И может не заметить бессмыслицы, если слово вообще-то в языке есть, но оно не подходит в таком сочетании или в таком виде. Поэтому Корректор — это хороший помощник для того, чтобы познакомиться с книгой, понять, как она написана, много ли простых или сложных ошибок. А дальше все надо делать самому.

Поэтому дальше я читаю текст вслух, так легче отлавливать ошибки или сложно/непонятно поданную информацию.

Знаки препинания
Точка, запятая, восклицательный и вопросительный знак не отделяются пробелом от слова.
Так правильно: Мама. Мама, Мама! Мама?
Так неправильно: Мама . Мама , Мама ! Мама ?
Конечно, если вы сделаете пробел, ничего вам за это не будет, только где-то будет плакать очень нервный корректор.

Со знаками №, % я и сама путаюсь. Кажется, это зависит от редполитики конкретного издания, где-то пишут слитно №1, 100%, а где-то № 1 и 100 %.

Всё! Минутка бесполезной информации закончена. Спасибо за невнимание!