Расцвет Кикладской цивилизации. Греция до греков: часть 2
Киклады - это гористые острова лежащие на пути между Грецией и Малой Азией. Название архипелага с греческого переводится как "круговой" (от κῠ́κλος [kŭ́klos] - "круг", в русском языке это слово получило вид "цикл", придя через латинский).
В процессе археологических раскопок на Кикладских островах была обнаружена последовательность культур, которая повторялась от острова к острову, в связи с чем было высказано предположение о существовании кикладской цивилизации. Она зародилась позже минойской, а в упадок пришла раньше, однако на III тыс. до н.э. пришёлся её золотой век, и игнорировать это в рамках нашего путешествия по истории мира мы не можем.
Как и минойцы, кикладцы были морским народом, и те ресурсы, которые можно было найти на одном острове, очень быстро становились общим достоянием. Например, визитной карточкой их цивилизации стали мраморные вазы и статуэтки (главным образом, женские), которые находят в могильниках всего архипелага, хотя не все острова богаты мрамором. Кстати, большая часть кикладских сосудов может стоять, но их можно и подвешивать. Обычно это свойственно кочевым народам, но в данном случае можно предположить, что эти сосуды использовались как раз во время морских походов.
А начали заниматься мореходством эти люди, скорее всего, ещё до возникновения их общности, поскольку расположение островов позволяет путешествовать, не выпуская из виду сушу, что весьма мотивирует начинающих моряков (так, говорят, когда-то добрались до Австралии). И, судя по тому, что обсидиан с острова Милос был найден на Пелопоннесе в слоях XI тыс. до н.э., на Кикладских островах всё тоже было разведано и освоено ещё в палеолите.
Один из первых этапов кикладской цивилизации называется культурой Гротта-Пелос (3000 - 2650 гг. до н. э.).
В это время в мире происходят следующие события:
- в Египте идёт Раннее Царство с его первыми малоизвестными правителями, пытающимися объединить страну
- в Шумере господствуют пока именно шумеры, время от легендарного потопа до легендарного Гильгамеша
- к 2600-м гг. до н.э., то есть во времена Гильгамеша, в долине Инда складывается Хараппская цивилизация
- в Китае складываются основные неолитические культуры - яншао и луньшань
- между Чёрным морем и Уралом бродят праиндоевропейцы
На этапе культуры Гротта-Пелос люди окончательно перешли к неолиту, осваивая металлы (начали добывать медь, а потом и изготовлять из неё бронзу). Их хозяйство стало производящим (ячмень, виноград, оливки, овцы, козы, свиньи). Конечно, не отказывались и от рыболовства, главным образом, поглощали тунца, - в поселениях находят огромное количество рыбьих костей.
В это время немного увеличивается продолжительность жизни: если среди самых древних останков не найти умерших старше тридцати лет, то теперь мужчины стали доживать до сорока и даже пятидесяти (а женщины до тридцати, но до тех пор они жили ещё меньше).
Одна из самых интригующих находок - могильник на необитаемом острове Керос, куда на протяжении многих веков кикладцы приносили разбитые мраморные фигурки, сосуды и другие ценные предметы: там нет ничего целого. Что это - главная кикладская свалка или ритуальный центр? Предполагается, что могильник был местом паломничества, а предметы разбивали, чтобы ритуально "убить" их и отправить на тот свет его силу и сущность. Либо фигурки просто разбились со временем, и тогда никакой тайны нет.
Что касается самих фигурок, они все выполнялись в едином стиле. Во-первых, они могли только лежать. Во-вторых, были только женскими. Верхняя часть головы у них плоская, а глаз и рта нет, потому что их не вырезали, а рисовали (на некоторых остались следы краски).
Если культура Гротта-Пелос частично совпадает с раннекикладским периодом, то далее идёт среднекикладский (2100-1675 гг. до н.э.) и позднекикладский (1675-1100 гг. до н.э.) периоды. Период расцвета как раз приходится на раннекикладский период, то есть на III тыс. до н.э.
Помимо загадочных фигурок кикладцы делали ещё одни странные предметы, археологи и историки условно называют их "сковородками". Возможно, эти керамические сосуды использовались как зеркала, когда в них наливали воду или полировали до блеска. Возможно, и правда это были сковородки, блинчики жарить. И яичницу. Или что у них там было. Хотя следов жарки на них нет, так что это наименее вероятный сценарий.
Как и всегда в подобных случаях, предпочитают считать, что это некий культовый предмет, тем более что повторяющиеся схематичные изображения на дне могут быть интерпретированы как устройство мира по версии кикладцев (некий центр, и что-то хаотичное вокруг).
Интересно, что со временем сковородки приобретают другой вид: вместо единого центра можно увидеть множество точек, а внизу яркий и крупный треугольник, скорее всего, символизирующий женский орган (в маленьком варианте его можно увидеть и на верхней сковородке справа).
Ручка, состоящая, как правило, из двух, возможно, символизирует ноги. А изображение в круге, видимо, символизирует сами острова (рядом с ними можно увидеть изображение рыбки и корабля). Есть версия, что к этому моменту кикладцы начали осознавать себя уже не принадлежащими к одному острову, вокруг которого море и хаос, а стали чувствовать себя частью всей островной системы. Хаос по краям остался, но его стало меньше.
Также в это время одним из самых часто изображаемых животных становится почему-то ёж.
Человеческие фигурки постепенно становятся более объёмными, более совершенными и разнообразными. Теперь делают и младенцев, и детей, и музыкантов без определённого пола, и даже скульптурные группы. Появляются теперь не только лежащие фигуры, но и сидящие (и даже иногда стоящие). Все эти фигуры клались в могилы усопшим, но что именно символизировали - божеств, души, проводников или слуг - сказать сложно.
Ещё одна загадка, оставленная нам жителями Кикладских островов, а именно острова Терасия: протописьменность. Во всяком случае на одном из сосудов этого острова найден отпечаток, который, возможно, является не просто орнаментом.
О расшифровке при таком объёме и сохранности (и при отсутствии информации о языке) речи не идёт, но если вдруг это и правда буквы, иероглифы или слова, то эта письменность старше Критской (та появилась в 2000-х годах, а здесь 2500-е).
Впрочем, даже если так, видимо, она использовалась очень ограниченным числом людей и не получила развития.
Всё, теперь у нас есть представление о кикладцах, и если они будут упомянуты в контексте других культур, мы будем понимать, о ком это.
Источники:
Николас Хаммонд "История Древней Греции"
википедия и видосики (конкретно про Киклады книг не нашла, если знаете, пишите)
лучшая лекция по теме - Александр Бутягин "Искусство Кикладской цивилизации"
The Archaeoogist "Therasia’s 4,500-Year-Old Seal Impressions: The Earliest Known Form of Writing in the Aegean?"









