Главное заблуждение о домах на колёсах: прицеп-дача и автодом это одно и тоже (нет)
В разговорах с людьми, которые не в теме жилья на колёсах или только только начинающие интересоваться, встречаю заблуждение, что прицеп-дача и автодом в их понимании это одно и тоже. Оно и понятно, кровати есть, колёса есть, а если с темой плотно не сталкивался, то можно не догадаться до некоторых нюансов, делающих эти две вещи разными. Как в использовании, так и в общей концепции путешествий. При входе в тему домов на колёсах смотрят первым делом на то, что прицепы дешевле. Сейчас попытаюсь обьяснить самые главные отличия.
Для начала напомню свою позицию: нет правильных и неправильных домов на колёсах. Каждому подойдёт своё. Меня за мой первый дом на колёсах люди на автодомах высмеивали, но я особо не воспринимал их насмешки. Первый дом на колёсах у меня была старая французская раскладушка. Для понимания что она из себя представляла вот фото из буклета.
А вот так я выглядел на дороге :)
Их аргументы были "так там же в душ и туалет не сходить", а для меня главным аргументом было то, что он на порядок лучше палатки. А после установки газовой печки - вообще песня. Купил его, так как родился второй ребёнок, ездить хотелось, но в палатке с ребёнком это мучение. А денег на что то покруче небыло. Но знаете, я не прогадал. Свою функцию он выполнял на все 100%, и мало того, он настолько эксклюзивный, что был моей визитной карточкой. По нему меня узнавали люди :)
Но сейчас мы не о нём.
И так, первое - рацница в цене.
Да, действительно, прицеп сильно дешевле. Это записываем ему в плюс. Добавить по этой теме особо и нечего.
Второе - разница в обслуживании.
И тут очко в пользу прицепа. В связи с тем, что под ним нет машины, обслуживания требует во много раз меньше.
Третье - разница в автономности.
И тут я расскажу немного поподробней, так как это важный пункт.
В автодоме всё интегрировано. И если в прицепе так же есть акумулятор, газовая система, и можно установить солнечные панели для автономности, то со встроеными баками для чистой и серой воды прицепы встречаются очень редко. Как правило баки у них снаружи, и их каждую остановку надо вытаскивать и подключать. Либо подключатся к крану. Так вот, если при остановке в кемпинге или в лесу это не так критично, то при остановке на парковках и в людных местах - это уже проблема. Немного сгладит проблему то, что часто в прицепах бак воды для туалета - встроен в прицеп, и смыть вы всё же сможете. Так же в прицепах чаще встречаются электро бойлеры (которые работают от 220в), чем газовые. Что так же создаст вам проблемы если вы не в кемпинге.
Четвёртое - места ночёвок.
Если в предыдущем пункте вы решили. Да чё там, я в душ могу и не сходить разок другой, а с туалетом проблем нету. То тут вы можете столкнуться с запретом на остановку с прицепом. Частенько в Европе встречал знак с перечёркнутым прицепом как на парковках, так и в "автоматических" кемпингах. Это парковки для автодомов без людей. Всё по монеткам.
Так же есть запреты на "кемпингование". То есть если у вас выдвинуты ножки у прицепа где нибудь на парковке - дяди в форме могут подойти и попросить удалиться. Само собой если вы вытащили баки, и не дай бог стулья/столик - выгонят со 100% вероятностью. А на автодоме - вы просто запаркованы. Так что, с прицепом, вам гораздо чаще надо будет ехать в платный кемпинг.
Что бы быть до конца обьективным я должен упомянуть, что так же есть запреты и для автодомов. Иногда знаком, а иногда вот такой хитрожопой палкой на высоте 1.8-2м. Но так в основном в каких то очень туристических местах. Парковки на берегу моря, центры городов и т.п.
Но вариантов обломатся с парковкой и ночёвкой у вас с прицепом всёже гораздо больше. Так как если вы стоите на автодоме - вы просто запаркованы, и прокатывает это в 99% случаев.
Пятое - очевидное. Страдания передвижения.
Возможно это субьективно, но я бы ни за что не поехал с прицепом "на дальняк". Тащить полноразмерный прицеп куда нибудь в Хорватию - то ещё удовольствие. Вопервых, не каждая машина подходит для того чтобы тащить прицеп. Чем больше прицеп, тем мощнее нужна машина. На дороге с прицепом гораздо сложнее, а в некоторых странах есть ещё и ограничения скорости. Например, если не ошибаюсь, в Польше с прицепом можно ездить только 70 км/ч. Поправьте меня если я ошибаюсь. Мало кто этого придерживается, но лично мне в отпуске нарушения, и лишний геморрой были бы не нужны. Так же очень ограничено маневрирование. Сдать назад - проблема. Сдать назад не по прямой - ещё большая проблема. В узкие города вообще с прицепом соваться не стоит. А в тех местах где вы никогда не были это играет очень большую роль. Можно не туда заехать, ошибиться, промахнуться поворотом. Так же могут быть проблемы затащить прицеп в горы по узким серпантинам.
Шестое - нахождение внутри во время движения.
Это был один из факторов, почему я перешёл в итоге на автодом.
Внутри прицепа, само собой, во время движения находиться строго настрого запрещено. А внутри легковухи, зафиксированый ребёнок долго не высидит. И перебежками по 200 километров далеко не уедешь.
В автодоме же, хоть и не разрешено быть на ходу не пристёгнутым, но чувствуешь себя гораздо свободней. Останавливаешься только тогда, когда надо водителю. Так как пассажиры могут и поесть, и в туалет сходить на ходу. Поваляться, да и просто встать - тоже сильно помогает уехать за раз подальше.
Седьмое - как скоро после остановки ты свободен.
На автодоме, как ты дёрнул ручник и заглушил машину - ты свободен. Всё остальное - опционально. На прицепе же, программа минимум это закатить его в нужное место, отцепиться, выдвинуть ножки, достать оба бака и подключить их, и запарковать легковуху. Не критично, но лишние минут 30 займёт. Когда у меня был прицеп, о котором я написал вначале, у меня на разбивку лагеря уходило до 2х часов :) Пока его разложиш, пока внутри всё по местам распакуеш и т.д. Вот такую мини деревушку строили порой с дружбаном:
Резюме - концепция путешествия.
В совокупности всего выше сказаного, уже можно разделить путешествие с прицепом и на автодоме на два отдельных вида.
Путешествие с прицепом, это когда дотащил до кемпинга, встал на несколько дней, отцепился и ездишь по окрестностям. Гдето без присмотра, в незнакомом месте вы врятли захотите оставлять прицеп. В итоге, поверьте, раньше чем через 3-5 дней вам сниматься с места не захочется. Тоесть, более локальные и осёдлые путешествия.
Путешествия на автодоме, больше "на ходу". Тут посмотрел, поехал дальше, там погулял. Охват гораздо больше. На месте остаёшся на несколько дней только если уж очень место понравилось. Ну и тут уже у автодома проблема. Если надо например в магазин, или куда то подальше ехать - проблема, если не хочется иши нет возможности ехать всем домом. Решается общественным транспортом, такси, мопедом, арендой машины. Ниже пример - карта, сколько мы охватили в 2019 году за 3 недели. В кемпинги заезжать можно гораздо реже, а может быть вообще не нужно.
В общем - каждому своё. Если вы планируете ездить редко и не далеко, по местным лесам - вполне можно обойтись и более дешёвым прицепом. Если хотите более универсальный, но и более дорогой дом на колёсах, и планируете использовать его чаще - то автодом по моему удобней. Но я ни на чём не настаиваю :)



























