Ответ на пост «Патриотизм и его истоки»
Современный патриотизм, в большинстве своём, предполагает верность национальному государству.
Вот есть некая абстрактная страна: на одном конце живут суровые рыболовы, на другом радушные пастухи и виноделы. У этих народов разное абсолютно всё. Как объяснить им, что они один народ и должны впрягаться за друг друга? Традиционным способом через культуру, религию и т.п. не получится. Решение – создать политическую нацию и объявить национальные интересы высшим приоритетом государства.
Концепция национального государства встречалась давно, но окончательно сформировалась в XVII веке (1648) и мы её знаем как "Вестфальская Система".
Раньше ведь как было. Ты – француз и я – француз. Мы очень похожи, живем рядом, может даже родственники. Но ты – католик, а я – гугенот. Потому мы даже срать на одном поле не сядем, а при малейшем шухере попытаемся друг друга вырезать.
Или так: мы ничего против друг друга не имеем, но живём в разных провинциях и служим разным сюзеренам. На твою провинцию нападает враг. Мой сюзерен может пойти вам на помощь, может выжидать и ждать приказов от своего сюзерена. А может переметнуться к врагу и тогда я тоже буду штурмовать твой город.
У древнего человека было два авторитета: шаман и вождь, которые часто действовали совместно. Как они скажут так и правильно. Потому оба верхних примера совершенно естественны. К слову, шаман с вождём не являлись неприкосновенными. Если они часто фэйлили, то их убивали и назначали новых.
Со временем древних командиров заменили священники с феодалами, сделать им "импичмент" было намного сложнее, но тоже бывало.
Главное, что система подчинения условному "шаману" с "вождём" была естественной, понятной, вышедшей из далекой-далекой древности. Возможно, даже, записанной на подкорку.
И вдруг: Вестфальская Система, заложившая фундамент под современными международными отношениями. Естественно, сразу оно не заработало. Пожалуй, реальный старт произошел через сто лет во время Великой Французской Революции.
После тридцатилетней войны на религиозной почве в некоторых странах от битв и сопутствующего ущерба погибло до трети населения. Вестфальский Мир был призвал положить конец религиозным войнам через идею национального государства. И вполне справился с этой задачей. Только следом были еще более массовые замесы уже на национальной почве.
Патриотизм в случае национального государства является полностью искусственным явлением. Потому психологическая обработка начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. Чем больше и разнообразнее страна, тем больше сил и средств нужно современным вождям и шаманам, чтобы вбить его в головы.
Лучше всего сравнить патриотизм с религией. В верующих семьях обработка начинается с раннего детства через обряд инициации (обрезание, крещение и т.п.) и продолжается всё доступное время. Большой успех, если человек в дальнейшем самостоятельно продолжает свой духовный/патриотичный путь.
В итоге, даже когда человек думает, что пытается разобраться трезвым умом, он всё равно мыслит искаженно, через призму вложенного. Это ярко видно на примере автора корневого поста: "Я хочу разобраться беспристрастно, но вон те – всё-равно козлы".
Кто-то может подумать, что я против патриотизма. Абсолютно нет, ни в коем случае. Мы живем в мире национальных государств, которым необходимы патриоты для существования.
Возможно, когда-то состоится аналог "Вестфалии", где концепцию национальных государств признают устаревшей и выкатят новую. Много думал, но пока не придумал какую, может у вас есть идеи.
Спасибо за внимание, всем добра.