Эти вечные «а вот раньше» это просто какой-то мантрой стал для определённой категории граждан. У них на всё один ответ: раньше трава была зеленее, небо выше, люди крепче, а дети, видите ли, сами собой росли, как сорняки. Это ведь какая-то избирательная, вырванная из контекста ностальгия по ужасу. Люди с таким упоением рассуждают о «естественности» старой жизни, но начисто отказываются видеть ту чудовищную цену, которую за эту «естественность» платили.
Твой пример с прабабушкой Черген он ведь не единичный случай, это была стандартная, рутинная статистика для подавляющего большинства семей. Родить 10-11 детей и похоронить половину это не «счастливое детство в лугах», это ежедневный труд, горе и адская боль, от которой немеет душа. И история твоего деда, державшего на руках умирающих братьев... Блин, это же настолько сильный и страшный образ, что после него все эти «адепты какраньшии» должны бы просто онеметь от стыда. Но нет, они своё: «А вот у МОИХ-то все выжили!».
И тут, прости за мой французский, мне хочется послать их в хуйбургер с их гипотетическими предками, у которых «все выжили». Ну да, конечно, выжили. Ага, щас. Прям все поголовно, и никаких детских кладбищ с кучей одинаковых фамилий на одном участке не существовало, и «испанка» выкосила пол-Европы понарошку, и врача Земмельвайса, того самого, который предлагал мыть руки, действительно упекли в психушку, и это ведь тоже, наверное, фейк?
Люди готовы отрицать задокументированные исторические факты, лишь бы не ломать свой уютный, лакированный мирок, в котором прадедушка пахал на лошадке, а прабабушка пекла хлеб в печи, и все были счастливы и здоровы. А то, что эта самая прабабушка могла умереть в 40 лет от банального сепсиса после родов, а половина её детей от дифтерии, так это, видимо, мелочи, не стоящие внимания.
Ну да, конечно, «дети не дорого обходятся». Это ж пока они на молочной кухне и в муниципальном садике, который, внезапно, построили и содержат на наши с тобой налоги. А попробуй-ка этого «недорогого» ребёнка без современных лекарств от того же менингита вылечить, так сразу завопят о «происках фармкомпаний».
Мне кажется, что все эти споры они не о прошлом. Они о настоящем. Это такой кривой способ оправдать своё нежелание видеть проблемы, свою пассивность или свои страхи. Гораздо проще ностальгировать по мифическому «золотому веку», где всё решалось «естественным путём», чем признать, что мы живём в сложном, порой несправедливом, но всё же невероятно продвинутом мире. Мире, где ребёнок с пневмонией имеет все шансы выжить, а не умереть за три дня. Мире, где женщины не обязаны рожать до изнеможения, потому что так «заведено».
Так что пусть себе воют в комментах. Ты-то знаешь историю своей семьи, ты держишь в руках не миф, а живую, горькую память. И эта память гораздо более честный и важный ориентир, чем все их сладкие сказки о «какраньшии». Такие истории нужно рассказывать, чтобы хотя бы кто-то ещё очнулся от этой сладкой ностальгической спячки.