vargard

На Пикабу
Дата рождения: 22 августа
10К рейтинг 2 подписчика 24 подписки 3 поста 1 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
2

О стоимости отечественного ПО

Вчера заместитель директора Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) Виталий Лютиков назвал очень высокой стоимость российского программного обеспечения, заявив, что «российские производители, увидев спрос на свои товары, подняли цены в десятки раз». При этом, по его словам, качество отечественного софта хуже, чем у зарубежных аналогов, а цены — выше.

Ссылка на rbc.ru

В связи с этим у меня возник вопрос к профессиональной пригодности данного господина, в частности, к пониманию им принципов формирования цены и стоимости (да, это разные вещи!) ПО. Чтобы говорить предметно, давайте рассмотрим три основных фактора, влияющих на стоимость:

• Рынок сбыта;

• Зарплаты;

• Налоги.

Рассмотрим рынок сбыта: до 2022 года наша компания вполне успешно сотрудничала с с такими гигантами, как Philips, Siemens и другими финскими, американскими и т.д. заказчиками, которые в феврале сказали: "заказов для вас больше нет, но вы держитесь". И рынок сбыта для нас внезапно сузился с 8 000 000 000 до 147 000 000 человек - в 54 раза, Евгений Касперский не даст соврать. У вас просто не купят софт с наклейкой "from Russia with Love", даже если решить проблемы с приёмом платежей и открыть филиал где-нибудь в в юго-восточном направлении СНГ. Можно громко хлопнуть дверью и гордо уйти, как сделал, например, JetBrains, ну так и к отечественному ПО они теперь и не относятся. А ведь у программного обеспечения принцип ценообразования совсем другой, чем у обычных вещей - это если не покупают у вас табуретки, так закупите меньше материала и производите меньше табуреток, а освободившиеся мощности загрузите производством скворечников. С ПО же ситуация другая - продашь ты 50 000 лицензий, или одну тысячу - себестоимость будет почти одинаковой, а вот дохода ты получишь в 50 раз меньше, что мы уже два с половиной года и наблюдаем.

Следом рассмотрим вопрос по зарплатам. Мы, честно говоря, уже замучились пытаться успеть за запросами разработчиков (мы из Питера, но в данном контексте это не особо важно - технический прогресс и удалёнка позволили подтянуть свои запросы разработчикам по всей стране, не зависимо от места жительства). Вроде, только всё более-менее устаканится, как приходит СБЕР и выгребает пылесосом всех, кто способен написать что-то сложнее "Hello, World!", сходу предлагая 300 штук (вот, кстати, куда уходят деньги от уведомлений) - государственная, вроде как, компания. Через полгодика за ним приходит Yadro, и выгребает всех уже по 400 - и тоже за государственный счёт. За ними следом подтягивается ВТБ, и с криком "Я не лох©, я тоже хочу войти в IT" начинает рассовывать по нагрудным кармашкам пятисоттысячные купюры. Остальные компании, которым банкет приходится оплачивать самостоятельно, а не за государственный счёт, дружно охреневают от происходящего и пытаются хоть как-то удержать персонал, засовывая амбициозные планы и перспективные проекты туда, где не светит солнце. Получается так себе, но С'est la Vie...

И, вишенка на торте: налоги! Вот продали Вы, например, софта на миллион и уже направились было в ближайший салон Lamborghini, но тут внезапно оказалось, нужно заплатить НДС 20%, начисления на з/п сотрудникам 30.2%, НДФЛ 13%. Итого 1 000 000 * 0.8 / 1.302 * 0,87, непосредственно до разработчиков дошло только 534 000 (привет Сберу, ВТБ, и иже с ними, будет на что зарплаты ещё поднять). И это я ещё про коммуналку, налоги на недвижимость, оборудование, вспомогательный персонал и прочие канцтовары и печеньки с кофе не упомянул. А без кофе с печеньками все моментально разбегутся :-(

А теперь подведём итоги! Рынок сбыта обвалился в 54 раза (тут я без претензий, политику партии и правительства поддерживаю, но из песни слов не выкинешь), государство перегрело рынок з/п минимум в два раза, из денег за продажи ПО забирает половину, а "берега попутали", почему-то производители софта. Я не давлю на жалость и не призывают собирать sms-ками собственникам компаний на новый пентхаус, но, блин, нужно же понимать элементарные вещи!

Надеюсь, смог прояснить для любопытствующих некоторые тенденции и принципы ценообразования на софт. Если будут вопросы - отвечу в комментариях.

Показать полностью
94

Внедрение Яндекс.Маркетом "хау-ноу" от Aliexpress

Регулярно закупающимся на Aliexpress прекрасно известно, что на этой площадке отдельными продавцами широко используются два способа недобросовестного привлечения внимания к своим товарам за счет видимости низкой цены:

1) Платная доставка. Итоговая цена для покупателя складывается из стоимости товара и стоимости доставки, однако в поисковой выдаче фигурирует только цена товара. В итоге зайдя на страницу товара выясняется, что робот-пылесос, например, обойдётся не в 44 т.р., а в 52. Хотя у другого продавца его можно заказать с доставкой за 46. А кто-то может просто не обратить внимание на то, что там написано мелким шрифтом под ценой и заказать - на что, собственно, и расчет.

Внедрение Яндекс.Маркетом "хау-ноу" от Aliexpress Негатив, Яндекс Маркет, Распродажа, Обман, Длиннопост

2) Различающиеся комплектации товара. В том числе такие, в которых исходный товар отсутствует в принципе. Как в данном примере: в списке товаров предлагается шуруповерт за 600 рублей, а при переходе на страницу этого товара выясняется, что это только стоимость зарядного устройства для него. Сам же шуруповерт стоит 3,2 т.р. Конечно, наивно ожидать иного за 600 рублей, но раз эти методы широко применяют, значит, они всё же работают.

Внедрение Яндекс.Маркетом "хау-ноу" от Aliexpress Негатив, Яндекс Маркет, Распродажа, Обман, Длиннопост

Казалось бы, причем тут Яндекс.Маркет? А при том: просматривая перед сном Пикабу, глаз зацепился за рекламный блок, вот этот:

Внедрение Яндекс.Маркетом "хау-ноу" от Aliexpress Негатив, Яндекс Маркет, Распродажа, Обман, Длиннопост

Фисташки по цене в два раза ниже рыночной и в три раза ниже магазинной - просто фантастическое предложение! Как у человека выросшего в 90-е, у меня сразу появилось чувство что нас хотят альтруистически отблагодетельствовать, а рука автоматически полезла в карман проверить, на месте ли кошелёк. И как оказалось, не зря.

Внедрение Яндекс.Маркетом "хау-ноу" от Aliexpress Негатив, Яндекс Маркет, Распродажа, Обман, Длиннопост

При переходе на страницу товара оказывается, что это цена не за обещанный килограмм (который тоже можно приобрести, но уже совсем по другой цене), а всего лишь за 300 грамм. И вроде бы можно попробовать всё свалить на недобросовестного продавца (а Яндекс.Маркет, как и Aliexpress, продавцами не являются - лишь торговыми площадками), но вот незадача - у продавца все картинки подписаны правильно, цены указаны верно, не перепутаны. Т.е. это Яндекс.Маркет, по примеру Aliexpress, берет картинку из более богатой комплектации, цену ставит из самой дешевой, и радостно ждёт клиентов. Отзывы благодарных клиентов, кстати, соответствуют ситуации:

https://market.yandex.ru/product--fistashki-turtsiia/1738657...

Не до конца понятно, зачем такие эксперименты самому Яндексу. Казалось бы, площадка солидная, репутация наработанная, зачем её портить? Скорее всего, эксцесс очередного исполнителя-маркетолуха в погоне за сиюминутным KPI. Но тенденция, конечно, настораживает. Тем более, если инструментарий Яндекс.Маркета позволяет такие финты проворачивать. Так что запасаемся фисташками и ждём введения Яндексом платной доставки до пункта выдачи - учитывая, что это внутренняя логистика компании, зрелище обещает быть феерическим!

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!