ohmurikanzy

На Пикабу
5002 рейтинг 23 подписчика 7 подписок 9 постов 0 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
12

"В Америке школы для богатых хорошие, потому что налогов больше" - случай Калифорнии

Известно, что в США школы в обеспеченных кварталах лучше, чем школы бедных. Часто это объясняют тем, что школы, дескать, финансируются из местных налогов. Богатый район собирает больше налогов и тратит на свою школу больше.


В моих постах эта ошибка уже оспаривалась:

Источники финансирования школ в США


Писал и развернутые комментарии:

#comment_184198493

#comment_190269484


Буду под финансированием понимать затраты на ученика - per pupil expenditure.


В общих чертах, ситуация такая:


1. Микрорайон (neighborhood) налогов не собирает и школ не имеет. Налоги собирает город и/или графство. Школа относится к роно (school district) и отдельного финансирования не имеет: почти все расходы на школу идут прямо из роно. В зависимости от штата, налоги либо собираются на уровне города/графства, даются роно, и оно распределяет траты по школам в соответствии с числом учеников и некоторыми потребностями. Так поступают в Техасе и, возможно, некоторых других штатах. Либо налоги собираются на местном уровне и идут в департамент образования штата, а затем делятся по всем роно штата и уже дальше распределяются по школам. Так поступают во множестве штатов.


2. Финансирование слабо коррелирует с качеством образования.


Темы Калифорнии я ранее почти не касался. В Калифорнии, где живет 12% населения страны, ситуация еще интереснее. Деньги на школы берутся и из местных налогов, и из налогов штата, и делятся по особой формуле, принятой в 2013 году законом LCFF - Local Control Funding Formula. По ней чем проблемнее школа, тем больше она получает денег.


(Похожее недавно началось в Пенсильвании, опущу подробности. Скажу только, что известная мне школа, одна из худших в Пенсильвании, последнее время получает денег в разы больше среднего по стране.)

Сегодня мне возразили, приведя в пример две школы: #comment_191700829

Одна - плохая, и денег там якобы мало. Другая - суперская - купается в деньгах. Оставим в стороне вопрос о том, насколько она суперская (вообще-то всего лишь хорошая).


Будь это другой штат типа Техаса, можно было бы ответить: "И что? Эти школы ведь не в двух разных районах одного города, а в двух разных городах с разными налогами и разными роно".


Но в Калифорнии не очень важно, один ли город и одно ли роно: школы получают финансирование в зависимости от своей проблемности. Я был уверен, что плохая школа получает больше. Вы убедитесь, что так оно и есть.


Хорошая школа у @MinM называется Calabasas High School, а плохая - Inglewood High School.

Действительно, Calabasas имеет рейтинг 8/10, Inglewood - 2/10.


Хороший Калабасас: https://www.greatschools.org/california/calabasas/2624-Calab...

Плохой Инглвуд: https://www.greatschools.org/california/inglewood/1855-Ingle...


Слева хорошая, справа плохая. В правой довольно высокий процент закончивших школу объясняется, скорее всего, тем, что в ней критерии выпуска попроще.

Где узнать размер финансирования школ? Скорее всего, нигде. Писал же: у школ нет трат, траты есть у роно. Учителей нанимает роно. Ремонт оплачивает роно. Парты покупает роно.


Так что будем сравнивать финансирование роно. Но справедливо ли это? Вдруг хорошая школа Калабасас - лучшая в своём плохом роно, а плохая школа Инглвуд - худшая в своём хорошем?


Нет, это не так.

Хорошая старшая школа Калабасаса относится к хорошему роно Las Virgenes Unified. В нём всего две старшие школы с рейтингами 7/10 и 8/10. 93% учеников всех школ роно учатся заметно лучше среднего по штату, а остальные 7% - на среднем уровне.

https://www.greatschools.org/california/calabasas/las-virgen...


Плохая старшая школа Инглвуда относится к плохому роно Inglewood Unified. Это крупнейшая школа своего роно и не самая худшая. Лучшие две школы там имеют рейтинг 7/10 и 6/10 и считаются "подготовительными", туда попадают, скорее всего, по конкурсу. В целом в инглвудском роно 76% школьников учатся заметно хуже среднего по штату.


Слева - хорошее роно Лас-Вирхенес (в котором хорошая старшая школа Калабасаса), справа - плохое роно Инглвуда (в котором плохая старшая школа Инглвуда):

Так что давайте просто сравним, сколько денег получает из налогов и тратит на одного ученика хороший роно, а сколько - плохой.


На сайте Национального центра образовательной статистике Минобра США приведены данные за 2018/19 учебный год. Смотрим:


Хороший роно: https://nces.ed.gov/ccd/districtsearch/district_detail.asp?I...

Затраты на ученика: 12545$


Плохой роно: https://nces.ed.gov/ccd/districtsearch/district_detail.asp?I...

Затраты на ученика: 14380$.


В плохом роно, в соответствии с калифорнийской формулой распределения финансирования по школам, денег получается на 15% больше, чем в хорошем.


Думаете, это случайность? Открываем сайт хорошего роно:

https://www.lvusd.org/site/default.aspx?PageType=3&Domai...

Three years ago the state adopted a new funding model based on socio-economic demographics which has resulted in LVUSD’s per-pupil funding being one of the lowest in the state.

В 2013 году штат принял новую модель финансирования, основанную на социо-экономической демографии, которая привела к тому, что этот хороший школьный округ имеет одно из худших финансирований в штате.


Кому не лень, можете поискать бюджеты за другие годы на сайтах роно.


Таким образом, вы видите, что:

* в Калифорнии школы получают деньги по формуле, учитывающей нужды школы, а вовсе не из местных (и тем более не из мифических микрорайонных) налогов

* в Калифорнии хорошие школы получают меньше денег, чем плохие.

Показать полностью 3
2

"Пописать или послайсать". Часть 1

– Фиш свежайший, – уговаривает продавец. – малосольный салмон, к нам аж с Филадельфии ездиют.
– А джус вон тот, строберри, – что, немецкий?
Собирал я словарик американского русского. Потом забросил. Выложу здесь некоторые записи. Буду выкладывать попсовую часть, "эксклюзивной" не поделюсь.


Сразу дисклеймер: когда я начал собирать этот словарик, русский язык в России был не настолько полон американизмами, как сейчас. Некоторые слова в речи русских американцев, позабавившие или озадачившие меня, уже давно привычны и в России. Таковы, например, капкейк, маффин, пенкейк, ланчбокс, стейк, сибасс, лобстер. Добавились к ним в России и неожиданные слова, которые в мой словарик не попали: например, плюшки теперь модно называть синнабонами.


И второй дисклеймер: я использую слово "дисклеймер" с 90-х годов. Оно никак не связано с языком русских американцев, тем более что английское слово disclaimer означает иное.


Начнем с еды.

"Пописать или послайсать". Часть 1

Не шучу. Действительно могут сказать: "Купи апельсиновый джус, сериалей каких-нибудь, турку замороженную, туну и салмона". Или: "Сдается квартира. Холодильник, макровей, дишвошер".

Показать полностью 1
18

Ответ на пост «Достало!»2

О новоязе и слове "бейби".


Человек жаловался, что в русский язык в последние годы проникает много английских слов, например "бейби". Это, дескать, новояз.


Начнём со слова "новояз". Это англицизм, появившийся в русском языке примерно в 1990-х годах стараниями переводчика Голышева. И означает это слово не то, что думал автор. Новояз - не язык, заполненный неологизмами, а язык политических эвфемизмов и искажений.


Ради слова "новояз" я не стал бы писать комментарий как статью. Многие читали Оруэлла и знают без моих пояснений. Интереснее слово "бейби".


Во-первых, оно, конечно, "бэби". А во-вторых, оно в русском языке угадайте сколько лет? Двадцать? Пятьдесят? Сто? Не угадали. Слово "бэби" вошло в русский язык полтораста лет назад с лишним.


В "Отечественных записках" за 1858 год были опубликованы заметки П. М. Ковалевского "Картины Италии", где упоминалось "целое семейство леди, джентльменов и бэби".


Очевидно, читатель к тому моменту понимал, что значит бэби. Следующее упоминание я встретил в книге 1869 года про Великобританию: там говорится, что монета называется "бэби", так как связана с монаршим младенцем. Пояснений не было: читатель должен был сам знать, что такое бэби.


Дальше слово "бэби" встречается всё чаще. Под конец XIX века в России появляются люди с прозвищем Бэби. Нарицательное "бэби" встречается в десятках книг.


Получается, слово "бэби" существует в русском языке дольше слова "халатность" и вроде бы немного дольше словосочетания "перекрестный допрос" - тоже англицизма.

Показать полностью
13

Зачем буржуям школьные автобусы

Школьный автобус характерного цвета - один из символов США.


Здесь уже были статьи о том, как важно соблюдать ПДД в отношении школьных автобусов: их нельзя объезжать, а часто нельзя и ехать по встречной полосе мимо них, когда автобус на остановке. Штрафы бывают очень суровые. Ошалевшие от чувства собственной важности шоферы могут даже наорать на малыша, едущего мимо по тротуару на велосипеде. Водителя нередко знают по имени, в его задачи входит не только безопасный развоз детей, но и контроль за дисциплиной с рапортами в школу.


Нетрудно найти и материалы о том, как школьные автобусы служили средством десегрегации, когда негритят принудительно развозили по белым школам.


Часто в комментариях спрашивают: зачем вообще школьный автобус? Ноги отвалятся у буржуев пешком дойти? А коли выбрал престижную школу вдали от дома, пусть родители возят или шофера наймите.


Последние заблуждаются. В США каждый дом приписан к определённой школе.


Знающие это часто говорят: "Поэтому в бедных микрорайонах налогов платят мало, у школ мало денег, вот они и плохие". Возможно, когда-то давно так оно и было, но в последние десятилетия и особенно в XXI веке - ничего подобного. Микрорайоны не собирают налоги, на школы не выделяют денег (выделяют на роно), в большинстве штатов деньги вообще делятся примерно поровну по всем школам, в среднем негритянские школы получают самую малость, но больше денег, чем белые, и самое главное - качество обучения почти не связано с финансированием. Подробнее тут: Источники финансирования школ в США


Дома приписаны к школам, поменять школу в общем случае нельзя. В рамках роно ребенку могут разрешить ходить в иную школу - зависит от доброй воли чиновников и от причины такого желания. Ходить в школу соседнего роно еще сложнее: согласие должны дать чиновники и там, и по месту жительства. Плюс могут не признать достижения из старой школы. Практика водить детей в школу, к которому приписан фиктивный адрес, распространена, но незаконна. Раз в несколько лет демонстративно сажают родителя-нарушителя.


В итоге подавляющее большинство американских школьников обучается вовсе не в выбранной где-то далеко школе, а по месту жительства. Как вы думаете, насколько далеко расположены эти школы?


В США в основном низкоэтажная застройка, часты дворики вокруг домов.

Только треть американских школьников живёт в пределах мили (1,6 км) от школы. Как раз их обычно школьные автобусы не возят: типичное пороговое расстояние - 1 миля, реже 0,5 или 1,5 мили (2,5 км).

https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5624310/

В Детройте учеников средних классов развозят автобусом, если им до школы больше 2.5 миль (4 км).


Большой вклад в сторону уменьшения среднего вносит Нью-Йорк: там в радиусе мили в среднем находится 14 школ.


Среднее же расстояние от дома младшеклассника (5-11 лет) до школы - 3,6 миль (5,8 км).

https://nhts.ornl.gov/briefs/Travel To School.pdf

Эти цифры не совсем "бьются" с тем, что дают иные источники, но в любом случае можно утверждать, что средний малыш живёт не ближе, чем в 3-4 км от школы. Среди тех, кто имеет право на школьный автобус, среднее значение оказывается еще больше.


Школьный автобус не такое уж приятное дело. Он кланяется каждому столбу, и дорога, которую без пробок можно было бы проехать за 10 минут, может затянуться на полчаса. Порой быстрее напрямик пешком добраться. Если совсем не повезло с местом жительства, дорога может занимать два часа в один конец.


Что мешает возить детей на машине, ведь вне Нью-Йорка у большинства семей машина есть?


С этим трудности. Подробнее я описал их тут: Вольница американских школ. Часть 1. Режим

Часто детям запрещено входить в школу задолго до начала уроков и оставаться в школе после уроков (уроки у всех классов начинаются и заканчиваются одновременно). Если родителю надо на работу раньше или позже, ему будет очень неудобно отвозить ребенка в школу к положенному времени, а тем более забирать его после занятий.


Бывают специальные группы до и после уроков, но они платные и есть не везде.


Так что учеников младших школ и школ среднего звена развозят на автобусах.

Старшеклассников обычно не возят. Они добираются общественным транспортом или на своей машине: полноценные водительские права в большинстве штатов можно получить к 17 годам, неполноценные - к 16. Не то чтоб переход к вождению был счастьем: в семье моментально и обычно в разы подскакивает автостраховка. Но удобных альтернатив часто нет.

Показать полностью
12

Вольница американских школ. Часть 1. Режим

Легенда о суровой муштре советских школ и мягком подходе на Западе проскакивает в некоторых статьях о российском образовании.


Расскажу про американский подход. Сравнивать буду с современными российскими школами.

Буду приводить в пример первые попавшиеся школы, не специально выбранные, а случайно найденные.


1. Учебный день.


В России по СанПиНам в день может быть не больше 7 академических часов обязательных занятий, причем общая нагрузка растёт с возрастом: первоклассники занимаются не больше 21 ак. часа в неделю, выпускники могут заниматься до 37 ак. часов при шестидневке и до 34 - при пятидневке.


Например, в московской школе № 432 первый урок начинается в 8:30, 7 урок заканчивается в 15:20, итого в среднем чуть меньше 7 часов старшеклассник проводит в школе.


В американских школах среднее время, проводимое в школе, составляет 6,5 астрономических часов. Такова продолжительность даже в самых младших классах, обычно даже в нулёвке.


Например, в младшей школе Krisle Elementary в Спрингфилде в Теннесси занятия начинаются в 7:20 и заканчиваются в 14:20, итого ровно 7 часов. Раз в неделю распускают на час раньше. Нулёвочники могут учиться по три с половиной часа в день - на выбор родителей. С первого класса, а в первый класс идут дети, кому к сентябрю исполнилось шесть, ученики торчат в школе семь часов. Точнее, 7 часов 35 минут, учитывая время после прибытия на автобусе и время ожидания автобуса. Добавьте, кстати, примерно от десяти минут до часа на автобус утром и столько же вечером. Некоторым не повезло, они добираются на автобусе больше полутора часов.

http://www.p12.nysed.gov/schoolbus/Parents/htm/MaximumTimeTh...

https://loudounnow.com/2016/08/31/how-long-is-too-long-on-a-...

Но бывает и дольше: https://adayinourshoes.com/iep-childs-bus-ride-long-ideas/


2. Перемены.


Школы в США в большинстве случаев делятся на три типа: начальные (чаще всего 0-5 классы), среднего звена (обычно 6-8) и старшие (9-12). Разные здания, разные подходы. Перемены мы рассмотрим на примере школ среднего звена и старших, потому что в начальных классах обычно нет четкого деления на уроки, а перемены нередко делаются в разное время для разных классов.


Начиная со средних классов, перемен в русском понимании в США нет. Нет даже общепонятного слова. Марьванна на английском вам говорила, что переменка - break. Но в США break - каникулы. Большая перемена - recess. А маленьких перемен в США нет вовсе. Между уроками есть 3-7 минут, обычно 4-5, чтобы школьники успели перейти из одного помещения в другое (иногда в бытовку на школьном дворе), сходили в туалет или достали учебники из шкафчика.


Возьмем Bexley Middle School в штате Миссисипи. Кстати, в этой школе как раз занятия идут меньше среднего: с 8:37 до 14:27, чуть меньше шести часов.

Обратите внимание на странное время начала: 8:37. Почему не круглое число? Потому что в круглом числе нет смысла. Занятия все равно идут по 48 минут, кроме первого урока - 50-минутного. А перемены - по 4 минуты.


Обеденный перерыв долгий, 44 минуты.


Для сравнения, в московской школе № 423 в первой половине дня перемены по 15 минут, во второй - по 10 минут, и есть две перемены по 20 мин. В липецкой школе № 21, где учебный день длится максимум 6 часов 45 минут, перемены такие: 10, 20, 15, 15, 15 и 15 минут.


У американских школьников не остается времени на общение друг с другом вне уроков, если не считать обеденный перерыв. Так и задумано.


В некоторых школах ученики еще могут общаться до уроков. В Krisle Elementary после прибытия автобуса до начала занятий остаётся целых полчаса. Часто такого стараются избегать, и в Bexley Middle от прибытия автобуса до начала занятий - всего 7 минут.


В начальных школах короткие переменки, которые часто устраивают снаружи (из большинства кабинетов есть выход на улицу), бывает, разносят по времени, чтобы одновременно на улице было как можно меньше учеников.


3. Передвижение по школе.


В США по школам обычно запрещено передвигаться, кроме как во время кратких перерывов между уроками.


Опоздавший ученик получает на входе талончик опоздавшего и идет с ним в класс. Без талончика его не впустят.

В туалет выпускают по подписанным талончикам. Обычно двух учеников одновременно не выпускают. Часто школа или учитель имеют особые правила, например:

* учитель природоведения даёт два талона на семестр. Когда хочешь, тогда и используй;

* учитель испанского даёт три талона, но за каждый неиспользованный талон добавит несколько бонусных баллов в конце полугодия;

* учитель математики выписывает талоны по мере надобности, но не в начале, не в конце урока и не в то время, когда что-то объясняет.


Школьник играет на саксофоне, и учитель поручил принести его со склада? Пожалуйста, вот подписанный талон.


Ученик плохо себя вел, его отправили к завучу? У него болит живот, надо сходить к медсестре? Получи подписанный талон.


Зачем нужны талоны? По коридорам ходит учитель-вертухай. Поймает без талона - накажет.


Длинную обеденную перемену нужно провести в четко оговоренных местах. В столовой, понятное дело, а также часть перемены можно провести во дворе, в библиотеке или где-нибудь еще. Ходить по коридорам школы, заходить в кабинет запрещено.


Запрет касается и родителей-посетителей, а иногда и учителей. Ошиваться нельзя никому.


4. "Окна".


В американских школах обычно нет "окон". Если учитель заболел, урок проведёт заменяющий учитель. Ничего страшного, если заболел учитель китайского, и заменить его некому: задача заменяющего учителя - обеспечить тишину и спокойствие.


Иногда "окна" специально вводятся под видом специального урока. Цель - дать некоторую свободу в выборе занятий. Если ребенку некогда сделать домашку, может делать во время этого урока.


5. Отработки, консультации, кружки и факультативы.


После уроков ученики могут пойти на консультации или отработку, бывает также время, выделенное на самоподготовку или библиотеку. Такое занятие проходит по расписанию. Если ученик не остаётся на такое занятие, он должен покинуть школу. Ждет родителя на машине? Подождет снаружи. Если школьник хочет пятиминутной консультации по истории и пятиминутной по природоведению, ему могут дать талончик на переход от учителя к учителю. Могут не дать, тогда немедленно иди домой. Консультация быстро закончилась, а через полчаса факультатив или кружок? Покинь школу, через полчаса зайдешь.


На кружки записываются задолго, обычно в начале года. Есть кружок - можешь войти в школу. Нет кружка, кружок начался десять минут назад, кружок начнется через десять минут? Заходить нельзя. Тут, конечно, есть некоторая свобода: не во всех школах вообще такие жесткие правила, тем более не во всех есть кто-то контролирующий.


Результат.


Такой строгий режим, в совокупности с тем, что в начальной школе классы ежегодно перемешивают, а в школе среднего звена и старшей обычно нет никаких классов, приводит минимизации внеклассного общения между учениками.


Вы видели американские подростковые фильмы, в которых ребята из одной параллели часто не знакомы друг с другом, а компании друзей всегда маленькие и общими занятиями не связанные. Теперь вы знаете причину.

Показать полностью
16

Источники финансирования школ в США

Оставил коммент и решил, что он может быть интересен и в качестве поста. Утверждения, изложенные в нем, являются общим правилом, хотя и проиллюстрированы ситуацией в наугад взятом городе. Наверняка из общего правила есть и исключения, но в основном всё так по всем США.


Поводом к комментарию послужило заявление, которое часто можно слышать про американские школы:

Школа у них финансируется из налогов района напрямую

Развенчаем этот российский миф (другой такой миф - что якобы американцы платят налоги напрямую, а не через работодателя - рассмотрю как-нибудь позже).


Процентное соотношение источников финансирования школ разное, но как правило основной вклад дают штат и графство. Чтобы продемонстрировать это, я наугад ткнул на карте в город Рокфорд, 150 тыс жителей, штат Иллинойс. Вот бюджет его "школьного округа" (гороно):

https://www3.rps205.com/District/Documents/Finance/2019-2020 Budget.pdf

Как видите по приложенной картинке, примерно поровну дают местный бюджет и штат, причём почти весь местный - это налог на недвижимость. А налог на недвижимость город Рокфорд, как я и думал, не собирает, собирает его графство Уиннебейго. Посмотрите на карте, где графство, а где город. В состав Уиннебейго входят три города, восемь деревень и некоторые поселения, не имеющие городского муниципалитета. Общее население Уиннебейго вдвое больше, чем в Рокфорде.

У района же, который микрорайон (neighborhood), вовсе нет никаких налогов, на то он и район. Налоги может собирать город, графство, штат и государство, район налоги не собирает, если не представляет собой муниципальное образование (в таком случае он фактически является городом).


Кроме того, бюджет никакого уровня вообще не финансирует школы напрямую, деньги достаются роно (school district), которое перераспределяет их между школами по каким-то своим правилам, не имеющим никакого отношения к налогам.


В том же Рокфорде к гороно относится 29 младших школ, шесть школ среднего звена и четыре старшие.


Как видите, 300 тысяч жителей графства Уиннебейго платят налоги для того, чтобы обеспечить 47% бюджета рокфордского гороно, остальные 53% обеспечивает штат и государство. Деньги делятся на 39 школ. Всё равно, сколько налогов заплатили жители гетто, а сколько - жители престижных районов.


В среднем плохие школы имеют немного большее финансирование (в пересчете на ученика, т.н. expenditures per student), чем хорошие.

Показать полностью 2
14

"Надмозг" и "Игра без правил"

Много раз наталкивался на подборки фильмов, переводы названий которых кому-то показались дурацкими. Часто приводят в пример фильм 'Fair game', который перевели как "Игра без правил", хотя надо, по мнению авторов подборок, "Честная игра".


На "Пикабу" таких статей было несколько:

Cамые нелепые переводы названий кино

Ложные друзья переводчика

Дурацкие переводы названий фильмов

Как локализуют названия фильмов в России

Трудности перевода

Трудности перевода II В развитие темы поста http://pikabu.ru/story/_1350817


А тут просто упомянут "правильный" перевод:

Знаменитые актрисы в одном из первых фильмов и в одном из последних.


Хочется развеять это заблуждение. В английском языке fair game не означает честную игру. Честная игра - это fair play.


Слово game в английском языке уже около 700 лет означает не только игру, но и охоту. Отсюда егерь - gamekeeper. А также game означает добычу охотника, дичь.


Буквальное значение словосочетания fair game - подходячая добыча. Такая, которая не запрещена законами или неписаным кодексом охотников. Примеры использования в литературе:

The migratory birds may, in my opinion, be considered fair game as long as you can find them.

Anything that we put up, from a fox to a coyote or a prongbuck, was fair game.


Гораздо чаще подразумевается переносное значение: козёл отпущения, объект всеобщей травли. Тот, кого можно безнаказанно преследовать, бить, даже убивать, кого общество считает возможным чрезмерно критиковать и высмеивать. Вот одно из первых таких использований, 1776 год:

Others, who have not gone to such a height of audacious wickedness, have yet considered common prostitutes as fair game, which they might pursue without restraint.


Ещё пример: Such a fairy tale tyrant or giant is fair game for a fairy tale hero and can be killed without guilt or remorse.


В современном английском языке это значение - единственное распространённое и зафиксированное в словарях. Например, Оксфордский словарь:

fair game noun
[uncountable]
if a person or thing is said to be fair game, it is considered acceptable to play jokes on them, criticize them, etc.
The younger teachers were considered fair game by most of the kids.

На самом деле, изредка fair game используется и в значении "честное поведение", даже в речи англоязычных, но крайне нечасто.


Сказать по правде, фильм я не смотрел, но сюжет, изложенный в Википедии, вполне подходит под значение "законная жертва" и не имеет никакой связи с "честной игрой".

Показать полностью
17

Насколько гибко школьное образование в США. Часть 2

Продолжу рассказ об американской системе школьного образования.


Многие слышали, что американские школы дают слабое образование. Чтобы узнать, так оно или нет, надо принять убедительные критерии, применить их к оценке качества в целом по всей стране, да еще и сравнить с другими странами. Так что не буду развивать эту тему.


Некоторые возражают первым: американские школы, дескать, не слабые, а гибкие. Хочешь - учись слабо, хочешь - получай хорошее образование по интересующим предметам.


Разобраться с этим тезисом - задача посильная и осмысленная. Сложно оценить, надо ли старательно учить сложным материям всех школьников, включая неспособных и немотивированных в ущерб сильным. Давайте рассмотрим, какое образование гибкая американская система предлагает лучшим заинтересованным ученикам.


Американская школа, давая ученику выбор предметов, сильно уступает в гибкости европейским (в том числе российской) в одном важном аспекте: в расписании. Каждый рабочий день целый семестр, а чаще целый год у школьников одни и те же предметы.


Расписания бывают нескольких видов. Я пишу про традиционную систему. В некоторых школах от неё отходят к тому или иному виду "блочного" расписания. Некоторые разновидности блочного могли бы позволить избавиться от негибкости традиционной системы, хотя созданы вовсе не для этого. Блочная система A/B в этом смысле лучше традиционной, а блочная система 4x4 - хуже. Эксперименты с блочной системой начались в 1990-х, и до сих пор большинство школ пользуются старым расписанием.


Итак, у ученика есть только 6, реже 7, и гораздо реже (в случае A/B block schedule) - 8 предметов, которые можно изучать в семестре, каждый из них изучается каждый день по 45-60 минут (в случае A/B - раз в два дня по полтора часа). Ученик не может выбрать в полтора раза больше английского и вдвое меньше испанского: либо предмет изучается каждый день, либо не изучается вовсе.


Возьмём традиционный вариант: 6 уроков в день. Один из них обязательно будет английский. Другой - математика. Третий - естественные науки. Четвёртый - общественные науки. Остаётся только два предмета в семестр на всё остальное: как на предметы по выбору, так и на предметы, которые назначает школа обязательно или по выбору из определённого цикла (физкультура, иностранный язык, искусство, труд - это зависит от школы, от роно и от штата).


В некоторых местах в 11-12 классах разрешено не ходить на естественные или общественные науки, это высвобождает время для предметов по выбору. Если в школе 7 уроков в день вместо 6, свободы выбора больше.


Теперь посмотрим, к чему приводит такая система. В прошлый раз я затронул тему геометрии. В следующих статьях рассмотрю геометрию подробнее. Здесь же расскажу о естественных науках.


Биология.


В США отсутствуют не только общие программы, но даже образовательные стандарты. Уже в XXI веке появились стандарты по математике и английскому CommonCore, я лучше знаком с первыми. Приняли их не все штаты, и покрывают они материал примерно по 9-10 класс, то есть два последних года стандартом не покрыты. Ни по каким другим предметам на национальном уровне стандартов нет вовсе, хотя сейчас разрабатываются стандарты природоведения NGSS, не до конца написанные, но принятые уже в двух десятках штатов. К слову, так себе стандарт, я бы на месте штатов его не принимал. В любом случае, появился он 7 лет назад, принимать его начали еще позже, внедрение пока на зачаточной стадии.


Отсюда проблема: хотя школьники могли что-то по биологии изучать на уроках природоведения с самой нулёвки, что именно они изучали - неизвестно. Кто-то цыплят в классе разводит, кто-то муравьиную ферму, кто-то цветок растит. Могут пройти инфузорий в третьем классе, могут - фотосинтез. Могут ничего не пройти. Есть выпускники 7 класса, которые за все 8 лет добросовестного обучения так и не услышали, что живое состоит из клеток.


И вот в 9 классе начинается биология, которую наконец-то в некоторой степени пытаются дать в соответствии с некой программой, а может даже стандартами штата (если они есть) или NGSS (если роно сочло нужным). Ученик пока не знает, чем животное отличается от растения (в России это программа 5 класса), не имеет представления о классификации живых организмов (программа 5-7 классов в России), то есть не знает, что такое семейство кошачьих и что брюкву нельзя скрестить с кабачком. И вообще не знает, что такое скрещивание и как размножаются животные и растения. Часть учеников что-то из этого изучали, но гарантий никаких.


В дело вступает ограничение, связанное с американским расписанием: 6 одинаковых уроков целый год. Четырнадцатилетний ребёнок, знающий о химии и биологии меньше российского пятиклассника, за один год пройдет примерно следующее (цитирую по NGSS):

* строение клетки и то, как ДНК определяет структуру белков

* организацию клеток в многоклеточном организме и систему обратной связи

* рост, митоз, мейоз

* наследование, хромосомы, гены, кроссинговер, мутации

* фотосинтез, строение молекул сахаров, клеточное дыхание, круговорот вещества и энергии в природе


Это касается всех детей, а не только сильных и заинтересованных! К 14 годам школьник не знает, что семейство собачьих относится к отряду хищных и чем отличаются голосеменные от покрытосеменных, и он этого так и не узнает, но его заставят решать задачи на менделевское расщепление и покажут цикл Кальвина. А он не знает, что такое атом. Что у среднего школьника останется в памяти? Как на самом деле будет проходить урок, если почти все ученики, да, возможно, и сам учитель не понимают предлагаемый материал? Какие впечатления останутся от курса у талантливых учеников с интересом к биологии?


Как вы думаете, что будут проходить на биологии на следующий год?
Ничего не будут. Потому что биология закончилась насовсем. В следующем году будет химия. В более разумных школах химию и биологию могут поменять местами, это немного сгладит проблему понимания. С другой стороны, это приведёт в тому, что и к 15 годам американский школьник будет не в курсе, что организмы состоят из клеток.


Но шанс снова учить биологию у учеников всё-таки есть, они могут выбрать продвинутый курс AP Biology классе в 12. В ущерб физике или продвинутой химии, конечно. Вот с физикой такой фокус не пройдёт, она будет изучаться ровно год на сильном или слабом уровне или не будет изучаться вовсе.


Физика.


Физика будет в 12 классе. В некоторых школах - в 11. В некоторых она вообще не обязательна, как и химия, можно обойтись годовым курсом "ознакомления с окружающим миром с элементами физхимии". Но мы же решили рассмотреть старательных сильных учеников, так что давайте о физике.

В каком порядке изучать биологию, химию и физику - решает обычно школа, роно или штат, а не ученик. Изучать параллельно их нельзя по указанным выше причинам: всего может быть только 6, реже 7, гораздо реже 8 уроков в семестр, причём никто не будет ради одного желающего разбивать химию по семестрам и физику по семестрам и чередовать их. Разве что школа проявит исключительное благоразумие и введет такое чередование для всех учеников: это возможно, но я о таких школах не слышал.


Не хочу описывать школьную программу по физике. К ней тоже могут быть претензии, а главная претензия - что ученику не дают времени на переваривание информации, его просто за один год заваливают тем, что в России дают с 7 по 10 классы. Отвлечёмся от этих недостатков: может, потом напишу и про них. Но вы просто вдумайтесь: если у ребёнка были способности, склонность, талант к физике, то узнает он это только в 17 лет. Или в 16, если школа решила сдвинуть физику на год раньше.


Я не одинок в своей оценке гибкости американской системы, а точне - наоборот, её негибкости и порочных последствий. Вот мнение англичанина, крупного специалиста в естественных науках

https://en.wikipedia.org/wiki/Andrew_D._Maynard , уже несколько десятилетий живущего в США, об американских школах:

https://2020science.org/2012/07/29/jumping-the-gap-between-a...

Автор указывает как раз на то, что представляется мне корнем недостатков американской системы именно для сильных учеников.


В американской системе есть и гибкие черты, которые облегчают сильным школьникам получение хорошего образования. Но есть и чрезмерно жёсткие. Баланс не факт что в пользу американских школ. Школы оказываются в состоянии выпускать будущих сильных учёных, но сложно оценить,  сколько перспективных учеников слишком поздно познакомились с физикой или захлебнулись в циклах Кребса на биологии из-за того, что в США принято изучать предмет каждый день.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества