Москито в СССР
Москито в СССР.
Любители авиации хорошо знают самолет De Havilland Mosquito.
Эта машина произвела огромное впечатление на отечественных специалистов, посетивших английский завод по производству этих самолетов. "Москито" отлично сочетал уже устаревшую цельнодеревянную конструкцию и высокие летные данные. В 1942г СССР отправил запрос о приобретении такого самолета. Достаточно быстро был получен положительный ответ.
В июле 1943 г. из группы советских лётчиков , проходивших переучивание на самолет "Албемарл" в Шотландии на авиабазе Эррол, выделили экипажи для переучивания на "Москито". Для учебных целей в Эррол 22 июля 1943г. направили учебный "Москито" T.III с двойным управлением, но он потерпел аварию при перегоне. Вместо потерянного, через неделю прибыл другой T.III и инструктор Рэйнер, из 60-й учебной части RAF.
В начале августа был подготовлен экипаж из числа Советских летчиков. Командиром экипажа стал старший лейтенант Полосухин, а штурманом лейтенант Кекишев.
В начале сентября в Эррол доставили самолёт, предназначенный для перегонки. Это был "Москито" В.IV с номером DK296, . Бомбардировщик уже участвовал в боевых действиях, он был выпущен в начале 1942 г., служил в 105й эскадрилье королевских ВВС, выполнил 15 боевых вылетов. Крайний из них закончился боевыми повреждениями и серьезным ремонтом в мастерских. Вероятно, именно во время ремонта самолёт был подготовлен к перелету в СССР. В бомбоотсеке поставили дополнительный бензобак и сняли бомбодержатели.
Экипаж успешно изучил и освоил свой самолет и был готов к перегону уже 3 октября 1943г. К сожалению, погода внесла свои коррективы и в СССР самолет вылетел только в апреле 1944г. 19 апреля в 1час 34минуты по Гринвичу "Москито" взлетел и взял курс на СССР. Перелет проходил над Северным морем, Швецией, Балтийским морем, над территориями оккупированными немцами и в 4.52 по московскому времени приземлился на аэродроме Внуково.
В СССР самолет серьезно испытали. Рассматривался даже вопрос о его лицензионном производстве, но к сожалению уровень технологий не позволил воплотить в жизнь этот проект.Специалисты были удивлены продуманным и удобным обслуживанием самолета, но вот летчики отмечали сложность самолета на посадке. Летные испытания проводил летчик-испытатель Рыбко. Кроме Рыбко, самолет облетывали испытатели Федрови и Кабанов.
15 мая 1944г. Кабанов со штурманом П.И. Переваловым перегоняли "Москито" на аэродром НИИ ВВС, для продолжения испытаний. К сожалению этот полет стал последним в биографии Советского "Москито". На посадке лётчик не справился с управлением, бомбардировщик развернуло влево, он вылетел с полосы , снёс шасси и получил немало других повреждений. Экипаж не пострадал, но машина была сильно повреждена и не подлежала восстановлению.
Москито разобрали на узлы и агрегаты. Все интересные решения и детали были переданы для изучения в различные авиационные организации СССР. Некоторые детали этого самолёта до сих пор являются учебными пособиями в МАИ.
На фото Москито после аварии....