За ачивку!
+
+
На севере Франции, примерно в десяти километрах от Булонь-сюр-Мер и пятидесяти километрах от крупнейшего французского пассажирского порта Кале расположен тихий рыбацкий посёлок Экиан, население которого не превышает трёх тысяч человек. На территории посёлка находится район, сплошь состоящий из домиков с очень необычными крышами.
Печи в таких домах использовались как для обогрева, так и для приготовления пищи. Естественного солнечного света не хватало, поскольку крошечное окошко и узкий дверной проём практически не пропускали солнечных лучей.
В результате многочисленных бомбардировок во время Второй мировой войны Квартал повисших в воздухе килей был фактически уничтожен. В единственном уцелевшем лодочном доме долгое время размещалась мастерская художника Поля Кристоля. Сегодня этот домик принадлежит частному владельцу и закрыт для туристов.
Сегодня аренда самого маленького домика обойдётся примерно в 323 евро за неделю проживания, в то время как более вместительное «рыбацкое» жилище будет стоить около 756 евро. Возможно, вы тоже захотите отдохнуть на французском побережье и провести несколько восхитительных дней в уникальном лодочном домике посёлка Экиан…
Поговорив с Федором Успенским, Arzamas составил инструкцию для тех, кто хотел бы назвать ребенка по всем древнерусским правилам
1. Не называйте ребенка именем живого отца или деда
Считается, что при таком повторе имени дух покидает живого предка и переходит к наследнику, ставшему его тезкой. Выберите имя подходящего умершего предка. Из этого правила есть и исключение: можно — а иногда даже желательно — назвать ребенка именем живого дяди, то есть вашего брата или брата его матери (они назывались в Древней Руси стрый и уй). Это отличный способ наладить хорошие отношения ребенка с дядей в будущем, ведь именно он, по правилам родового мира, должен будет взять ваших детей под опеку, если вы умрете.
2. Нельзя называть сына своим именем
Если вас зовут Владимир (Володимир), то сыну такое имя дать уже нельзя — никаких Владимиров Владимировичей среди князей домонгольской Руси, как правило, не было. Такое сочетание имени и отчества означало бы только одно: ваш сын родился, когда вас уже не было на свете. Однако часть собственного имени использовать можно: в случае с Володимиром это части «Волод» и «Мир», то есть сына можно назвать Всеволодом или Мирославом (хотя династического имени Мирослав на Руси не было, а значит, нареченный им князь вряд ли мог претендовать на стол).
3. Можно использовать экзотические имена — например, те скандинавские имена, которых нет в русском именослове
Некоторые скандинавские святые когда-то почитались и на Руси — например, Святой Олав. Есть свидетельства, что ему была посвящена церковь в Новгороде, там же почитались его иконы. В древнем тексте Молитвы ко Пресвятой Троице (XII век) он упоминается наряду с другими скандинавским святыми — Канутом (датчанин Кнут Святой) и Магнушем (Святой Магнус Оркнейский). Строго говоря, вы можете окрестить ребенка таким именем даже и в современной православной церкви — достаточно указать священнику на соответствующий текст домонгольского времени и объяснить, что эти имена присутствовали в литургических текстах той поры. Хотя, конечно, это довольно экзотические святые, из пантеона святых средневековой Руси после XII века они исчезли.
4. Но все же с иностранными именами нужно быть осторожнее
Иностранные имена, которые были не приняты в том или ином роду или семье, часто указывали, например, на внебрачное происхождение ребенка. В Скандинавии некоторые христианские имена пользовались особой популярностью, потому что их можно было давать бастарду. Это не значит, что русский князь с иностранным именем не мог унаследовать престол, но была вероятность, что окружающие воспримут это с непониманием и даже враждебностью. Есть пример из скандинавской жизни: в начале XI века Олав Шведский, отец Ингигерд, которая стала женой Ярослава Мудрого, назвал своего законного сына Якобом, поскольку тот родился в день апостола Иакова — имя это не было скандинавским, но Олав относительно недавно крестился и, как всякий неофит, стремился соблюдать порядки христианского имянаречения. Когда Якоб, сын Олава, должен был сменить своего отца на шведском престоле, жители страны сказали ему, что такое имя не подходит для короля — в Швеции никогда не было правителя с таким именем. Его избрали конунгом на тинге, но нарекли династическим именем Анунд (Энунд) — в результате у короля свеев появилось двойное имя Анунд-Якоб (Энунд-Якоб), что само по себе не характерно для Швеции той поры.
5. Помните, что любое имя что-то значит
В Средневековом мире по имени считывалось очень многое, это что-то вроде чипа, содержащего всю необходимую информацию (особенно такая метафора уместна, если речь идет об имени династическом). Иначе говоря, у каждого имени есть подтекст и свои устойчивые культурные ассоциации. Так, имя Изяслав в княжеской династии домонгольской поры часто давали второму сыну в семье. Далеко не все старшие сыновья выживали, и второй сын — это всегда исключительно важная фигура в княжеской семье, почти наследник. Таким образом, выбирая сыну династическое имя Изяслав, вы в известной степени программируете, задаете его судьбу.
6. Загляните в церковный календарь
У князя есть династическое имя, языческое по происхождению, и есть имя христианское, крестильное. У каждого — свой ареал употребления; в церкви князь не может сказать: «Исповедуется раб Божий Изяслав», потому что имени Изяслав нет в церковном календаре. У христианского имени — свои правила выбора. Во-первых, ребенку можно дать свое собственное крестильное имя или крестильное имя его живого деда, чего делать с именами нехристианскими, как мы помним, не рекомендуется. Кроме того, крестильное имя можно выбирать по дню рождения (допустим, сын родился 26 октября, в день памяти Святого Дмитрия Солунского — тогда в высшей степени уместно будет наречь его Дмитрием). Также можно отсчитать по церковному календарю восемь дней вперед со дня рождения — этот способ приобрел особенную популярность в XIV–XVI веках, и связан он с евангельским рассказом о том, что Христос был обрезан на восьмой день. Так, если ваш мальчик родился 26 октября и вы по каким-то причинам не хотите назвать его Дмитрием, то можно наречь его Акепсимом, Аттиком или, скажем, Истукарием, ибо память именно этих святых отмечается на восьмой день после Святого Дмитрия Солунского. При этом имя для девочки можно выбрать, отсчитав и восемь дней назад по месяцеслову — правила для девочек были менее жесткими. Еще один способ — отсчитать не 8, а 40 дней вперед. Впрочем, стоит иметь в виду, что с церковным календарем князья сверялись лишь после того, как были учтены все родовые правила, привычки и обычаи.
7. Не называйте ребенка именами мучеников и людей трудной судьбы
Вера в то, что имя — это знак, который предопределяет судьбу младенца, в известной степени сохраняется и по сей день. Еще в XIX веке этнографы фиксировали, что русские крестьяне не очень-то любили называть детей именами мучеников и стремились всучить деньги священнику, дабы он крестил в честь какого-нибудь исповедника, умершего своей смертью, явно опасаясь, что в противном случае жизнь ребенка будет обречена на мучения. Если вы выбрали для ребенка христианское имя, не поленитесь изучить на всякий случай житие соответствующего святого и постарайтесь подобрать патрона с благополучной судьбой — епископа, игумена или митрополита.
На изображении святой Христофор, икона XVII века, находится в Череповецком художественном музее
27 ноября 1095 года папа Урбан II обратился с проповедью к собравшимся у собора во французском городе Клермон. Он призвал слушателей принять участие в военной экспедиции и освободить Иерусалим от «неверных» — мусульман, в 638 году завоевавших город у византийцев. В качестве вознаграждения будущие крестоносцы получали возможность искупить свои грехи и увеличить шансы на попадание в рай. Желание папы возглавить богоугодное дело совпало со стремлением его слушателей спастись — так началась эпоха Крестовых походов.
1. Основные события Крестовых походов
Взятие Иерусалима в 1099 году. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. XIII век
Bibliothèque nationale de France
15 июля 1099 года произошло одно из ключевых событий мероприятия, которое позже станет известно как Первый крестовый поход: войска крестоносцев после успешной осады взяли Иерусалим и принялись истреблять его обитателей. Большинство выживших в этом сражении крестоносцев вернулись домой. Те, кто остался, образовали на Ближнем Востоке четыре государства — графство Эдесское, княжество Антиохии, графство Триполи и Иерусалимское королевство. Впоследствии против мусульман Ближнего Востока и Северной Африки были отправлены еще восемь экспедиций. Следующие два столетия поток крестоносцев в Святую землю был более или менее регулярным. Впрочем, многие из них на Ближнем Востоке не задерживались, и государства крестоносцев испытывали постоянную нехватку в защитниках.
В 1144 году пало графство Эдесское, и целью Второго крестового похода стало возвращение Эдессы. Но в ходе экспедиции планы поменялись — крестоносцы решили напасть на Дамаск. Осада города провалилась, поход ничем не окончился. В 1187 году Саладин, султан Египта и Сирии, взял Иерусалим и многие другие города Иерусалимского королевства, включая самый богатый из них — Акру (современный Акко в Израиле). Во время Tретьего крестового похода (1189–1192), который возглавил король Англии Ричард Львиное Сердце, Акра была возвращена. Оставалось вернуть Иерусалим. В то время считалось, что ключи от Иерусалима находятся в Египте и поэтому начать завоевание следует с него. Эту цель преследовали участники Четвертого, Пятого и Седьмого походов. Во время Четвертого крестового похода был завоеван христианский Константинополь, во время Шестого вернули Иерусалим — но ненадолго. Поход за походом оканчивался неудачно, а желание европейцев в них участвовать слабело. В 1268 году пало княжество Антиохии, в 1289-м — графство Триполи, в 1291-м — столица Иерусалимского королевства Акра.
2. Как походы изменили отношение к войне
Норманнские всадники и лучники в битве при Гастингсе. Фрагмент гобелена из Байё. XI век
До Первого крестового похода ведение многих войн могло одобряться церковью, но ни одна из них не называлась священной: даже если война считалась справедливой, участие в ней вредило спасению души. Так, когда в 1066 году в битве при Гастингсе норманны разбили армию последнего англосаксонского короля Гарольда II, норманнские же епископы наложили на них епитимью. Теперь же участие в войне не только не считалось грехом, но позволяло искупить прошлые прегрешения, а смерть в бою практически гарантировала спасение души и обеспечивала место в раю.
Это новое отношение к войне демонстрирует история монашеского ордена, возникшего вскоре после окончания Первого крестового похода. Сначала главной обязанностью тамплиеров — не просто монахов, но монахов-рыцарей — была защита христианских паломников, отправившихся в Святую землю, от разбойников. Однако очень быстро их функции расширились: они стали защищать не только паломников, но и само Иерусалимское королевство. Тамплиерам перешло множество замков в Святой земле; благодаря щедрым дарам сторонников Крестовых походов из Западной Европы, им хватало средств, чтобы поддерживать их в хорошем состоянии. Как и другие монахи, тамплиеры приняли обет целомудрия, бедности и послушания, но, в отличие от членов других монашеских орденов, служили Богу, убивая врагов.
3. Сколько стоило участие в походе
Долгое время считалось, что главной причиной участия в Крестовых походах была жажда наживы: якобы так младшие братья, обделенные наследством, поправляли свое положение за счет сказочных богатств Востока. Современные историки отвергают эту теорию. Во-первых, среди крестоносцев было немало богатых людей, которые покидали свои владения на долгие годы. Во-вторых, участие в Крестовых походах стоило довольно дорого, а прибыли почти никогда не приносило. Затраты соответствовали статусу участника. Так, рыцарь должен был полностью экипировать и себя, и своих спутников и слуг, а также кормить их во время всего пути туда и обратно. Бедняки надеялись на возможность подработать в походе, а также на подаяния более обеспеченных крестоносцев и, конечно, на добычу. Награбленное в крупном сражении или после успешной осады быстро тратилось на провизию и другие необходимые вещи.
Историки подсчитали, что рыцарь, собравшийся в Первый крестовый поход, должен был собрать сумму, равную своим доходам за четыре года, и в сборе этих средств часто принимала участие вся семья. Приходилось закладывать, а иногда даже продавать свои владения. Например, Готфрид Бульонский, один из лидеров Первого крестового похода, был вынужден заложить родовое гнездо — Бульонский замок.
Большинство выживших крестоносцев возвращались домой с пустыми руками, если, конечно, не считать реликвий из Святой земли, которые они потом дарили местным церквям. Однако участие в Крестовых походах сильно поднимало престиж всей семьи и даже ее следующих поколений. Вернувшийся домой крестоносец-холостяк мог рассчитывать на выгодную партию, и в некоторых случаях это позволяло подправить расшатавшееся финансовое положение.
4. От чего умирали крестоносцы
Гибель Фридриха Барбароссы. Миниатюра из манускрипта «Саксонская всемирная хроника». Вторая половина XIII века
Подсчитать, сколько всего крестоносцев погибло в походах, сложно: известны судьбы совсем немногих участников. Например, из спутников Конрада III, короля Германии и предводителя Второго крестового похода, больше трети не вернулись домой. Умирали не только в бою или впоследствии от полученных ран, но и от болезней и голода. Во время Первого крестового похода нехватка провизии была столь серьезной, что дело дошло до каннибализма. Королям тоже приходилось нелегко. Например, император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса утонул в реке, Ричард Львиное Сердце и король Франции Филипп II Август еле пережили тяжелую болезнь (судя по всему, разновидность цинги), от которой выпадали волосы и ногти. У другого французского короля, Людовика IX Святого, во время Седьмого крестового похода была такая сильная дизентерия, что ему пришлось вырезать сиденье штанов. А во время Восьмого похода сам Людовик и один из его сыновей умерли.
5. Участвовали ли в походах женщины
Ида Австрийская. Фрагмент генеалогического древа Бабенбергов. 1489–1492 годы
Участвовала с собственной армией в Крестовом походе 1101 года.
Да, хотя их количество сложно подсчитать. Известно, что в 1248 году на одном из кораблей, которые во время Седьмого крестового похода везли крестоносцев в Египет, на 411 мужчин приходилось 42 женщины. Некоторые женщины участвовали в Крестовых походах вместе с мужьями; некоторые (обычно вдовы, которые в Средние века пользовались относительной свободой) ехали сами по себе. Как и мужчины, они отправлялись в походы, чтобы спасти душу, помолиться у Гроба Господня, посмотреть на мир, забыть о домашних неурядицах, а также прославиться. Бедные или обедневшие в ходе экспедиции женщины зарабатывали себе на хлеб, например, как прачки или искательницы вшей. В надежде заслужить Божье благоволение крестоносцы старались соблюдать целомудрие: внебрачные связи карались, а проституция, по всей видимости, была менее распространена, чем в обычной средневековой армии.
В боевых действиях женщины участвовали весьма активно. Один источник упоминает женщину, которая была убита под обстрелом во время осады Акры. Она участвовала в засыпании рва: это делалось для того, чтобы подкатить к стенам осадную башню. Умирая, она попросила бросить ее тело в ров, чтоб и в смерти помочь осаждающим город крестоносцам. Арабские источники упоминают женщин-крестоносцев, сражавшихся в доспехах и на коне.
6. В какие настольные игры играли крестоносцы
Крестоносцы играют в кости у стен Кесарии. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. 1460-е годы
Настольные игры, в которые почти всегда играли на деньги, в Средние века были одним из главных развлечений как аристократов, так и простолюдинов. Крестоносцы и поселенцы государств крестоносцев не были исключением: играли в кости, шахматы, нарды и мельницу (логическую игру для двух игроков). Как сообщает автор одной из хроник Вильгельм Тирский, король Балдуин III Иерусалимский любил играть в кости больше, чем приличествует королевской чести. Тот же Вильгельм обвинял Раймунда, князя Антиохии, и Жослена II, графа Эдессы, в том, что во время осады замка Шайзар в 1138 году они только и делали, что играли в кости, оставив своего союзника, византийского императора Иоанна II, воевать одного, — и в итоге Шайзар взять не удалось. Последствия игр могли быть и куда более серьезными. Во время осады Антиохии в 1097–1098 годах двое крестоносцев, мужчина и женщина, заигрались в кости. Воспользовавшись этим, турки совершили неожиданную вылазку из города и забрали обоих в плен. Отрубленные головы несчастных игроков потом перебросили через стену в лагерь крестоносцев.
Но игры считались небогоугодным делом — особенно когда речь шла о священной войне. Король Англии Генрих II, собравшись в Крестовый поход (в результате он в нем так и не принял участия), запретил крестоносцам ругаться, носить дорогую одежду, предаваться чревоугодию и играть в кости (кроме того, он запретил женщинам участвовать в походах, за исключением прачек). Его сын, Ричард Львиное Сердце, также считал, что игры могут помешать успешному исходу экспедиции, поэтому установил строгие правила: никто не имел права проиграть больше 20 шиллингов за день. Правда, королей это не касалось, а простолюдины должны были получить специальное разрешение на право играть. Правила, ограничивавшие игры, были и у членов монашеских орденов — тамплиеров и госпитальеров. Тамплиеры могли играть только в мельницу и только ради удовольствия, а не на деньги. Госпитальерам было строго запрещено играть в кости — «даже на Рождество» (видимо, некоторые использовали этот праздник как предлог, чтобы расслабиться).
7. С кем крестоносцы воевали
Уже с самого начала своих военных экспедиций крестоносцы нападали не только на мусульман и вели сражения не только на Ближнем Востоке. Первый поход начался с массовых избиений евреев на севере Франции и в Германии: одних просто убивали, другим предлагали на выбор смерть или обращение в христианство (многие предпочли самоубийство, чем гибель от рук крестоносцев). Это не противоречило идее Крестовых походов — большинство крестоносцев не понимали, почему они должны сражаться против одних неверных (мусульман), а других неверных щадить. Насилие против евреев сопровождало и другие Крестовые походы. Например, во время подготовки к третьему погромы произошли в нескольких городах Англии — только в Йорке погибло более 150 евреев.
С середины XII века папы начали объявлять Крестовые походы не только против мусульман, но и против язычников, еретиков, православных и даже католиков. Например, так называемые Альбигойские крестовые походы на юго-западе современной Франции были направлены против катаров — секты, не признававшей Католическую церковь. За катаров вступились их соседи-католики — они в основном и воевали с крестоносцами. Так, в 1213 году в битве с крестоносцами погиб король Арагона Педро II, получивший прозвище Католик за успехи в борьбе против мусульман. А в «политических» Крестовых походах на Сицилии и юге Италии врагами крестоносцев с самого начала были католики: папа обвинил их в том, что они ведут себя «хуже неверных», потому что не подчиняются его приказам.
8. Какой поход был самым необычным
Фридрих II и аль-Камиль. Миниатюра из манускрипта Джованни Виллани «Новая хроника». XIV век
Император Священной Римской империи Фридрих II дал обет принять участие в Крестовом походе, но исполнять его не торопился. В 1227 году он наконец-то отплыл в Святую землю, но серьезно заболел и повернул обратно. За нарушение обета папа римский Григорий IX тут же отлучил его от церкви. И даже через год, когда Фридрих снова сел на корабль, папа не отменил наказание. В это время на Ближнем Востоке шли междоусобные войны, начавшиеся после смерти Саладина. Его племянник аль-Камиль вступил в переговоры с Фридрихом, надеясь, что тот поможет ему в борьбе с братом аль-Муаззамом. Но когда Фридрих наконец поправился и снова отплыл в Святую землю, аль-Муаззам умер — и помощь аль-Камилю была больше не нужна. Тем не менее Фридриху удалось убедить аль-Камиля вернуть христианам Иерусалим. У мусульман оставалась Храмовая гора с исламскими святынями — «Куполом скалы» и мечетью аль-Акса. Этот договор был достигнут отчасти благодаря тому, что Фридрих и аль-Камиль говорили на одном языке — как в буквальном, так и в переносном смысле слова. Фридрих вырос на Сицилии, большая часть населения которой была арабоговорящей, говорил по-арабски сам и интересовался арабской наукой. В переписке с аль-Камилем Фридрих задавал ему вопросы по философии, геометрии и математике. Возвращение Иерусалима христианам путем тайных переговоров с «неверными», а не открытого боя, да и еще отлученным от церкви крестоносцем, многим казалось подозрительным. Когда Фридрих из Иерусалима приехал в Акру, его закидали потрохами.
Автор Елизавета Лапина
Росавтодор объявил открытый конкурс на создание нескольких документальных фильмов о строительстве, реконструкции и содержании федеральных дорог. Максимальная цена контракта составляет 58,9 миллиона рублей, источник финансирования — федеральный бюджет, указано на портале госзакупок.
Как следует из технического задания, создатель фильма должен снять и смонтировать 10 серий продолжительностью от 15 до 25 минут, их короткие версии от пяти до 10 минут и итоговый фильм под рабочим названием «Деятельность Росавтодора в 2017 году» продолжительностью от 60 до 80 минут с короткой версией в том числе на английском языке.
Фильмы должны «обеспечить открытость, прозрачность, информативность и достоверность в предоставлении населению информации о дорожных объектах и о деятельности Федерального дорожного агентства». В фильмы должны войти сюжеты о строительстве участка Московского большого кольца, реконструкциях дорог в Московской, Рязанской, Архангельской, Мурманской и других областях. Также создатели фильма должны осветить стройки дорог к Чемпионату мира по футболу в 2018 году в Волгоградской, Калининградской, Нижегородской, Ростовской и Самарской областях, в Республике Мордовия и в Санкт-Петербурге.
Стоимость одной серии от 15 до 20 минут составит от 4,8 до 5,2 миллиона рублей. Заявки принимаются до 11 апреля. Все работы должны быть выполнены к 22 ноября 2017 года.
При этом в марте 2016 года Росавтодор объяснял пользу плохих дорог. По мнению ведомства, аварийность на дорожных участках с хорошим покрытием может быть выше, чем на дорогах худшего качества.
http://www.the-village.ru/village/city/city/260612-how-is-it...