Работа в мастерской
13 постов
13 постов
Я люблю свою работу! Особенно, когда приносят чайник со словами "носик припаять".... Ух обожаю эти носики и в чайниках и в самоварах!
Вот и очередной "носик". Медный чайник типа финского походника. Носик не сварной, спаян на олово по выступающему шву. Весь шов распаян, естественно.
Чтобы устранить протечки, нужно носик вынуть полностью, располовинить, зачистить все швы, спаять сначала сам носик, а потом его припаять к чайнику.
И когда казалось бы "носик впаян", оказывается, что течет шов на самом чайнике.
Половиним чайник, зачищаем шов на обеих половинках, спаиваем. Желательно так, чтобы не отпаялся припаяный до этого носик.
Вот тебе и "только носик запаять". Чтобы припаять одно, надо перебрать весь предмет. И с мелким ремонтом самоваров аналогично.
Небольшая история. К нам приехал самовар под восстановление. Со слов клиента - самовар он нашел в грунте обмелевшей реки.
Вообще, мы не очень любим работать с копаными вещами. Земля и вода делают свое дело: за годы из латуни вымывается цинк и металл становится очень хрупким,плохо поддается рихтовке - буквально крошится в руках.


Состояние самовара перед началом работ
Вобщем, и этот экземпляр был уже изрядно побит ещё при жизни и земля ещё постаралась. Повезло, что он лежал не столько в земле, сколько в песке. Песок, проточная вода и отсутствие кислорода не давали окисляться поверхности. Разве что сама поверхность была шероховатой (оотпескоструена в прямом смысле этого слова).


Самовпо после рихтовки. На втором фото - проблемный бок
Самовар, несмотря на многочисленные вмятины и трещины, отрихтовался вполне сносно. Паять решили оловом изнутри, чтобы не перегревать металл. Подобрали недостающие детали и дали предмету вторую жизнь.
Внутри было выполнено новое лужение, снаружи решили делать в патину - так как толщина металла и чистота поверхности не позволили бы его отшлифовать под полировку.


Готовый самовар
Теперь это полностью рабочий самовар, которым можно пользоваться.
Я спросила у владельца - при каких обстоятельствах была сделана находка. С его слов, ближайший населенный пункт был метрах в двухста (деревня), между деревней и находкой в ста метрах выше по течению был мост. Казалось бы - что делать самовару в воде на таком удалении от людей? Но вместе с самоваром попадалась посуда, консервные банки и гильзы. Много больших артиллерийских латунных гильз.
Возможно, на берегу реки стол артиллерийский расчет и вся утварь принадлежала им. А самовар могли почистить и бросить на берегу, а на утро он мог и не понадобится. Война шла...
Вот такая история.
Недавно занималась ремонтом двух самоваров. Один из них - гранная банка Торгового дома Братьев Шемариных.
Сам самовар неплохо сохранился, но из-за неизмеримо тяжёлого колосника, когда кто-то его со всей силы поставил на стол (или уронил), поддувало прогнулось и лопнуло по узким местам просечки. Плюс из-за жара в этом месте сам металл стал групким и сегменты выкрошились. Ну и сама шейка тоже получила трещины.
Так как часть сегментов была утеряна, я изготовила из латуни новые колечки, по форме утраченных. А остатки старых были удалены. Новых сегментов получилось 6 шт.
Чтобы их припаять ровно по местам необходимо было выставить тулово относительно поддувале на определенном уровне. Тулово пришлось зафиксировать на латунную стяжку: она припаяна сверху, потом через нее подтянуто тулово и оловом сделана фиксация на ноге.
Таким образом я выдерживаю нужное расстояние между шейкой и туловом.
Далее были зачищены места пайки и подогнаны колечки.
Пайку я произвожу припоем с содержанием серебра (45% в данном случае). Это твердый припой с температурой плавления около 650 градусов.
Заодно с колечками были запаяны и трещины на шейке.
После пайки место ремонта было пошлифовано и сделана пробная полировка.
Места, где крепилась вспомогательная стяжка, будут зашлифованы в процессе работы с самоваром.
Толщина металла у новых сегментов толще, чем у самого поддувала. За счёт этого слабому месту придана бо'льшая жесткость. После финишной шлифовки и полировки место ремонта будет практически не видно.
Реставрация и ремонт - это не одно и тоже. Реставрируя, мы стараемся сделать так, чтобы на выходе получился предмет таким, каким он был произведен, аутентичным. А ремонт - это когда подлатать протечки и "чтобы чай пить".
Личные средства защиты дыхательных путей - на первом месте. Это очень (очень!) пыльная работа. Привет стоматологам раз пол года на чистке зубов.
Медальные самовары - это самые бюджетные (читай - дешёвые) самовары в свое время. Мы их называем "крестьянские банки", т.к. крестьяне могли себе позволить только медальную банку. Все другие фасоны были дороже.
Самовар можно топить и без трубы.
Сначала наливаем воду, а потом разжигаем. Если сделаете наоборот - добро пожаловать в нашу мастерскую.
Крышечка на трубе самовара не для красоты, а для того, чтобы вовремя погасить внутри топки огонь. Закрываем трубу, тяга прекращается,огонь гаснет. Вода не выкипит.
Самоварные олово - не означает, что оно будет чистым. Вопреки распространенному мнению, раньше самовары собирали на свинец (впаивали трубу, ручки, кран), а затем раплавлчли тонкий слой чистого сверху. Поэтому "олово", которое выплавляется из самоваров - это свинцово-оллвянный сплав, в котором олова процентов 30 от силы.
Все старые самовары изготовлены из латуни. Медных самоваров лично мне не доводилось держать в руках.
Самые лучшие самовары в плане надёжности и качества металла - периода НЭПа. В то время не жалели материалов и изготавливали, действительно,надёжные и красивые экземпляры.
Чай из самовара ничем не отличается от чая из чайника. Но настроение, получаемое от процесса растопки самовара и последующего чаепития - вот это и есть самое приятное.
Небольшая зарисовка из мастерской. Недавно ремонтировали крышку к самовару - у нее было срезано посадочное кольцо на трубу.
Такой вандализм на самоварных крышках встречается довольно часто. Причина: когда-то давно, в самоваре меняли топочную трубу или наращивали прогоревшую верхнюю часть. И старая крышка становилась мала для новой трубы. И владелец не долго думая, срезал верхнее кольцо до нужного диаметра, чтобы крышку можно было поставить на место.
В данном случае кольцо было срезано с частью самой крышки. Чтобы восстановить, мне потребовалось подобрать подходящего донора - другую крышку. Донором стала крышка от кольчугинского самовара.
Аккуратно маленьким отрезным кругом срезаем от донора нужную часть, зачищаем обе детали в месте пайки, выставляем с совсем минимальным нахлестом, чтобы верхняя часть не проваливалась внутрь.
Далее паяем твердым припоем с содержанием серебра 40%.
Ждём остывания, убираем флюс и зачищаем место пайки. После оно зашлифовывается и заполировывется.
Изнутри место пайки не шлифую, чтобы не истончить и так тонкий металл. Крышка просто очищается и лудится.
Снаружи место пайки фактически не видно. Крышка восстановлена.
Расскажу про одну работу прошлого года.
По случаю я приобрела ламберный столик в состоянии "дров". Столешница винтом, одна нога после старого ремонта, междуножье сломано.
Взялась его восстанавливать.
Стол был разобран, отдефектован. Стало понятно, что столешницу - в утиль, она винтом и вся проедена жуком, шпон на подстолье наполовину был утрачен. По виду это шпон корня клёна, ещё его называют "птичий глаз". Красивый и редкий. Было решено сохранить родной шпон на ножках, а в качестве ремонта брать полоски с подстолья. Шпон крошился и ломался, но я продолжала жрать кактус.
Где-то месяц у меня ушел на работу с ногами. Я шпаклевала отверстия от жука и подклеивала заплатки.
Параллельно в литейной мастерской были заказаны недостающие элементы: накладки из латуни и одна лапа на ногу. Хорошо, что по каждому элементу были образцы и в мастерской мне сделали точные копии латунных украшений.
За то время, что изготавливали латунные элементы, я приобрела шпон дуба и оклеила им боковины подстолья.
Осталось только изготовить столешницу.
Долго думали, что с ней делать. Решили взять основу, зафанеровать ее со всех сторон шпоном. Лицевую часть решили сделать в технике маркетри из разных пород дерева.
За шпоном специально ездили в Санкт -Петербург на оптовый склад. Привезли несколько разных пород, но остановились на корне американского ореха (похож на "птичий глаз" на ногах) и дубе.
Не с первого раза получилось оклеить поверхность ровно, пришлось часть шпона снять и поменять рисунок кромки.
Завершающим этапом на все поверхности нанесли прозрачное масло и отполировали воском.
В результате получился крепкий и такой атмосферный столик. Кот тоже заценил :)
Просто похвастаться работой.
Тулово было сильно мятое. Но повезло с качеством металла - латунь оказалась пластичной и лопнула только в одном месте около ручки. Все остальные вмятины и неровности удалось выкать в зеркальную гладь.
Расскажу, как муж задумал люстру в новом доме повесить.
Началось все с того, что летом на барахолке приобрели каркас от люстры в сталинском стиле.
Мы погугли и нашли, как она должна выглядеть в сборе:
Показали фото продавцу нашей основы и он вспомнил, что у него есть ещё от нее нижняя розетка с шишкой-закруткой.
Забрали и их. И стали думать, как дальше быть. Пришли к выводу, что черные детали можно изготовить из стеклоткани и эпоксидной смолы. Нашли и подготовили подходящие формы и вылепили верхнюю и нижнюю крышку . Когда смола застыла, пошлифовали, загрунтовали и покрасили в черный цвет.
Когда обе крышки были готовы, собрали люстру. Докупили ещё провода и цоколи. Можно вставлять лампочки.
Встал вопрос с плафонами. Посадочный диаметр оказался редким - 64 мм. Тогда как самые распространенные сталинские шишки имеют диаметр 80 мм. Пару месяцев помониторив Авито, я смогла найти только три одинаковых плафона с нашим диаметром. Поняли, что смысла нет годами подбирать и решили делать сами тоже из эпоксидной смолы путем ротационной вытяжки.
Для этого на ЧПУ-станке выточили из воска болванку в форме будущего плафона и по ней сделали оболочку из силикона. Это многоразовая форма.
Далее под эту форму изготовили из гипса разъемную коробочку. В нее укладывается силиконовая форма, закрывается гипсом. Остаётся только отверстие для заливки внутрь смолы.
Заливается нагретая до 40 градусов смола и путем вращения гипсовой формы распределяется внутри по силиконовым стенкам.
Первый плафон получился мутным, с большим количеством пузырьков и непроливом около посадочного бортика.
Мы усовершенствовали конструкцию, купили другую - более прозрачную смолу и приступили к изготовлению шести плафонов.
В брак ушел только один. Слишком быстро застыла смола, не успела растечься.
В готовом виде плафоны выглядели так:
Теперь дело встало за мелочами: цепочки, чашка на потолок и центральная розетка.
Центральную розетку мы подобрали от другой люстры. А вот с чашкой к потолку вышел затык: то, что было в продаже на Авито и мешке, не подходило по стилю или размеру. Решили, что будем делать по той же схеме из эпоксидки.
Вырезали на ЧПУ из воска образец по форме близкий к оригиналу, сделали из него силиконовую форму в гипсовой рубашке и залили эпоксидку, смешанную с латунной пудрой. А шишку отлили сразу с оригинала, который у нас был в наличии. Верхнее крепление люстры готово:
С цепочкой тоже заморочились и сделали звенья по форме, как в оригинале: из толстой медной проволоки выковали продолговатые звенья с шипами и круглые соединительные колечки. Все части спаяли твердым припоем. Повторили три раза и подвес для люстры был готов.
На мой взгляд, получилось не хуже оригинала.
Она уже висит на штатном месте:
Изготовление этой люстры с учётом покупки основы обошлось примерно тысяч в 5-6.