
Работа в мастерской
12 постов
12 постов
Недавно занималась ремонтом двух самоваров. Один из них - гранная банка Торгового дома Братьев Шемариных.
Сам самовар неплохо сохранился, но из-за неизмеримо тяжёлого колосника, когда кто-то его со всей силы поставил на стол (или уронил), поддувало прогнулось и лопнуло по узким местам просечки. Плюс из-за жара в этом месте сам металл стал групким и сегменты выкрошились. Ну и сама шейка тоже получила трещины.
Так как часть сегментов была утеряна, я изготовила из латуни новые колечки, по форме утраченных. А остатки старых были удалены. Новых сегментов получилось 6 шт.
Чтобы их припаять ровно по местам необходимо было выставить тулово относительно поддувале на определенном уровне. Тулово пришлось зафиксировать на латунную стяжку: она припаяна сверху, потом через нее подтянуто тулово и оловом сделана фиксация на ноге.
Таким образом я выдерживаю нужное расстояние между шейкой и туловом.
Далее были зачищены места пайки и подогнаны колечки.
Пайку я произвожу припоем с содержанием серебра (45% в данном случае). Это твердый припой с температурой плавления около 650 градусов.
Заодно с колечками были запаяны и трещины на шейке.
После пайки место ремонта было пошлифовано и сделана пробная полировка.
Места, где крепилась вспомогательная стяжка, будут зашлифованы в процессе работы с самоваром.
Толщина металла у новых сегментов толще, чем у самого поддувала. За счёт этого слабому месту придана бо'льшая жесткость. После финишной шлифовки и полировки место ремонта будет практически не видно.
Реставрация и ремонт - это не одно и тоже. Реставрируя, мы стараемся сделать так, чтобы на выходе получился предмет таким, каким он был произведен, аутентичным. А ремонт - это когда подлатать протечки и "чтобы чай пить".
Личные средства защиты дыхательных путей - на первом месте. Это очень (очень!) пыльная работа. Привет стоматологам раз пол года на чистке зубов.
Медальные самовары - это самые бюджетные (читай - дешёвые) самовары в свое время. Мы их называем "крестьянские банки", т.к. крестьяне могли себе позволить только медальную банку. Все другие фасоны были дороже.
Самовар можно топить и без трубы.
Сначала наливаем воду, а потом разжигаем. Если сделаете наоборот - добро пожаловать в нашу мастерскую.
Крышечка на трубе самовара не для красоты, а для того, чтобы вовремя погасить внутри топки огонь. Закрываем трубу, тяга прекращается,огонь гаснет. Вода не выкипит.
Самоварные олово - не означает, что оно будет чистым. Вопреки распространенному мнению, раньше самовары собирали на свинец (впаивали трубу, ручки, кран), а затем раплавлчли тонкий слой чистого сверху. Поэтому "олово", которое выплавляется из самоваров - это свинцово-оллвянный сплав, в котором олова процентов 30 от силы.
Все старые самовары изготовлены из латуни. Медных самоваров лично мне не доводилось держать в руках.
Самые лучшие самовары в плане надёжности и качества металла - периода НЭПа. В то время не жалели материалов и изготавливали, действительно,надёжные и красивые экземпляры.
Чай из самовара ничем не отличается от чая из чайника. Но настроение, получаемое от процесса растопки самовара и последующего чаепития - вот это и есть самое приятное.
Небольшая зарисовка из мастерской. Недавно ремонтировали крышку к самовару - у нее было срезано посадочное кольцо на трубу.
Такой вандализм на самоварных крышках встречается довольно часто. Причина: когда-то давно, в самоваре меняли топочную трубу или наращивали прогоревшую верхнюю часть. И старая крышка становилась мала для новой трубы. И владелец не долго думая, срезал верхнее кольцо до нужного диаметра, чтобы крышку можно было поставить на место.
В данном случае кольцо было срезано с частью самой крышки. Чтобы восстановить, мне потребовалось подобрать подходящего донора - другую крышку. Донором стала крышка от кольчугинского самовара.
Аккуратно маленьким отрезным кругом срезаем от донора нужную часть, зачищаем обе детали в месте пайки, выставляем с совсем минимальным нахлестом, чтобы верхняя часть не проваливалась внутрь.
Далее паяем твердым припоем с содержанием серебра 40%.
Ждём остывания, убираем флюс и зачищаем место пайки. После оно зашлифовывается и заполировывется.
Изнутри место пайки не шлифую, чтобы не истончить и так тонкий металл. Крышка просто очищается и лудится.
Снаружи место пайки фактически не видно. Крышка восстановлена.
Расскажу про одну работу прошлого года.
По случаю я приобрела ламберный столик в состоянии "дров". Столешница винтом, одна нога после старого ремонта, междуножье сломано.
Взялась его восстанавливать.
Стол был разобран, отдефектован. Стало понятно, что столешницу - в утиль, она винтом и вся проедена жуком, шпон на подстолье наполовину был утрачен. По виду это шпон корня клёна, ещё его называют "птичий глаз". Красивый и редкий. Было решено сохранить родной шпон на ножках, а в качестве ремонта брать полоски с подстолья. Шпон крошился и ломался, но я продолжала жрать кактус.
Где-то месяц у меня ушел на работу с ногами. Я шпаклевала отверстия от жука и подклеивала заплатки.
Параллельно в литейной мастерской были заказаны недостающие элементы: накладки из латуни и одна лапа на ногу. Хорошо, что по каждому элементу были образцы и в мастерской мне сделали точные копии латунных украшений.
За то время, что изготавливали латунные элементы, я приобрела шпон дуба и оклеила им боковины подстолья.
Осталось только изготовить столешницу.
Долго думали, что с ней делать. Решили взять основу, зафанеровать ее со всех сторон шпоном. Лицевую часть решили сделать в технике маркетри из разных пород дерева.
За шпоном специально ездили в Санкт -Петербург на оптовый склад. Привезли несколько разных пород, но остановились на корне американского ореха (похож на "птичий глаз" на ногах) и дубе.
Не с первого раза получилось оклеить поверхность ровно, пришлось часть шпона снять и поменять рисунок кромки.
Завершающим этапом на все поверхности нанесли прозрачное масло и отполировали воском.
В результате получился крепкий и такой атмосферный столик. Кот тоже заценил :)
Просто похвастаться работой.
Тулово было сильно мятое. Но повезло с качеством металла - латунь оказалась пластичной и лопнула только в одном месте около ручки. Все остальные вмятины и неровности удалось выкать в зеркальную гладь.
Расскажу, как муж задумал люстру в новом доме повесить.
Началось все с того, что летом на барахолке приобрели каркас от люстры в сталинском стиле.
Мы погугли и нашли, как она должна выглядеть в сборе:
Показали фото продавцу нашей основы и он вспомнил, что у него есть ещё от нее нижняя розетка с шишкой-закруткой.
Забрали и их. И стали думать, как дальше быть. Пришли к выводу, что черные детали можно изготовить из стеклоткани и эпоксидной смолы. Нашли и подготовили подходящие формы и вылепили верхнюю и нижнюю крышку . Когда смола застыла, пошлифовали, загрунтовали и покрасили в черный цвет.
Когда обе крышки были готовы, собрали люстру. Докупили ещё провода и цоколи. Можно вставлять лампочки.
Встал вопрос с плафонами. Посадочный диаметр оказался редким - 64 мм. Тогда как самые распространенные сталинские шишки имеют диаметр 80 мм. Пару месяцев помониторив Авито, я смогла найти только три одинаковых плафона с нашим диаметром. Поняли, что смысла нет годами подбирать и решили делать сами тоже из эпоксидной смолы путем ротационной вытяжки.
Для этого на ЧПУ-станке выточили из воска болванку в форме будущего плафона и по ней сделали оболочку из силикона. Это многоразовая форма.
Далее под эту форму изготовили из гипса разъемную коробочку. В нее укладывается силиконовая форма, закрывается гипсом. Остаётся только отверстие для заливки внутрь смолы.
Заливается нагретая до 40 градусов смола и путем вращения гипсовой формы распределяется внутри по силиконовым стенкам.
Первый плафон получился мутным, с большим количеством пузырьков и непроливом около посадочного бортика.
Мы усовершенствовали конструкцию, купили другую - более прозрачную смолу и приступили к изготовлению шести плафонов.
В брак ушел только один. Слишком быстро застыла смола, не успела растечься.
В готовом виде плафоны выглядели так:
Теперь дело встало за мелочами: цепочки, чашка на потолок и центральная розетка.
Центральную розетку мы подобрали от другой люстры. А вот с чашкой к потолку вышел затык: то, что было в продаже на Авито и мешке, не подходило по стилю или размеру. Решили, что будем делать по той же схеме из эпоксидки.
Вырезали на ЧПУ из воска образец по форме близкий к оригиналу, сделали из него силиконовую форму в гипсовой рубашке и залили эпоксидку, смешанную с латунной пудрой. А шишку отлили сразу с оригинала, который у нас был в наличии. Верхнее крепление люстры готово:
С цепочкой тоже заморочились и сделали звенья по форме, как в оригинале: из толстой медной проволоки выковали продолговатые звенья с шипами и круглые соединительные колечки. Все части спаяли твердым припоем. Повторили три раза и подвес для люстры был готов.
На мой взгляд, получилось не хуже оригинала.
Она уже висит на штатном месте:
Изготовление этой люстры с учётом покупки основы обошлось примерно тысяч в 5-6.
Только у меня второй день невозможно читать комментарии? При открытии комментов к любому посту происходит обновление страницы раз в 5-7 секунд. При этом страница возвращается на самый верх. Если успеваю открыть ветку (срез) комментариев, то при обновлении она сворачивается.
Смотрю с телефона через браузер опера.