Ну и я, пользуясь случаем, расскажу о своём маленьком уникуме 3,5 лет. В нашем случае, чтения книг и каких-то особых педагогических методов не было. Всё решили технологии...
Так получилось, что наш добренький папочка начал время от времени давать Кристиану свой телефон, уже в 1,5 года. Видео смотреть в Ютубе. Естественно, контент фильтровали, и поначалу сами включали ему мультики. Потом с удивлением обнаружили, что ребенок вполне себе осваивает современные технологии и научился переключать видео, перематывать, а то и вовсе выключал видео и искал игры на телефоне. Некоторые скачали ему, развивайки. С тех пор, когда давали ему телефон, оставалось время от времени следить, что он там смотрит, да с играми помогать. А на Ютубе смотрел он, преимущественно, английский алфавит для детей, песенку.
В общем, было ему без месяца два года, укачивала его на коленях, и он начал мне выдавать английский алфавит... Я была в конкретном шоке! То есть, знала, что он его смотрит, но было сюрпризом то, что он его уже выучил!
Так и началась его глубокая и непроходящая любовь к буквам и цифрам. В два с небольшим он знал английский, итальянский (живём в Италии) и русский алфавит. При этом, говорить ещё толком не умел, не строил фразы и предложения, ограничиваясь лишь отдельными словами.
Если дети обычно рассматривают картинки в книге, его интересовали только буквы. Конечно те, что покрупнее, заголовки. Называл все буквы, почему-то с конца, в обратном порядке. С цифрами аналогичная любовь: считает так же, на 3-х языках, но пока только русский отстаёт. К 2,5 годам освоил самые простые арифметические действия. Прибавление, отнимать пока плохо получается.
Пошли в ход магнитные алфавиты, Кристиан увлёкся тем, что расставлял буквы в правильном порядке. Песенку-алфавит пел по 100 раз в день, что сначала нас, родителей, очень вдохновляло, но потом... Едем в машине, минут 20 дороги, и всю дорогу ребенок горланит алфавит, и заставляет петь вместе с ним. То ещё удовольствие)) раз за разом, по кругу. Есть видео, где он в 2 года и 2 месяца идёт по парковке, и читает номерные знаки на каждой машине.
Стоит отметить, что весь свой процесс обучения он построил сам, своими темпами и своими способами. Не принимая помощи и отвергая любое вмешательство. Например, я решила, что пришло ему время учить слоги. Алфавит знает, игры, связанные с алфавитом, скачаны и играны - пора и читать учиться. Но слоги его не вдохновили. И сам, каким-то образом, он нашёл видео со звуками, на английском. Долго смотрел и слушал звуки, повторял. Игры с пластилином превращались в "слепи мне А", "теперь слепи мне В", и так далее.
В 2,5 года начались более-менее успешные попытки писать буквы. Он никогда не рисовал цветочки и домики - только буквы и цифры. В этом же возрасте добрый папочка купил Кристиану первый планшет (сейчас у него третий). Ещё бы, ребёнок задолбал оккупировать телефон. Конечно, я старалась ограничивать пользование. Но справедливости ради скажу, что ничего бестолково он не смотрел и была очевидна польза гаджета. Кристиан научился сам скачивать игры. И скачал, на нашу голову, игру Logo Quiz, которая дала решительный толчок в сторону чтения. Опять же, каким-то интуитивным и удобным только для него образом. Эта игра до сих пор у него в фаворе, на минуточку, уже больше года! Суть в том, что есть логотип, и нужно написать марку. Есть клеточки для букв, и сами буквы внизу в два ряда. Этой игрой ребёнок нас терроризировал при любом удобном случае. Он спрашивал, а нам приходилось писать. Или угадывать. Или пользоваться подсказками. Мне надоело, стала говорить, чтоб писал сам. Называла букву за буквой, а он их находил и ставил. После перешли к слогам. Говорю ему: "пиши "Ба"". Не понимает. Говорю: "Ба" - это Б-А". И так, Кристиан потихоньку начал запоминать слоги и из каких букв они состоят. В игровой манере. Так, как ему интересно. Чтоб привлечь ещё больше к чтению, писала на бумаге что-то вроде "Ты молодец, возьми Киндер в холодильнике". В итоге, чтение имело конкретный результат, а это мотивирует!
Что мы имели в три года:
1) Ребёнок читает довольно неплохо даже длинные слова, учитывая итальянские правила произношения.
2) Считает до 20 на русском, до 200 как минимум на английском и итальянском(дальше уставал считать), до 10 на испанском (внезапно). Может и от 100 до 0 с небольшими подсказками.
3) Пишет, хорошее развитие мелкой моторики.
4) Неплохо пользуется планшетом, сам ищет интересующие видео через ввод на клавиатуре и через голосовой набор.
5) Знает марки очень многих автомобилей и логотипы торговых марок.
6) Самостоятельно выучил названия цветов на трёх языках, а также геометрические формы.
Сейчас, в 3,5 года, когда не лень, может прочесть кусок текста, но пока ещё его не очень волнуют книги. В садике с другими детьми и совместными играми ему не интересно, но это скорее особенность характера. Ищет возможность уединиться с бумагой и фломастерами. Сядет, и пишет.
Я абсолютно не чувствую своей заслуги в его достижениях. Нет, он имел эту страсть внутри так рано, что это шокирует. И уперто шёл вперёд в своем развитии. От меня требовалось только давать ему эту возможность. А муж очень любит "блеснуть вундеркиндом" перед знакомыми и не очень людьми, прося Кристиана что-то прочитать. Или сказать на английском. Или посчитать. Нравится ему реакция на лицах.
Ну а я, в свою очередь, говорю о своем младшем годовалом: "этот тоже умеет, только сказать пока не может".