Мудрый танк озера)
UPD: история мудрого танка #comment_238838840
UPD: история мудрого танка #comment_238838840
Всем привет и с наступившим Новым годом!)
Это моё второе участие в проекте и первое получение подарка 😌
Котоинспекция приступает к проверке содержимого)
Подарок просто прекрасный, особенную радость доставила эта чудесная новогодняя игрушка с подсветкой🤩.
Большое спасибо моей снегурочке за такой чудесный подарок!
Этого режиссера считали своим учителем Джордж Лукас и Стивен Спилберг. Его фильмы собирали большое число зрителей в американском и международном прокате. Он произвел настоящую революцию в области спецэффектов в фантастическом кино. О ком идет речь? О Стэнли Кубрике? Нет. Мы говорим о советском режиссере Павле Владимировиче Клушанцеве
Мало того, он придумал самые яркие спецэффекты для голливудских блокбастеров — 25 февраля исполнится 105 лет со дня его рождения. Но «Оскары» и слава достались его ученикам и последователя – Кубрику, Лукасу и Кэмерону.
Давайте посмотрим как Голливуд присвоил его заслуги :
Тайна утонувшего робота
«Терминатор-2: судный день» (1991)
Фото: кадр из фильма
Финал второй части легендарного «Терминатора», где робот с лицом Арнольда Шварценеггера медленно и печально погружается в расплавленный металл, помнят, наверное, все. Сцена получилась мощной, некоторые даже всплакнули: мол, молодец Джеймс Кэмерон, хороший фильм снял голливудский режиссер.
И мало кто вспомнил, что старый советский фильм Павла Клушанцева «Планета бурь», вышедший на экраны еще в «лохматом» 1961 году, заканчивается точно такой же сценой! С той разницей, что там робот гибнет в кипящей лаве.
«Планета бурь» (1961)
Фото: кадр из фильма
Случайное совпадение? Едва ли, если учесть, что помощник Кэмерона Роберт Скотак много лет общался с Клушанцевым и получил ключ ко всем его секретам. Об этом Woman’s Day рассказала дочь режиссера Жанна Клушанцева.
– Еще в начале 1980-х отец получил письмо от американского мастера спецэффектов Роберта Скотака с просьбой объяснить, каким образом сняты те или иные вещи. Папа тогда страшно обрадовался, потому что к тому времени он уже не работал в кино и про него совершенно забыли. А тут вдруг письмо из Америки! Он составил подробнейшее описание и чертежи всех своих приспособлений, сделал больше 100 фотографий – несколько дней печатал их в ванной. И отослал все в Голливуд Роберту Скотаку.
А в начале 1990-х американец Скотак лично приехал в Петербург и пришел к отцу домой. Папа был уже почти слепой. Но они посидели, поговорили. Скотак сказал отцу, что у них в Голливуде много денег, но не хватает выдумщиков – «таких, как вы».
И тут Скотак не ошибся: снятый после переписки с Клушанцевым «Терминатор-2» получил в 1992 году сразу четыре «Оскара», и одну из статуэток – за визуальные спецэффекты!
Темная сторона Кубрика
«2001 год: космическая одиссея» (1968)
Фото: кадр из фильма
«Терминатора» Клушанцев так и не увидел, хотя блокбастер вышел при его жизни. Талантливый советский новатор, на много лет обогнавший Голливуд, Павел Клушанцев скончался в 1999 году в возрасте 89 лет.
– Папа очень спокойно относился к использованию другими людьми его достижений, – говорит дочь режиссера Жанна Клушанцева. – Снятая им «Планета бурь» дважды вышла в США перемонтированной, с какими-то полуголыми русалками и именами других режиссеров в титрах. А он, когда узнал, только посмеялся. Да, американцы непорядочно поступили, им нужно было – они использовали. Да и бог с ними.
На съемках «Планеты бурь»
Фото: архив музея студии "Леннаучфильм"
Стэнли Кубрик - мэтр космического жанра казалось бы он неподражаем, но и в его знаменитом фильме «2001. Космическая Одиссея» можно найти заимствования из старой советской ленты Клушанцева «Дорога к звездам».
Кубрик использовал те же приемы, чтобы создать эффект невесомости, подвешивая актеров к потолку на тросах, да и орбитальная станция подозрительно напоминает клушанцевскую. Однако Кубрик, чья «Одиссея», вышедшая в 1968 году, стала классикой мирового кино, так и не признался, что внимательно смотрел «Дорогу к звездам», снятую за десять лет до этого, в 1957-м.
Признание Джорджа Лукаса
«Звездные войны: новая надежда» (1977)
Фото: кадр из фильма
– Отец никогда не получал благодарности от Кубрика, – говорит дочь режиссера Жанна Клушанцева. – К счастью, другой голливудский режиссер, Джордж Лукас, никогда не скрывал, что папины фильмы оказали на него очень большое влияние.
Много революционных технологий съемки применил Клушанцев в научно-популярном фильме «Дорога к звездам». В частности, сцены сближения и стыковки космических кораблей. Только в советском варианте это были мирные сцены, а у Лукаса – космическая битва.
«Дорога к звездам» (1957)
Фото: кадр из фильма
В «Звездных войнах» все сцены, в которых герои оказываются в открытом космосе, сделаны по образцам Клушанцева, во многом это его разработки для советского фильма «Дорога к звездам», – говорит петербургский киновед Дмитрий Буныгин. – Очевидно, что Лукас и его специалисты по комбинированным съемкам внимательнейшим образом смотрели фильмы Клушанцева, и не один раз!
Фон для кадров в открытом космосе и Клушанцев, и Лукас заказывали художникам. Все пейзажи были нарисованы вручную, причем с точным соблюдением расположения звезд и светил. Сейчас это делают на компьютере за 5–7 минут. А тогда была настоящая кинореволюция.
Эскизы к фильму «Планета бурь»
Фото: архив музея студии «Леннаучфильм»
Еще одна уникальная находка Клушанцева – увеличение объектов. Он строил небольшие макеты ракет, всего лишь в рост человека. Делал статичные съемки космических кораблей. Отдельно снимал актеров в перспективе. И совмещал эти кадры. Получалось очень достоверно.
Примечательно, что режиссер Лукас тоже строил небольшие объекты. А вместо астероидов и вовсе использовал картошку
«Дорога к звездам» (1957)
Фото: кадр из фильма
«Звездные войны: новая надежда» (1977)
Фото: кадр из фильма
Весь Голливуд вслед за Лукасом вынужден был признать: первым уникальные по достоверности сцены в космосе снял не Лукас, а именно Клушанцев.
Младший брат «железного Джона»
«Звездные войны: новая надежда» (1977)
Фото: кадр из фильма
Даже так полюбившийся всем человекообразный робот С-3РО («Си-Трипио»), помощник Люка Скайуокера, явно создан под влиянием «Планеты бурь». В нем легко угадываются черты «железного Джона», покорявшего Венеру вместе с советскими астронавтами.
«Планета бурь» (1961)
Фото: кадр из фильма
Заимствован не только дизайн, но и образ, характер в целом. И у Клушанцева, и Лукаса робот – не какой-то вспомогательный прибор, а настоящий и очень верный друг. А про дизайн стоит сказать особо: конечно, роботы в фильмах были и до Клушанцева, но именно у него, а затем и у Лукаса они приобрели привычный для всех любителей фантастики антропоморфный образ, получили руки, ноги, вообще стали походить на людей. В этом плане Клушанцев и Лукас были пионерами
На съемках «Планеты бурь»
Фото: архив музея студии «Леннаучфильм»
На съемках обоих фильмов роботами управляли люди, сидевшие внутри. У Клушанцева это делал Борис Прудковский, чемпион СССР по вольной борьбе. Он не только носил тяжелые доспехи, но и поднимал над головой людей.
Слезы советской космонавтки
«Планета бурь» (1961)
Фото: кадр из фильма
Клушанцев и вправду опережал время. «Дорога к звездам» вышла точно к запуску первого советского спутника – в 1957 году. А «Планета бурь» – через два дня после полета Гагарина в космос – в апреле 1961 года!
Оба фильма имели огромный успех в СССР. К сожалению, работы Павла Владимировича начальство не всегда принимало с энтузиазмом. Министр культуры Фурцева чуть не запретила «Планету бурь», потому что «Советская космонавтка не может плакать». По сюжету девушка-радистка (актриса Кюнна Игнатова), решившая, что экспедиция погибла, не может сдержать слез.
Американская подделка (1968)
Фото: кадр из фильма
Впоследствии американцы перемонтировали «Планету бурь» и досняли в нее ряд новых сцен. Советскую космонавтку сыграла Фэйт Домберг. А кино выпустили под названием «Путешествие на доисторическую планету».
Кстати, изобретенную Клушанцевым для съемок этого кино чудо-призму, позволяющую накладывать изображения на кадры, отказались запатентовать. Звучит как ирония, но ответ был такой: «А в Америке это есть? Раз нет, значит, это никому не нужно!» Спустя год подобное устройство было запатентовано в Германии…
Уникальные экспонаты ушли в металлолом
Экспозиция музея «Леннаучфильма»
В какой-то момент идеи Клушанцева оказались настолько невостребованными, что режиссер навсегда покинул кинематограф, занявшись написанием детских книжек. С тех пор как гениальный советский изобретатель поделился своим бесценным опытом с Америкой, им больше никто не интересовался – ни на родине, ни за ее пределами, до самой его смерти в 1999-м. А в 2008 году по решению Международного астрономического союза именем Клушанцева была названа малая планета № 321046.
Сейчас о достижениях Клушанцева напоминает лишь скромная экспозиция в музее «Леннаучфильма». Но многие экспонаты уже утеряны.
– Громадный металлический костюм робота, который снимался в «Планете бурь», простоял у нас в студии до 1980-х годов. Сотрудники тушили об него окурки, – вспоминает редактор «Леннаучфильма» Лариса Кухалева. – А потом его сдали в металлолом. Никто и не подумал, что такие вещи надо хранить, а напрасно. Ведь не так уж много у нас режиссеров, перед достижениями которых склонил голову даже Голливуд. А Клушанцев был одним из них. Пусть и не все в Америке в этом признаются.
К 85-летнему юбилею Клушанцева на канале Diccovery выходят два фильма, посвященные советскому режиссеру, классику кинофантастики.
Впрочем, о мастере вспомнили и в нашей стране – к 90-летнему юбилею выходит документальный фильм «Павел Клушанцев – К Звездам!». Увы, к этому моменту Павла Владимировича Клушанцева уже не было в живых – он скончался 27 апреля 1999 года
В годы перестройки, когда Джордж Лукас приехал в Москву, он попросил советских чиновников организовать ему встречу с режиссёром Павлом Клушанцевым. Однако оказалось, что чиновники даже не знают, кто это такой. На вопрос о том, кто такой Павел Клушанцев, Лукас ответил: «Клушанцев — крёстный отец Звёздных Войн». Встреча двух режиссёров так и не состоялась.