Balth1er

Пикабушник
поставил 110 плюсов и 427 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
Награды:
5 лет на Пикабу
7821 рейтинг 3 подписчика 0 подписок 2 поста 0 в горячем

Игра или социальный эксперимент?

В течение долгого времени играл в браузерную(sic!) игру, не буду называть название, так хочу рассказать не про нее, а про ее экономику и социалку, которая в меру уникальна и помогла мне определиться в некоторых своих политических позициях, так что пост политико-экономический, а не игровой.
Немного расскажу сначала про игру:
Браузерка представляла собой клон цивилизации с большинством схожих аспектов
1) Игрок начинает с одного города который может развивать.
2) Игрок может создавать в последствии новые города
3) Есть военные юниты
4) Есть формальная смена эпох(есть наука)
5) Игра сессионная, есть конечная цель и после выполнения цели есть победитель.
Длительность сессии около 6х месяцев.
А дальше уже идут ньансы, где и будет проявляться её интересная социальная часть.
Вся экономика в игре построена на обмене:
Как бартерном, так и финансовом.
Город игрока может эффективно добывать только что-то один, иногда два типа ресурса.
А для крупных городов нужна не только еда и материал для строительства (что тоже разного вида и тоже нужно выменивать), но и предметы культуры (вино, драгоценности и т.д.).

Наука, кстати тоже ресурс, который тоже надо производить

При этом, деньги как факт, появляются в игре начиная с средневековья, когда собственно игроки открывают чеканку монет. Т.е эмиссия валюты происходит самими игроками. При этом деньги нужны в том числе на обслуживание средневековых строений, они начинают потреблять деньги каждую минуту, иначе город перестанет функционировать.
Следующий важный момент - город не может создавать уникальные ресурсы, если в нем нет месторождения этого ресурса. Месторождение должно быть рядом, месторождение бывает разного качества. Например топливо добывается из Угля, Газа и Нефти, при этом эффективность у них очень сильно различается. Это очень важный момент, игра не справедлива в этой части и прямо говорит игрокам
Ресурсов хватит не всем. А хороших ресурсов хватит мало кому.

При этом, дополнительно, в игре есть разные типы почвы у которых есть разные свойства, что приводит к усилению разницы между хорошим городом и плохим городом.
Для любого производства есть модификаторы, которые могут быть в том числе внешние, и требуют пустого места на карте мира около города. Следовательно игра осознано создает ситуацию для формирования бедных и богатых.
Третьим важным моментом - предела по количеству городов нет, но создание города очень дорогой процесс и к концу игры игроки редко имеют более 8-9 городов. Только лучшие имеют больше. Т.е. быть самодостаточным невозможно, если мы говорим про одного игрока, поэтому тут я перехожу к социальной части.
Игроки могут формировать "Страны" размер страны лимитирован, принятие в страну может быть только игроков которые имеют города в близкой дистанции от другого члена страны.
Это два важных ограничения так как территория поселения разбита на сегменты(контитенты) и взять в страну кого хочется и как хочется невозможно.
Следующий момент - наука в стране управляется страной и суммируется по особым правилам. Следовательно мы получаем
Что игрокам крайне выгодно вступать в страну, но вступать может только с соседями.
При этом больше страна тем лучше наука, но так как наука суммируется сложным правилом (отрицательное распределение), чем лучше ученые в стране, тем лучше наука, количеством учетных не взять, слабые ученых.
А что нужно чтобы ученый был сильный?
Отмечу, что наука как таковая не дает игроку еды, не дает ресурсов, ничего не дает, кроме.. Науки) а ученые требуют денег и денег, в идеале бы еще и одежды, а еще и книг. Откуда у ученого все этот будет?
Страна должна оплачивать науку.

Все логично, если страна оплачивает науку, то ученый закупает все что ему нужно и строит свой наукоград. Но опять проблема, а что такое оплачивать ? Как оплачивать ? За что оплачивать? Как строить новые научные города, ведь они не приносят науку, только требуют. Да и банальный вопрос - а что такое оплачивать? Дать ресурсы ? Дать денег ? А можно ли на эти деньги что-то купить?
И именно эти вопросы рождают следующий вопрос - выбора рыночной модели.
Игроки сами пришли к нескольким вариантам
- Капитализм.
- Коммунизм
- Капитализм с глубоким контролем от Партии (Китайская модель)
1) В первом случае, страна старается выйти максимально быстро в сторону чеканки денег, формирует первичные цены и запускает "рынок" который в дальнейшем нормализует цены (той самой рукой). В качестве оплаты за военные юниты и ученых - золото, собранное с налогов с проданных ресурсов и других косвенных сборов.
Очень легко организовывается, очень легко контролируется.
2) Вторая модель используется только опытными командами, с дополнительным софтом и пониманием как побеждать.
Руководство страны собирают карту городов, собирают данные по производству каждого города и распределяют блага всем потребителям. Деньги так же распределяются.
Все решения принимаются руководством.
Плюсы - "бездельники" (учёные и военные) получают столько сколько нужно. Богатые заслуженно богатые, бедные заслуженное бедные. Принцип "каждому по потребности
..." соблюдается.
Минусы - практически невозможно организовывать. По факту
из-за ошибок руководства и игроков - вечные дефициты.

3) альтернативное и ходовое название - Гибрид.
Система при которой мы формируем рыночную модель, но ценами управляет руководство через лимиты(верхние), отслеживает дефициты и излишки. Инспектирует "бездельников" и контролирует, контролирует и контролирует. Все действия вне своего города требуют согласования с руководством. Создание нового производства требует согласования. И так далее.
Минусами является - высокие требования к руководству. Оно должно быть компетентным.
при этом, рядовой игрок волен принимать множество самостоятельных решений. Хоть и не во всём.
Игрок самостоятельно ищет себе покупателей для своего товара , но продать свой товар его обязанность.

В отличии от обычного "рыночка", если у вас перепроизводство, то игрок может просто сократить производство, тут придёт государство, и спросит с игрока, так как государство ожидает полные налоги с полного производства и рассчитывает на эти цифры.

В качестве моей финальной сессии у нас был эксперимент. Самая сильная команда играющая в "план" против "гибрида".
сразу сделаю отступление - а почему нет представителей "рынка"?. Ответ прост. Эта модель проигрывает. Она не конкурентная, когда мы говорим про достижение высоких результатов для страны, а не для личностей.
самые крутые персональные результаты достигались у игроков рынка, потому что сильные игроки старались развивать в первую очередь самого себя и говорили "я же плачу налоги, что вам еще надо".
Вернусь к эксперименту. Это частный случай, конечно не стал бы делать далеко идущие выводы, кроме того, основанные на игре, но, результатом сессии "план" против "гибрида"
победу одержал Гибрид. Чистый "коммунизм" споткнулся об реализацию, ошибки одного игрока приводили к цепочке последствий, когда отсутствие одного из ресурсов, не получалось замещать, потому что машина управления не способна реагировать так быстро на частные случаи и следить за всеми. Ребятам не хватало времени быть везде.
В то время как гибридная модель позволяла сфокусироваться только на важном. Реагировать на частные проблемы и помогать игрокам решать их.
Я для себя сделал выводы, что даже в изолированных экономиках, коммунистическая идея, хороша только на бумаге, пока ее моделирует человек и исполняет человек - она не достигнет успеха.
При этом нашел себе и объяснение почему капитализм слабая система: слишком высокая зависимость от эгоизма и индивидуализма. Если общая цель требует чтобы все участники работали на общее благо, то наличие сильных индивидуальных личностей недостаточно, если они не вкладываются в окружение, иначе ты король... помойки.

И только взяв лучшее от обоих систем можно построить идеальную страну... В игре конечно же.

Показать полностью

Зайти в айти?

Прочитал несколько постов Пикабушников, которые пишут посты с целью помощи для подготовки к собеседованиям. В целом, идея хорошая, правильная но каждый раз очень примитивные вещи пишут, которые можно найти на каждом шагу, плюс реклама своих же услуг, телег и прочего.

Зайти в айти? IT, Рекрутинг, Системный аналитик, Карьера, Собеседование, Длиннопост

Подписывайтесь на телегу

Поэтому и решил написать свое видение, свой частный опыт, исходя из года будучи руководителем команды, который периодически собеседует людей на должность Системный аналитик и материал больше для тех кто собеседует, но и кандидатам тоже может быть полезно, понимать как на них смотрит тот кто его собеседует.

Резюме

Возможно многие считают резюме формальностью, но в большинстве случаев это единственный источник информации, а для меня при поиске кадров есть несколько предпосылок которые нужно учитывать вам, а не тому кто собеседует, хотя это не его проблемы.

  • Я внимательно читаю и смотрю в целом на резюме, потому что я не хочу собеседовать кого попало

  • Я хочу быстро прочитать резюме, потому что у меня нет лишнего времени

Исходя из этих предпосылок мои рекомендации для коллег любого уровня - Оформляйте свое резюме красиво, оформляйте его детально, не стесняйтесь хвалить себя за каждые мелочи, но при этом не злоупотребляйте. Я отсевал много человек, на первой стадии за плохо оформленное резюме. Если вы не можете структурировать свое резюме, то что будет с документами? Особенно важен раздел Ключевые навыки, обязательно перечисляйте всё с чем приходилось сталкиваться. Если не указано что-то, считаю что знаний об этом нет. По поводу Онлайн школ для переобучения в айти. У меня предубеждений нет на эту тему, но у многих моих коллег есть.

Зайти в айти? IT, Рекрутинг, Системный аналитик, Карьера, Собеседование, Длиннопост

Если вы прошли какие-то курсы, не стоит указывать это в Резюме, но это не точно.

Теоретическая часть

Прежде чем переходить к самому собеседованию немного теории - Обычно выделяют три типа вопросов - Поведенческие, Теоретические и Наводящие. Теоретические вопросы помогают определить уровень знаний, если вы корректно оформили резюме, в целом, большинство вещей и будет указано в резюме, поэтому я лично использую вопросы на выявление каких-то специфических знаний или их глубину. Например, могу задать несколько вопросов в тему REST (Каждый раз спрашиваю в чем разница между Patch и Put, в широком плане это достаточно чтобы понять уровень погружения) или SQL-ных операторах, НО! Обязательно отмечу, что лично мое мнение: большинство знаний можно получить достаточно быстро и легко, поэтому глубина и количествo этих вопросов зависит от того, какого уровня кандидата я ищу, если мы говорим про начало карьеры, такие вопросы будут лишними иногда даже вредными, так как формируем для себя же негативный образ кандидата, потому что он видите ли не знает что такое gRPC! Следующий тип это наводящие, исходя из самого слова уже можно предположить что, такие вопросы не очень полезные на собеседовании их можно использовать вначале, для атмосферы интервью, но вытащить полезное из таких вопросов невозможно. Эталонный наводящий вопрос: - "Вы хорошо работаете?". Прежде чем задать вопрос я спрашиваю себя - не получу ли я шаблонный ответ?

Зайти в айти? IT, Рекрутинг, Системный аналитик, Карьера, Собеседование, Длиннопост

Я работаю качественно как и все здесь (С) Светлана

Поведенческие вопросы основа моего собеседования, моя задача вытащить потенциальное поведение кандидата в ситуациях которые чаще всего бывают у нас в работе. Особенно хорошо работают вопросы на поведение в прошлом; "Как вы поступали в такой-то ситуации? Что вы сделали для ..." Но в любом случае, на вопросы я стараюсь выделять не более половины времени. Самый важный момент, который упускают ОЧЕНЬ многие коллеги, которые собеседуют людей они не знаю зачем они задают вопрос, что вы хотите добиться вашим вопросом? Какой аспект узнать?

Мотивация

Отдельным блоком, хотя и не очень объемным по времени, я уделяю вопросу мотивации к работе кандидата. Для этого в первую очередь я спрашиваю - "Что нравилось на прошлом месте работы". Если для кандидата это первое место работы, я корректирую на "Что вам больше всего нравилось во время работы учебы в институте"? Диапазон ответов очень широкий на эти вопросы, но в любом случае они сводятся к 4-м группам. Комфорт, Статус, Самооценка и Честолюбие. На эту тему могу написать отдельный материал, но тут коротко, но прежде - а зачем вообще нам знать мотивацию? Чтобы понимать, сможем ли мы удовлетворить доминантную мотивацию человека. Если нет - он очень быстро сбежит. Зачем тогда его нанимать или мы ему не подходим? Пример ? У нас очень рутинная и незаметная и работа с неявной пользой. Как долго продержится человек с мотивацией на похвалу и почесть? Руководителю придется очень стараться чтобы удержать его надолго, даже если он сам будет отмечать какой же молодец этот сотрудник. И так, что я понимаю под теми 4-мя словами? Что для каждого человека есть основная(доминантная) мотивация к поступкам и их я разбил на четыре поведенческие группы.

  • Комфорт - Люди для которых важны материальные блага, зарплата, ДМС, отпуск, стабильность, предсказуемость, физическое удобство на рабочем месте, наличие вкусного обеда и прочее, прочее что в итоге сказывается на комфорте сотрудника мотивируют его работать.

  • Статус - люди для которых звание, должность и сам факт ВЛАСТИ мотивируют больше зарплаты. Дайте этому человеку свой кабинет где будет висеть его ФИО, он проработает на этой энергии минимум год. (потом захочет еще статуса)

  • Самооценка - люди для который важно самоощущение, а не внешние факторы, по сути если человеку нравится, то ему нравится, если нет, то вы его никак не удержите. По сути, у рекрутёра задача заинтересовать такого кандидата его вакансией и тогда у вас может случится достаточно долгий союз.

  • Честолюбие - люди для которых важны внешние оценки и понимание пользы от дела. Похвала, похвала и похвала - три ключевых вещи которые нужно помнить. Еще можно всякие грамоты выписывать

Зайти в айти? IT, Рекрутинг, Системный аналитик, Карьера, Собеседование, Длиннопост

Не всякая похвала удачна.

Практические задания

Задачи могут быть разными, исходя из уровня знаний кандидата, большая часть это упрощенные задания из реальной практики прошлых лет, поэтому для примера возьму "задачку" которую украл в интернетах. Задача звучит следующим образом:

Представьте себе, что вы живете в съемной квартире с вашей семьей и у вас есть ребенок. Вы купили квартиру в новостройке и хотите как можно быстрее в нее переехать. Какие ключевые шаги нужно сделать для этого?

Данная задача служит конкретной цели (как и все конечно же): Определяем умение декомпозиции задач, так же понимание сути MVP и умения контролировать уровень погружения в вопрос. Что я ожидаю от кандидата?

  • Уточнения по заданию. Необходимо задать вопросы к задаче - В каком состоянии квартира в новостройке? Бетон или готовая к заезду? Это позволит оценить объем работы. Второй вопрос - Какой возраст у ребенка? Это позволит оценить MVP.

  • Формирование MVP. Если квартира сейчас в бетоне, то в какое состояние её надо привести, чтобы можно было заехать?

  • После определение MVP, определяем ключевые шаги, например:

    • Делаем ремонт в квартире, до чернового ремонта, где будет установлен унитаз, есть куда подключить микроволновку и чайник. У нас взрослый ребенок, ему важнее своя комната, чем отсутствие безопасных углов и отсутствие торчащих проводов из стены. Спать можно и на полу

    • Перевозим вещи из старой квартиры.

Плохим же примером будет:

  • Первым шагом сразу же собирает вещи и едет на квартиру. Без уточнений

  • Описывает как договаривается с грузчиками, выбирает обои и будет ли он менять окна от застройщика или нет.

  • И самое страшное:

Зайти в айти? IT, Рекрутинг, Системный аналитик, Карьера, Собеседование, Длиннопост

Делает ремонт до конца.

На этом всё. Не подписывайтесь, постов больше скорее всего не будет. Телеграмма тоже нет. Пока что

Показать полностью 5
Отличная работа, все прочитано!