ArstList

ArstList

пикабушник
Хочу быть музыкантом и радовать людей
поставил 88 плюсов и 0 минусов
проголосовал за 0 редактирований
сообщества:
1811 рейтинг 280 подписчиков 616 комментариев 19 постов 4 в горячем
1 награда
5 лет на Пикабу
-4

Теорема Эскобара

Дзень добрый, комрады!


Раз у меня тут так много подписчиков, может провести безобидный эксперимент?

Какой трек вам больше нравится?


Картинки - ясно - картинки как картинки, так сказать.


Спасибо! :)

И хорошего дня!

13

Космическая музыка

День добрый, комрады!


Хотелось бы поделиться небольшой поделкой.

Я подумал и накидал небольшую программу, которая переводит данные о космических лучах в музыку:

Вкусняшка (для меня) в том, что это видео создано (сгенерировано) на графической карте, описывается парой шейдеров и это действительно можно назвать процедурной генерацией музыки :)

Правда, довольно простого уровня пока что.


Описание, как я это делал (для технарей): https://habr.com/ru/post/498218/

Ссылка на видос: https://www.youtube.com/watch?v=r-4RJfCpepE

Ссылка на аудио: https://soundcloud.com/arsenii-lisunov/cosmic-rays

**Описание для не-технарей есть на ЮТ и SC.


Но лучше всего это выглядит в шейдере: https://www.shadertoy.com/view/wsjyWK


Спасибо за внимание!

С радостью отвечу на вопросы или почитаю критику.

32

Обращения аккордов и гармонизация

Я тут начал копаться во всех возможных аккордах в гамме, и решил вам рассказать про “обращения” аккордов.

Обращения аккордов и гармонизация Музыка, Теория музыки, Фортепиано, Ноты, Обращение, Интервал, Длиннопост

КДПВ


Что касается той кучи аккордов, в которой я копаюсь - пока у меня нет особых закономерностей в них. Но тема “обращений” аккордов там будет, поэтому почему не рассказать сначала о ней?


Научно: Обращение аккорда — видоизменение аккорда посредством перемещения звуков, при котором нижним тоном становится его терция, квинта или септима.


Не совсем понятно.


Аккорд - это три конкретных ноты.


Например: Если у нас есть аккорд C (до мажор) - в нём участвуют ноты C E G.

Это значит, что только эти ноты могут быть в “до мажоре”.

И, с другой стороны, если сыграны только эти ноты - то это определённо “до мажор”.

Обращения аккордов и гармонизация Музыка, Теория музыки, Фортепиано, Ноты, Обращение, Интервал, Длиннопост

У до минор - другие ноты. А точнее - C Eb G. В любом наборе, порядке и последовательности.

Обращения аккордов и гармонизация Музыка, Теория музыки, Фортепиано, Ноты, Обращение, Интервал, Длиннопост

Можно использовать все 10 пальцев, зажать CEGCEGCEGC - и это тоже будет просто “до мажор”. Или GGCECEG - тоже до мажор. CGEbEbGEbC - тоже до минор.

В любом наборе, в любом порядке. Правило одно - можно брать только ноты, входящие в аккорд.


Обращения касаются только “закрытых” аккордов. Это такие, расстояние между крайними нотами которых не больше октавы.


Открытые аккорды - наоборот - занимают больше места, и их намного НАМНОГО больше. И применение НАМНОГО шире. От ведения мелодии внутри аккордов и полифонии до акцентуации отдельных нот и создания настроения.


Всё, что выглядит как обращение или похоже на него, но больше, чем одна октава - уже попадает под категорию гармонизации аккордов.

Обращения аккордов и гармонизация Музыка, Теория музыки, Фортепиано, Ноты, Обращение, Интервал, Длиннопост

закрытый | открытый


Здесь мы будем использовать только закрытые аккорды, и “обращения”.

Уже упомянутый до мажор, если закрытый, может быть только в трёх формах:

- C1 E1 G1

- E1 G1 C2

- G1 C2 E2

Обращения аккордов и гармонизация Музыка, Теория музыки, Фортепиано, Ноты, Обращение, Интервал, Длиннопост
Обращения аккордов и гармонизация Музыка, Теория музыки, Фортепиано, Ноты, Обращение, Интервал, Длиннопост

Всё в пределах 12 полутонов (одной октавы) между крайними нотами.

Все остальные варианты - открытые аккорды, потому что между крайними нотами будет больше одной октавы. Например в аккорде G E C расстояние между G и C равна не 5 полутонам (тогда E не поместится между ними), а 17 полутонам (в октаве - 12).


Поэтому, давайте дадим более простое определение “обращения”:


Ненаучно: Обращение - это когда первая (самая низкая) нота в закрытом аккорде - не главная нота аккорда. Всё, кроме “CEG”.


Что теперь нам с этим делать?

Обращения аккордов и гармонизация Музыка, Теория музыки, Фортепиано, Ноты, Обращение, Интервал, Длиннопост

Сначала сразу скажу, что мы здесь экспериментируем над мажором, но на его месте мог быть каждый. И грустный минор, и зажатый уменьшенный, и воздушный увеличенный, и всякие септ-нон-ундецима-мультиаккорды.


Обращения, к счастью, различаются и порядковым числом (первое обращение, второе обращение, итд), и названиями (напр.: квартсекстаккорд), и записью (С64), и звучанием!


Давайте по-очереди.


Порядковый номер обращения:

“Обычный” аккорд - это нулевое обращение, и в этом случае нам не обязательно каждый раз уточнять, что обращение - нулевое (обычно пишут просто C, иногда пишут C53, как строение аккорда - терция и квинта).


Перенося по ноте на октаву вверх, номер будет расти.

G C E - это второе обращение аккорда до мажор (мы подняли C и E на октаву):

Обращения аккордов и гармонизация Музыка, Теория музыки, Фортепиано, Ноты, Обращение, Интервал, Длиннопост

Первое обращение - C+октава - E G C:

Обращения аккордов и гармонизация Музыка, Теория музыки, Фортепиано, Ноты, Обращение, Интервал, Длиннопост

Oczywiście (очивищте - очевидно), что третьего обращения быть не может, так как аккорд снова примет форму C E G - наше дефолтное нулевое обращение.

Зато в других аккордах обращений больше - в септаккордах 4 ноты, поэтому есть 4 варианта. У ундецимаккорда (C11) 6 обращений (аккорд состоит из 6 нот).

И аналогично с нонаккордами (C9 - 5 нот), терцдецимаккорди (C13 - 7 нот) и всеми другими аккордами.

Названия обращений:

При переносе нот на октаву вверх/вниз меняется и структура аккорда - интервалы между нотами.

Обычный мажорный аккорд всегда состоит из двух терций. Большой и малой. Про интервалы тут.

Простым языком, Между 1 и 2 нотой аккорда - 4 полутона - большая терция, между 2 и 3 - малая терция, а между 1 и 3 - 7 полутонов. 7 полутонов - это квинта.


В первом же обращении, у нас получается E G C, и расстояние между нотами уже другое:

E - G - 3 полутона - малая терция.

E - C - 8 полутонов - секста.

Первое обращение аккорда называется секстаккорд (С6). (не путайте с секстаккордом С6). Потому что расстояние между крайними звуками - секста.


Во втором обращении у нас аккорд G C E:

G - C - 5 полутонов - кварта.

G - E - 8 полутонов - секста.

Второе обращение называется квартсекстаккорд (С64). Потому что секста занята, а первый интервал в аккорде - это кварта.


Названия обращений септаккордов я просто приведу списком.

Главное - чтобы была понятна система, а какие именно там интервалы можно посмотреть самостоятельно.

Следуя тому, что нот у септаккорда четыре - обращений у него тоже четыре:

"Нулевое" - Септаккорд - б3+м3+б3 - обозначается: C7

Обращения аккордов и гармонизация Музыка, Теория музыки, Фортепиано, Ноты, Обращение, Интервал, Длиннопост

Первое - Квинтсекстаккорд - м3+б3+м2 - пишется: C65

Обращения аккордов и гармонизация Музыка, Теория музыки, Фортепиано, Ноты, Обращение, Интервал, Длиннопост

Второе - Терцквартаккорд - б3+м2+б3 - говорится: C43

Обращения аккордов и гармонизация Музыка, Теория музыки, Фортепиано, Ноты, Обращение, Интервал, Длиннопост

Третье - Секундаккорд - м2+б3+м3 - знак: C2

Обращения аккордов и гармонизация Музыка, Теория музыки, Фортепиано, Ноты, Обращение, Интервал, Длиннопост

Дальше уже начинает теряться смысл называть обращения аккордов (пять для нонаккордов, шесть для ундецима-, семь для терцдецима-). Их слишком много. Да и это уже настолько джаз, что пока мы все до такого уровня доучимся - мы уже многими другими путями всё, что я тут рассказываю, выучим и перевыучим.

Обращения аккордов и гармонизация Музыка, Теория музыки, Фортепиано, Ноты, Обращение, Интервал, Длиннопост

Как тебе такое, парень?


А если закрытый аккорд:

Обращения аккордов и гармонизация Музыка, Теория музыки, Фортепиано, Ноты, Обращение, Интервал, Длиннопост

Подведём полу-итоги перед следующим актом:

Начав с “до мажор” мы теперь знаем, что существуют такие аккорды как:

C2, C43, С53, C6, C64, C65, C7.

**Кто сможет не подсматривая все правильно назвать и объяснить? :)


Точно также можно получить обращения аккордов от других нот (расстояния между нотами задают тон (и название) всему аккорду), получая D6, Fb65, A#2, и всякое такое.


И точно также можно “обращать” не только мажор, но и любой тип аккорда - мажоры, миноры, уменьшенные, увеличенные, всякие свои мультиаккорды. Только помните - чем меньше нот - тем скучнее - но и тем сложнее ошибиться.

И наконец мы пришли к звучанию. Мы же о музыке говорим!

Зачем же нам в нашей музыке обращения?


**Стоит уточнить, что в музыкальной группе обращения аккордов считаются со всех инструментов. И какое обращение гитарист не возьмёт, басист - играющий ниже - сыграв тонику вернёт аккорд в открытое нулевое обращение. Но это так. Академщина.


А вот в обращениях много полезного!

Самое распространённое - это уменьшить количество новых клавиш при сменах аккордов.

Например при прыжке с C на Am банальнее всего будет шагнуть целой рукой с до на ля:

C1E1G1 -> A1C2E2.

Обращения аккордов и гармонизация Музыка, Теория музыки, Фортепиано, Ноты, Обращение, Интервал, Длиннопост

Так у нас сменились вообще все клавиши.


А если мы, вместо Am возьмём Am6 (CEA), то нам будет достаточно только сдвинуть один палец на один “шаг”:

C1E1G1 -> C1E1A1.

Обращения аккордов и гармонизация Музыка, Теория музыки, Фортепиано, Ноты, Обращение, Интервал, Длиннопост

Звучит это божественно и намного более “целостно”.

Умело пользуясь обращениями, можно всю композицию поместить внутри одной октавы (как мы рассматривали выше в посте/посту) - меняя по одной ноте за раз, и получая очень плавное и переливающееся звучание.

**Цель - не "внутри октавы" а "плавный звук"


Естественно, если по задумке автора нужно внести раздор, напряжение, динамику и скорость - то это достигается обратным путём. Более резкие переходы между аккордами, ноты не входящие в гамму, много чего можно.

Например, C -> Em64:

C1E1G1 -> A1E2G2.

Все клавиши сменились.


Другое простое применение - это использовать обращения какого-то аккорда, чтобы разнообразить мелодию. Например, во второй половине куплета, или в каких-нибудь других повторениях. Обращение аккорда не влияет на его функцию в гармонии (гармония). И тонический аккорд всегда будет тоническим, в каком обращении он бы ни был.

**В отличие от "широких" аккордов, которые могут вносить больше диссонансов.


В джазе обращения тоже очень часто используются. Ну а почему бы нет? Они умные, успевают обдумывать не только какие клавиши жать в импровизации, но и как вести повествование гармоническими сменами. Поэтому, чем чутче человек чувствует внутренние мотивы - тем более точные инструменты ему нужны для их выражения.


И, наконец, субъективные оценки:

Первое обращение аккорда поднимает тонику на октаву, поэтому может звучать более ярко, но при этом всё ещё оставаться тоническим аккордом.

Второе обращение аккорда - начинается с пятой ступени - звучит менее стабильно и вносит немного смуты.

Третье обращение септаккордов - из-за того, что первый интервал - секунда, звучит злобно и немного сбито.

Обращения аккордов и гармонизация Музыка, Теория музыки, Фортепиано, Ноты, Обращение, Интервал, Длиннопост

В полу-заключение скажу, что не бойтесь экспериментировать!

Все ошибки можно списать на внезапный джаз.

А все победы нас продвигают ещё дальше в музыке!


В следующем посте я постараюсь собрать небольшой набор лайфхаков, как сменять аккорды в композиции. Из той кучи, в которой я сейчас копаюсь.


Си Я Суун.

Показать полностью 17
8

Помощь с теорией музыки #10/10

Последняя карточка на данный момент.


Дзень добрый!


Сегодня мы говорим о том, как все наши дробные знания объединить в одну композицию.

Что можно делать, как стоит строить музыку и какие секреты бывают.


1.

Первое, что мы делаем - это выбираем тональность. (карточка #5)

Выбор тональности может основываться на чём угодно.

Кто-то играет до мажор или ля минор, потому что там только белые клавиши.

Кто-то играет ми мажор и ми минор, потому что на гитаре это открытые струны (не зажатые нигде).

Кто-то считает, что ре минор - самая грустная тональность, кто-то выбирает определённый лад, чтобы задать тон всей композиции.


Цель первого шага - это с чего-то начать. Выбором тональности мы определяем начальную точку нашей композиции. И не забываем, что мы потом сможем довольно просто поменять тональность пользуясь номерами ступеней, наклонения аккордов, или обычной модуляцией на несколько тонов/полутонов.


Вот вам рандом на крайний случай: http://www.therandomscalemachine.com/



2.

Дальше, важно знать, что если у нас несколько партий и каждый музыкант будет играть свою уникальную мелодию - для нас это превратится в какафонию. Мы не сможем услышать и воспринять то, что нам хотел передать автор (если он не хотел передать хаос).


Чтобы не перегружать звуковую картину композиции стоит понимать, что в соло партиях лучше выделять из общей музыки только несколько инструментов, которые будут обыгрывать мелодию, а остальные инструменты будут создавать "фон" для её поддержки - аккомпанемент.


Баланс между соло и аккомпанементом можно использовать для управления настроением слушателя, добавляя, например, хор в припеве, или передавая спор двух мелодий, перебивающих друг друга. Или, наоборот, убрать барабаны, гитары и оставить только арфу, для создания момента лёгкости в композиции.


К тому же, барабаны, или, по-научному, ритм - очень сильно влияет на восприятие музыки. Истинно говорят, что музыка - это не просто правильные ноты и правильные длительности нот, но и правильные паузы. Которые подчёркиваются ритм партией.


Прислушайтесь, в разных жанрах свои характерные ритмы.


Вот примеры нескольких барабанных партий для разных жанров: https://blog.bandlab.com/6-drum-patterns-from-popular-genres...



3.

Потом мы думаем над структурой песни.

Если мы просто будем играть аккорды по кругу, то результат будет довольно скучный, извините. И приестся через какое-то время.


Представьте, что ваша музыкальная композиция - это история. Пользуйтесь хитростями из других сфер, чтобы открывать новые горизонты в музыке!

У литературы есть завязка, где нас знакомят с героями, действие, когда история развивается, и развязка, когда всё расставляется на свои места и зритель уходит удовлетворённым (или задумавшись, если мы хотим его оставить с внутренним вопросом).

В театре и кино есть акты, которые внутри себя являются более менее законченными, и поэтому можно смелее менять тему при смене актов. Или менять жанр? Темп? Да что угодно.


Чаще всего - традиционно - песни состоят из вступления и потом нескольких куплетов и припевов, сменяющих друг друга (иногда по-разному). Куплеты и припевы по своей идее отличаются энергией, которую они несут. Куплет разогревает слушателя и подводит к точке, где его подхватывает припев и подбрасывает ещё выше. После такого, возврашение из припева в куплет ощущается как приземление на батуте. Да, упал, но мягко, приятно, и хочется ещё!


Ещё есть пред-припев (pre-chorus), который можно использовать для энергетического перехода между куплетом и припевом, если у куплета недостаточно энергии, чтобы "добросить" слушателя до припева. Такой, скажем, мостик, чтобы слушателю было приятнее.


И стоит упомянуть бридж. Это небольшое отступление от темы. Просто небольшой офтопик, чтобы перевести дух. Часто может длиться не целый квадрат (4 такта), а 2 или 1 такт.

Не стоит путать его с, например, барабанной сбивкой, где мелодия не прерывается на такт или больше. Для сбивки барабанщики добавляют некоторые дополнительные удары в конце квадрата для небольшой психологической разгрузки и малого уточнения "границы" между квадратами.


Более классические композиции имеют свои устоявшиеся структуры и, соответственно, названия. Об этом лучше в вики, я точно не мастер классической теории музыки :)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Музыкальная_форма



4.

Когда у нас есть скелет нашей композиции - мы можем начать его украшать. Есть много игр со слушателем. Можно сдвигать ноты по времени, тогда они станут более неожиданными. Можно вносить новые элементы, новые инструменты. Можно поднимать или опускать всю мелодию вверх или вниз по нотной шкале (модуляция или отклонение) (карточка #8).


Разные способы разнообразия нашего музыкального создания описаны в карточке. Ниже я распишу поподробнее некоторые из них. (а потом вообще переделаю карточку и напишу нормальные :) ).

Помощь с теорией музыки #10/10 Гитара, Фортепиано, Теория музыки, Ноты, Музыка, Видео, Длиннопост

---

Затакт: https://www.youtube.com/watch?v=xgivkzTonuY

Это когда мы начинаем мелодию, или петь не в первую долю, а за долю до этого.

Это можно заметить, например, на песне "В лесу родилась ёлочка". Начальное "Вле-" начинается будто чуть раньше, чем надо. И на сильной доле, которая воспринимается как "начальная" в каждом повторении мы уже "су". Также и дальше (капсом более энергичное пение): Вле-СУ ро-ДИ

лась-ЙО лоч-ка. Затакт довольно сильно меняет звучание. Так, что многие песни, основанные на затакте, не сразу поймёшь в "нормальной" форме.

Вот, например: https://youtu.be/8N7oy3XfCMk?t=110

---

Синкопа: https://www.youtube.com/watch?v=hkqu9f15B6o

Это общий сдвиг в мелодии на долю. То есть, в ритме остаётся правильный рисунок сильных и слабых долей, а музыка играет наоборот. На сильные доли играет слабые, а на слабые - сильные.

Сложно на словах, посмотрите видео :)

На слух появляется такое "икание" мелоди, потому что тело, следуя ритму, движется вниз, но дёргается вверх следуя песне песни.

---

Музыкальный размер: https://www.youtube.com/watch?v=I1pY3ijudj4

Музыкальный размер - это какой "счёт" мы используем, когда "считаем" вместе с музыкой.

Все знают эти танцевальные или музыкальные "раз-два-три, раз-два-три". Или "раз-два-три-четыре". Или "раз-два-три-четыре пять-шесть-семь-восемь. Живее! три-четыре. Не отстаём! семь-восемь".

Это именно оно. В музыке некоторые размеры сильно ассоциируются у нас с определёнными жанрами. Например, вальс - это раз-два-три раз-два-три. Для того, чтобы это записать, музыканты пишут два числа - 3/4. В знаменателе (внизу) - длина ноты, в числителе - сколько таких нот поместится в такт. Получается, такт длится три четвертьноты.


Послушайте сплина, у него есть забавная песня "7/8": https://www.youtube.com/watch?v=v1XHhYNVMGI

Попробуйте посчитать вместе с песней. Там ритм 7/8 (duh), но барабаны с вокалом отлично "замедляют" ритм, делая песню в размере 3.5/4, если можно так выразиться. Поэтому слышится какое-то заикание, или обрыв. Потому что мозгу непривычно слышать такой необычных размер.


Если освоить размеры как профессонал, то можно даже создавать что-то такое: https://youtu.be/cQ9yI4dtuGQ?t=174
В начале там теория, а по времени в ссылке - живое выступление.

---

Реприза: https://www.youtube.com/watch?v=teyJx2qDJJY

Это просто повторение фразы. Можно сменить аккорд, но мелодия останется. Или повторить группу аккордов.


Каденция - это немного другое. Каденция - это определённые последовательности (чаще всего, в конце композиции), которые традиционно где-то используются. Например, Неаполитанская каденция.

Послушать разные каденции можно тутай: https://en.wikipedia.org/wiki/Cadence


Ещё есть секвенция - она следит за гармоническим изменением мелодии.

То есть, реприза - это повторение фразы, а секвенция - это как менялись ноты, которые играются. Может, другая тональность, или другой аккорд. Или, например, модуляция. Это всё, в контексте репризы, будет считаться секвенцией.

---

Инверсия - это когда движение по нотам вверх меняется на "вниз", и наоборот. Мы как бы переворачиваем мелодию с ног на голову. Звучит отлично. Тем более, что все ноты из тональности, поэтому конфликты с аккомпанементом (который не разворачивал ничего) случаются редко.

Тут можно послушать: https://en.wikipedia.org/wiki/Inversion_(music)#Melodies

А тут наглядно и наслушно: https://youtu.be/yhsAyVcUJ_I?t=75


Нота на слабую долю: это как синкопа. Точнее, это составляющая синкопы. Но можно её использовать единично. Тогда это будет просто нота на слабую долю.


Игра в интервал: это когда несколько музыкантов играют одну и ту же мелодию, но на каком-то нотном "расстоянии" от главного (карточка #2).

Например, можно иметь два вокала, и второй будет петь на квинту выше. Это поможет сделать вокал более выраженным и "шире" по звуковому спектру. Вот вам пример:
https://www.youtube.com/watch?v=FS0tV48i9Iw


---

На деле, хитростей, правил и советов намного больше. И многие из них конфликтуют, потому что музыка - это творчество, а не точная наука. Здесь нельзя сказать, что вот это - плохо, а вот это - хорошо. Но можно субъективно предположить, что вот это - получше, а вот это - похуже.


Так что оставляйте свои хитрости в комментариях, я попробую собрать более нормальный список. Времени много, это нужно к переделке 10й карточки, а это ещё 18 перед ней :)


Не болейте, пейте чай

И спасибо большое за помощь!

Показать полностью 1 6
86

Помощь с теорией музыки #9

День добрый, комрады!


Пришёл час снова поведовать о теории музыки.

Сегодня кусачая тема - Кварто-квинтовый круг. Или, проще, "Квинтовый круг".


Этот круг - это расположение нот по-кругу, кэп. Но его особенность - это то, как они расположены!

**ноты

Помощь с теорией музыки #9 Гитара, Фортепиано, Теория музыки, Ноты, Музыка, Видео, Длиннопост

(Отсюда)


Из названия видно, что ноты расположены на кварту или квинту друг от друга. Это значит, что по часовой стрелке (например от C до G) - расстояние между нотами (интервал) - квинта. А против часовой (от G до C) - расстояние в кварту. Это нам позволяет упорядочить тональности по количеству диезов и бемолей в них.


От каждой из нот в круге можно построить тональность. И лучше всего именно с тональностями работает кварто-квинтовый круг. Хотя у него есть и другие применения.


Внешний круг - это мажорные тональности. Внутренний круг - минорные.

Почему они вместе? Потому что у них одинаковые ноты!

У каждой тональности есть параллельная ей тональность. У неё противоположное наклонение. То есть, у каждого мажора есть параллельный минор и, соответственно, у каждого минора есть параллельный мажор. И они в парах. "До мажор" и "ля минор" - параллельные тональности. У них одинаковые ноты: CDEFGAB. "Соль мажор" и "ми минор" - тоже параллельные. У них: CDEF#GAB.


Наши тональности, если двигаться по часовой или против часовой стрелки будут отличаться только одной нотой за раз.

То есть, тональности C (до мажор) и G (соль мажор) отличаются только одной нотой. Там, где у тональности "до" будет нота "фа", У тональности "соль" будет "фа диез".


Тональность до мажор: C-D-E-F-G-A-B

Тональность соль мажор: C-D-E-F#-G-A-B


Внимание! Не забываем про параллельные тональности. Тональности G и Am (параллельная C) тоже отличаются только в одной ноте.


Тональности F#m и Bm (оба миноры) тоже отличаются на одну ноту, потому что они на круге тоже рядышком.


F#m: C#DEF#G#AB

Bm: C#DEF#GAB


Заметили, что меняется даже не то чтобы нота, а знак возле одной из нот?

В этом вся мякотка. Если мы двигаемся по часовой стрелке - то мы прибавляем по одному диезу каждый шаг.

Если против часовой - то убираем по диезу, или добавляем по бемолю, если диезов нет.


Например. Мы все помним наш до мажор - CDEFGAB. Шаг вправо - CDEF#GAB. Шаг вправо - C#DEF#GAB. И так далее.

Также, шаг влево - CDEFGABb. Шаг влево - CDEbFGABb. Шаг влево - CDEbFGAbBb. И дальше.

И диезы: возьмём A - C#DEF#G#AB. Шаг влево - D - C#DEF#GAB. Шаг вправо - E - C#D#EF#G#AB.


Чудеса!


Ноты, у которых добавляются диезы или бемоли не меняются, и их можно запомнить:

F-C-G-D-A-E-B. Это значит, что, например, начиная с "до" на четвёртом шаге по часовой стрелке у нас добавятся четыре диеза - F#, C#, G#, D#. Улавливаете? :)
А потом два шага против часовой уберут два диеза с конца - G# и D# станут снова G и D.

Помощь с теорией музыки #9 Гитара, Фортепиано, Теория музыки, Ноты, Музыка, Видео, Длиннопост

Ещё один лайфхак - это то, что все аккорды из тональности написаны рядом.

Например тот же "до мажор". Его аккорды - это C, Dm, Em, F, G, Am, Bdim (уменьшенный).

На квинтовом круге соседние ноты от С - это:

F C G

Dm Am Em.


Давайте расставим ступени тональности (карточка), чтобы было нагляднее:

F(IV) C(I) G(V)

Dm(II) Am(VI) Em(III)


Чудеса! (x2)


У мажора порядок ступеней:
IV-I-V (мажоры)
II-VI-III (миноры)


У минора порядок ступеней:

VI-III-VII (мажоры)

IV-I-V (миноры)


Но самое главное в квинтовом круге - это то, что шагая по нему - изменение в нашей музыке будут минимально на слух. И шаг именно на квинту или кварту часто используется в модуляции

Квинта и кварта, как консонансные интервалы (пост), с каждым шагом звучат немного более (или менее) весело.

Или можно просто по-кругу играть аккорды из него, и появится иллюзия постоянного "подъёма" или "спада" настроения музыки.


Чудеса! (x3)

Помощь с теорией музыки #9 Гитара, Фортепиано, Теория музыки, Ноты, Музыка, Видео, Длиннопост

Ещё один лайфхак, как переложить квинтовый круг на гитару, чтобы быстро считать количество знаков при ключе, название мажорной тональности и какие ноты в ней с диезами.


На картинке выше - шесть струн. 1 - самая тонкая, 6 - самая толстая. Всё как надо.

Номер струны - это количество диезов. "Нулевая" струна - это до мажор. У него нет никаких знаков, поэтому материально такую струну на гитаре не найти. Придётся запомнить.


Ну а дальше - просто. Первая струна - тональность G (синяя нота). Нот с диезами - 1 (синяя цифра). Какая? F# (жёлтая нота).


Или, например, пианист говорит на джеме гитаристу, что будет играть в тональности ля мажор.

Гитарист смотрит на гитару, находит тональность A - на третьей струне. И автоматически получает всю информацию: Тональность - A. Диезов - 3. Ноты с диезами - F#, C#, G#.


А крутотень в том, что ноты, указанные на картинке - это реальные ноты на гитаре (с обыкновенным строем). Значит, можно либо запомнить картинку и потом использовать это ещё и в нахождении нот на грифе. Или наоборот, можно выучить ноты на грифе гитары, и использовать это для наглядного построения квинтового круга.


Чудеса!


---


И для терпеливых (или любопытных, кто скроллит чуть выше комментариев), вот вам чудесный пример использования модуляций по кварто-квинтовому кругу. Попробуйте услышать, как музыка постепенно становится торжественнее, а потом, так же постепенно, становится немного спокойнее. Пример отличный!


А от меня всем чмоке, и до встречи в комментах и следующем посте.

Тот будет про последнюю карточку, а потом дуб, орех или мочало, начинаем всё сначала!


Хорошего дня!

Показать полностью 2 1
3

Как ноты влияют на эмоции - подробности #2

Хола, амигос!


Вот и пришёл тот день, когда я смог взяться за недавний видос.

Пост: Как ноты могут влиять на эмоции [Eng]


До этого я рассказывал как две ноты, взятые одновременно, могут навести нас на какие-то эмоции.

Пост: Как ноты влияют на эмоции - подробности #1

Не обязательно вникать во всю статью, просто будем помнить, что звук зависит от того, какие ноты мы играем. Кэп…


В посте я рассказывал и приводил примеры с двумя нотами, но в фоновой музыке, которой нужно поддерживать солиста, но не лезть на его место, чаще одновременно играют три ноты - аккорд. Аккордов существует много, но нам достаточно знать, что есть “мажорный” аккорд и “минорный” аккорд.


Про аккорды я писал тут: Помощь с теорией музыки #3

Там более заумно. Суть в том, что мы можем передать “веселье” или “грусть” играя мажорный или минорный аккорд соответственно. И от любой ноты можно "построить" мажорный или минорный аккорд.


Правила музыки, к счастью, ограничивают нашу бурную фантазию, и задают строгие правила, что именно называется мажорным/минорным аккордом. По этим правилам у каждой ноты есть только один конкретный мажор и один конкретный минор (разные альтернативные аккорды сейчас нам не нужны).

На фортепиано мажорный аккорд - это нота + нота через четыре клавиши, потом ещё через три. Между первой и третьей - семь клавиш.

Минорный аккорд отличается только порядком цифр: нота + нота через три клавиши + нота через четыре. В итоге, между первой и третьей все те же семь клавиш.

Сдвинулась только средняя клавиша.


Давайте послушаем.


Весёлый мажорный аккорд - до мажор (С - международное название. Нота без доп. букв):

Грустный минорный аккорд - ре минор (Dm - международное название. m - минор):

"У каждой ноты есть только один конкретный мажор и один конкретный минор" - то есть, если нам нужен аккорд До-мажор - мы знаем, что он состоит из нот C-E-G (До-ми-соль) - и только так (можно в другом порядке).

И точно также, если нам нужен аккорд Ре-минор - мы помним, что он состоит из нот D-F-A (Ре-фа-ля).


---


В видео из "того самого поста" играется не один аккорд, а чередуются два.

И именно "разница" в звуке между первым и вторым у нас в голове вызывает эмоции. Эти эмоции сильно подкреплены примерами из знаменитых кинокартин (как минимум, ради этого стоит посмотреть видео). Но срабатывают не только знакомые мелодии. Эта штука действительно работает на "смене" звуков в голове, это более низкий уровень, чем память.


Видео из "того самого поста" (музыка и кино с 5:25):

В "формулах" три компонента - буква, цифра, буква.

Первая буква - M или m - это какой будет первый аккорд. Мажорный (M) или минорный (m).

Цифра - это сколько "полутонов" - сколько клавиш на фортепиано - нужно отсчитать от первого аккорда (от первой ноты первого аккорда) до второго аккорда (первой ноты второго).

Вторая буква - те же M или m - мажор или минор для второго аккорда.


Разберём одну из формул. Если понять одну - остальные станут очевидны. M2M:

Берём мажорный аккорд. Отсчитываем от него два полутона - две любые (чёрная или белая) клавиши. И берём снова мажорный аккорд.


Прям из видео вырезал:

Как ноты влияют на эмоции - подробности #2 Музыка, Кинотеатр, Фильмы, Эмоции, Психоакустика, Композитор, Саундтрек, Видео, Длиннопост

Помним, что не обязательно начинать с нарисованной ноты. Главное - это формула - M2M.


Остальные "формулы" можно посмотреть, а главное - послушать, в видео.

Оно и здесь в посте, и в посте по первой ссылке в посте. И вообще там есть второе видео, которое тоже прикольное, я его позже разберу. Но и на это видео есть ещё одна идея. Если она получится - будет ещё один пост.


А пока, вот вам перевод таблицы из видео (маленькая m -  минор. Большая M - мажор):

Как ноты влияют на эмоции - подробности #2 Музыка, Кинотеатр, Фильмы, Эмоции, Психоакустика, Композитор, Саундтрек, Видео, Длиннопост

Радуйтесь жизни!

Музицируйте сами и музицируйте других!

Спс.

Показать полностью 2 2
21

Как ноты влияют на эмоции - подробности #1

Привет всем!

В прошлых двух постах были видосы про то, как, чередуя два аккорда на музыкальном инструменте, вызывать у людей определённые эмоции.


Появилось время, тогда давайте разберём эту тему поподробнее.

Сначала введение в связь созвучий и настроения, а в следующем посте разберём уже сами видео.


Когда мы играем несколько нот одновременно - их звуки (а по-физическому - частоты) для нашего уха смешиваются. То, насколько эти частоты “уживаются” вместе - насколько ноты консонантны - влияет на то, насколько нам приятно их общий звук слушать.


Консонанс - это, дословно, созвучность. Диссонанс - соответственно, наоборот - плохо звучащие вместе звуки. Давайте наглядно посмотрим на разницу.


Так как отдельные ноты - это разные частоты - разные звуковые волны - для экспериментов, мы можем описать их с помощью математической функции.

В реальности, каждая частота создаёт ряд гармоник - частот кратных изначальной (2x, 3x, 4x, …). А инструменты ещё привносят свои обертона (более широкое понятие, включающее в себя гармоники), которые появляются из-за материальности инструментов.


Например, струна колеблется не только по всей длине, но и частями:

Как ноты влияют на эмоции - подробности #1 Музыка, Странные звуки, Звуковые волны, Эмоции, Кинотеатр, Психоакустика, Длиннопост

Картинка с википедии.


Но для наглядности можно использовать синусоидальную волну в вакууме. И то, как ноты “уживаются” вместе посмотреть на графиках их функций. Дальше я буду использовать термины из моей карточки по интервалам: Помощь с теорией музыки #2


Сначала посмотрим на то, с чем будем сравнивать. График одной ноты:

Как ноты влияют на эмоции - подробности #1 Музыка, Странные звуки, Звуковые волны, Эмоции, Кинотеатр, Психоакустика, Длиннопост

По-горизонтали - время. Какой конкретно это отрезок времени - для нас не важно. Важно то, что все графики здесь - за одинаковый промежуток времени.

По-вертикали - амплитуда - для нас это громкость звука.


На каждом графике с двумя нотами три линии. Две (синяя и лиловая) - частоты, которые мы складываем, и одна - их сумма (жёлтая). Нам сейчас нужна именно жёлтая. Давайте посмотрим:


“Полный консонанс” - две одинаковые ноты - унисон - звучит приятнее всего:

Как ноты влияют на эмоции - подробности #1 Музыка, Странные звуки, Звуковые волны, Эмоции, Кинотеатр, Психоакустика, Длиннопост

Обратите внимание на “заполненность” графика по-вертикали. Форма графика полностью повторяет график выше с одной нотой, только с амплитудой вдвое больше.


Октава чуть менее приятна, потому что функции не идентичны:

Как ноты влияют на эмоции - подробности #1 Музыка, Странные звуки, Звуковые волны, Эмоции, Кинотеатр, Психоакустика, Длиннопост

Меньше консонанса (кварта - 5 полутонов между нотами):

Как ноты влияют на эмоции - подробности #1 Музыка, Странные звуки, Звуковые волны, Эмоции, Кинотеатр, Психоакустика, Длиннопост

Из-за того, что частоты у нот разные - появляется интерференционная картина - наложение двух частот друг на друга усиливают или ослабляют друг друга в определённом закономерном рисунке.


Этот рисунок повторяется, потому что сами частоты тоже периодичны. Это как считать до двух и до трёх:

Как ноты влияют на эмоции - подробности #1 Музыка, Странные звуки, Звуковые волны, Эмоции, Кинотеатр, Психоакустика, Длиннопост

Наименьшее общее кратное (НОК) этих двух чисел - это сколько шагов будет длиться наша “интерференционная” картина, пока не начнёт повторяться.


На примере 2 и 3:

НОК для 2 и 3 = 6. Это наименьшее число, которое делится на оба числа без остатка.

Первые 12 шагов:

121212-121212

123123-123123


6/3 = 2 - сколько раз повторится первая частота.

6/2 = 3 - сколько раз повторится вторая.

И 6 - это до скольки надо досчитать до повторения.


То же самое можно проделать и с реальными частотами. Чтобы не считать большие числа (стандартная нота ля колеблется 440 раз в секунду), можно эти частоты взаимно сократить. Числа, которые не имеют общих делителей называются “взаимно простые числа”. Чтобы сэкономить время, вот отношения частот:


Октава (1:2), квинта (2:3), кварта (3:4), большая терция (4:5), малая терция (5:6), большая секунда (8:9), малая секунда (9:10), и тритон (15:16).


Минимум консонанса (злой и страшный пан тритон, он в диссонансе знает тон):

Как ноты влияют на эмоции - подробности #1 Музыка, Странные звуки, Звуковые волны, Эмоции, Кинотеатр, Психоакустика, Длиннопост

По графику мы можем увидеть, что перепады громкости звука уже очень сильна, и сам звук нами воспринимается как этакое “дрожание” звука, менее приятное для нас (а в данном случае - это самое неприятное сочетание, если не брать меньше полутона между нотами).


При слишком большой или слишком маленькой разнице между частотами возникает дополнительное “биение” в звуке, которое довольно явно воспринимается нашим ухом (больше тут: https://ru.wikipedia.org/wiki/Биения).


Полу-итоги:

- В зависимости от того, какие две ноты мы берём - звук будет более или менее приятный для нас.

- “Приятность” звука зависит от отношения частот. Сначала сократим частоты, потом находим наименьшее общее кратное.

- Чем меньше НОК - тем “приятнее” созвучие.

- Чем больше НОК - тем больше будет “дрожание” звука или уже биение.

- Биение на слух воспринимается как “пульсация” звука.


---


Двух нот не всегда достаточно, поэтому надо уметь расположить не две ноты, а три, да так, чтобы они звучали гармонично, консонантно, приятно и вообще.


Как стабильную основу можно вместе с нотой взять квинту (получить самое приятное и “уместное” созвучие). Тогда добавив новую ноту, уже третью, также, как было описано выше, можно влиять на эмоциональную окраску аккорда (созвучия из трёх звуков = трезвучия = аккорда).


Но это уже совсем другая история.


В следующем посте уже разберём эту другую историю вместе с полезной нагрузкой из видео.


Надеюсь, было интересно!

Спасибо!


---


Бонусом, вот график нот на расстоянии в полторы октавы (нона):

Как ноты влияют на эмоции - подробности #1 Музыка, Странные звуки, Звуковые волны, Эмоции, Кинотеатр, Психоакустика, Длиннопост

И интервалы от унисона до квинты (в секстах и септимах ничего экзотичного нет, они работают также. Но вот вам ссылка: https://www.wolframalpha.com/input/?i=plot+sin%2816x%2F9%29%... - 16x/9 можно заменить на любое отношение частот из поста или этих ваших интернетов)

По-книжному: Унисон, октава, м. секунда, б. секунда, м. терция, б. терция, кварта, тритон, квинта:

Как ноты влияют на эмоции - подробности #1 Музыка, Странные звуки, Звуковые волны, Эмоции, Кинотеатр, Психоакустика, Длиннопост
Показать полностью 8
Отличная работа, все прочитано!