4625

Жара2

Начитался тут на пикабу историй, кто как переносит жару. И вспомнилось.

В троллейбусе ЗиУ-9 серии "В" вся кабина была "железная" изнутри. Никаких пластиковых панелей, только суровое крашеное железо. Прогревалось это всё в жару очень сильно. Например к крышке высоковольтной панели было невозможно приложить руку - обжигало. Многие водители застилали панель специально вырезанными по форме ковриками, но коврики - это пыль, это грязь. Одна водительница даже умудрилась развести под ковриками тараканье семейство, но это уже другая история.

На фото именно такая кабина, без ковриков

Кабина Зиу-9В

Кабина Зиу-9В

В жару работать было очень тяжело. Никаких вентиляций и кондиционеров не предусмотрено, кроме форточки. Не знаю, смог бы я сейчас, привыкнув к кондиционеру и современной кабине, работать на такой машине. Наверное не смог бы. А тогда всё это казалось в порядке вещей, да и возраст был еще бодрый.

От жары спасались так - в кабине на полу стояло обычное пластиковое ведро, наполовину наполненное водой. На светофоре троллейбус ставился на ручник, и ноги опускались в ведро. Это было блаженство, даже если вода была уже теплая, то все равно хорошо освежала. Потом мокрые ноги обратно в шлепанцы и поехали дальше, пока вода с ног обсыхала - это было блаженство номер 2.

Еще брали большой носовой платок, мочили его в воде и, завязав углы платка узелками, надевали на голову, получалось что-то вроде еврейской кипы или узбекской тюбетейки. Тоже помогало.

Приехав на конечную было огромных облегчением выйти в тень, снять рубаху и чтоб кондуктор обрызгала из пульверизатора водой спину. На ветерке да в тени даже при +30 очень помогало.

Так и работали. Жара, пыль, пот. Едешь навстречу солнцу - никуда не скроешься, выжигает, материшь его, мечтаешь о тени. Свернешь в тенистую улицу - испытываешь кайф.

Кондукторам было тоже несладко, т.к пассажиропоток был большой, толкаться в салоне среди потных тел малоприятное занятие. Тем более, что на весь салон было всего 2 форточки и 2 люка.

И вот как то раз в сильную жару (наверное, больше 30 градусов), стало плохо ребенку. Девочку, 9 лет стошнило, да так, что облеваны оказались несколько сидений и пол в проходе. На жаре так ездить было нельзя и, высадив на конечной пассажиров, мы поехали в депо мыть салон. Саехали на мойку, а там просто оазис. Прохладно, водичка журчит. Взял я шланг, смыл с пола и сидений то, что оставила девочка, и вдруг думаю, а что если я сейчас прохладной водичкой весь салон сполосну? И сполоснул. Сиденья, стенки, даже потолок. Было хорошо и весело. Было предвкушение прохлады и чистоты. Но мы с кондуктором жестоко ошибались. Как только мы выехали в летний зной со свежевымытым салоном, как вода с пола, сидений и потолка начала быстро испарятся. И в салоне получилось что-то вроде русской бани, т.е стало еще хуже. К счастью это быстро прошло и через полчаса всё вернулось "в исходное состояние".

Сейчас все это вспоминается с улыбкой, потому что было давно. Но и тогда мы не особо горевали, потому что были молодыми и лучшего не знали...

Салон Зиу-9

Салон Зиу-9

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
153
Автор поста оценил этот комментарий

А зимой наверное в них было адски холодно

раскрыть ветку (37)
47
Автор поста оценил этот комментарий

Про работу зимой был отдельный пост Холодная смена

раскрыть ветку (15)
29
Автор поста оценил этот комментарий

Раскройте тайну, пожалуйста - что за спиной водителя троллейбуса была за панель с рубильником, которым водитель иногда не отрываясь от дороги щелкал, там издавались жуткие звуки и казалось, что все коротнет сейчас. Долгие годы каталась на работу на троллейбусе, ностальгия.

раскрыть ветку (13)
92
Автор поста оценил этот комментарий

Вот такой рубильник? Если да, то это автоматический выключатель, срабатывает он с грохотом и искрами, если больше 2-х раз подряд сработал - тяговый двигатель неисправен, троллейбус в депо на ремонт.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (12)
41
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо, добрый человек! Тайна раскрыта. Троллейбусов у нас больше нет, но я теперь знаю про них чуточку больше.

7
Автор поста оценил этот комментарий

Ну да, так и получилось. Движок уже помирал, чуть газу сильнее - бабах. Приспособился более аккуратно стартовать. В итоге, то ли на вторую, то ли на третью смену, ехать перестал вообще. Двигатель сдох окончательно.

Потом, через пару лет, у этого троллейбуса оторвали кабину при буксировке... Впрочем, починили что-то за неделю.

8
Автор поста оценил этот комментарий

Вообще не могу понять всеобщей ностальгии тут в комментах, как будто по всей стране троллейбусы пропали. У нас именно такие троллейбусы и ездят в городе, с такими вот рубильниками.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вам везёт. У нас пропали. Теперь преимущественно вонючие жужжащие автобусы. Троллейбусы классные были. Тихие, много места, особенно на задней площадке, никакой солярочной вони.

Электробусы чуть лучше, но кондиционеры часто не работают, а окна закрыты на смерть. В итоге - баня. И водят их водилы, часто смуглые, очень резко и дергано.

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

А вы давно вот именно в таком троллейбусе, как на фото ездили? Я много лет уже не езжу вообще в общ.транспорте, но в школе ездила на троллейбусе и вот именно такие старички были. Сейчас, конечно, есть в городе и поновее модели, но и таких еще хватает. Это какой-то исторический артефакт уже, они 20 лет назад уже еле ездили и внутри все разваливалось от старости, даже страшно представить как там сейчас в них себя люди ощущают

раскрыть ветку (1)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Несколько лет назад, я не помню точнее) у нас одни электробусы и дизельные автобусы сейчас. Они гремели и дребезжали, дуло из щелей в дверях, но у меня осталось такое ощущение, что это вечная техника)

2
Автор поста оценил этот комментарий

первый раз вижу 2 АВ... завтра узнаю на работе..

раскрыть ветку (5)
19
Автор поста оценил этот комментарий

Два АВ стояли на "гармошках"

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий
В моей Рязани до сих троллейбусы такие ходят только вот насчёт гармошки уже не уверен а раньше до университетов от общаг такая 3 ка ходила
раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

В Москве убрали троллейбусы. Ходит один, типа музейный маршрут. И это хорошо.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Вот тоже был уверен, что все убрали и заменили на электробусы. Каково же было моё изумление, когда, проезжая по МКАДУ, я увидел, выезжающий из Москвы, троллейбус. Оказывается сохранилось пару маршрутов в районе Химок

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Это Химкинские, областные. В Москве один не большой музейный маршрут в центре.

3
Автор поста оценил этот комментарий

о, благодарю!!) у нас до сих пор ездят такие троллейбусы

33
Автор поста оценил этот комментарий
Я вот не понимаю инженеров которые пректировали данные тралики, это как надо было не любить людей что бы спроектировать данную душегубку.
раскрыть ветку (4)
23
Автор поста оценил этот комментарий

Так с завода то форточки почти в каждом окне были, плюс 2 люка. Сплошные стекла ставили уже в депо во время ремонтов.

9
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, по сравнению с первыми траликами там наверняка даже что-то да улучшено, доработано. Это ж просто время было такое, когда радовались уже тому, что оно едет.

14
Автор поста оценил этот комментарий

в смысле душегубка? там на каждом окне форточка и 3 люка на крыше, салон продувается на ура. а по уровню остекления и обзорности современные троллейбусы сосут у ЗиУ, одна задняя площадка как показатель эргономики и вместимости. Делали бы полунизкопольные, но нет же, погнались за парашей попсовой на дорогих портальных мостах и пол стал многуровневым в низкопольном троллейбусе и огромное количетсво мест просто стало недоступно для размещения пассажиров

2
Автор поста оценил этот комментарий

Инженеры проектируют то, что заказывает менеджмент.

12
Автор поста оценил этот комментарий
Если печка исправна и не сильный мороз, то в кабине вполне терпимо. Даже зимнюю куртку можно было снять. А вот в салоне там всегда морозилка
раскрыть ветку (6)
14
Автор поста оценил этот комментарий

дык я про салон)) я ж пассажир))

раскрыть ветку (4)
7
Автор поста оценил этот комментарий
В салоне морозилка да. Хорошо, если печка под сиденьем кондуктора ещё нормально грела, хоть кондючка ноги могла погреть.
раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Всегда было жалко кондукторов. Я в этом морозе минут 40 еду, а кондуктор весь день жопу морозит

2
Автор поста оценил этот комментарий

Там даже по сути не печка, а воздух с обдува реостатов). Уже позднее стали ставить печки с ТЭНами

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Я начал работать в 2009 году, у нас уже печки на зиу и башкирках с тэнами стояли.
В новых траликах уже норм. В Альфах вообще хорошо и тепло. В тролзах прохладнее, но в целом норм.
0
Автор поста оценил этот комментарий

Да норм было. Заметно теплее, чем на улице. Обогреватели там были, точно помню, дуло тёплым воздухом снизу. И люди всё-таки в зимней одежде зимой ездили, не в шортах) сейчас хуже, когда в - 15 заходишь в зимней куртке, а в салоне баня, конденсат по окнам аж течет, а в салоне издевательское табло "+ 23 градуса". Нахрена людям в зимней одежде +23? Три остановки проехал - вышел весь мокрый на мороз. Лучше как в троллейбусах.

3
Автор поста оценил этот комментарий

у нас на конечке можно было видеть как факелами подогревали где-то в районе водителя. Подозреваю что рулевое замерзало так что тётенькам очень тяжко было крутить руль.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Если с улицы под водителем, то да, ГУР. Но это прям сомнительно, обычно если утром запустился, то весь день отработает. Если через люк в салоне, то это уже воздух. Тут не угадаешь, замерзнуть может когда захочет.

6
Автор поста оценил этот комментарий

Не наверное, а точно в дырочку - стёкла изнутри обмерзали толстым слоем льда в салоне.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

это просто точка росы

2
Автор поста оценил этот комментарий

там фены по всему салону по контуру снизу, намного теплее чем в автобусе

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

если бы их еще включали

2
Автор поста оценил этот комментарий

ебейше холодно, в них были тэны для отопления но видимо для экономии их не включали

0
Автор поста оценил этот комментарий

ну да

0
Автор поста оценил этот комментарий

Помню начало 90 ых я еду на этом после вечерки на заводе домой , дубак, завтра с утра снова на завод...

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку