9

"Заклятый друг". Что в западных учебниках пишут о Второй мировой...

"Заклятый друг". Что в западных учебниках пишут о Второй мировой... Вторая мировая война, Политика, Военная история, Учебник, Память, Истории из жизни, История (наука), Альтернативная история, Великая Отечественная война, Историческое фото, Фотография, RUTUBE, Видео, Длиннопост, РИА Новости, Комсомольская правда, Ссылка

Покаянная речь Коли из Нового Уренгоя в бундестаге заставила задуматься: что происходит с исторической памятью?

"Заклятый друг". Что в западных учебниках пишут о Второй мировой... Вторая мировая война, Политика, Военная история, Учебник, Память, Истории из жизни, История (наука), Альтернативная история, Великая Отечественная война, Историческое фото, Фотография, RUTUBE, Видео, Длиннопост, РИА Новости, Комсомольская правда, Ссылка

© Фото : Министерство обороны РФВстреча командира 34-го гвардейского корпуса генерала Глеба Бакланова с командиром 5-го корпуса США генералом Кларенсом Хюбнером. Архивное фото

МОСКВА, 1 мая — РИА Новости, Давид Нармания. Историю традиционно считают самой пострадавшей от политики наукой. Еще в большей степени это относится к тому, как ее преподают в школах. Яркий пример — тема Второй мировой войны в учебных пособиях на Западе. Какое представление о главном конфликте человечества пытаются привить детям — в материале РИА Новости.

Сравнить несравнимое

"Уже по иллюстрациям, помещенным в книгах, можно судить об отношении каждого народа к этой войне. Оно проявляется также в умолчаниях, в том, о чем не говорится. Каждая нация, каждый общественный институт имеют свои "семейные" тайны, разглашение которых отнюдь не приветствуется. Эту задачу берет на себя, как правило, бывший противник", — писал в фундаментальной работе "Как рассказывают историю детям" французский педагог Марк Ферро.

Впервые эта книга вышла в 1981-м, но за четыре с половиной десятилетия не утратила актуальности: западные учебники дают выгодную для политиков картину и сейчас.

Единого пособия, по которому готовились бы школьники по всей стране, нет ни в США, ни в Британии. Однако нарративы, распространяемые о самой масштабной войне в истории человечества, на удивление схожи.

"Заклятый друг". Что в западных учебниках пишут о Второй мировой... Вторая мировая война, Политика, Военная история, Учебник, Память, Истории из жизни, История (наука), Альтернативная история, Великая Отечественная война, Историческое фото, Фотография, RUTUBE, Видео, Длиннопост, РИА Новости, Комсомольская правда, Ссылка

© РИА Новости / Евгений ХалдейПерейти в медиабанкРегулировщица Мария Лиманская у Бранденбургских ворот

Взять, к примеру, американский учебник AMSCO AP Edition World History: Modern (1200 — Present) для старших классов. В параграфах, посвященных предвоенному периоду, авторы отмечают, что политика умиротворения, которой придерживался британский премьер Невилл Чемберлен, позволила Гитлеру устроить аншлюс Австрии, а затем стала причиной Мюнхенского соглашения, закрепившего аннексию Судетской области. Однако тот факт, что Польша синхронно вынудила чешское правительство уступить ей Тешинскую область, составители игнорируют. Не упоминают и попытки СССР воспрепятствовать Мюнхенскому сговору.

Зато буквально через абзац называют пакт Молотова — Риббентропа причиной, помешавшей Лондону и Парижу договориться с Москвой о создании антигитлеровской коалиции еще до начала Второй мировой.

"Заклятый друг". Что в западных учебниках пишут о Второй мировой... Вторая мировая война, Политика, Военная история, Учебник, Память, Истории из жизни, История (наука), Альтернативная история, Великая Отечественная война, Историческое фото, Фотография, RUTUBE, Видео, Длиннопост, РИА Новости, Комсомольская правда, Ссылка

О Сталинграде и Эль-Аламейне из американского учебника AMSCO AP World History

О самом ходе войны и роли в ней СССР авторы пишут довольно скупо. В частности, в параграфе, посвященном переломному моменту на европейском театре военных действий, равное внимание уделено сражению при Эль-Аламейне и Сталинградской битве. В Северной Африке, по разным оценкам, в распоряжении Роммеля имелось от 80 до 120 тысяч солдат. Между тем только потери Германии и ее союзников под Сталинградом — около полутора миллионов человек. Эти данные, увы, составители не приводят.

Помимо Сталинграда, пары предложений удостоились лишь блокада Ленинграда и Курская битва. Только эти три события на восточном фронте вынесены в ключевые термины для запоминания в конце главы — наряду со сражениями за Гуадалканал, атолл Мидуэй, Эль-Аламейн и в Коралловом море. Последние едва ли сопоставимы по масштабу с событиями на восточном фронте.

"Заклятый друг". Что в западных учебниках пишут о Второй мировой... Вторая мировая война, Политика, Военная история, Учебник, Память, Истории из жизни, История (наука), Альтернативная история, Великая Отечественная война, Историческое фото, Фотография, RUTUBE, Видео, Длиннопост, РИА Новости, Комсомольская правда, Ссылка

Ключевые понятия и события Второй мировой войны из американского учебника AMSCO AP World Hisotry

Прелюдия к холодной войне

Схожая картина в британских учебниках — например, в GCSE Modern World History за авторством Бэна Уолша. Его, как и упомянутое американское пособие, используют для подготовки к поступлению.

В том, что касается причин войны, автор идет дальше американских коллег и попросту перевирает факты.

"Заклятый друг". Что в западных учебниках пишут о Второй мировой... Вторая мировая война, Политика, Военная история, Учебник, Память, Истории из жизни, История (наука), Альтернативная история, Великая Отечественная война, Историческое фото, Фотография, RUTUBE, Видео, Длиннопост, РИА Новости, Комсомольская правда, Ссылка

Глава о пакте Молотова — Риббентропа из британского учебника

"Гитлер открыто заявлял о заинтересованности в завоевании российских земель. Он активно критиковал коммунизм, арестовывал и убивал коммунистов в Германии. Несмотря на это, Сталину не удалось добиться какого-либо соглашения с Британией и Францией в 1930-х. С точки зрения Сталина, попытки не имели смысла", — отмечает Уолш.

Между тем Советский Союз с начала 1920-х пытался выбраться из международной изоляции и лишь к концу следующего десятилетия преуспел в этом. Однако, как уже отмечалось, стремление СССР воспрепятствовать продвигаемой Чемберленом политике умиротворения Гитлера не нашло отклика в Европе и США.

При этом автор довольно честно пишет о том, как в Лондоне воспринимали Москву.

"На самом деле многие в Британии, похоже, скорее приветствовали укрепление Германии как силы, способной противостоять коммунизму, который считали большей угрозой британским интересам, нежели Гитлера".

Впрочем, автор признает ключевую роль СССР в победе над Германией.

"Выступая 4 октября 1941 года в Берлине, Гитлер сообщил своему народу, что советский враг повержен и никогда не восстановится. Это стало одним из самых глубоких его просчетов. В следующие два года Советский Союз стал настоящим кладбищем немецких военных стараний", — приводятся в учебнике слова британского историка Ричарда Овери.

"Заклятый друг". Что в западных учебниках пишут о Второй мировой... Вторая мировая война, Политика, Военная история, Учебник, Память, Истории из жизни, История (наука), Альтернативная история, Великая Отечественная война, Историческое фото, Фотография, RUTUBE, Видео, Длиннопост, РИА Новости, Комсомольская правда, Ссылка

Параграф о боевых действиях на восточном фронте из британского учебника GSCE Modern World History

Там же дана цитата британского премьера Уинстона Черчилля: "Именно Красная армия вырвала сердце из груди немецкой армии".

Также в учебнике отмечено, что на протяжении почти всей войны 85 процентов войск вермахта находилось на восточном фронте. Отдельно рассказано не только о тяжелых боях, но и о подвиге тыла.

Описание боевых действий на восточном фронте занимает менее четверти всего объема. Ровно столько же посвящено блицкригу в Европе, битве за Британию, противостоянию на Тихом океане и событиям после высадки в Нормандии.

Между тем не во всех британских школах используют учебники, освещающие событие на длительной протяженности. Некоторые пособия посвящены отдельным темам — например, холодной войне. И в них Тегеранскую конференцию рассматривают в первую очередь не как взаимодействие между союзниками, но как прелюдию к уже зарождающемуся противостоянию капиталистического и социалистического лагерей.

"Заклятый друг". Что в западных учебниках пишут о Второй мировой... Вторая мировая война, Политика, Военная история, Учебник, Память, Истории из жизни, История (наука), Альтернативная история, Великая Отечественная война, Историческое фото, Фотография, RUTUBE, Видео, Длиннопост, РИА Новости, Комсомольская правда, Ссылка

В британском учебнике школьников просят разобрать, почему легендарное фото со встречи на Эльбе было постановочным

С таких позиций проще обосновать молодому поколению дальнейшие действия западных союзников СССР. Задержка с открытием второго фронта в подобной логике изматывала и немецкие, и советские войска, облегчая дальнейшие задачи Вашингтона и Лондона. А потери после высадки в Нормандии были необходимы не только для борьбы с нацистами, но и для более выгодного разделения сфер влияния в послевоенной Европе.

"Не обо всем стоит рассказывать"

Во французских учебниках (к примеру, в пособии для поступления в знаменитый институт Sciences Po, где готовят будущих дипломатов) события на восточном фронте изложены более подробно. В отличие от британских и американских книг здесь также уделено внимание Битве за Москву.

В одном абзаце рассказывается о Сталинградской и Курской битвах. Еще в одном — о советских успехах после коренного перелома в Великой Отечественной. При этом особое внимание уделено ленд-лизу. Вместе с тем авторы признают: "Однако в то же время советская победа зиждилась на храбрости войск и патриотическом подъеме, которому благоприятствовало смягчение политического режима".

"Заклятый друг". Что в западных учебниках пишут о Второй мировой... Вторая мировая война, Политика, Военная история, Учебник, Память, Истории из жизни, История (наука), Альтернативная история, Великая Отечественная война, Историческое фото, Фотография, RUTUBE, Видео, Длиннопост, РИА Новости, Комсомольская правда, Ссылка

© РИА НовостиПерейти в медиабанкСоветские и французские летчики эскадрильи "Нормандия-Неман" беседуют, стоя рядом с самолетом в районе Курской дуги

О роли маршала Петена и режима Виши практически не говорится. Составители лишь косвенно упоминают проблемную тему только в параграфе о политическом устройстве послевоенной Европы.

"Во Франции вопрос раздела власти был очень деликатным, — отмечают авторы. — Как восстановить власть государства, когда, с одной стороны, есть коллаборационистское правительство, а с другой — повстанцы, которые стремятся получить легитимность? Если у генерала де Голля и была точка зрения на этот счет, его попытки восстановить нормальный ход событий наталкивались на нетерпеливость тех, кто себя проявил во время Сопротивления и считал достойным права участвовать в управлении государством. Большое влияние коммунистической партии еще больше осложняло задачу".

Работа с документами

В немецких школах стараются дистанцироваться от нацистского прошлого. Основное содержание пособий — не описание событий на фронтах, а воспоминания обычных солдат.

О наиболее мрачных страницах рассказывается через первоисточники — в частности, приведены протоколы Ванзейской конференции, на которой было детально распланировано "окончательное решение еврейского вопроса".

"Заклятый друг". Что в западных учебниках пишут о Второй мировой... Вторая мировая война, Политика, Военная история, Учебник, Память, Истории из жизни, История (наука), Альтернативная история, Великая Отечественная война, Историческое фото, Фотография, RUTUBE, Видео, Длиннопост, РИА Новости, Комсомольская правда, Ссылка

© РИА Новости / Петр БернштейнПерейти в медиабанкВойска Красной армии ведут наступательные бои в ходе операции "Багратион"

Вместе с тем в большинстве книг ничего не говорится о том, что 85 процентов дивизий вермахта находились на восточном фронте, а внимание различным театрам боевых действий авторы уделяют в равной степени. В учебнике Йенса Эггерта "Германия с 1871 по 1945 год" не упомянуты ни Курская дуга, ни операция "Багратион", ни битва за немецкую столицу. Зато отдельно рассказано о высадке в Нормандии.

Ложный тезис

В некоторых японских учебниках отмечается неприятный для США факт: "Определенно, Тихий океан был основным театром военных действий, где происходили сражения японского флота с американскими подразделениями. Однако для японских сухопутных войск главным местом сражений оставался материк. Именно эти части самыми последними закончили воевать, и то только потому, что СССР разгромил Квантунскую армию в Маньчжурии".

В этой связи даже термин "Война на Тихом океане" предлагают заменить на "Азиатско-Тихоокеанскую войну".

"Заклятый друг". Что в западных учебниках пишут о Второй мировой... Вторая мировая война, Политика, Военная история, Учебник, Память, Истории из жизни, История (наука), Альтернативная история, Великая Отечественная война, Историческое фото, Фотография, RUTUBE, Видео, Длиннопост, РИА Новости, Комсомольская правда, Ссылка

© РИА Новости / Евгений ХалдейПерейти в медиабанкКапитуляция войск Квантунской армии

При этом подчеркивается особое упорство японских солдат на островах во время битв с американцами.

Отдельно авторы проговаривают и причины, по которым США решили использовать атомную бомбу: поражение Японии было лишь вопросом времени. Бомбы на жителей Хиросимы и Нагасаки сбросили по внешнеполитическим причинам. В своей послевоенной азиатской политике Соединенные Штаты — в особенности для противостояния СССР — стремились навязать миру впечатление, что они нанесли "решающий удар" по Японии".

При этом авторы подчеркивают, что именно после разгрома советскими войсками Квантунской армии у страны не осталось сил для сопротивления, поэтому исход конфликта был предрешен.

Пруф

Пруф2

Пруф3

Пруф4