Юлькино детство.Продолжение.
Начало здесь:http://pikabu.ru/story/yulkino_detstvo_mama_sestra_4920135
Жизнь в родном городе продолжалась без изменений - та же недовольная сестра, молчащая мама и сопливый ноющий Ленчик. Кстати, мальчик подрастал, учился говорить и соображать, и я теперь уже от него, маленького, получала порой порции "воспитания". "Не заходи в нашу комнату, ни к чему не прикасайся"- вещал четырехлетний малыш. " Зачем ты ешь варенье - это мама делала, это не тебе." "Ааааа...Ты включала магнитофон! Я скажу папе! Тебе нельзя ничего нашего трогать!"Сам же Леня расхаживал по квартире, и делал все, что ему заблагорассудится. Запрещать и ругать его за это было нельзя. Бить - Боже упаси...Галя могла устроить скандал за любое лишнее слово сказанное ребенку(я почему-то ребенком не считалась). Ленчик быстро осознал свою безнаказанность, и иногда просто в открытую надо мной издевался.Конечно, сейчас я понимаю, что малыш, в принципе, не виноват - он просто тупо копировал слова и поведение взрослых. Но тогда я просто тихо его ненавидела.У Ленчика были книжки и игрушки, в которые и я была бы не прочь поиграть. Но, во первых - не разрешали, а во вторых - просто смеялись надо мной, увидев, что я хочу взять детские игрушки, говоря, что я уже взрослая для такой ерунды.Куклу,подарок папы( как и все другие мои старые игрушки и куклы), Леня сгрыз и переломал. Мама была расстроена, и тихонько вздыхала по этому поводу, все-таки, память об отце и о моем детстве, но дальше вздохов дело не пошло - сестре она так и ничего не высказала.
Вообще, маму не понимаю до сих пор. Ну как человек может быть таким безответным... Она и в жизни за пределами семьи вела себя так же - не могла дать отпор хамящим в магазине и в поликлинике, не могла поставить на место обнаглевшую подругу или сотрудника на работе. Все эти черты постепенно передавались и мне - даже дав однокласснику книгу, я боялась попросить ее назад.Помню случай, когда учительница, по-рассеянности, неправильно написала на доске условия задачи. Я видела ошибку с самого начала, но боялась сказать, это же неудобно...И мы весь урок решали несуществующую задачку, с неправильными числами, пока учитель сама не заметила. Еще помню, что школьные обеды мне никогда не оплачивались, а завтраками для меня дома никто не заморачивался(вообще-без спросу брать продукты запрещалось). Так и сидела, всегда с восьми утра до двух голодная, с болями в желудке, но ни разу слова никому об этом не сказала. Как-то "вбито" мне было в сознание, что жаловаться нельзя, болеть стыдно, а что-то попросить - вообще недопустимо.
Последние года мама, приезжая ко мне в гости, с ностальгией вспоминает: "Ах, ты была такой тихой и серьезной девочкой, почти не улыбалась, не играла, не баловалась...Да и конфеты не любила, не ела никогда. Только книги и учеба - все читала,читала.." Я молчу. Смысл переубеждать ее уже в таком возрасте. Что и играть мне хотелось, и конфеты..Мне их особо не давал никто, а просить я боялась. Насчет чтения- отдельная тема. За чтение меня РУГАЛИ!!!!Да-да. Как ни дико звучит-но это правда. В то время, когда большинство родителей и учителей моих одноклассников вели не всегда успешную борьбу за то, чтоб их дети прочитали хоть страничку, я частенько получала за это нагоняй:"Опять читаешь, бездельница, помогать кто будет? Ребенок плачет, а ты в книги свои уткнулась."Вообщем, чтение для меня было каким-то преступлением - делала я это украдкой. Очень любила оставаться одна дома с книгой, чутко слушая, не повернется ли ключ в замке. Если это случалось, я сразу подскакивала, прятала книжку и делала вид, что занимаюсь какими-то домашними делами. Летом, на даче, удирала на недостроенный чердак, где меня подолгу не могли найти, и читала-читала-читала... Не отзывалась на крики с улицы, ищущей меня, уже злой Галки, пока между досок не появлялись смеющиеся глаза сестры Лены, только она знала, где меня можно найти:"Ну, вылазь уже, Юлька, слышишь-обыскались тебя."
Лена вернулась в родной город со своим малышом спустя год после того,как я провела у нее лето. Развелась и начала все с чистого листа. Сначала поселилась у нас, было тесно, шумно, дети маленькие...Но их приезду я только радовалась. Сестра любила меня, старалась вникать в мои детские проблемы. Не смотря на скудную зарплату, старалась чем-то порадовать, угостить, сводить в кино. Я платила ей тем же- помогала, нянчила Кирюшку, когда Лена уходила в гости или в ресторан, ведь она была совсем еще молодая, у нее уже завелся поклонник, ставший впоследствии вторым мужем.Жить в нашей квартире Ленка долго не смогла. Галя, увидя такой "разгульный", по ее мнению, образ жизни, раздражаясь, что сестра ходит на свидания, начала свою "политику" против нее. Она, закатив глаза, говорила маме или своему мужу:"Кошмар....приехала, бегает на свиданки, а ведь у нее ребенок. Надо написать в опеку, пусть Кирюшку отдадут мне, какая из нее мать- я лучше воспитаю! Поговори с ней-пусть отдаст мне ребенка по хорошему." Мама, конечно же, вздыхала и не говорила слова против.А я, хоть и была еще мала, не забыла рассказать об этих разговорах Ленке, чем вызвала у той шок и даже слезы. Уж не знаю, устраивали ли сестры между собой разборки, но Лена скоро съехала. Выбила малюсенькую комнатку в общаге - страшную, с клопами, но, все же,это было лучше,чем жить с Галей.
За все мои школьные годы мама пару раз пыталась создать отношения с мужчинами. Первый был дядя Витя. Плохого особо от него ничего не помню, хорошего - тоже. Как оказалось потом, он был жутким пьяницей и занудой. Мама прожила с ним всего несколько месяцев. Была у д.Вити квартира, в которую он нас и перевез. Как-то мама была в отъезде, и я с ним очень сильно поругалась, уж не помню из-за чего. Был поздний вечер, зима, я, возрастом лет одиннадцати, выскочила вся в слезах из квартиры в темноту.Этот мудак и удерживать меня не стал, только орал вслед:"Ну и уходи!!!" Ленка жила очень далеко, в часе езды на автобусе, и я пошла к Гале(а куда мне было еще идти?)Увидев меня, плачущую, на пороге, она ничего не придумала, как заорать:"Как ты так пришла, бестолочь,а учебники где??? Тебе в школу завтра, быстро иди обратно!" А то, что меня обидел и довел до истерики взрослый мужик - было пофигу. Я просила не выгонять меня обратно к нему, что я просто не могу туда пойти - но сестра даже не дала зайти в квартиру и я по морозу поперлась обратно. д.Витя открыл дверь на цепочке, и хмуро спросил:"Зачем вернулась?" Я сказала, что раз он меня не пускает, то пусть хотя- бы отдаст учебники. Так же,не снимая цепочки, он сунул через порог мои школьные принадлежности и захлопнул дверь. Когда я вновь пришла, сестра впустила меня, но о том, чтобы расспросить о ситуации или пожалеть - не было и речи.Так я в очередной раз убедилась в том, что всем плевать на меня и мои проблемы.
Шло время. Галя ходила беременная вторым сыном, мама работала и старалась всем угодить, я продолжала хорошо учиться и быть такой-же безответной задротой, какой меня воспитывали. Мне уже исполнилось двенадцать в тот год, учебу закончила без единой четверки и помню, как я довольная, шла со школы с полным пятерок дневником, и с прикольной игрой,подаренной за отличную учебу. Так хотелось поделиться радостью, похвастаться, но не тут то было. Дома меня опять ждала суматоха, беременная сестра, орущий ребенок - на игру совсем не обратили внимания, а про оценки и вовсе не спросили, приказав быстро собираться и ехать на дачу.Мама о том, как я закончила год, узнала примерно через месяц, случайно, в разговоре. А игру заметили через пару недель в моей комнате и сильно удивлялись - откуда же она взялась.Летом появился на свет Сашка. Его рождению я не особо радовалась - было как-то все равно. Из всех детей любила только Кирюшку, который таскался за мной, как хвостик.Если я приезжала к ним в гости, а потом собиралась уходить, он обхватывал мои ноги своими рученками и орал:"Зами! Зами миня с
тобой, Юка! Зами Киюху!" Гулял со мной, все расспрашивал, удивлялся, глядя на мир бездонными голубыми глазищами, часто обнимал, плакал и скучал по мне. Ведь жили они в другом конце города, и виделись мы не так часто.
Лето прошло, начался новый учебный год и мы уже жили в городе. Помню как-то вечером мы с мамой возвращались домой вдвоем. Я уже раньше писала, что у моей тихой мамочки иногда случались приступы агрессии и криков на меня. Только на меня. На коллег по работе, подруг и взрослых родственников кричать было нельзя(это же неудобно, что люди скажут). На племянников(ее внуков), тоже нельзя срываться(это ж не ее дети). И порой мне доставалось все то, что мама до поры до времени держала в себе.Случилось так и в тот вечер. Приближаясь к дому, мама все больше заводилась, а подойдя к квартире, закричала:"Ну, я тебе сейчас устрою, скотина." И я живо представила, что сейчас меня ожидает дома. Крики и ругань в свой адрес я, вообще, не переносила,впадала сразу в истерику, терялась, пугалась и плакала до икоты. А если еще все это сдабривалось подзатыльниками и швырянием в меня вещей..... Я отошла на пару шагов назад, развернулась и кинулась бежать вниз по лестнице. Выскочив на улицу, бежала долго, пока почти совсем не задохнулась от слез и усталости.Тем временем стало хорошо темнеть,на улице было еще достаточно тепло и я села на ближайшую лавочку и сидела там очень долго. Не помню все мысли,которые крутились тогда в моей голове, но домой возвращаться я точно не думала. Не было и четкого плана на дальнейшие действия - я просто сидела, не зная, как мне дальше быть и куда пойти.Ночь была долгой, позже я перебралась в ближайший подъезд. Страшно не было, была какая-то пустота и обида внутри.Я очень устала и замерзла,сидя на ступеньках подъезда совсем одна. Но постепенно небо начало светлеть, и наступило утро. Первое утро, которое я встретила вне дома....
Продолжение следует...