Всем ли быть спортсменами?

Так сложилось, что моя конная жизнь идет рука об руку с профессиональной репетиторской. Все те же проблемы, те же мысли и схожая философия. За это я так люблю свою работу и хобби - они похожи.


И вот меня опять нагнал вопрос из детства, который так и не нашел своего ответа: обязательно ли всех готовить в полной строгости, как будущих профессиональных спортсменов? Без поблажек, без лишних развлекательных отступлений от программы, без возможности ошибаться и идти своим путем. Почему, если ты не годишься в спорт - то на тебя просто не найдется иной программы? А ведь таких как ты немало.


Помню, в одной из статей (и даже во многих) я уже поднимала этот вопрос. Но тогда я рассуждала с позиции ребенка. А теперь я оказалась в ситуации, когда мой ученик сказал мне: "Вы хороший педагог и мне все нравится, но почему-то так тяжело заставить себя каждый раз возвращаться к занятиям". Я сидела и думала: "Странно. Прогресс есть, ученица сильная. Все мои задачи выполняет. Что не так?" А я скажу вам, что не так. Я готовлю ее словно к поступлению куда-то, в то время, как человек, хотел изучать язык на уровне хобби. Да, он берет мою программу, но трудности подавляют интерес и желание возвращаться. Возможно, язык - это ее призвание. Она лучше многих других прогрессирует день от дня! Но ей самой эти нагрузки не нужны. Ей хочется более развлекательного контента.


А я насела тут со своей грамматикой, правилами, однообразными упражнениями. Гоняю ее по темам раз за разом с увлеченностью маньяка, пока человек даже нехотя не запомнит их. Это эффективно, когда ты подтягиваешь ребенка по школьной программе. Но передо мной-то взрослый человек, который уже в жизни и профессии состоялся, который не находится в поиске, который ощутил тягу к языку не для того, чтобы сдать экзамен, а просто чтобы расширить кругозор. И вот зачем я пихаю в нее все эти учебники, которые подходят для пыток и детей?


Меня заставили опомниться ее слова. Я возмущалась точно также, пока была ребенком, любящим лошадок. Я просто хотела научиться элементарной езде, чтобы лучше понимать этих животных. И, например, азы верховой езды учила безукоснительно, т.к. знала, что при неправильной посадке есть риск навредить коню: сбить спину, травмировать рот, угрохать нафиг ноги. Но то, что началось потом, вылилось в топтание на месте и даже деградацию.


В нашем городе в те годы ты мог выбрать лишь два пути: идти в спорт, либо идти в покатушки (катать чужаков на лошади в городе, а потом кататься на этой же лошади по полям, как захочешь и как умеешь). Оба варианта меня не устраивали. Первый не подходил, потому что в душе я не была спортсменом. И меня никогда не тянуло к победам, рискам, тренировке коней через их сопротивление. А покатушки отпугивали полным отсутствием контроля. Я ХОТЕЛА учить что-то новое, связанное с лошадьми. Но без учителя ты не многому научишься.


К сожалению, альтернативу мне никто тогда не мог предложить. Я осталась где-то посередине, что лишь укрепило мои ошибки и не прибавило ни грамма знаний. На протяжении последних лет я ощущала одно разочарование. И не уходила только потому что идти было некуда: ты либо целиком бросаешь коней, либо миришься с одним из лагерей, которые тебе не к сердцу.


Моя мечта сбылась только спустя много лет, как в моем любимом анекдоте "когда уже нафиг не надо". Я нашла тренера, увлеченного разносторонней работой с лошадью. Она заразила меня своим энтузиазмом и вернула тягу к знаниям. Однако теперь уже я сама взрослый состоявшийся человек, у которого почти не осталось свободного времени. Хуже того, тренировки постоянно приходится то отменять, то откладывать из-за... более важных дел.


Я нахожусь ровно в той же позиции, что и мой ученик. Я знаю, что мне это нравится. Я знаю, что это для меня полезно и мне нужно. Я знаю, что нашла хорошего педагога, за которого надо держаться обеими руками. Но что случилось? Почему наступила нехватка мотивации? Да если б я этого тренера нашла 8 лет назад - я бы в нее зубами вцепилась, не отпуская. Но сейчас... я каждый раз буквально пинками заставляю себя выдерживать ритм тренировок, чтобы иметь хоть какой-то прогресс.


Она, слава богу, не готовит меня сугубо в спорт. О том, что я не очень-то хочу участвовать в соревнованиях, мы все обсудили еще в первые годы сотрудничества. Ее занятия насыщенны и напичканы таким объемом интересной информации, которую я каждый раз усваиваю с огромным удовольствием. Но мне каждый раз в чем-то приходится преодолевать себя, чтобы устранять старые ошибки и исправлять неверные привычки. И это почему-то сейчас тяжелей сделать, чем в детстве.


Каждый раз, когда она наседает на меня сильней, я трусливо хочу избежать занятий. В голове бьется одна и та же фраза: "Я не такая, как другие ученики! Зачем мне все эти тонкости? Я хочу просто работать для удовольствия!" Но мой тренер, будто бы читает мысли. После очередной такой эмоциональной вспышки (а я всегда скрываю от нее свои мысли) она внезапно отступает от меня. И я ощущаю горькое разочарование, обвиняя себя в нехватке мотивации. Да, я не спортсмен. Но ведь чтобы стать лучше - нужно приложить чуть больше усилий. А когда становится плохо - я задаю себе вопрос "но ради чего?"


К сожалению, на одном интересе двигаться вперед очень трудно. И глядя на своего ученика, я вижу, что она думает то же самое, испытывает те же эмоции. В моменты давления начинает избегать проблему. Но если видит прогресс в себе - то радуется и обзаводится новой волной жажды знаний.


Я осознаю, что стоит прописать для нее более развлекательную программу с бОльшим упором в видео- и аудиоформат. И чуть меньше наседать на голую грамматику. Но почему-то не могу себя заставить отступить от того, кто так прекрасно справляется со сложными задачами. Кто везет - на том и возят. Вот и я езжу на ее спине, радуясь, что она это выдерживает. Я испытываю внутреннее удовольствие творца, скульптора, видя, до каких высот могу поднять мою ученицу. И не могу заставить ударить себя по рукам, чтобы уже отстать от бедного человека и дать ему то, что он просит.


Поднимая высокую планку для способного ученика, ты можешь потерять его, если закроешь глаза на желания и потребности своего клиента. А также можешь невзначай раздавить его последнюю мотивацию.


Нужно повторять себе эти слова, как молитву: не всем быть спортсменами, великими учеными\танцорами\актерами и тд. Некоторым хочется простого увлекательного хобби с не космическими задачами и целями, до которых нужно идти, заливаясь кровью и потом. Более того, если найти в себе силы, чтобы сменить тактику и преподавать тот же материал как-то иначе - то можно добиться еще большего прогресса, чем если идти просто с толстыми книжками по грамматике напролом. Не лети, сломя голову, к целям. Двигайся к ним с той скоростью, которая потребуется. Иногда даже можно потоптаться на месте - это не то же самое, что откат. Не воспринимай такие дни трагично.


И тогда, если повезет, то даже дилетант добьется в своей специальности очень важных успехов. Ведь победа - это не всегда кубки, грамоты и громкие слова. Победа должна быть лично твоей. Поэтому в погоне за чьим-то мнением ты можешь проиграть перед самим собой. Не становись лучшим в глазах большинства. Занимайся для себя и своих собственных целей. И если что-то до сих пор помогало тебе не падать духом - значит, именно ЭТО важно для тебя. Вот ради ЭТОГО и старайся.

Всем ли быть спортсменами? Учеба, Мотивация, Верховая езда, Репетитор, Длиннопост

Лига Педагогов

1.9K постов5.9K подписчик

Правила сообщества

Можно:

Писать все, что можно отнести к педагогам и педагогике.

...

Нельзя.

1. Попрошайничать;

2. Рекламировать;

3. Оскорблять участников сообщества;

4. Писать не по теме;