Виды килей парусных яхт

Как и обещал, рассказываю про наиболее распространённые на парусных яхтах типы килей.

Виды килей парусных яхт Как это сделано, Яхта, Яхтинг, Длиннопост

Тип киля является одной из наиболее важных характеристик парусной лодки, и связан с формой корпуса, водоизмещением, парусным вооружением, материалами и технологиями изготовления корпуса. Все это менялось за годы эволюции парусных яхт, вместе с понятиями, что такое хорошо и что такое плохо.

Также разные виды килей подходят для разных акваторий и условий плавания.

Наиболее распространенными типами килей для парусных лодок являются длинные , плавниковые , бульбовые, скуловые, подъемные кили, и кили с крыльями.

Длинные кили были популярны среди круизеров семидесятых годов, тогда как плавниковые чаще устанавливались на гоночных яхтах. Сейчас бОльшая часть круизных парусных яхт изготавливается с плавниковыми килями. Скуловые и подъемные кили обычно используются в приливных водах, например, на небольших рыбацких лодках.

Давайте подробней рассмотрим виды килей парусных яхт, и обратим внимание на их плюсы и минусы.

Длинный киль (Long keel)
Это традиционный киль классических парусных яхт, собственно все яхты и начались с такого киля, когда в приоритете стала скорость, а не только грузоподъемность парусного судна, как было раньше на грузовых парусниках и рыболовных судах прошлых веков.
Яхт с такими килями становится все меньше и меньше на рынке, они постепенно уходят в историю, но остается еще много любителей именно таких килей и тяжелых лодок. Частично эта брешь закрывается самостройщиками, которые уже вымирают как класс и яхтами, построенными на заказ, стоимость которых в разы превышает стоимость серийной яхты.

Виды килей парусных яхт Как это сделано, Яхта, Яхтинг, Длиннопост

Плюсы:
- хорошая устойчивость на курсе, особенно на попутных курсах
- мягкий ход на встречной волне
- надежная конструкция, как часть корпуса
- защита руля и винта
Минусы:
- большая смоченная поверхность и сопротивление
- не эффективный профиль для лавировки
- килевая качка на волне
- большой радиус циркуляции
- сложность с управлением на заднем ходу

Плавниковый киль (Fin keel)
Это стандартная конфигурация практически для всех современных парусных яхт.

Виды килей парусных яхт Как это сделано, Яхта, Яхтинг, Длиннопост

Плюсы:
- эффективная форма киля, небольшая смоченная поверхность и сопротивление
- хорошая управляемость и маневренность
- быстрая яхта, имеет потенциальную возможность серфинга на волне
- нормально управляется на заднем ходу
Минусы:
- при легком корпусе требует постоянного контроля руля
- на волне требует усиленной работы автопилота
- при перегрузке парусами, имеет тенденцию к брочингу
- требует более раннего рифления
- не устойчива на курсе при большой встречной волне

Скуловые кили (Bilge/Tween keels)
Скуловые кили - это очень старая конструкция. Их история идет от рыболовных и грузовых судов прошлых веков, когда их в основном использовали для уменьшения бортовой качки на больших судах и для осушки на ровном киле на малых судах. В дальнейшем скуловые кили трансформировались в двойные кили парусных яхт.

Виды килей парусных яхт Как это сделано, Яхта, Яхтинг, Длиннопост

Плюсы
- уменьшенная осадка, по сравнению с обычными килями
- возможность осушки на килях при отливе
- защита винта и руля при посадке на мель
- неплохие лавировочные характеристики, лучше длинного киля
- есть некоторый стабилизирующий момент при бортовой качке
Минусы
- больше сопротивление и потенциально несколько меньше скорость на слабых ветрах
- сложность снятия при посадке на мель

Бульб кили и кили с крыльями (Bulb keels/Wing keels)

Являются разновидностями плавниковых килей.

Бульб киль:

Виды килей парусных яхт Как это сделано, Яхта, Яхтинг, Длиннопост

Киль с крыльями:

Виды килей парусных яхт Как это сделано, Яхта, Яхтинг, Длиннопост

Wing keel это достаточно сложный гидродинамический элемент, который должен быть тщательно просчитан для каждого корпуса. Несмотря на небольшую осадку, яхта с таким килем лавируется даже лучше чем яхта с обычным килем и лучше идет на волне. "Секрет" состоит из нескольких моментов, крылья препятствуют перетоку и завихрениям внизу киля. Крылья улучшают обтекание киля и уменьшают завихрения на задней кромке киля. Также крылья удлиняют переднюю кромку киля и создают подъемную силу, которая распределяется и улучшает лавировочные качества всего киля. Таким образом Wing keel является решением для тех кто хочет иметь уменьшенную осадку и не потерять в лавировочных характеристиках яхты.

Но есть и минусы, при посадке на мель, снять яхту с таким килем сложнее, чем с обычным плавниковым килем, когда можно просто закренить яхту. На попутных курсах, яхта с таким килем может быть чуть медленнее из-за увеличенной смоченной поверхности и сопротивления.

Подъемный киль (Lifting/Swing keel)

Виды килей парусных яхт Как это сделано, Яхта, Яхтинг, Длиннопост

Несмотря на кажущуюся сложность такой конструкции и расположение килевого колодца внутри корпуса, такой киль надежнее узких плавниковых килей, закрепленных на болтах к корпусу, как это сейчас делается на подавляющем большинстве яхт по причине технологической простоты изготовления и монтажа, а значит и дешевизны.
Всем известны аварийные и иногда трагические случаи, когда отваливались кили на болтах, иногда в следствии аварии, иногда от старости и плохого обслуживания, а иногда и из-за неграмотной конструкции.
Можно поднять киль и уменьшить осадку для стоянки на якоре или в портах с ограниченными глубинами или спокойно пройти европейскими ВВП, где с обычной осадкой под 2 метра делать нечего.

Виды килей парусных яхт Как это сделано, Яхта, Яхтинг, Длиннопост

Плюсы:
- небольшая осадка в местах с ограниченными глубинами
- низкое расположения центра тяжести
- хорошие лавировочные качества за счёт формы киля

Минусы:
- сложность конструкции
- уменьшение остойчивости при поднятии киля

Если выделить основные преимущества и недостатки самых распространённых типов килей, получится вот такая картина:

Виды килей парусных яхт Как это сделано, Яхта, Яхтинг, Длиннопост

Как выбрать идеальный киль

При выборе идеального киля есть три основных фактора, которые определяют, какой киль лучше. Вот они: скорость, маневренность и комфорт. Каждый вид яхтинга требует различных характеристик.

Ливабордеры прежде всего предпочтут стабильность и комфорт. Путешественники будут отдавать предпочтение комфорту и немного скорости. Дейсейлерам нужна осадка на мелководье и хорошая маневренность.

Таким образом, выбор лучшего киля обусловлен в первую очередь, условиями основной акватории использования яхты, и целями вашего плавания.

Семь футов под килем, друзья!

https://vk.com/@vsevmore-vidy-kilei-parusnyh-yaht

Предыдущие посты на тему:

Зачем яхте киль

Как строят яхты

Как строят яхты. Dufour

Внутреннее устройство парусной яхты