Три королевы зеленого острова

Автор: Анастасия Жигулина.


В IX, X и XI веках три королевы, носившие одно имя – Гормлат – приняли деятельное участие в событиях, изменивших судьбу Ирландии. Поэты и хронисты увековечили образы трех красавиц, бережно укрыв между хвалебных строк и трагическую сторону их историй.

Три королевы зеленого острова Cat_cat, История, Ирландия, Средневековье, Длиннопост

О королях и королевах


Персонажи-тезки в средневековой истории – явление привычное. Вера в символическое значение имен, преданность обычаям и, наконец, суеверный страх (или надежда), что ребенок повторит судьбу своего знаменитого предшественника, породили бесконечную вереницу Генрихов, Ричардов, Вильгельмов. Они кочевали из века в век, из учебника в учебник, и сбивали с толку даже историков.


Но если королевские особы Европы пересчету поддаются, то в правителях средневековой Ирландии рискуют серьезно запутаться даже профессионалы.


Если мы выберем случайный год между V и XII веками, и попытаемся пересчитать, сколько королей одновременно правило на острове, то, скорее всего, собьемся где-то на восьмидесятом или девяностом правителе. Многие ирландцы до сих пор любят похвалиться своим «королевским» происхождением. Ну и что, что земли, подвластные их предкам, как правило, не превышали 20 километров в диаметре, и совсем не важно, что сами эти предки, чаще всего, подчинялись другим вышестоящим королям. Все это отходит на второй план, когда так хочется хоть ненадолго почувствовать себя королем.

Три королевы зеленого острова Cat_cat, История, Ирландия, Средневековье, Длиннопост

Ирландия в середине IX – начале XI века


Среди изобилия царственных особ были в Ирландии и те, что стояли принципиально выше «рядовых» племенных королей. Это короли пятин – королевств-федераций, разделявших остров на пять частей – Ульстер, Лейнстер, Мунстер, Коннахт и Миде. Существовал в Ирландии и сакральный центр, имеющий все черты политического. Этот центр – Тара – резиденция королей Миде. В ней долгое время правили знаменитые Уи Нейллы, ведущие родословную от легендарного Ниалла Девяти Заложников.


Ниалл, по легенде, получил власть над Ирландией после того, как поцеловал старуху-ведьму, перекрывшую ему доступ к колодцу. Та, как и положено уродливой старухе из сказки, превратилась в прекрасную девушку, подарившую герою не только любовь, но и верховную власть над островом. Дальнейшие события показали, что эта легенда, так похожая на нашу историю о царевне-лягушке, предопределила судьбу многих претендентов на верховную власть.


Но у блестящей королевской медали была и другая сторона, о которой часто забывают. Те женщины, которым посчастливилось стать королевами Ирландии, оказались обречены на роль трофея в мужских войнах. Некоторые из них сумели обратить ситуацию в свою пользу, другие же смиренно приняли свою участь.


Среди всех них особенно выделялись три королевы, носившие одно имя – Гормлат. Ни одно другое женское имя не было в сознании ирландцев так же тесно связано с верховной властью. Ни одно другое имя не всплывает так часто при описании кульминационных событий в истории средневековой Ирландии. Все три королевы, столь отличные по характеру, по-разному и в разной степени осознавали свое предназначение. При этом жизнь каждой из них оказалась не просто переплетена, а удивительным образом воплощена в судьбе королевского престола.


Похищение или побег


В 838 году в Клонкурри на границе Лейнстера произошло событие, вошедшее в историю, как «великое королевское собрание». На этом собрании, по одной из версий, правящий потомок Ниалла Девяти Заложников — Ниалл Кайлле — смиренно преклонил колено перед дерзким и жестоким королем Мунстера Федельмидом мак Кримтанном.


По другой версии, Федельмид лишь заявил о своих претензиях на трон, но Ниалл не дал ни положительного, ни отрицательного ответа. Вероятно, король Тары, инициировавший встречу, рассчитывал на создание некоего военного союза, но никак не ожидал, что потенциальному союзнику хватит наглости претендовать на его место. В конце концов, гордый Федельмид получил отказ и уехал ни с чем.


Привыкший брать силой все то, что не удалось получить при помощи дипломатии, король Мунстера вскоре вернулся и разгромил Миде. Но победу требовалось закрепить, как это принято в родоплеменном обществе. Поэтому Федельмид, уезжая, прихватил с собой жену Ниалла, королеву Гормлат.

Три королевы зеленого острова Cat_cat, История, Ирландия, Средневековье, Длиннопост

холм Тары


«Самая любимая королева ирландцев», как ее называли авторы анналов, спустя два года после первой встречи с Федельмидом, вероятно, вступила в сговор с ярким и властным правителем Мунстера. Об этом Ниалл мог легко догадаться по тому, что, уезжая, «пленница» забрала с собой всех своих служанок. Наивно полагать, что королева не знала о том, какой серьезный политический эффект будет иметь ее поступок и вряд ли, принимая решение, руководствовалась одним лишь зовом сердца.


Ниалл, не имея возможности противостоять Федельмиду, покорился судьбе и полностью погрузился в борьбу с викингами, участившими набеги на центральную часть острова. О его попытках вернуть беглянку-жену нам ничего не известно. Гормлат же умерла в 860 году, как пишет хронист, «раскаявшись в своих грехах».


Глубоко религиозная королева, наверняка, до конца жизни чувствовала вину за предательство мужа. Но то хладнокровие и расчет, с которым она в решающий момент предпочла ему более сильного и решительного правителя, может сказать об ее характере и воле гораздо больше, чем скупые замечания хронистов.


Перо и меч


«Всякая власть, но не Бог, сгинет – вот правда о ней; мир сей не стоит алчбы; скорбно, о град королей» – строки, приписываемые другой королеве. Носившей то же роковое имя – Гормлат – но жившей почти веком позже своей тезки.


Кто лучше, чем она, знал, как недолговечна и иллюзорна власть и богатство? Гормлат, оставленная в конце жизни всеми, бедная и полусумасшедшая, впервые рассказала миру о чувствах, которые испытывает женщина королевского происхождения, обреченная на роль политического оружия. Роль, у которой в этой пьесе нет, и не может быть реплик. Поэма, приписываемая ей, глубока и проникновенна. Она о любви, о верности, о потере, но она же и о гордости, о принципах, о независимости, которой Гормлат всегда отличалась.


Примерно в 901 году Гормлат — дочь Фланна Шинны, верховного короля Ирландии — стала женой короля Кашеля Кормака мак Куленнана. Брак не заладился. То ли Кормак решил отречься от светской жизни (вскоре он стал епископом), то ли молодожены просто не сошлись характерами. Есть мнение, что брак с Гормлат был лишь первым пунктом в амбициозном плане Кормака по захвату власти в Таре, но Гормлат, вопреки традициям, приняла сторону отца, а не мужа.


Как бы то ни было, вскоре девушка была выдана замуж повторно. На этот раз за короля Лейнстера Кербалла мак Мурехана, с которым Фланн заключил военный союз. И первой жертвой этой сделки стал не кто иной, как бывший муж Гормлат – король Кашеля Кормак. Его армия была разбита в битве при Белах Мугна, а сам он был убит и обезглавлен.


Поначалу новый брак Гормлат выглядел счастливым. Но однажды, когда между ними зашел разговор о позорной смерти Кормака, королева позволила себе высказать сожаление о случившемся на поле боя. Такая дерзость не могла остаться незамеченной. В приступе гнева, все еще прикованный к кровати, Кербалл в присутствии своих людей и слуг что есть сил ударил ногой жену. Которая упала от удара так, что «стыд ее стал всем виден». Подобного оскорбления дочь верховного короля Ирландии стерпеть не могла. Она не только навсегда покинула дом короля Лейнстера, но и затаила на него смертельную обиду.


О том, что случилось дальше, доподлинно не известно. Можно сказать лишь, что в тот момент возле королевы, к ее огромной радости, оказался человек, воспринявший нанесенную Гормлат обиду как личную. Это был ее двоюродный брат Ниалл Глундуб.


Возможно, Гормлат действительно удалось удержать Ниалла от мести, а Кербалл в скором времени погиб от рук викингов. Но точно также возможно, что гордая королева поступила так же, как спустя век поступила еще одна ее тезка – подговорила Муйрхертаха, сына Ниалла, расправится с обидчиком. Последний, согласно легенде, переодел своих людей в коровьи шкуры и когда Кербалл отправился на прогулку, поймал его и убил. После, согласно той же легенде, Муйрхертах передал кости врага искусным резчикам, которые сделали из них несколько великолепных столиков.

Три королевы зеленого острова Cat_cat, История, Ирландия, Средневековье, Длиннопост

Викинги в Ирландии (автор неизвестен)


Сложно представить, что автор нежных стихов о любви, женщина, так трогательно сочувствовавшая своему первому мужу, несмотря на нанесенное оскорбление, была способна на столь холоднокровное убийство. К тому же о кровавой мести Муйрхертаха упоминается лишь в одном историческом источнике. Скорее всего это, как и многие другие живописные детали биографии Гормлат, лишь поздняя выдумка поэтов и биографов.


Вскоре после смерти Кербалла королева вышла замуж за своего защитника Ниалла Глундуба, который вместе с рукой королевской дочери получил в 916 году в наследство от Фланна титул верховного короля Ирландии. И вот, наконец, после стольких унижений и обид Гормлат обрела счастье.

Трижды тридцать любила я

И девять по девять раз;

Имей я двадцать мужей —

Не в этом услада жены.

Всех я бросила для него

Желая согласья с ним.

Почему мне не бросить всех,

Если я О’Нейлу жена…

От этого брака родился сын – Домналл, однако повзрослеть ему было не суждено. По старой ирландской традиции он был передан на воспитание в другую семью, в Коннахт, где и погиб в результате несчастного случая. Вслед за сыном Гормлат потеряла одновременно мужа и брата – оба погибли в 919 году в битве против викингов. Вплоть до 942 года стареющую королеву поддерживал ее младший брат Доннхад, к которому перешла власть в Таре. После его смерти она осталась совсем одна, всеми забытая и заброшенная.


Но именно горе и одиночество заставили бывшую правительницу взяться за перо и написать душераздирающие строки о любви и потере, подобные которым никогда ранее не произносились от лица женщины. Споры о том, была ли королева на самом деле их автором, утихнут не раньше, чем споры о том, существовали ли (как столь плодовитые авторы) Шекспир и Гомер. Но, кто бы не рассказал эту историю от имени легендарной королевы, она, достойна быть услышанной.


«Ирландская Елена»


К середине X века имя Гормлат уже прочно ассоциировалось с верховной властью над Ирландией. Возможно, именно на это и расчитывал король Лейнстера Мурхад мак Финн, выбирая имя для своей дочери. Во всяком случае, выдав дочь по имени Гормлат замуж за викинга – конунга Олафа Куарана – Мурхад проявил себя как расчетливый и дальновидный политик.


На тот момент викингам были подчинены районы к западу и Югу от Дублина, и для жителей Лейнстера Олаф был единственной и неоспоримой властью. А значит, Гормлат сразу после заключения брака оказалась выше любой другой королевы из подчиненных земель, а Мурхад стал равным союзником завоевателей.


Третью Гормлат хронист описывает, как «женщину на редкость красивую», которая «была хороша во всем, что не зависело от ее воли, но, как говорят, во всем, что от нее зависело, она показывала себя только с худой стороны». Саги, героиней которых она стала благодаря активному участию в последующих событиях, изображают ее хитрой и мстительной. А вот более романтично настроенные историки видят в Гормлат «ирландскую Елену» вдохновительницу героев одной из самых кровавых битв в истории Ирландии.

Три королевы зеленого острова Cat_cat, История, Ирландия, Средневековье, Длиннопост

Битва при Клонтарфе (Хью Фрейзер, 1826)


В 980 году Олаф потерпел гибельное для своей репутации поражение – был разбит королем по имени Маэль-Сехналл II прямо на сакральном для ирландцев поле Тары. После такого грозный викинг пал духом и удалился в монастырь Иону – долгие годы жизни среди христиан сделали свое дело. Гормлат же досталась победителю Маэлю-Сехналлу.


Тем же способом королева вышла замуж и в третий раз – теперь уже за короля Мунстера Бриана Бору, разделившего власть над островом с ее предыдущем мужем. Но этот брак продлился недолго – после восстания Бриана и свержения Маэля-Сехналла он был расторгнут. Истинные причины разрыва неизвестны, но невольно напрашивается вывод о том, что брак был временной политической мерой, которую предпринял Бриан для получения верховной власти.


Вот тут-то знаменитое имя и сыграло с королевой роковую шутку. Самая завидная невеста в Ирландии оказалась не у дел, поскольку единственный реальный претендент на верховное правление отверг ее, оставив себе только трон.


Возможно, именно этот дерзкий и жестокий поступок Бриана заставил женщину стать его главным врагом и союзником викингов, во главе которых в тот момент стоял ее сын от первого брака Ситрик. Если верить сагам, именно она подговорила последнего возглавить войско и выступить против ее бывшего мужа.


Показательно, что для привлечения в свое войско влиятельных ярлов Ситрик предлагал им в качестве награды «всю Ирландию» и руку своей матери. Вряд ли хитрая и властолюбивая королева, которой к тому моменту уже перевалило за 70, привлекала вождей как женщина. Очевидно, дело было в оформлении законности притязаний на трон.


Так из-за противостояния двух могущественных правителей (и, если легенды не врут, из-за трагедии одной женщины) разгорелась знаменитая битва при Клонтарфе, в результате которой викинги утратили свою власть в Ирландии.


Правда, викинги сражались с обоих сторон, да и покидать обжитые территории после поражения Ситрика его подданные не торопились. Еще несколько веков скандинавы проживали в южных и юго-восточных районах Ирландии, пока окончательно не ассимилировались и не слились с местным населением.


Тайна королевского имени


В самом имени «Гормлат» ничего особенного изначально не таилось. Исследователи предпринимали попытки перевести его и как «красный напиток», и как «напиток власти». Но подобная «властная» семантика имелась у многих имен – не только ирландских. Со временем она, как правило, совершенно переставала считываться. Точно так же, как мы давно перестали узнавать в исконно-русском Владимире «владеющего миром», а во Всеволоде «владеющего всем».


Скорее, имя Гормлат приобрело свою смысловую нагрузку со временем. Бережное отношение ирландцев к истории, сакрализация знания – все это позволило обыкновенному женскому имени накопить в себе необъятный багаж смыслов.

Три королевы зеленого острова Cat_cat, История, Ирландия, Средневековье, Длиннопост

Королева Медб (автор неизвестен)


И весь этот багаж лег на плечи третьей Гормлат. В каком-то смысле она перестала быть человеком, женщиной, королевой, а осталась лишь символом, как герб или скипетр. Она стала похожа на мифологическую королеву Медб, о которой говорили, что «не мог стать королем Тары тот, чьей супругой она не была». В какой-то момент образ реальной женщины смешался с образом «королевы-власти» из ирландского эпоса. Даже их имена переводились похоже – «Медб» означало «опьянение».


Так незаметно опьянение женщиной и властью слились в одно, и за этим соблазнительным образом совершенно исчезли жизни реальных людей, исчез весь трагизм ситуации. Лишь вдумчивый и терпеливый читатель сможет сегодня за тремя красивыми историями разглядеть трех сильных женщин, наделённых властью, но лишенных права выбирать свою судьбу.


Перенесено силами сообщества Сat_cat с сайта fakel-history.ru с разрешения.

Живой список постов

Лига историков

13.4K постов49.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения