ТОП 5 методик раннего развития детей. Слабые стороны каждой

ТОП 5 методик раннего развития детей. Слабые стороны каждой Воспитание детей, Воспитание, Монтессори, Кубики, Игры, Детские игры, Кружки, Детский сад, Раннее развитие, Методика, Обучение, Образование, Родители и дети, Дети, Урок, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

В предыдущей статье мы разобрали неочевидные минусы развития детей в раннем возрасте. Почему это может быть опасно и почему дети не скажут вам "спасибо". Очень рекомендую почитать. Вот ссылка для тех, кто пропустил:

https://pikabu.ru/story/opasnost_rannego_razvitiya_detey_neochevidnyie_minusyi_11190209?utm_source=linkshare&utm_medium=sharing

А сейчас попытаемся разобраться:

  • какие методики бывают

  • что развивают

  • какие слабые и сильные стороны

  • есть ли та самая гениальная методика

Но для начала ответим : зачем вообще нужно дополнительное развитие ребенку, который и так сам растет и развивается каждый день?

  1. Развивают мелкую моторику и когнитивную функцию мозга

  2. Способствуют образованию новых нейронных связей

  3. Дают новые знания и их практическое применение (выучили-поиграли-сразу отработали)

  4. Стимулируют естественную любознательность ребенка

  5. Ребенок быстрее воспринимает, запоминает и обрабатывает информацию

  6. Развивают очень много навыков: усидчивость, управление своими эмоциями, телом, умение направлять внимание

  7. Раскрывают таланты и творческие способности

Если вы окончательно убедились, что РАЗВИВАШКИ вам необходимы, то поехали разбираться какие именно.

1. Методика Монтессори - одна из самых популярных.

ТОП 5 методик раннего развития детей. Слабые стороны каждой Воспитание детей, Воспитание, Монтессори, Кубики, Игры, Детские игры, Кружки, Детский сад, Раннее развитие, Методика, Обучение, Образование, Родители и дети, Дети, Урок, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

Класс Монтессори

  • Возраст: от рождения до средней школы. В садах обычно группы 0-3 года, 3-6 лет

  • !!! Суть: «система, где ребёнок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду». Ключевой принцип методики Монтессори — «Помоги ребенку сделать это самому». Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната разделена на несколько частей — стандартными считают зоны естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Но ещё добавляют творческую, игровую и спортивную. Ребёнок может заниматься там, где ему нравится, даже целый день. Задача педагога — подстроиться под интересы малыша. Важно дать свободу мышления, действий и чувств. Так дети будут учиться всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками.

  • + Плюсы :

  1. Нет обязаловки. Детей не заставляют делать то, что они не хотят

  2. Индивидуальный подход.

  3. Дети в группах разновозрастные: старшие помогают младшим, младшие учатся заботиться друг о друге.

  4. Много авторских игр из дерева и натуральных материалов. Все в зоне доступа ребенка.

  5. Есть обязательные правила, которые приучают детей к порядку и дисциплине.

  6. Все книги в одном экземпляре — таким образом дети учатся договариваться между собой.

  7. Дети становятся самостоятельными. Знают свои границы и границы других людей.

  • - Минусы :

  1. Дети могут рисовать хоть целыми днями или заниматься только одним делом

  2. Сложно воссоздать монтессори-среду в домашних условиях.

  3. Детям бывает сложно привыкнуть к устрою обычного детского сада и школы с оценками и др правилами после школы Монтессори.

  4. Учитель будет восприниматься ни как "всегда правый авторитет" как принято в стандартной системе

Мое личное наблюдение: дети ведут себя как маленькие взрослые. Они не особо проявляют эмоции, редко шутят, их нелегко рассмешить или просто подурачится. Сами себе на уме.

2. Система раннего развития по карточкам Глена Домана

ТОП 5 методик раннего развития детей. Слабые стороны каждой Воспитание детей, Воспитание, Монтессори, Кубики, Игры, Детские игры, Кружки, Детский сад, Раннее развитие, Методика, Обучение, Образование, Родители и дети, Дети, Урок, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

  • Возраст: с 3х месяцев до 6 лет

  • !!! Суть: До 5 лет ребенка не нужно мотивировать познавать мир, он сам достаточно любопытен. До 3х лет ребенку нужно дать максимальное кол-во полезных навыков и потом поддерживать их. Развитие тела не менее важно, чем развитие интеллекта. Обучение по методике включает в себя изучение счету, чтению, иностранным языкам, общим знаниям об окружающем мире.

  • +Плюсы:

  1. Готовые пособия легко купить и заниматься дома самостоятельно

  2. Педагог не давит на ученика, не проверяет успеваемость.

  3. Заниматься стоит только, когда ребенок в хорошем настроении.

  4. Занятие заканчивается до того, как ребенку станет скучно или он устанет

  5. Родители отмечают заинтересованность ребенка и его обратную связь

  • - Минусы:

  1. Заниматься нужно ежедневно. Иногда по несколько подходов в день.

  2. Взрослому всегда нужно давать новые знания, чтобы ребенку не стало скучно

  3. Понадобится много материалов, которые быстро теряют свою актуальность

  4. Дети учат распознавать образ слова сразу целиком. Поэтому в школе могут возникнуть трудности с изучением чтению с помощью слогов и отдельных букв.

  5. Многие специалисты считают методику устарелой и критикуют ее за чрезмерную нагрузку. Из-за чего у ребенка может болеть голова, появляются нервные тики и неврологические нарушения.

3. Кубики Зайцева

ТОП 5 методик раннего развития детей. Слабые стороны каждой Воспитание детей, Воспитание, Монтессори, Кубики, Игры, Детские игры, Кружки, Детский сад, Раннее развитие, Методика, Обучение, Образование, Родители и дети, Дети, Урок, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

  • Возраст: с 2х лет, хотя играть можно и с полугода

  • !!!Суть: дети учатся читать по складам, а не отдельным звукам. Например, "ма-ма", вместо "м-а-м-а". С 2х лет просто играют кубиками и непроизвольно запоминают. Обучение чтению начинается с 4х.

  • +Плюсы:

  1. Детям очень нравится играть с кубиками. Особенно заходят кинестетикам.

  2. Обучение происходит естественно, без навязывания, с интересом и желанием со стороны ребёнка.

  3. Материалы Зайцева базируются на включении одновременно трех сенсорных областей восприятия ребенка — слуховой, зрительной, тактильной. Что хорошо воспринимается мозгом.

  4. На занятиях по методике Зайцева можно бегать, прыгать, петь, вести себя непринужденно и естественно. У детей не портится осанка от долгого сидения, зрение также не страдает.

  5. Удобно для дома

6. Методика дает отличные результаты в работе с детьми с задержками психического и речевого развития, слабовидящими, глухими. Иногда кубики Зайцева являются единственным способом научить ребенка с подобными нарушениями читать.

  • - Минусы:

  1. Если начинаем обучать, то только с помощью методики Зайцева

  2. Некоторые дети путаются, особенно в школе

  3. Детям, которые привыкли к складам, трудно разделить слова на буквы, выделить корень и т. д.

  4. Частая ошибка у детей, занимавшихся с кубиками Зайцева — проглатывание окончаний в словах и неправильное произношение. Это также связано с отсутствием опыта проработки буквенного состава слов.

5. Нужно время родителей, чтобы разобраться в сути методики и уделять время занятиям.

Подходят кубики и для взрослых иностранцев, начинающих изучать русский язык. Даже после первого занятия они смогут составить из кубиков услышанные слова. А еще через пару занятия — начнут читать.

4. Вальдорфская система развития

ТОП 5 методик раннего развития детей. Слабые стороны каждой Воспитание детей, Воспитание, Монтессори, Кубики, Игры, Детские игры, Кружки, Детский сад, Раннее развитие, Методика, Обучение, Образование, Родители и дети, Дети, Урок, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

  • Возраст: с 2 до 17 лет

  • !!!Суть: главный принцип: у детей должно быть детство. Важнее учебников и занятий- познание собственной человеческой природы и разностороннее раскрытие творческого потенциала. Не стоит нагружать ребенка обучением чтению и письму до 7 – 8 лет, а стоит уделять внимание творческому развитию. Ребенок играет с природными материалами: веточками, соломой, шишками, желудями и учится придумывать и творит.

  • +Плюсы:

  1. Дети развиваются в своем темпе. Никуда не торопятся.

  2. Нет гаджетов

  3. Ребёнок проявляет способности, данные ему природой в комфортной обстановке, без страха, стресса и оценки его действий.

  4. Группы разновозрастные, дети находятся в комфортной обстановке, похожей на семейную.

  5. Много природных материалов. Дети ухаживают за животными, сажают и выращивают растения, много времени проводят на улице.

  6. На занятиях учитываются особенности созревания детского мозга. Ритм обучения меняется от смены деятельности: подвижная сменяет спокойную и наоборот.

  7. Администрация и педагоги активно взаимодействуют с родителями, открыты для общения, посещения занятий. Родители часто привлекаются к жизни школы.

  • - Минусы:

  1. Если ребёнок переходит в государственную школу, он сложно адаптируется к оценочному подходу.

  2. Жизнь в искусственной среде школы не адаптирует ребёнка к реальному миру.

  3. Многие родители жалуются, что не хватает знаний и слишком много творчества

5. Система развития Никитиных

ТОП 5 методик раннего развития детей. Слабые стороны каждой Воспитание детей, Воспитание, Монтессори, Кубики, Игры, Детские игры, Кружки, Детский сад, Раннее развитие, Методика, Обучение, Образование, Родители и дети, Дети, Урок, Длиннопост, Яндекс Дзен (ссылка)

  • Возраст: с рождения

  • !!!Суть: Родители семерых детей, педагоги Борис и Лена Никитины, разработали собственную систему раннего развития детей. Согласно ей, ребёнок должен развиваться как интеллектуально, так и физически. Всё это можно легко сделать в домашних условиях. Достаточно создать ребёнку среду, насыщенную всевозможными головоломками, спортивными снарядами и тренажёрами.

  • +Плюсы:

  1. Упор также идет и на физическое развитие: шведская стенка, скакалка, турникеты, мячи. Много внимания уделяется закаливанию.

  2. Авторские игры отлично развивают пространственное, абстрактное и логическое мышление

  3. Старшие дети помогают заботиться о младших

  4. Учит малышей быть самостоятельными, настойчивыми и целеустремленными с ранних лет.

  5. Помогает получить базовые знания о важнейших абстрактных понятиях, что в дальнейшем будет полезно в школе.

  • - Минусы:

  1. Обязательно даются домашние задания, к выполнению которых привлекаются родители. Очень много внимания со стороны родителей.

  2. Слишком жесткое закаливание

  3. Мало внимания уделяется развитию творчества, речи

  4. Система ориентирована на домашнее воспитание, поэтому нередко дети оказываются неготовыми к школьной жизни.

Пожалуй, это самые популярные методики, которые используют у нас.

Не стоит бояться недостатков методик. Все они легко преодолимы при правильном подходе. Если родители чувствуют в себе силы заниматься с малышом и им самим это интересно, то пробовать однозначно стоит. Выбирайте наиболее подходящую вашему ритму жизни и ребенку. НЕ переживайте, если что-то не получается. И всегда можно обратиться к профессионалам.