Танатология в буддизме

Дисклеймер:

Я не то чтобы пишу посты для кого-то. Скорее веду дискуссию с сообществом в эпистолярной форме и адресую это больше и более опытным непредвзятым буддистам и буддологам-любителям, найти которых в другом месте мне не представляется возможным(на форумах буддистов сидят ярые адепты, которые кроют меня за незнания матчасти и гонят ссаными тряпками). Посты плохо отредактированы, нескладны и полны ошибок. Короче, все как в моей голове=)

На сколько мне стало понятно, танатологические представления в буддизме его ранних вариантов и поздних форм довольно сильно отличаются. Действующие на данный момент школы вещают своим адептам взгляды из разных времен. К примеру, в книге Ламы Оле (книга надежды) повествуется о не самых актуальных представлениях. В моих предыдущих постах, а также в комментариях к ним уже проскальзывала теория о некой форме Атмана(который как бы и не Атман), который находится где-то за пределами человеческого тела, а мозг выступает в роли приемника. Теория хорошая, но на мой взгляд имеет мало общего с реальностью. Да, невозможно ее опровергнуть и невозможно ее подтвердить.


Современный же буддизм, что сегодня в зените этой философской концепции, имеет гораздо более атеистическое(читай научное) мнение: никакого Атмана нет и сознание есть на 100% иллюзия, которая порождается нашим мозгом.

Как мне кажется, учение об отсутствии души достигло апогеи и аж вошло в унисон с текущей научной мыслью. Но ее неизбежно нужно было сопрячь с остальными составляющими. Цикличность жизни и смерти ведь не выкинешь из контекста?


Хордой этой цикличности стали представлять собой дхармы(состояния). Про дхармы стоит сказать отдельно. Перевести на русский(ну или в общем - человеческий) язык понятие дхарм не представляется возможным. Было сделано немало попыток, в том числе и нашими соплеменниками. Можете без проблем найти эти труды через Википедию. Однако, все эти труды со скрипом помогут Вам составить целостное представление о дхармах. Дхармы невозможно познать - обычно +-подобная фраза обязательно встречается в тексте. Пусть и здесь будет=)


Смерть прекращает биологическое функционирование организма, но не прекращает поток состояний. Сначала это осмыслить сложно. О каких состояниях идет речь? Можно разложить весь период нашего существования на мгновения. Каждое мгновение как кадр кинопленки: Мгновение 1: частица тела А в точке с координатами (x,z,y), частица B в точке с координатами (x1,z1,y1) и т.д. На первый взгляд такое представление о состояниях кажется удачным. Но давайте вернемся к тому, чему же учит нас современная буддистская мысль:

Со смертью разрушается всё, кроме потока дхарм, который переходит от одного существа к другому подобно тому, как пламя от одной свечи зажигает другую.

И уже в контексте этой формулировки и наших научных представлений о мире становится понятно, что пример с частицами в разных координатах, разложенных на кадры жизни и являющихся альфой и омегой в образовании нашего психокосма(тело я даже в расчет не беру, сегодня насилуем только абстрактное, иллюзорное сознание) крайне абсурден. Вы можете поднести угасающую свечу к другой и огонь одной свечи как бы перейдет на другую. Огонь(процесс горения) буквально перешагнет с одного фитиля на другой так, как это происходит при горении цельного бумажного листа. Другой пример: горящая и нарезанная на части нитка, концы которой стоят впритык друг к другу.


В случае с человеком(у которого огонь - как результат химической реакции - есть его я, мышление и сознание) такой фокус не получится. Наш огонь(иллюзорное сознание) закрыт в черепной коробке и так просто на иное "железо" его не перенести.

Тогда о каких состояниях идет речь? Как их себе представить хотя бы в контексте циклического существования? На самом деле достаточно легко. Давайте посмотрим вот это видео.

Впечатляет, да? Биологический механизм, безумно сложный и выверенный. Работает как часы, и как часы не вечен, а иногда и сбоит. У Вас не появляется мысль, а что заставляет все это "работать"? Что за таинственная сила вшита в плоть мироздания, которая заставляет частицы космической пыли организовываться в такие сложные формы бытия? В этом и заключается суть дхарм: закон, состояния и еще много чего другого, что древние поместили в одно незамысловатое слово, которое в зависимости от контекста может играть разными красками, давать различные образы, причинно-следственные связи и заключения, ограничивающееся(слово) возможностями нашей иллюзорной самости.


Будду часто сравнивали с врачом. Причины такой метафоры известны любому интересующемуся буддизмом. На мой взгляд сравнение более, чем удачное. Он действительно как врач, иллюзорная самость которого своим скальпелем очень глубоко садануло по материи пространства и времени. А многочисленные буддистские школы еще долго будут догонять в своих философских изысканиях эту самую глубину мысли основоположника. Но как здравые скептики, оставим проникающую силу пореза на совести Будды=)


Попробовав переварить понятие дхарм можно прийти к парадоксу: мы и вечны, и конечны. Таких парадоксов в буддистской философии много. Сам Будда часто не давал никакого ответа на некоторые вопросы: для них мы слишком ограничены убогостью иллюзорного сознания, органами чувств и еще черт знает чем. В нас с Вами, по всей видимости, заключена некая энергия/сила, которая была до нас, породила нас и будет после. Именно эта сила и является связующим звеном в череде смертей и рождений. И именно здесь мне кажется наиболее удачным пример с бильярдными шарами, которые при ударе воздействуют друг на друга.


Хочется верить, что когда-нибудь научное сообщество разберет этот процесс/явление по кирпичикам и выведет проблему из поля философии в поле знаний, но пока мы можем обмазываться только философией.

Духовные практики Востока

1.8K постов1.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Говорим обо всем, что ведет к Просветлению.