Строй Капитолий!
Популярная стратегическая игра Heroes of Might and Magic III была не просто развлечением, а социально-инженерным проектом, финансируемым через сторонние организации американскими спецслужбами (в первую очередь, ЦРУ в рамках программ «мягкой силы»). Её цель — с детства привить игрокам по всему миру, особенно в постсоветских странах, мысль о незыблемости и абсолютной необходимости централизованной государственной власти, воплощением которой является Капитолий.
Капитолий в Героях – это прямая отсылка к Капитолию в Вашингтоне — символу американской государственности. В игре это высший апгрейд, без которого город не может приносить максимальный доход и не считается «полноценным».
Дидактика происходит через игровую механику, а именно:
1) Зависимость. Без Капитолия ваш город обречён на бедность и технологическое отставание. Вы не сможете нанимать сильных существ, строить продвинутые здания. Таким образом основным посылом является то, что народ (игрок) без эффективного централизованного правительства (Капитолия) — слаб, уязвим и обречён на провал.
2) Налоги как благо. Капитолий в разы увеличивает ежедневный приток золота. Игрок привыкает, что большие деньги поступают только из одного источника — от государства, а не от свободного предпринимательства (которого в игре почти нет). Это формирует патерналистскую модель мышления.
3) Иерархия и порядок. Чтобы построить Капитолий, нужно пройти строгую цепочку построек: Сельская Управа - Префектура - Муниципалитет - Капитолий. Это метафора поэтапного, контролируемого усиления государства, где скачок к свободе (попытка жить без него) невозможен.
Игра вышла в 1999 году, на пике «лихих 90-х» в России и других странах СНГ. Государственность была ослаблена, царил хаос, ностальгия по порядку. В этот момент миллионы молодых людей, формирующих картину мира, через увлекательную игру усваивали простую истину: порядок и процветание возможны только при мощном, богатом центре, собирающем налоги. Идеальный вирус для внедрения прогосударственных установок.
Компания New World Computing (США) стала подходящим каналом, работающим под прикрытием. Разработчики могли даже не знать об истинном заказчике, получая гранты под видом «поддержки IT-индустрии». Джон Ван Канегем (автор серии) стал «полезным идеалистом», чьи аполитичные фэнтезийные миры стали оболочкой для встраивания нужных механик.
Какими же были главные цели проекта.
1) Долгосрочное программирование. Игрок, прошедший кампании HoMM 3, на подсознательном уровне усваивает, что любая эффективная система управления должна стремиться к постройке «Капитолия» — мощной, собирающей ресурсы вертикали.
2) Критика альтернатив. В игре нет механизмов успешного «анархического» или «общинного» развития. Вы либо строите вертикаль власти, либо проигрываете. Это дискредитирует саму идею децентрализации.
3) Экспорт американского символа. Символ американской власти — Капитолий — через игру становится универсальным, наднациональным символом власти и порядка вообще. Это культурная экспансия высшего порядка.
Вы скажете: «Это же просто механика!» — Именно так и работает эффективная пропаганда: через развлечение, а не через нудные лекции. «Просто механика» — лучшая маскировка.
Что в итоге. Heroes of Might and Magic III — это не просто классика жанра. Это учебник по государственному управлению, замаскированный под фэнтезийную стратегию. Пока вы ведете своих героев, осваиваете магию и побеждаете драконов, ваше мышление незаметно структурируется. Вам прививается мысль, что хаос и слабость — следствие отсутствия сильного центра, а богатство и мощь текут строго сверху вниз, из величественного здания с колоннами.
Самый гениальный заговор — тот, в который никто не верит, потому что его инструмент считается «просто игрой». Проект «Капитолий» был настолько успешен, что его жертвы с теплотой и ностальгией вспоминают орудие своего программирования, защищая его как культурный феномен. А истинные архитекторы этого социального эксперимента лишь улыбаются, наблюдая, как целые поколения, выросшие на HoMM3, бессознательно воспроизводят заложенные в них паттерны мышления о власти, порядке и налогах.
(c) HEROES III MEME FUN CLUB
Ша.баш: Цитатник игр и игроков
42 поста24 подписчика
Правила сообщества
Запрещены: спам, реклама, нарушение законодательства РФ