Сотрудничество СССР и Кубы

Экономические и политические отношения СССР и Кубы начались сразу же после революции, в феврале 1960 года. На остров Свободы прибыл первый зампред Совета Министров СССР А. Микоян и привез молодому правительству Кастро огромный по тем временам кредит — 100 млн долларов.


И, если до революции про Кубу в Советском Союзе мало кто слышал, то после нее Куба стала одним из ближайших политических союзников и — неизбежно — одним из главных получателей экономической помощи СССР. Этот кредит и подписанное в ходе того же визита соглашение о закупках 5 млн тонн кубинского сахара ежегодно (по ценам, выгодным Кубе, а не «рыночным», пользуясь тяжелым положением) спасло режим Кастро, который США надеялись быстро задушить при помощи тотальной экономической блокады.


В течение последующих тридцати лет Советский Союз поставлял на Кубу почти буквально все: нефть и нефтепродукты, продовольствие, сельхозтехнику, запчасти, вооружения. Большая часть поставок шла в долг, в счет всевозможных кредитов, технической помощи, и т. д. Сами кубинцы шутили, что из СССР им не присылали разве что только снегоочистители. С Кубы в Союз шли сахар и цитрусовые, что было колоссальной помощью, поскольку американский рынок был закрыт, и никуда больше с таким количеством сахара, который страна производила, Кастро обратиться не мог.


В результате таких асимметричных отношений и образовался огромный долг Кубы перед СССР, а если еще учесть советские поставки вооружений и боевой техники… Тридцать лет кубинская армия полностью оснащалась за счет СССР.


Так, при технической помощи Советского Союза были сданы в эксплуатацию электро- энергетические предприятия общей мощностью 2,2 млн. кВт (45 % всех энергетических мощностей страны): тепловая станция в Гаване (1300 Мвт), Ренте (300 тыс. кВт), Мариэле (200 тыс. кВт), Сантьяго де-Куба (100 тыс. кВт), дизельэлектростанция на острове Молодежи (32 тыс. кВт) и др. По советским проектам и на основе поставок оборудования и материалов из нашей страны были построены и сданы в эксплуатацию свыше 2000 км линий электропередач напряжением 220 и 500 кВт, трансформаторные подстанции, центры зонального управления и т. д. Создана единая национальная энергосистема. В соответствии с генеральной схемой развития электроэнергетики на Кубе, разработанной совместно советскими и кубинскими специалистами, было начато сооружение атомной электростанции «Хурагуа» мощностью 1760 Мвт.

Сотрудничество СССР и Кубы СССР, Куба, Отношения, Длиннопост

С помощью СССР велись работы по расширению завода в Санта-Клара, производящего тяжелое оборудование для сахарной промышленности. При содействии СССР была проведена реконструкция 156 сахарных заводов и построено 9 новых. Советский Союз оказал содействие развитию ряда других секторов АПК Кубы, что создавало условия для расширения импорта нашей страной ценной тропической продукции.


Растущая масса побочных продуктов в результате увеличения масштабов переработки сахарного тростника и цитрусовых позволила приступить к организации на кубинской территории совместного производства ряда нетрадиционных дефицитных и дорогостоящих продуктов: фурфурола, лизина, лимонной кислоты, пектина.


В области связи и телевидения с нашей помощью были построены и реконструированы различные объекты: коротковолновая радиостанция, ремонтная база средств связи, техническая база телевидения, заводы по производству телевизоров и транзисторных радиоприемников.


Во второй половине 80 х годов началось строительство нового завода по производству никель-кобальтового концентрата в Лас Камариокас.


Примечательно, что практически во всех отраслях крупные промышленные или инфраструктурные объекты сооруженные при советском содействии, вводились или намечались к пуску в конце 80 х — начале 90 х годов. Участие в их эксплуатации открывало перед нашей страной реальные перспективы не только полной компенсации затраченных на их сооружение средств, но и получения весомых доходов.


Куба импортировала из СССР более 700 наименований товаров, в том числе нефть и нефтепродукты, машины, оборудование, запчасти, химические товары, продовольствие. На СССР и страны Восточной Европы приходилось в 1990 году свыше 80 % товарооборота Кубы. Советская помощь обеспечила кубинскому народу возможность строительства самой культурной и самой передовой в социальном отношении страны в Латинской Америке.


Сотрудничество с Кубой не было дорогой с односторонним движением, как это порой пытаются сейчас изобразить противники связей с ней. Наиболее важное значение для экономики нашей страны имели поставки сахара. В 1960 1969 годы СССР импортировал с Кубы ежегодно в среднем по 2,1 млн. тонн сахара, а в 1986 1990 годах — около 4 млн. тонн в год. За счет этих поставок покрывалась треть потребления этого ценного продукта в стране. При этом закупки сахара сырца на острове позволили отечественным сахарным заводам избавиться от полугодовых простоев после сезонной переработки урожая сахарной свеклы.


Куба превратилась для СССР в главного поставщика цитрусовых. Так, если в 1975 году на долю Кубы приходилось 3,6 союзного импорта цитрусовых и 2,7 их потребления, то в 1989 году — соответственно, 47,5 % и 29,7 %. Поставки дешевых цитрусовых из этой страны позволили начать массовое производство новых видов соков и прохладительных напитков.



Республика в течение трех десятилетий вывозила в СССР большую часть получаемого ею никелекобальтового концентрата. Только за двенадцать лет, с 1980 го по 1991 й, его общий экспорт составил 0,5 млн. тонн. Почти три четверти этого экспорта направлялось в СССР. Производимые в нашей стране из кубинского сырья никель и кобальт использовались в сталелитейной промышленности, ВПК, шли на экспорт, принося стране немалую валютную выручку. Привязка кубинской сырьевой базы к высокорентабельной и конкурентоспособной никелевой отрасли СССР позволяла ему доминировать в соответствующем сегменте мирового рынка. Причем на данном направлении открывались большие перспективы, поскольку разведанные запасы никеля на острове в конце 80 х годов оценивались в 813 млн. тонн, что составляло 37,5 % от мировых. При этом нелишне напомнить, что все торговые операции с Кубой в тот период оплачивались рублями, а не остродефицитной свободно конвертируемой валютой.


Так был ли такой подход ошибкой?


Нет, и еще раз нет.


И дело не в том, что объем торговли между двумя странами достигал к концу 1980 х годов уже 3,6 млрд долларов в год, а «отбиваться» инвестиции в промышленность и т. д. должны были начать именно тогда, когда СССР распался, а новому правительству РФ Куба тогда оказалась без надобности.


В отличие от все различных африканских царьков, которые радостно брали деньги от того угодно, и неблагодарных европейцев, Куба ценила свои отношения с Советским Союзом не только на словах. Огромная помощь братскому кубинскому народу вполне себе компенсировалась возможностью «держать нож у брюха США». Военно-политический союзник менее чем в 200 км от Соединенных Штатов — это не фигня какая нибудь.


В течение более трех десятилетий между нашей страной и Кубой осуществлялось тесное военное сотрудничество. В 60- 80 е годы советские военные довольно прочно обосновались на Острове Свободы. Они активно эксплуатировали на постоянной основе центр электронной разведки в Лурдесе, который позволял следить за аэродромами США «в упор»; военно-воздушную базу в Сан-Антонио де лос Баньос, которая использовалась под наши стратегические бомбардировщики, осуществлявшими боевое дежурство в Северной Атлантике; военно-морскую базу в Сьенфуэгосе, которую особенно высоко ценили подводники, заводившие свои гигантские ядерные субмарины в уникальные кубинские бухты, где они как в «Бермудском треугольнике» исчезали из поля зрения американских радаров и эхалотов. На Кубе дислоцировалась мотострелковая бригада. В период Карибского кризиса численность советского воинского контингента превышала 20 тысяч человек, были размещены ракеты среднего радиуса действия с ядерными боеголовками и т. д. В течение многих лет на Острове работали сотни военных советников различного уровня.


Тысячи кубинских военных специалистов были подготовлены в СССР или на Кубе при советской помощи. Революционные вооруженные силы Кубы (РВС) были оснащены новейшим советским оружием. К середине семидесятых годов кубинская армия стала самой современной и боеспособной в Латинской Америке. По своему боевому потенциалу РВС уступали в Западном полушарии лишь вооруженным силам США и были способны самостоятельно выполнять задачи по противостоянию любому потенциальному агрессору.