227

Сделал что-то вроде виолы

В конце прошедшей осени меня попросили сделать что-нибудь наподобие гудка, старинного русского смычкового инструмента с тремя струнами. Не особо четкие пожелания заказчика и мои также не особо четкие представления о прекрасном привели к появлению такой вот штуки. Это мой первый смычковый инструмент (в целом пятнадцатый, до этого были гитары, укулеле и что-то вроде лютни).

Я особо не документировал процесс, но кое-что сохранилось. Вот начало:

Рамка с заготовкой грифа

Рамка с заготовкой грифа

Проект бюджетный из бюджетных (очень дешевый, значит). Пошли на него обрезки от предыдущих проектов: корпус из сапеле, верхняя дека из махагона, для грифа (скрипачи называют его то ли шейкой, то ли ручкой, а грифом называют накладку, но я не буду отходить от привычной мне терминологии, т.к. эта абоминация не совсем из скрипичного семейства) я взял две дощечки нато (такая порода древесины, спокойно) и переклеил с дощечкой клена по центру и шпоном ореха и бука промеж. Согласовав с заказчиком размеры и форму, связал рамку в форме чего-то виолоподобного. На фото можно видеть страшные вещи в районе талии, там обечайка пыталась треснуть - не привык я делать настолько крутые изгибы. Пакет грифа на глаз обгрыз на ленточной пиле и потом на валике (шпиндельном осцилляторном станке или как там его мать).

Потом

Обечайка с верхней декой

Обечайка с верхней декой

Поставил деку из красного дерева, предварительно прорезав резонаторное отверстие и врезав розетку из того же сапеле. Не удержался и сразу проверил, как идет фальцовка под кант. У деки сравнительно с гитарной довольно выраженный купол, то есть она вздута посередине, хотя и не настолько, как у настоящих скрипичных, и при фрезеровке фальца под окантовку могут возникнуть проблемы, так как подошва фрезера опирается на деку. Тут вышло туды-сюды.

Подгонка грифа

Подгонка грифа

Сделал шип и паз "ласточкин хвост" для соединения грифа и корпуса, сделал фальц под окантовку, приклеил палисандровую накладку к грифу. Полюбовался.

Процесс окантовки

Процесс окантовки

Окантовал корпус ПВХ ленточкой в три слоя, используя клей Kleiberit 501.0. Хлопнул джин-тоника капельку, чтобы руки не дрожали.

перед шлифовкой

перед шлифовкой

Обработал голову грифа, вывел профили накладки и шейки, разметил и набил лады, сочленил гриф и корус, отшлифовал и покрыл датским маслом.

После шлифовки и покрытия маслом

После шлифовки и покрытия маслом

Вскоре из Китая приехали вещи, которые сам я сделать не могу. Три колка, предназначенных изначально для банджо, комплект струн для виолончели 1/4 и трансакустический звукосниматель. Банджовые колки я решил использовать, чтобы сохранить виоловую голову с одной центральной прорезью, при этом избежав использования фрикционных скрипичных колков, для использования которых нужно учиться в консерватории или ставить подстроечные машинки.

Банджовый колок

Банджовый колок

Из комплекта струн я использовал три первых, так как заранее знал, что корпус такого маленького размера не сможет должным образом резонировать со струной C (До большой октавы).

Трансакустический звукосниматель позволяет добавлять к звучанию инструмента звуковые эффекты, не используя дополнительного подключения и усиления. Реверберация, хор и дилей звучат прямо из корпуса инструмента за счёт вот такого вибродинамика, крепящегося к задней деке.

Вибродинамик

Вибродинамик

В сборе получилась такая штука. Розетку, закрывающую резонаторное отверстие, вырезал на лазере из 2,5 мм березовой фанеры. Смычок закинул из запасов, у меня лежат несколько советских, заменил только волос. Пьезодатчик спрятал внутри подставки.

Ну и звучание с трансакустикой и без. Предупреждаю, смычок я держу в руках примерно впервые, так что скриплю как падла. Попадаются фальшивые ноты, это не инструмент фальшивит, а я

31 декабря инструмент уехал к заказчику, вроде бы все довольны. Теперь себе тоже хочу такую, чтобы научиться нормально скрипеть.

Спасибо за внимание.