Разрешите спасти ребенка!?
8 мая 1949 года, в берлинском Трептов-парке, попирая разбитую свастику, встал во весь рост боец-красноармеец со спасённой из развалин поверженного Берлина маленькой немецкой девочкой на руках.
Гранит для этого памятника его автор Евгений Вучетич взял из развалин рейхсканцеляии. А меч, который Вучетич вложил в руку бронзового солдата, является копией двухпудового меча псковского князя Гавриила, вместе с Александром Невским сражавшегося против "псов-рыцарей".
А еще у этого бойца было реальное имя: гвардии сержант Николай Масалов.
Знаменщик 220-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии 8-й гвардейской армии гвардии сержант Николай Масалов
История Николая Масалова на первый взгляд больше напоминает сценарий фильма. Но многочисленные свидетельства очевидцев, одним из которых стал командующий 8-й гвардейской армией генерал-полковник Василий Чуйков, подтверждают: так было на самом деле.
В своих мемуарах "От Сталинграда до Берлина" командующий 8-й гвардейской армией (и легендарной 62-й армией в Сталинграде) восстановил события того дня в мельчайших подробностях.
Все происходило в последние дни войны в центре германской столицы. Неподалеку от парка Тиргартен путь советскому наступлению преграждал Ландвер-канал, по которому проходила полоса немецкой обороны. Мосты и подступы к каналу, как вспоминал Чуйков, были плотно заминированы. Красноармейцы 30 апреля 1945 года вели артиллерийскую подготовку перед атакой.
До атаки осталось минут 50. Наступила тишина, как перед бурей, - тревожная, напряженная. И вдруг в этой тишине, нарушаемой лишь треском пожаров, послышался детский плач. Словно откуда-то из-под земли, глухо и призывно звучал голос ребенка. Плача, он повторял одно, понятное всем слово: "Муттер, муттер…"- писал Чуйков.
Крик девочки с противоположной стороны канала услышал знаменщик 220-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии гвардии сержант Николай Масалов. Этот красноармеец прошел весь боевой путь гвардейской армии Чуйкова: участвовал в рукопашных схватках у сталинградского завода Баррикады, защищал Мамаев курган; бои на Северском Донце, форсирование Днепра, марш от Вислы до Одера...
И, наконец, штурм Берлина, плач ребенка... "Разрешите спасти ребенка!?" Пробираться пришлось медленно, ползком, прижимаясь к асфальту, короткими перебежками, под шквальным огнем.
"Он про подвиг свой говорить не любил, всегда отвечал коротко: "Я русский солдат, на моем месте так поступил бы каждый", - вспоминала в прошлом учитель немецкого языка Екатерина Головацкая, часто после войны беседовавшая с Масаловым. И поступали: подвиг Масалова был далеко не единственным при освобождении Европы в 45-м...
"Он девочку ту запомнил в общих чертах: говорил, помню, платье в горошек, белокурая была. Мать ее убили немцы во время обстрела, рядом с ней он ее и нашел", - рассказывала Головацкая.
Когда солдат взял ребенка на руки, немецкие пулеметы уже вовсю готовились к обстрелу. Масалов заметил один из них на балконе ближайшей многоэтажки, успел крикнуть товарищам: "Прикройте меня огнем!" и двинулся в обратный путь.
"Тысячи орудий и минометов ударили по врагу. Тысячи снарядов и тысячи мин как бы прикрывали выход советского воина из зоны смерти с трехлетней немецкой девочкой на руках, - вспоминал Василий Чуйков. - Передав девочку санитаркам, сержант Масалов снова встал у Знамени полка, готовый к броску вперед".
О подвиге красноармейца Чуйков тогда рассказал скульптору Евгению Вучетичу, работавшему в то время над плакатом по случаю Победы для фронтовой газеты. Тот пришел в полк Масалова, посадил того на стул, сделал зарисовку, спросил: Похож? Похож. - ответил Масалов. Все, больше Вучетича солдат не видел
В 1946 году у Маршала Советского Союза Климента Ворошилова возникла идея об установке в Берлине монумента советскому воину. Он обсудил свою задумку со своим другом – скульптором Евгением Вучетичем. А позже историю этого подвига им напомнил очевидец события – маршал Василий Чуйков.
Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин идею одобрил, только попросил заменить автомат в руках бойца на меч, рассекающий ненавистную свастику. Так он дал Вучетичу идею о трех карающих мечах, это был первый из знаменитого триптиха.
Скульптурный триптих Евгения Вучетича: Тыл – Фронту в Магнитогорске, Родина-мать в Волгограде-Сталинграде и Воин-освободитель в Берлине
8 мая 1949 года в Берлинском Трептов-парке, на месте захоронения нескольких тысяч советских солдат, был открыт 12-метровый монумент, сегодня известный всему миру Воин-освободитель.
В неизменной гимнастерке и плащ-палатке советский солдат бережно прижимает к груди немецкую девочку.
Русская история 20 века - авторский канал без либеральной цензуры
СССР:Рождённые и Наследники
4.9K постов5.4K подписчика
Правила сообщества
Ниже краткие правила. Полная конституция здесь - Рождённые и Наследники, принятие Конституции и Символов
1. Вести себя адекватно. Логичное требование, которое нужно соблюдать для конструктивного общения.
2. Не нарушать правила площадки Пикабу. Все правила ресурса сохраняются и действуют в полной мере.
3. Не искажать историю СССР. Приветствуется критика, но важно, чтобы она была объективной и без необоснованных обвинений или злобы.
4. Не писать оскорбительные комментарии. Не оскорбляйте других пользователей и не пишите обзывательства в отношении Союза ССР.