Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Пропаганда нацизма 1941-1945

Нацистская пропаганда — одно из основных направлений деятельности Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП). Подобная пропаганда во время Веймарской республики была направлена на захват власти в стране, во времена национал-социализма она служила укреплению политической власти.

Пропаганда нацизма 1941-1945 Пропаганда, Политика, Нацизм, Адольф Гитлер, Геббельс, Длиннопост

В содержательном плане пропаганда национал-социалистов концентрировалась всего на нескольких темах, которые они превращали в запоминающиеся лозунги, апеллируя к чувствам населения. Она следовала ключевым пропагандистским принципам, изложенным Адольфом Гитлером ещё в 1924 году в своём программном труде «Майн кампф»: «Именно в том и состоит искусство пропаганды, что она, постигая чувственный мир представлений большой массы населения, в психологически правильной форме находит путь к вниманию, а затем и к сердцу широких масс»

Пропаганда нацизма 1941-1945 Пропаганда, Политика, Нацизм, Адольф Гитлер, Геббельс, Длиннопост

Главными темами национал-социалистической пропаганды были расизм и антисемитизм, идеология «единого немецкого народа» и военного героизма, образ национал-социалистической женщины и безоговорочный культ фюрера. Центральное место в национал-социалистической пропаганде занимала политика в области кино. Ведущую роль сыграли также массовые общественные мероприятия и марши, школьное воспитание и собственные организации — гитлерюгенд и Союз немецких девушек, а также материальные льготы населению.

Пропаганда нацизма 1941-1945 Пропаганда, Политика, Нацизм, Адольф Гитлер, Геббельс, Длиннопост

Главным органом по распространению и контролю национал-социалистической пропаганды являлось руководимое министром пропаганды Йозефом Геббельсом Рейхсминистерство народного просвещения и пропаганды.
Во время Второй мировой войны необходимость мобилизовать вооружённые силы и население для ведения тяжёлой войны, а также воздействовать на вражескую армию и население занятых вражеских территорий обернулась расцветом в воюющих странах различных пропагандистских технологий, которые стали неотъемлемой частью самой войны. В ход шли не только плакаты и листовки, но и звукозаписи, радиопрограммы, прямые пропагандистские аудиотрансляции на вражеские окопы, создание коллаборационистских организаций.
Уровень обработки целевых групп подчас оказывался очень высок. Например, по свидетельствам очевидцев, значительная часть населения Германии даже в начале весны 1945 года была уверена в грядущей победе, тогда как на самом деле исход войны уже был предопределён.

Пропаганда нацизма 1941-1945 Пропаганда, Политика, Нацизм, Адольф Гитлер, Геббельс, Длиннопост

Учитывая специфику условий, в которых создавались агитационные материалы, нет ничего удивительного в том, что многие из них современному человеку кажутся излишне жестокими, некоторые — слишком натуралистичными или напротив, карикатурными.
Основой разработанной Геббельсом концепции было информирование и воздействие на население Рейха через радио — соответственно, практически в каждой немецкой семье имелся радиоприёмник.

За годы войны было выпущено 150—180 пропагандистских фильмов (из общего числа порядка 1300). В кинотеатрах перед каждым сеансом устраивался просмотр (обязательный, пропустить было невозможно) пропагандистского киножурнала «Die Deutsche Wochenschau» — в начале войны длительностью 10-15 мин., в конце — уже полчаса.

Пропаганда нацизма 1941-1945 Пропаганда, Политика, Нацизм, Адольф Гитлер, Геббельс, Длиннопост

В пропагандистских фильмах (и речах Гитлера), разъясняющих причины объявления войны Америке, проводились параллели между ней и «еврейским» правительством Советов, еврейским характером её капитала, жидобольшевистской направленностью её политики (направленной на поглощение третьих стран), а президент Рузвельт объявлялся евреем. США рисовалась как страна низкой морали, а основным источником благосостояния её граждан являлась игра на бирже.

В 1940-е годы нацисты сняли ряд псевдодокументальных фильмов в попытке изобразить в отрицательных красках евреев и тем самым оправдать «окончательное решение». В частности, в Варшавском гетто было отснято большое количество постановочных киноматериалов (позднее они были обнаружены в архивах, смонтированы и сопровождены комментариями в картине «Неоконченный фильм»). В Терезинском гетто был снят фильм «Фюрер дарит евреям город», несколько раз демонстрировавшийся представителям Красного креста (режиссёр фильма Курт Геррон позднее погиб в лагере смерти).

Пропаганда нацизма 1941-1945 Пропаганда, Политика, Нацизм, Адольф Гитлер, Геббельс, Длиннопост

Во время Второй мировой войны длительную оккупацию больших и разнородных густонаселенных пространств территории врага производила только одна сторона — Германия и её союзники. Именно опыт Германии в этом смысле представляет наибольший интерес. Поскольку к различным территориям, оказавшимся в оккупации, у немцев был разный интерес, соответственно различными были способы управления подвластными странами и применявшиеся пропагандистские приёмы. Так, жители захваченной Скандинавии считались «арийцами», полноценными гражданами Рейха, которые должны принимать активное участие в его делах. Французы считались цивилизованным, но чуждым народом, в котором следовало воспитывать лояльность к оккупантам. С этой целью, например, германский министр пропаганды Йозеф Геббельс позировал перед фотокамерами вместе со звёздами французской культуры

Пропаганда нацизма 1941-1945 Пропаганда, Политика, Нацизм, Адольф Гитлер, Геббельс, Длиннопост
Пропаганда нацизма 1941-1945 Пропаганда, Политика, Нацизм, Адольф Гитлер, Геббельс, Длиннопост

Политика на востоке, в Польше и захваченных районах Советского Союза была иной. Поскольку славяне считались неполноценной расой, то в перспективе предполагалось их уничтожение или онемечивание. В качестве первого шага в этом направлении проводилась работа по уничтожению наиболее сильных национальных культур и разобщению людей. С пропагандистской точки зрения это означало заигрывание с национальными движениями и натравливание граждан друг на друга. С этой целью создавались национальные протоправительственные учреждения (почти полностью безвластные — например, БЦР, Украинский национальный совет, УЦК), национальные воинские формирования (Белорусская краевая оборона, Киевский курень и др.), пропагандистские музеи (см. напр. Музей-архив переходного периода), издавалась националистическая и антисемитская литература, выпускались газеты соответствующего содержания, например, газета «За родину» (Рига) или журнал «Бич» (Минск)[18]. Всего на оккупированной территории СССР немцы издавали почти 300 наименований газет для населения, тиражи многих из них составляли сотни тысяч экземпляров; все они носили явно выраженный пропагандистский характер.

Пропаганда нацизма 1941-1945 Пропаганда, Политика, Нацизм, Адольф Гитлер, Геббельс, Длиннопост
Пропаганда нацизма 1941-1945 Пропаганда, Политика, Нацизм, Адольф Гитлер, Геббельс, Длиннопост
Пропаганда нацизма 1941-1945 Пропаганда, Политика, Нацизм, Адольф Гитлер, Геббельс, Длиннопост

Вместе с тем, немцы пытались создать на оккупированных восточных территориях ощущение, что жизнь продолжается — работали кинотеатры, выходили газеты, проводились культурные мероприятия. Населению внушалось, что грабительская большевистская власть закончилась навсегда, предъявлялись фотомонтажи, на которых германские солдаты позировали якобы в Москве и Ленинграде. Проводилась серьёзная работа по предупреждению поддержки партизанского движения. В пропагандистских материалах партизаны представали ворами и убийцами, сотрудничество с ними каралось смертью. Отдельного упоминания заслуживают пропагандистские кампании, обеспечивавшие переселение жителей оккупированных районов в Германию. Немцы создавали и показывали специальные фильмы, в которых угоняемым обещали райскую жизнь вдалеке от фронта.
Во время осуществления так называемого “Окончательного решения еврейского вопроса” – массового уничтожения европейского еврейства – руководители СС своими действиями в лагерях смерти заставляли жертв Холокоста прибегать к уловкам, необходимым для беспрeпятственного выезда из Германии и оккупированной Европы. Руководство концентрационных лагерей и лагерей смерти заставляло заключенных, многим из которых вскоре предстояло погибнуть в газовых камерах, отправлять открытки родным, сообщая о хорошем обхождении с ними и нормальных условиях жизни. Таким образом лагерное начальство использовало пропаганду для сокрытия свидетельств жестокости и массовых убийств.
До самого конца существования нацистского режима пропаганда эффективно использовалась для призыва немецкого населения поддерживать захватнические войны гитлеровцев. Нацистская пропаганда была также необходима для мотивации тех, кто осуществлял массовые убийства европейских евреев и других жертв нацистского режима. Кроме того пропаганда использовалась для обеспечения молчаливого согласия миллионов других – в качестве сторонних наблюдателей – на совершаемые в расовых целях преследования и убийства.

Пропаганда нацизма 1941-1945 Пропаганда, Политика, Нацизм, Адольф Гитлер, Геббельс, Длиннопост
Пропаганда нацизма 1941-1945 Пропаганда, Политика, Нацизм, Адольф Гитлер, Геббельс, Длиннопост
Пропаганда нацизма 1941-1945 Пропаганда, Политика, Нацизм, Адольф Гитлер, Геббельс, Длиннопост